Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Лекция 3 (2 часа). Программы создания психологической науки

План

1. Многообразие предмета психологии. Предмет психологии как теоретическая проекция.

2. Научно-исследовательская программа как критерий зрелости науки. Содержание научной программы: определение объекта и предмета науки; обозначение проблемного поля; возможные методы решения проблем и прикладных задач.

3. Первые программы психологии:

- «Практическая психология» К. Морица (1792);

- «Экспериментальная психология» В. Вундта (1862);

- «Описательная психология» В. Дильтея (1894).

4. Программы психологии XX века и выработка основных объяснительных принципов:

- принцип детерминизма – идея закономерной связи явлений и событий;

- принцип развития – идея необратимого направленного разворачивания явления во времени;

- принцип системности – идея неаддитивности элементов и целого, идея генетической общности психических явлений.

4. Круг явлений, изучаемых психологией и границы ее горизонта.

Основные понятия

научная программа, принцип детерминизма, принцип развития, принцип системности, психосфера, психоцентрические категории

 

Лекция 4 (2 часа). Ассоциативная психология

План

1. Ассоциация как механизм работы сознания.

Описание ассоциаций в трудах Платона и Аристотеля. Дж. Локк о «неразумности» ассоциаций.

2. Ассоциация как преобладающий и как всеобщий механизм работы сознания в теориях Дж. Беркли и Д. Юма. Стремление к строгому детерминизму в анализе явлений сознания. Становление классического ассоцианизма во второй половине 18 века.

3. Ассоцианизм и объяснительные принципы психики Д. Гартли, Т. Брауна, Дж. Милля. Концепция «ментальной механики» Дж. Милля.



4. Кризис ассоцианизма в середине 19 века.

5. Влияние идей ассоцианизма на психологию 20 века: объяснение законов памяти (Г. Эбингауз), мотивации (З. Фрейд), механизмов обучения (Н.А. Менчинская, П.А. Шеварев и др.).

Основные понятия

ассоциация, типы ассоциаций, ассоциации и мозг, ассоциации и формальная логика, ассоциации и умозаключения, обобщение, генерализация..

Лекция 5 (2 часа). Направления психологии периода ее развития как самостоятельной науки. Экспериментальная психология сознания

План

1. Экспериментальная психология сознания как первая программа естественнонаучной парадигмы в психологии.

2. Психология как наука о «непосредственном опыте» (В. Вундт). Метод интроспекции.

3. Структурная психология сознания В. Вундта и Э.Б. Титченера. Перцепция и апперцепция. Измерения времени реакции. Метод аналитической интроспекции и представления об элементарных ощущениях.

4. Теория актов сознания Ф. Брентано. Вюцбургская психологическая школа и исследования проблемы мышления.

5. «Поток сознания» и функционализм В. Джеймса. Приспособительная функция сознания. Представление о структуре личности в классической психологии сознания. Три компонента эмпирического «Я»: физическое, социальное, духовное. Концепции психологии эмоций, психологии внимания и психологии памяти, предложенные В. Джеймсом.

6. Достоинства и ограничения психологии сознания с точки зрения современной психологии и методологии психологических исследований.

 

Основные понятия

ощущение, элементаризм, элементы сознания, структура, сукцессивное, симультанное физическое Я, социальное Я, духовное Я.

Лекция 6 (2 часа). Гештальтпсихология и проблема целостного анализа психики

План

1. Революция в естествознание на рубеже XIX и XX веков и ее влияние на научное мировоззрение того времени. Возникновение новой методологии научного исследования.

2. Противопоставление гештальт-подхода атомизму структурной психологии. Предмет изучения в гештальтпсихологии и соответствующая феноменология.

3. Работы М. Вертгеймера и их вклад в психологию восприятия Эксперименты В. Келера с приматами по решению двухфазных задач. «Феноменальное поле» как предмет психологического исследования.

4. Исследования мышления в гештальтпсихологии. Идея «психологического рельефа ситуации» К. Дункера.

5. Динамическая психология и теория поля К. Левина. Понятия «валентности» и «квазипотребности», представление о психологических барьерах. Выход гештальтпсихологии в область социально-психологических исследований.

6. Вклад гештальтпсихологии в психологическую науку, ее влияние на современные исследовательские подходы (на примере изучения временной перспективы Ж. Нюттеном

Основные понятия

прегнантность, гештальт закон структуры, психологический рельеф ситуации, инсайт, двухфазная задача, психологическое поле, барьеры.

Лекция 7 (2 часа). Бессознательное как предмет психологии. Психоанализ

План

1. Проявления бессознательного. Вытеснение. Сновидения, оговорки. Психосоматика.

2. Динамические представления о структуре личности в психоанализе З. Фрейда. Структура и виды инстинктов. Уровневое строение личности: Я, Оно, Сверх-Я. Категория бессознательного и методы выявления бессознательных влечений.

3. Стремление к превосходству в индивидуальной психологии А. Адлера. «Чувство общности» и «комплекс неполноценности» как альтернативные варианты целей превосходства. Понятия компенсации и сверхкомпенсации. Архетипы как содержание коллективного бессознательного в теории К.Г. Юнга.

4. Развитие представлений о личности в современном психоанализе. Теория личности К. Хорни. Коренная тревога как источник активности личности.

5. Базовые невротические потребности: в любви, привязанности; во власти; в самостоятельности и др. Гуманистический психоанализ Э. Фромма, проблема истинности бытия.

Основные понятия

предсознательное, бессознательное, Id, Ego, Super-ego, аффективный комплекс, комплекс неполноценности. Компенсация, архетип, невроз, невротические потребности.

Лекция 8. (2 часа). Бихевиоризм: психология как наука о поведении

План

1. Бихевиоризм как исследование поведения. Бихевиоризм и этология. Истоки бихевиоризма исследованиях психики животных.

2. «Законы научения» Э. Торндайка: закон упражнения и закон эффекта. Учение И.П. Павлова об условном рефлексе и теория сочетательного рефлекса В.М. Бехтерева и их влияние на формирование «психологии без сознания».

3. Дж. Уотсон и манифест нового направления в психологии «Психология глазами бихевиориста». Изучение поведения живых существ как адаптация к физической и социальной среде. Создание средств контроля над поведением. «S —> R» как объяснительная схема поведения. Педагогическая программа Дж. Уотсона.

4. Необихевиоризм, понятие «промежуточных переменных». Вероятностный принцип Э. Газри. «Оперантное научение» Б.Ф. Скиннера. «Когнитивная карта» Толмена.

5. Теория социального научения А. Бандуры и Д. Роттера.

Основные понятия

стимул, реакция, поведение, респондентное поведение, оперантное поведение, закон упражнения, закон эффекта, когнитивная карта, реципрокный детерминизм.

 

Лекция 9. (2 часа). Культурно-историческая психология

План

1. Понимание социальной обусловленности психики человека. Социальность как системообразующий фактор психики.

2. Французская социологическая школа Э. Дюркгейма и Л. Леви-Брюля. Принцип социальной детерминации в теории Ж. Пиаже.

3. Принцип культурно-исторической детерминации психики в работах Л.С. Выготского. Представления Л.С. Выготский и А.Р. Лурия о высших психических функциях.

4. Произвольность. Знаковое опосредствование. Представления о взаимодействии идеальной формы и реальной формы психического в онтогенезе. Зона ближайшего развития. Генетико-моделирующий (экспериментально-генетический) метод изучения высших психических функций.

5. Направления развития культурно-исторического подхода в нашей стране (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.) и в западной психологии (Ж. Карпей, М. Коул).

Основные понятия

культурное опосредствование, зона ближайшего развития, реальная форма, идеальная форма, интериоризация генетико-моделирующий метод, развитие..

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.