Практическое занятие 5 (2 часа). Гештальтпсихология и проблема целостного анализа психики Вопросы для обсуждения
1. Дайте краткое определение революции в естествознании на рубеже 19 и 20 веков. В чем состояло ее влияние на научное мировоззрение того времени и методологию научного исследования?
2. Почему ситуация в психологии на рубеже XIX и XX вв. стала называться «открытым кризисом»? Дайте его краткую характеристику по Л. С. Выготскому.
3. В чем главные основания противопоставления гештальтпсихологии и структурной психологии В. Вундта? Что такое принцип изоморфизма в гештальтпсихологии?
4. Опишите основные экспериментальные достижения и открытия, сделанные в работах М. Вертгеймера и В. Келера, а также в исследованиях мышления К. Дункера.
Задания для самостоятельной подготовки
1. Дайте развернутую характеристику основных идей динамической психологии и теории поля К. Левина.
2. В чем состоит различие между решениями проблемы целостности в Австрийской и Берлинской психологических школах?
3. В чем состоит вклад гештальтпсихологии в психологическую науку? В чем проявляется ее влияние на современные исследовательские подходы?
Рекомендуемая дополнительная литература
1. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. – М., 1992. – Т.1.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988 (или более поздние издания).
3.. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
4. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2004.
Электронные учебники по дисциплине и учебные материалы в сети Интернет
1.Крысько В.Г. Психология. Курс лекций. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/krysko2/03.php.
2. Интернет журнал «Науковедение»: http://naukovedenie.ru.
3.Электронный журнал «Психологическая наука и образование»: http://psyedu.ru..
4. Электронный журнал «Психологические исследования»:http://psystudy.ru/.
5. Электронный ресурс: http://www.psychology.ru
Темы докладов и рефератов
Доклады и рефераты не предусмотрены.
Практическое занятие 6 (2 часа). Бессознательное как предмет психологии. Психоанализ
Вопросы для обсуждения
1. Опишите структуру психики по З. Фрейду. На каком основании модели психики, предложенные З. Фрейдом, называют топологической и энергетической?
2. Каковы конкретные методы изучения бессознательного в психоанализе? Приведите известные вам примеры использования таковых.
3. Каково место учения о влечениях в общей системе психоанализа?
4. В чем отличия в трактовке содержания и функции бессознательного в теориях А.Адлера и К.Г. Юнга от исходных представлений фрейдизма?
5. Раскройте основное содержание психоаналитических концепций К. Хорни и Э. Фромма.
Задания для самостоятельной подготовки
Изложите путь З. Фрейда к понятию «бессознательное». Каковы конкретно-исторические предпосылки возникновения этого учения?
Рекомендуемая дополнительная литература
1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005.
2. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
3. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2004.
Электронные учебники по дисциплине и учебные материалы в сети Интернет
1.Крысько В.Г. Психология. Курс лекций. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/krysko2/03.php.
2. Интернет журнал «Науковедение»: http://naukovedenie.ru.
3.Электронный журнал «Психологическая наука и образование»: http://psyedu.ru..
4. Электронный журнал «Психологические исследования»:http://psystudy.ru/.
5. Электронный ресурс: http://www.psychology.ru
Темы докладов и рефератов
Доклады и рефераты не предусмотрены.
Практическое занятие 7 (2 часа). Культурно-историческая психология
Вопросы для обсуждения
1. На каких основаниях культурно-исторический подход получил название неклассической психологии?
2. Чем отличалось понимание Л. С. Выготским социокультурной обусловленности сознания от такового в работах представителей французской социологической школы и произведениях П. Жане?
3. Что такое высшая психическая функция? Каковы ее свойства в соотношении с особенностями натуральных психических функций?
4. Что понимается в научной школе Л.С. Выготского под «интериоризацией» и «знаковым опосредствованием»?
5. Какие идеи культурно-исторического подхода Л. С. Выготского были эмпирически подтверждены в экспериментах А. Н.Леонтьева?
Задания для самостоятельной подготовки
В чем состояло влияние на психологию работ культур-антропологов Э. Дюркгейма, Л. Леви-Брюля, П. Жане?
Рекомендуемая дополнительная литература
Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005.
Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2004.
Электронные учебники по дисциплине и учебные материалы в сети Интернет
1.Крысько В.Г. Психология. Курс лекций. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/krysko2/03.php.
2. Интернет журнал «Науковедение»: http://naukovedenie.ru.
3.Электронный журнал «Психологическая наука и образование»: http://psyedu.ru..
4. Электронный журнал «Психологические исследования»:http://psystudy.ru/.
5. Электронный ресурс: http://www.psychology.ru
Темы докладов и рефератов
Доклады и рефераты не предусмотрены
Практическое занятие 8 (2 часа). Деятельностный подход в отечественной психологии
Вопросы для обсуждения
1. На каких основаниях категория деятельности была введена в психологию? Чем выступает деятельность для психологии: предметом изучения или объяснительным принципом?
2. Что такое постулат непосредственности в психологии и в чем его ограниченность? Как он преодолевается в деятельностном подходе школы А.Н. Леонтьева?
3. По каким критериям выделяются типы, виды и формы человеческой деятельности?
4. На примерах покажите, какие отношения существуют между разными составляющими человеческой деятельности.
5. Опишите структуру деятельности, предложенную А.Н. Леонтьевым. Опишете динамику деятельности и переходы между структурными элементами. Что понимается под «сдвигом мотива на цель»?
Задания для самостоятельной подготовки
Что конкретно дает понимание психики как функционального органа деятельности для решения теоретических и практических задач психологии?
Рекомендуемая дополнительная литература
1. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
2. Леонтьев А. Н. Категория деятельности в психологии // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е. Е. Соколова. – М., 1999. – С. 265 – 280; или по изданию: Леонтьев А. Н. Избр. психол. произв.: В 2 т. – М., 1983. – Т. 2. – С. 136 – 159.
3. Леонтьев А. Н. Основные процессы психической жизни // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. – М., 1999. – С. 281 – 283; или по изданию: Леонтьев А. Н. Философия психологии. - М., 1994.-С. 48-51.
4. Леонтьев А. Н. Развитие высших форм запоминания // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е. Е. Соколова. – М., 1999. – С. 379 – 385.
5. Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М., 2003. – С. 396 – 445, 497 – 559.
6.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2004. – С. 303 – 338.
Электронные учебники по дисциплине и учебные материалы в сети Интернет
1.Крысько В.Г. Психология. Курс лекций. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/krysko2/03.php.
2. Интернет журнал «Науковедение»: http://naukovedenie.ru.
3.Электронный журнал «Психологическая наука и образование»: http://psyedu.ru..
4. Электронный журнал «Психологические исследования»:http://psystudy.ru/.
5. Электронный ресурс: http://www.psychology.ru
Темы докладов и рефератов
Доклады и рефераты не предусмотрены.
|