Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

РАЗДЕЛ 6. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПЕРСОНАЛИЙ (ГЛОССАРИЙ)

Аналитическая интроспекция — особый тип интроспекции, предложенный Э.Б. Титченером. Заключается в строго контролируемом расчленении образа восприятия на его «атомы» – ощущения. Основное правило — не совершать «ошибки стимула». Подвергался критике в ряде психологических направлений, в частности в целостной психологии.

Апперцепция термин, введенный в психологическую науку Г.В. Лейбницем; он понимал под этим словом субъектную активность (выражающуюся, например, в процессе внимания к одним событиям и игнорировании других), без которой невозможно возникновение в сознании сколько-нибудь ясного и отчетливого его содержания. В работах В. Вундта А. означает акт сосредоточения внимания на содержании сознания, которое в результате не просто осознается, а воспринимается при этом ясно и отчетливо. Кроме того, им же это понятие употребляется (наряду с понятием ассоциации) для обозначения связей элементов в сознании. Ассоциация, по В. Вундту, процесс пассивного «сцепления» содержаний сознания друг с другом, А. — процесс их активного объединения.

Ассоциативная психология, ассоцианизм общее название для ряда концепций и школ в психологии, которые считали ассоциацию главным или единственным механизмом работы сознания. В настоящее время как направление не существует, однако разработанное в нем понятие «ассоциация» так или иначе используется в современной психологии, хотя ему уже и не придается столь широкий объяснительный смысл; при этом в ряде школ современной психологии ассоциация понимается не как механическая, а как смысловая связь.

Ассоциация возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т.п.), которая выражается в том, что появление и сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другою. Чем чаще возникает в опыте такая связь, тем прочнее становится А. Явление А. было описано еще Платоном и Аристотелем, однако сам термин «ассоциация» предложил Дж. Локк в XVII в. Он обозначил этим термином довольно редкие и необязательные (случайные) связи между разными «идеями», которые возникают по причине неожиданного (случайного) совпадения во времени и пространстве друг с другом соответствующих им (идеям) событий. Дж. Локк считал эти связи неразумными в отличие от других, разумных, которые устанавливаются в результате специальных действий (операций) разума. Однако впоследствии в ассоциативной психологии А. стала считаться единственным механизмом работы сознания (Д. Гартли, Т. Браун, Дж. С. Милль). В ассоциативной психологии были выделены типы А., различающиеся путями их образования: одни авторы (Д. Юм, Дж. С. Милль) выделяли А. по сходству (голубое — синее), контрасту (черное — белое), по смежности в про­странстве и во времени (случайный испуг ребенка в темной комнате вызывает затем страх темноты), причинно-следственные (Д.Юм): яркая вспышка света — болевое ощущение; другие (Д. Гартли, Дж. С. Милль) сводили все А. к А. по смежности в пространстве и времени, поскольку отрицали какую-либо активность субъекта в образовании А.



Бессознательное(в психоанализе) — содержания психической жизни субъекта, которые не могут быть осознаны без особых усилий с его стороны или без помощи психоаналитика, поскольку осознанию этих содержаний препятствует «цензура». В других школах психологии термин «бессознательное» употребляется как синоним неосознаваемого вообще.

Бихевиоризм (от англ. behaaviour – поведение) – психологическое направление, возникшее в США в начале 1910-х гг., представители которого пытались обосновать отказ от изучения сознания как предмета научной психологии и провозгласить этим предметом поведение. «Манифестом» Б. считается статья его основателя Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913), в которой он представил поведение как совокупность всех внешне наблюдаемых реакций организма на внешние воздействия (стимулы). Единицей анализа поведения выступает простейшая схема «стимул — реакция”»(S —> R). Все психические процессы рассматриваются в Б. исключительно в рамках этой схемы. Б. отказывается от принятого в психологии сознания метода интроспекции во всех его вариантах и предлагает в качестве метода исследования поведения объективное наблюдение и эксперимент. Целью Б. является не только изучение, но и предсказание и изменение поведения.

Валентность свойство отдельных образований (объектов) психологического поля «притягивать» или «отталкивать» от себя субъекта. В. не является характеристикой объектов самих по себе – это «системное качество» отношений «субъект – объект». Один и тот же объект может в зависимости от потребностей субъекта и других условий приобрести разную В. Понятие «валентность» введено в школе К. Левина.

Ведущая деятельность та деятельность в системе разных форм деятельности человека, которая на определенном этапе его онтогенеза играет главную роль в психическом и личностном развитии субъекта. Внутри В.д. также возникают новые формы деятельности, которые могут стать ведущими на последующих этапах онтогенеза. Является главным понятием концепции периодизации психического развития ребенка, разработанной Д. Б. Элькониным.

Влечения общее название движущих сил поведения, использующееся в основном в психоанализе. В соответствии с первоначальным учением З. Фрейда В. подразделяются на две группы: 1) влечения к сохранению себя как индивида (к самосохранению) и 2) влечения к сохранению рода (сексуальные В.). Вторые оказываются для субъекта даже более значимыми, чем первые, поэтому стремление к сексуальной жизни реализуется у многих людей даже в ущерб их В. к самосохранению. Впоследствии З. Фрейд стал говорить также о В. к смерти (понимая под ними стремление приспособить организм к среде наиболее «экономным путем»: «законсервировать» наличное состояние равновесия со средой или – при возможности – возвратиться на предыдущую ступень развития, что может вызывать деструктивные тенденции в поведении человека) и В. к жизни (стремление «усложнить» себе путь к смерти, идя навстречу жизненным проблемам, а не избегая их). Энергия В. к смерти лежит в основе защитных механизмов личности.

Внимание процессы избирательного (селективного) сосредоточения субъекта на конкретном предмете деятельности. В. решает главным образом задачи ориентировки субъекта в настоящем, текущем опыте (под опытом может пониматься опыт как познавательной, так и практической деятельности).

Внутренняя и внешняя деятельности — формы деятельности человека, отличающиеся характером своего осуществления. Под внешней деятельностью обычно имеются в виду различные формы предметно-практической деятельности (например, забивание молотком гвоздя, манипуляция игрушками у маленького ребенка и т.п.), где происходит взаимодействие субъекта с четко представленным для внешнего наблюдения объектом. Внутренняя деятельность – это скрытая от прямого наблюдения деятельность субъекта с образами объектов (например, теоретическая деятельность ученого по решению какой-либо задачи, работа актера над ролью, протекающая в форме внутренних обдумываний и переживаний и т. п.). В соответствии с идеями деятельностного подхода внутренняя деятельность в целом является производной от внешней и имеет аналогичную структуру. Не следует отождествлять внутреннюю деятельность с психической деятельностью.

Воображение — совокупность процессов, решающих задачи прогнозирования субъектом будущего результата его деятельности, оперирования полученными ранее образами и другими единицами психического мира с целью изменения представлений субъекта о мире и – в конечном счете – изменения мира как такового. В., главным образом, обеспечивает возможность ориентации субъекта в будущем и построение проектов будущей его деятельности.

Высшие психические функции (ВПФ) центральное понятие в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. ВПФ – специфически человеческие (социальные по происхождению) психические процессы, возникшие на основе натуральных (природных) психических функций благодаря процессам опосредствования психологическими орудиями (знаковыми системами). Высшие формы психической жизни отличаются от низших произвольным характером их регуляции (например, человек ставит перед собой задачу запомнить и запоминает то, что нужно, благодаря использованию специальных средств – «узелков на память» и т.д., в то время как при «натуральном» запоминании человеку может непроизвольно запомниться то, чего он не ставил себе целью запомнить).

Вытеснение перевод психического содержания из сознательного и предсознательного в бессознательное. Один из распространенных защитных механизмов личности, поскольку вытесненное в бессознательное воспоминание личности, например о неблаговидном поступке, перестает осознаваться субъектом и тем самым этот поступок кажется субъекту не имевшим места в реальности.

Гештальт (от нем. Gestalt — структурированное целое, форма) основное понятие гештальтпсихологии, использовавшееся также другими школами психологии. Термин «гештальт» обозначает целостные образования сознания, а также соответствующие (изоморфные) им физиологические структуры.

Гештальтпсихология психологическая школа, существовавшая с начала 10-х гг. до середины 30-х гг. XX в. Основные представители – М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коффка. Г. разработали один из вариантов целостного подхода к изучению сознания, которое понималось как динамическое целое, «поле», все точки которого взаимодействуют друг с другом. Единицами анализа сознания в Г. назывались гештальты. Придерживалась принципа изоморфизма (вариант параллелизма) в решении психофизиологической проблемы.

Гуманистическая психология направление в психологии, возникшее на рубеже 50-х и 60-х гг. XX в. в США. Основные представители – К. Роджерс, А. Маслоу, Ш. Бюлер, Г. Олпорт. Предметом исследований и практической работы в Г. п. является целостный человек, рассматриваемый как уникальная и неповторимая личность, имеющая собственную программу развития, способная к самоактуализации (осуществлению своих потенций, способностей и талантов и пр.). В практической работе Г.п. придерживается принципов безоценочного принятия другого человека, глубокого эмоционального контакта с ним с целью актуализации его творческих потенций и подведения его к самостоятельному решению жизненных проблем.

Детерминизм один из важнейших принципов научного познания вообще и психологического познания в частности, который заключается в требовании рассматривать изучаемое явление в системе связей с другими с целью выявить ту или иную форму их обусловленности различными факторами. Не следует отождествлять Д. с одной его разновидностью – причинным Д., т.е. с требованием выделять совокупность факторов, которые предшествуют во времени данному событию и обусловливают его. Существуют и другие формы Д. (целевой, функциональный, системный и т.п.).

Деятельностный подход в психологии обозначение взглядов представителей различных школ главным образом в отечественной психологии, которые считают категорию «деятельность» исходной в изучении и объяснении психических явлений. К созданию Д. п. причастны крупнейшие отечественные психологи С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и другие. Обычно выделяют Д. п. в варианте школы С.Л. Рубинштейна и в варианте школы А.Н. Леонтьева. С точки зрения последней, психика исходно неотделима от деятельности, поскольку является ее функциональным органом.

Деятельность (в психологии) — в широком смысле слова – система различных форм реализации отношений человека к миру, в результате которых отдельные объекты этого мира выделяются субъектом как предметы его направленной активности, изменяются или преобразовываются им (это задача исполнительной части, или функции, Д.) и отражаются на смысловом уровне (это задача ориентировочной части, или функции, Д.). Обе функции на ранних генетических этапах развития Д. неотделимы друг от друга, тогда как на более высоких этапах развития Д. они могут обособляться друг от друга и в нормальных условиях ориентировка субъекта в мире «забегает вперед» исполнения. В узком смысле Д. называется отдельная «единица жизни», побуждаемая конкретным мотивом, или предметом потребности субъекта (А.Н. Леонтьев).

Душа (в психологии) — первое научное обобщение в истории психологии, исторически первый предмет научно-психологического познания, гипотетический субъект психической активности индивида и его физиологических процессов. Впервые с научной доказательностью о Д. как носителе психических и физиологических процессов заговорили античные философы, которые, однако, весьма по-разному определяли ее сущность. Со времен Декарта Д. стал называться субъект только психических процессов (некоторые философы сужали эти последние до сознательных), тогда как физиологические процессы стали считаться отправлениями тела, а не Д. В настоящее время понятие «душа» используется и научной психологии чаще как метафора (поскольку, с точки зрения современных психологов, носителем психических процессов является субъект деятельности), хотя многие психологи иногда обращаются к этому понятию с целью подчеркнуть духовные устремления человека (к нравственным ценностям, идеалам и пр.).

Задача цель, данная в определенных условиях; по А.Н. Леонтьеву, является критерием выделения в структуре деятельности операций.

Защитные механизмы личности термин, введенный в психоанализе для обозначения используемых Я способов согласования между собой противоречивых требований всех противостоящих ему сил (Оно, Сверх-Я и реальности) не за счет их действительного удовлетворения, а за счет специфической субъективной работы, приводящей к уходу от этих требований. По современным данным, существует более 20 разных 3. м. л.

Знак (в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского) — средство, выработанное человечеством в процессах общения людей друг с другом, представляющее собой инструмент воздействия, с одной стороны, на другого человека, а с другой – на самого себя. Может иметь внешнюю (исходную) форму своего существования и внутреннюю (возникшую в результате интериоризации внешнего З. во «внутренний план»). Ребенок усваивает З. и способы их употребления только в совместной деятельности со взрослым.

Значение — по Л.С. Выготскому, единица сознания, представляющая собой обобщенное отражение наиболее существенных свойств мира. Системы З. являются системообразующим фактором образа мира человека. По А.Н. Леонтьеву, в З. представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой. Таким образом, З. представляет собой в процессуальном плане совокупность операций обобщения, а в результативном – обобщенное представление о предметах окружающего мира и самом себе. Исходно З. задается человеку в виде надындивидуальных форм, которые он должен превратить в индивидуальные в процессе обучения. В школе А.Н. Леонтьева выделяют операциональные, предметные, словесные и ролевые З.

Идиографический («описывающий особенное») подход — термин, предложенный представителем Фрейбургской (Баденской) школы неокантианства немецким философом В. Виндельбандом в 1894 г. для обозначения методологии исторических наук. В. Виндельбанд считал, что (в отличие от естествознания) исторические науки – это науки о единичных, конкретных и неповторимых событиях, которые имели место лишь однажды, поэтому в них должны преобладать идиографические (описательные) методы.

Измерение система процедур получения числовых (количественных) характеристик изучаемых в психологии явлений и процессов, позволяющая перейти от простого описания явлений к выявлению количественных связей между ними и тем самым установлению их законов.

Изоморфизм принцип объяснения в гештальтпсихологии структурированности сознания как «феноменального поля» тождественными им по структуре (т.е. изоморфными) физиологическими процессами.

Индивид понятие, обозначающее первую стадию (форму) становления человека в онтогенезе. И. как целостность — прежде всего продукт биологической (органической) эволюции, однако поскольку с самого начала И. попадает в социокулыурные условия, постольку развитие человека как И. лишь в абстракции может быть отделено от становления социального индивида и личности.

Инсайтвнезапное «усмотрение» отношений между элементами проблемной ситуации при решении задач, мгновенное нахождение принципа (общего способа) решения.

Интериоризация термин, буквально переводимый как «переход внешнего во внутреннее». Был введен в психологию для объяснения возникновения «внутренних» регуляторов поведения и психической деятельности. У различных авторов И. понималась по-разному. Так, по П. Жане, И. подлежат отношения между людьми: например, приказ запомнить что-либо отдается одним человеком другому (один приказывает, другой исполняет), затем приказ – запомнить что-либо – отдает человек сам себе. По Л.С. Выготскому, одновременно с этим в онтогенезе происходит процесс И. (вращивания) знаковых средств как психологических орудий, с помощью которых человек овладевает своими психическими процессами. В школе А.Н. Леонтьева И. рассматривается как процесс превращения внешних форм деятельности во внутренние.

Интроспекция (от лат. introspecto – смотрю внутрь) — особый тип самонаблюдения, который предполагает фиксацию своих внутренних состояний, переживаний либо в процессе их осуществления, либо сразу после этого. Как особый – субъективный – метод изучения явлений сознания использовалась в интроспективной психологии. В истории психологии было представлено несколько вариантов И.: аналитическая И. Э.Б. Титченера, метод внутреннего восприятия Ф. Брентано, метод систематической И. (Вюрцбургская школа), метод феноменологического самонаблюдения (гештальтпсихология).

Квази-потребность— ситуативно возникающая потребность в выполнении действия. Термин ввел К. Левин. Он рассматривал К.-п. как динамическую систему, заряженную энергией, требующей разрядки.

Когнитивная (от англ. cognition – познание) карта гипотетическая промежуточная переменная, предположение о наличии которой сделал Э.Ч. Толмен, наблюдая поведение крысы в знакомом ей лабиринте при условии изменения пути к пище.

Когнитивная психология большое интернациональное психологическое направление, возникшее на рубеже 50 – 60-х гг. XX в., в настоящее время переживающее период своего бурного и динамического развития. В центре внимания К. п. находятся прежде всего познавательные процессы, в свое время «изгнанные» классическим бихевиоризмом из психологических исследований. При этом они понимаются прежде всего как процессы получения, переработки и хранения информации.

Концепция системной динамической локализации психических функций в головном мозге концепция, предложенная А.Р. Лурия, диалектически снимающая противоречия между «узким локализационизмом» и «антилокализационизмом». Согласно данной концепции, при осуществлении психической деятельности мозг работает как единое целое, но не однородное, а системно организованное: при осуществлении субъектом конкретной задачи каждый раз оказываются задействованными разные участки коры его головного мозга. При этом чем более сложна психическая функция, тем «шире» локализована она в структурах мозга. Отдельные элементы данной системы могут (до известных пределов) заменять друг друга при решении одной и той же задачи. При этом мозговая локализация изменяется в онтогенезе.

Культура— созданная человечеством «вторая природа» (материальные и духовные предметы, совокупность всех видов человеческой деятельности, обычаев, верований и т.п.). К. фиксирует в опредмеченной форме приобретения человечества в процессе его общественного развития и является способом трансляции их от поколения к поколению.

Личность — термин, имеющий в современной психологической литературе три основных значения. В широком смысле слова Л. – это человек с момента его рождения (самая распространенная точка зрения в современной психологии). При таком, расширительном толковании Л. особенности телосложения индивида, его темперамент считаются его личностными особенностями. В более узком смысле Л. называется индивид на определенном этапе его развития, когда появляется внутренняя.

Номотетический (законополагающий) подход термин, предложенный представителем Фрейбургской (Баденской) школы неокантианства немецким философом В. Виндельбандом в 1894 г. для обозначения методологии естественных наук. Он считал, что все естественные науки идут в изучении объектов от частного к общему и пытаются отыскать общие законы изучаемых явлений.

Ноумен философская категория для обозначения сущности вещи, которая, хотя и проявляется в феноменах, не сводима к ним и познается иным – опосредствованным – образом и требует рациональных способов ее осмысления.

Образ мира результат ориентировочной (психической) деятельности субъекта, на основе которого субъект регулирует свою деятельность. Сознательный образ мира содержит в качестве составляющих чувственную ткань, биодинамическую ткань, значения и смыслы.

Обусловливание использовавшийся в бихевиоризме термин для обозначения приобретения нейтральным стимулом способности вызывать реакцию, которую изначально вызывал лишь безусловный стимул.

Общая психология фундаментальная отрасль психологии, решающая проблемы определения объекта и предмета психологии, методологии психологической науки, включая принципы психологического познания, занимающаяся разработкой системы психологических категорий, выявлением наиболее общих законов нормального и аномального развития психики человека и животных. По мнению Л.С. Выготского, О. п. выступает «философией психологии», выполняющей (наряду с историей психологии) функцию научно-психологической рефлексии.

Объект то, на что направлена деятельность (в том числе познавательная) субъекта. В результате этой деятельности О. перестает быть нейтральным для субъекта и становится предметом его деятельности. Объектом науки называется фрагмент объективной реальности, изучаемой разными науками – каждой со своей стороны.

Объективация — форма поведения, которая, согласно Д.Н. Узнадзе, характеризуется активным и сознательным обследованием человеком ситуации для возможного изменения его поведения, когда уровень установок не срабатывает из-за изменения условий или по другим причинам.

Объяснительная психология тип психологии как науки, которой В. Дильтей противопоставлял создаваемую им описательную психологию. Для О.п. характерны ориентация на идеалы естествознания и номотетический подход к изучаемым явлениям.

Онометафорическое обозначение З. Фрейдом самой нижней (глубинной) подструктуры личности, содержание которой бессознательно. О. содержит в себе безудержные влечения. Подчиняется принципу удовольствия и конфликтует с другими инстанциями личности — Я и Сверх-Я.

Операциональные значения — обобщенное отражение действительности, неотделимое от структуры внешне-практического действия, с помощью которого оно формируется. Предшествуют по времени своего возникновения в онтогенезе вербальным значениям. Появляются уже на первом году жизни ребенка.

Операция способ осуществления действия в определенных конкретных условиях; критерием ее выделения является задача.

Описательная психология второй тип психологии как науки, который призывал создать немецкий философ и психолог В. Дильтей в качестве дополнения к уже существующей объяснительной психологии. В качестве своего предмета О. п. имеет целостную душевную жизнь, в том числе в ее высших проявлениях, недоступных экспериментальному изучению. Методы такой науки – описание и понимание душевной жизни человека в ее целостности, уникальности и смысловой связи с ценностями культуры. Для нее характерен идиографический подход, как и для других наук о духе, например истории, которая являет собой науку о единичных, конкретных и неповторимых событиях, имевших место лишь однажды.

Опосредствованиепроцесс использования стимулов-средств как психологических орудий, обеспечивающих овладение субъектом психическими процессами, что приводит к более эффективным результатам. Имеет несколько стадий своего развития.

Опредмечивание переход идеи (замысла) в свойство предмета благодаря деятельности с ним субъекта, его умений, способностей, взглядов на мир и т.п.

Ориентировка (ориентировочная деятельность) одна из динамических составляющих деятельности, ее функциональный орган, главными задачами которой является построение субъектом образа мира и регуляция на его основе деятельности.

Ошибка стимула термин, использовавшийся в структурализме Э.Б. Титченера для обозначения установки «наивного испытуемого», который вместо требуемого структурализмом описания и поэлементного анализа состояний сознания описывает предмет (стимул), который эти состояния вызывает. Так, при виде лампы субъект говорит «вижу лампу» вместо того, чтобы говорить «красное», «светлое» и т.п.

Поле метафорическое обозначение сознания в различных школах интроспективной психологии. Так, В. Вундт выделял П. сознания и П. ясного сознания (П. внимания); последнее имеет меньший объем. В классической гештальтпсихологии стали говорить о целостности феноменального П. сознания, расчленяющегося «здесь и теперь» определенным образом, которому изоморфны соответствующие физиологические гештальты. К. Левин ввел в данное П. новое – мотивационное – измерение, включая в условия структурирования квази-потребность субъекта.

Постулат непосредственности методологическая установка классической интроспективной психологии и бихевиоризма, согласно которой как только происходит воздействие на рецепторные аппараты субъекта, так тут же возникает непосредственный и однозначный ответ на данное раздражение в виде объективных и субъективных явлений. Радикальный отказ от П. н. происходит в деятельностном подходе в психологии.

Поток сознания метафора, предложенная В. Джемсом для обозначения непрерывного течения процессов сознания.

Потребность — 1) внутреннее условие, одна из обязательных предпосылок деятельности, которая сама но себе не способна вызвать направленную деятельность, а как психически представленная «нужда» вызывает лишь ориентировочную деятельность, нацеленную на поиск предмета, способного избавить субъекта от состояния нужды, 2) то, что направляет и регулирует конкретную деятельность субъекта в предметой среде после встречи его с предметом – мотивом деятельности (т.е. после опредмечивания П.). Первая стадия развития П. часто обозначается в деятельностном подходе как «потребностное состояние».

Предмет некоторая целостность, выделенная благодаря деятельности и познанию субъекта из мира объектов. Предметом науки называется та сторона (свойство, функция и пр.) объекта науки, которая изучается именно данной конкретной наукой.

Предсознательное термин, использующийся в психоанализе для обозначения содержаний психической жизни, которые в данный момент не осознаваемы, но могут быть осознаны без особых усилий со стороны субъекта.

Проекция один из защитных механизмов личности. Поскольку человек не приемлет предосудительные с точки зрения норм морали влечения, он бессознательно приписывает эти последние другим. Механизм П. лежит в основе проективных методов исследования личности.

Произвольная и волевая регуляция деятельности способность человека управлять своими психическими процессами и деятельностью при достижении поставленных им целей. Важнейшим средством произвольной регуляции человеком своей деятельности, овладения им своими психическими процессами является использование психологических орудий (знаков). Волевая регуляция как высшая форма произвольной регуляции предполагает также способность включать поставленную цель в систему значимых для субъекта ценностей, что приводит к ее переосмыслению и появлению у нее дополнительной побудительной силы.

Промежуточные переменные — факторы, которые в поведении животных и человека опосредствуют влияние стимула на реакцию и тем самым приводят к усложненному рисунку поведения. Одной из обнаруженных (в работах Э.Ч. Толмена) П. п. является «когнитивная карта».

Психика, психическая деятельность — одно из центральных понятий психологической науки, обозначающее систему процессов и результатов смыслового отражения субъектом мира в процессе его освоения посредством различных форм деятельности. Имеет две ипостаси (грани) — психика-процесс и психика-образ. Первый исходно неотделим от предметной деятельности, поскольку является ее ориентировочной функцией; второй представляет собой «след» этого процесса, свернутый процесс, его «симультанный слепок». В генетическом плане П. как процесс является первичным образованием, а П. как образ — вторичным, тогда как в функциональном плане образ предшествует актуально разворачивающейся на его основе деятельности.

Психология (от древнегреч. psycheп — душа, logos — разумное слово, наука) — наука о психике как функциональном органе деятельности, выполняющем функции ориентировки субъекта в мире и регуляции деятельности в нем на основе построенного в результате ориентировки образа этого мира.

Психология акта психологическая концепция австрийского философа и психолога Ф. Брентано. Считая душу субстанциональным носителем психических процессов, он призывал к эмпирическому изучению духовных актов как проявлений души, а не содержаний сознания как таковых (последние, по Ф. Брентано, – результат духовных актов). Разделяя общую интроспективную установку на сознательность всех психических процессов, он предложил свой вариант интроспективного метода их изучения – метод «внутреннего восприятия» духовных актов в их единстве. Все акты Ф. Брентано разделял на три группы: акты представления (точнее – «представливания»: слово «представление» означает фактически уже результат), без них невозможны акты других типов; акты суждения (признания истинности или ложности объекта); акты «чувствования» (в них, говорил Брентано, мы относимся к объекту как добру или злу).

Психофизическая проблема проблема места психических явлений во всеобщей взаимосвязи явлений материального (физического) мира. Поставлена как научная проблема французским философом Р. Декартом. Имеет разные варианты своего решения (психофизическое взаимодействие, психофизический параллелизм, психофизическое единство).

Психофизический параллелизм — вариант решения психофизической и психофизиологической проблем, который допускает наличие двух разных по своей природе реальностей – физической и психической, тем не менее взаимно однозначно связанных друг с другом так, что событие в одной из них находит свой одновременно возникающий эквивалент в другой. Вместе с тем из двух параллельно существующих реальностей в материалистическом варианте П. п. «главной» считается физическая (физиологическая) – психическое есть «тень» физических процессов, в идеалистическом варианте – в известном смысле наоборот (физическое – «тень» психического). Изоморфизм, которого придерживалась гештальт-психология, – одна из форм решения указанных проблем с позиций параллелизма.

Психофизическое взаимодействие вариант решения психофизической проблемы как взаимодействия двух независимых друг от друга субстанций – душевной и телесной. В духе психофизического взаимодействия решал психофизическую проблему поставивший ее Р. Декарт.

Психофизическое единство – вариант решения психофизической проблемы, согласно которому психическое и физическое (и – более узко – физиологическое) являются двумя сторонами одной и той же реальности. Так решали психофизическую и соответственно психофизиологическую проблемы Б. Спиноза, И.М. Сеченов, представители деятельностного подхода в психологии.

Распредмечивание присвоение «зафиксированных» в предмете значений и смыслов деятельности создавшего его человека другим человеком в процессе использования данного предмета. На ранних стадиях онтогенеза Р. ребенком соответствующих свойств предмета возможно лишь в совместной деятельности со взрослым, носителем способов Р.

Редукционизм — неправомерное сведение закономерностей одной реальности к закономерностям другой. В психологии наиболее распространен физиологический Р. – попытка объяснить психические процессы законами, например, высшей нервной деятельности и в конечном счете свести психологию как науку к физиологии. Однако существуют и другие виды Р. – социологический и философский. Последний имеет место в том случае, когда психолог, оперируя философскими категориями, пытается отыскать в них загадки конкретных психических процессов.

Рефлексия термин, предложенный Дж. Локком для обозначения особого типа познания собственной психической деятельности субъекта, заключающегося в непосредственном видении (структуры) этой деятельности в целом. Данный термин используется также для обозначения познания системой, обладающей самосознанием, самой себя (например, наука часто определяется как система с Р.). Рефлексивную функцию в психологической науке призваны выполнять в основном общая психология и история психологии.

Самоактуализация способность личности реализовать свой творческий потенциал, не подчиняясь давлению извне, стремясь к постоянному развитию своей личности, усвоению новых знаний без боязни признаться в собственных ошибках и т.п. Одно из главных понятий концепции А. Маслоу, представителя гуманистической психологии.

Сверх-Я согласно З. Фрейду, высшая инстанция в структуре личности, выполняющая роль внутреннего цензора, совести и идеала. Представляет собой складывающуюся под влиянием воспитания систему моральных и культурных норм, принятых в данном обществе и усвоенных личностью.

Сенсуализм стремление вывести все «высшие» содержания сознания (в том числе понятия как единицы мышления) из образований сенсорной природы, т.е. ощущений. Не допускает в сознании никаких несенсорных содержаний.

Системное строение сознания — по Л.С. Выготскому, на разных стадиях онтогенетического развития психики человека возникают качественно отличные друг от друга специфические системы взаимосвязей психических функций. Системное развитие сознания определяется его смысловым строением – развитием речи.

Структурализм направление интроспективной психологии сознания, созданной последователем В. Вундта Э.Б. Титченером, для которого были характерны крайний элементаризм и сенсуализм.

Субъект — носитель деятельности и познания. В онтогенезе человек последовательно проходит три стадии (формы) становления субъектности: стадию индивида («природного» С.), стадию социального С. и стадию культурного С. Естественно, что при этом качественно изменяются формы его деятельности и ориентировки в мире.

Трехаспектный подход к анализу научного творчества






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.