Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Научно-методическая новизна пособия

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ФИЛОСОФИЯ

Обязательного модуля «Философия»

Для специальности 1-89 01 01 Туризм и гостеприимство

 

Составитель: И.А.Черкасов, кандидат философских наук, доцент

Рассмотрено и утверждено на заседании НМС университета

___ _____________ 20____, протокол № ___

 

 

Минск 2015

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………3.

2. УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «ФИЛОСОФИЯ»

2.1. ФИЛОСОФИЯ Типовая учебная программа по обязательному модулю для учреждений высшего образования

2.2 Учебная программа по учебной дисциплине Философия обязательного с «Философия» для специальности 1-89 01 01 Туризм и гостеприимство…………………………………………………………………….8.

3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

3.1Тезисы лекций………………………………………………………………….14.

 

4. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ……………………………………………….167

4.1. Планы семинарских занятий по философии …………………………….167

4.2. Практические рекомендации к семинарским занятиям по философии…172

4.3. Перечень тем рефератов(в том числе, выполняемых в рамках самостоятельной управляемой работы студентов) …………173

4.4 Перечень тем для самостоятельной управляемой работы студентов….179

4.5Темы философских сочинений и рефератов, предназначенных для изучения и выполнения в рамках управляемой самостоятельной работы………………..182

 

5. РАЗДЕЛ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ…………………………………………186

5.1 Критерии оценки знаний студентов по обязательному модулю «Философия» для специальности 1-89 01 01 Туризм и гостеприимство……………………..186

5.2 Программные требования к экзамену по дисциплине «Философия» обязательного модуля «Философия»…………………………………………..189



5.3 КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ “ФИЛОСОФИЯ”……….191

6. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………219

6.1СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ» ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ «ФИЛОСОФИЯ»…………………………….220

6.2 КРАТКИЙ ФИЛОСОФСКО - ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ....229

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Научно-методическая новизна пособия

Необходимость разработки предлагаемого учебно-методического комплекса, по мнению авторов, продиктована жизнью, новыми требованиями к преподаванию философии среди которых хотелось бы выделить принцип компетентностного подхода,определяющий систему требований к организации образовательного процесса, направленных на усиление его практикоориентированности, повышение роли самостоятельной работы студентов по разрешению задач и ситуаций, моделирующих социально-профессиональные проблемы, формирование у выпускников способности действовать в изменяющихся жизненных условиях.

В современном обществе, в мировых тенденциях развития высшего профессионального образования, науки социально-гуманитарного цикла завоевывают все более приоритетное место в системе подготовки специалистов. И это вполне оправдано.

Профессиональное знание решает проблему специальности – «кем быть», т.е. формирует знания, умения и навыки профессиональной квалификации. А социально-гуманитарное знание, помимо профессии, помогает решить проблему «каким быть», т.е. воспитывает интеллигента и гражданина – Личность. Личность духовно богатую, душевно щедрую, творческую, способную не только принимать самостоятельные решения в сложные профессиональных и жизненных ситуациях, но и нести ответственность за совершенные и совершаемые поступки.

В гуманитарной подготовке современного специалиста философия играет ведущую роль. Она аккумулирует и конкретизирует те сущностные, общие направления, которые характеризуют современное мировое социально-гуманитарное высшее образование – органическое единство рационального классического содержания с постклассическими ценностями и нововведениями.

Для дисциплин социально-гуманитарного цикла и, прежде всего, философии характерна неразрывная связь информационно-содержательного аспекта с нормативно-ценностным, личностным.

Разрабатывая систему знаний о человеке, природной и социокультурной действительности, рассматривая мир в его целостности, в его глубинных основаниях и сущностных характеристиках, философия стремится рациональными средствами, в категориальных моделях, создать предельно обобщенную картину мира и место человека в нем.

Философия – это своеобразная гуманитарная экспертиза разнообразных способов теоретической и практической самореализации человека. Она помогает ему осознать смысл существования и постичь свою собственную сущность. Именно философия способствует решению проблемы «как надлежащим образом занять свое место в мире, и правильно понять, каким надо быть, чтобы быть человеком»[1].

Специфика философского знания заключается и в том, что оно рассматривает мир и человека не изолировано друг от друга, а во взаимодействии, через призму отношения человека к миру, как бытие «очеловеченного» мира. Философия – это своеобразный диалог, это вечное вопрошание и, в то же время, это попытка дать ответ на возникшую потребность понять, объяснить и поступить наилучшим образом в той или иной ситуации, выработать стратегию на будущее.

Философия воспитывает интеллект, развивает эрудицию, приобщает к мировой культуре, развивает навыки самостоятельного мыслительного поиска, учит культуре мышления, т.е. учит мыслить на диалектическом уровне.

Особенностью учебного курса «Философия» является то, что как сама философия, так и самостоятельный путь, ведущий в храм мудрости – это не только вечное вопрошание, но и рефлексия (критический анализ) над основополагающими проблемами бытия и познания.

Важнейшим способом постижения философии является изучение ее в социокультурной динамике, в историческом развитии, т.е. через саморазвертывание в культуре.

Одним из основных методологических принципов изложения, изучения философии как учебного предмета является единство исторического и логического. В частности, становление и эволюция основных философских концепций, понятий и принципов исследуется в связи с логикой развития духовной культуры человечества. История и теория предмета рассматриваются во взаимосвязи.

Подобное соединение рационально-философского и социокультурного аспектов важно как для усвоения студентами собственно философской проблематики так и для повышения их общей эрудиции, адекватного понимания ими содержательного своеобразия различных социокультурных традиций.

Ведущим методологическим принципом построения учебного курса «Философия» является единство логико-гносеологи­ческого, структурно-содержательного и научно-методического подходов при оценке научного материала, вводимого в учебный курс (своеобразная проекция педагогического на научное) т.е. учебный предмет – это педагогическое изложение науки.

Учебный предмет «Философия» обязательного модуля «Философия» призван заложить основы философской подготовки специалистов с высшим образованием в различных направлениях человеческого знания. Эти основы предполагают, прежде всего, освоение мировой классической философской традиции.

В результате освоения курса «Философия» студент должен знать:

· основные проблемы философии и сущность важнейших философских учений;

· ключевые идеи и категории философского анализа;

· основные подходы к философской интерпретации бытия;

· фундаментальные компоненты философской теории человека;

· базовые ценности современной культуры;

· философско-мировоззренческие основания человеческой деятельности (в том числе профессиональной);

· основные характеристики познавательной деятельности, важнейшие философские методы и регулятивы научного исследования;

· основные концепции функционирования и развития общества;

· смысл и содержание глобальных проблем современности, основные стратегии и перспективы их разрешения.

Операциональныефилософские компетенции студента предполагают, что он должен уметь:

· формулировать и аргументировать основные идеи и ценности своего мировоззрения;

· применять философские идеи и категории в ходе анализа социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций;

· характеризовать ведущие философские идеи современной научной картины мира, транслировать и популяризировать их;

· уметь обосновывать различные версии ответов на фундаментальные вопросы о смысле человеческого бытия;

· осуществлять осмысленный ценностный выбор, формулировать и аргументировать аксиологические регулятивы своей жизни и профессиональной деятельности;

· определять смысл, цели, задачи и гуманистические параметры своей общественной и профессиональной деятельности.

Одной из важнейших задач обучения специалистов в области туризма и гостеприимства философии является не только ориентация на освоение ими мировой классической философской традиции, но и формирование у них творческого отношения к философскому наследию, развитие навыков самостоятельного мыслительного поиска, рассмотрение философских проблем как с позиций их классической, так и постклассической интерпретации.

Настоящий учебно-методический комплекс ориентирован на реализацию вышеобозначенных задач. Он разработан в соответствии с основными требованиями государственного образовательного стандарта и скоррелирован с учебной программой курса «Философия» для высших учебных заведений Республики Беларусь[2]. В то же время в учебно-методическом комплексе учтены специфика профессиональных интересов студентов института туризма БГУФК

Учебно-методический комплекс имеет универсальный характер и предназначен в первую очередь для использования студентами, не специализирующимися в области философии, а изучающих ее как одну из обязательных дисциплин гуманитарного цикла.Данный учебно-методический комплекс ставит своей целью оказание помощи студентам как дневной, так и заочной форм получения высшего образования в самостоятельном освоении основ учебного курса по философии. Предлагаемые учебно-методические материалы призваны содействовать более успешному осмыслению лекционного курса, окажут существенную помощь в подготовке к семинарским занятиям, к зачету и экзамену, в самостоятельной работе.

В структуре УМК (учебно-методический комплекс) выделяются следующие составные части:

пояснительная записка;

учебные программы по учебной дисциплине;

теоретический раздел;

практический раздел;

раздел контроля знаний;

вспомогательный раздел.

 

Поскольку «Программа» основной документ, который определяет содержание учебно-воспитательного процесса по философии, логико-гносеологическую, структурно-содержатель­ную модель курса «Философия», все последующие части-компоненты УМК, раскрывающие и конкретизирующие эту модель, формируются в соответствии с этой программой.

Теоретический раздел.

В этой части, с позиций предметной определенности, структурно-содержательной четкости и обоснованности, системности, излагаются основные содержательные характеристики проблемного поля философии как учебной дисциплины обязательного модуля «Философия».

Определяются основные понятия и категории, специфицируется становление и развитие мировой философии в ее основные проекциях и традициях.

Эта часть представлена в виде тезисов лекций, предусмотренных учебной программой. Концептуально-логические особенности философского знания анализируются в его исторической и системно-теоретической интерпретации.

При разработке учебно-методического комплекса авторский коллектив опирался на опыт преподавания философии в различных ВУЗАХ Республики Беларусь, а также учитывал, творчески осмысливая и анализируя изданную учебную и учебно-методическую литературу. При работе над УМК использованы материалы учебников и учебно-методических пособий Ермаковой Е.Е., Зеленкова А.И., Лазарева Ф.В., Лукашевича В.К., Спиркина А.Г., Трифоновой М.К. и др.

2Практический раздел УМК по дисциплине обязательный модуль «Философия» содержит материалы для проведения семинарских занятий в соответствии c учебной программой для специальности 1-89 01 01 Туризм и гостеприимство, практические рекомендации к семинарским занятиям по философии, вспомогательные материалы к каждой теме семинарского занятия, тематика рефератов и докладов, список основной и дополнительной литературы.

3. Раздел контроля знаний УМК по учебной дисциплине обязательный модуль «Философия» содержит материалы текущей и итоговой аттестации (перечень программных требований к экзамену, набор тестов), позволяющих определить соответствие результатов учебной деятельности обучающихся требованиям образовательных стандартов высшего образования и учебно-программной документации образовательных программ высшего образования.

4. Вспомогательный раздел УМК по учебной дисциплине обязательный модуль «Философия» содержит элементы учебно-программной и учебно-методической документации, перечень учебных изданий и информационно-аналитических материалов, рекомендуемых для изучения учебной дисциплины; Краткий философско-терминологический словарь, методические рекомендации по выполнению заданий в рамках управляемой самостоятельной работы (темы); список рекомендуемой литературы по главам; тематику рефератов.

Используя данный комплекс, студенты как дневной, так и заочной формы обучения имеют возможность самостоятельного, углубленного изучения наиболее важных вопросов по каждой проблеме учебной дисциплины «философия» обязательного модуля «Философия».

УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.