Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Третий вопрос. Цели и задачи преподавания философии в высших учебных заведениях Республики Беларусь.

Одним из основных методологических принципов изложения, изучения философии как учебного предмета является единство исторического и логического. В частности, становление и эволюция основных философских концепций, понятий и принципов исследуется в связи с логикой развития духовной культуры человечества. История и теория предмета рассматриваются во взаимосвязи.

Подобное соединение рационально-философского и социокультурного аспектов важно как для усвоения студентами собственно философской проблематики так и для повышения их общей эрудиции, адекватного понимания ими содержательного своеобразия различных социокультурных традиций.

Ведущим методологическим принципом построения учебного курса «Философия» является единство логико-гносеологи­ческого, структурно-содержательного и научно-методического подходов при оценке научного материала, вводимого в учебный курс (своеобразная проекция педагогического на научное) т.е. учебный предмет – это педагогическое изложение науки.

Учебный предмет «Философия» обязательного модуля «Философия» призван заложить основы философской подготовки специалистов с высшим образованием в различных направлениях человеческого знания. Эти основы предполагают, прежде всего, освоение мировой классической философской традиции.

В результате освоения курса «Философия» студент должен знать:

· основные проблемы философии и сущность важнейших философских учений;

· ключевые идеи и категории философского анализа;

· основные подходы к философской интерпретации бытия;

· фундаментальные компоненты философской теории человека;



· базовые ценности современной культуры;

· философско-мировоззренческие основания человеческой деятельности (в том числе профессиональной);

· основные характеристики познавательной деятельности, важнейшие философские методы и регулятивы научного исследования;

· основные концепции функционирования и развития общества;

· смысл и содержание глобальных проблем современности, основные стратегии и перспективы их разрешения.

Операциональныефилософские компетенции студента предполагают, что он должен уметь:

· формулировать и аргументировать основные идеи и ценности своего мировоззрения;

· применять философские идеи и категории в ходе анализа социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций;

· характеризовать ведущие философские идеи современной научной картины мира, транслировать и популяризировать их;

· уметь обосновывать различные версии ответов на фундаментальные вопросы о смысле человеческого бытия;

· осуществлять осмысленный ценностный выбор, формулировать и аргументировать аксиологические регулятивы своей жизни и профессиональной деятельности;

· определять смысл, цели, задачи и гуманистические параметры своей общественной и профессиональной деятельности.

Одной из важнейших задач обучения специалистов в области туризма и гостеприимства философии является не только ориентация на освоение ими мировой классической философской традиции, но и формирование у них творческого отношения к философскому наследию, развитие навыков самостоятельного мыслительного поиска, рассмотрение философских проблем как с позиций их классической, так и постклассической интерпретации.

Изучение философии, как и других социально-гуманитарных дисциплин, ориентировано на освоение студентами основ мировой и отечественной мировоззренческой мысли, формирование у них творческого отношения к обществоведческому наследию, развитие самостоятельного продуктивного мышления. В этой связи особое значение имеет изучение динамики философского знания в широком историко-культурном контексте, философское осмысление современных социальных реалий, взаимосвязи всех сторон жизни общества и человека. Особенно тесно философия связана с психологией и педагогикой.

На всех этапах развития педагогика, как и психология, выступает в качестве практического воплощения определенных философско-мировоззренческих идей в сфере образования. Философия разрабатывает общую теоретическую картину взаимосвязи человека и мира, раскрывает глубинные основания культуры. Педагогика вместе с психологией указывают пути освоения образующейся личностью содержания культуры, необходимого для вхождения в самостоятельную жизнь и плодотворной самореализации. Философия изначально имеет образовательную направленность; в свою очередь, педагогика и психология по существу пронизаны философскими идеями о человеке и его единстве с окружающим миром. Поэтому обязательный модуль «Философия» включает две обязательные дисциплины: «Философия» и «Основы психологии и педагогики».

Философия как учебная дисциплина занимает особое место в системе социально-гуманитарного образования, являясь его концептуальной основой. Во взаимосвязи с другими социально-гуманитарными дисциплинами она вносит весомый вклад в развитие мировоззрения будущего специалиста, способствует становлению его активной гражданской позиции, помогает ему адекватно оценивать особенности и процессы развития современного общества. Философское знание предлагает человеку интегральное видение мира, помогает овладеть системным мышлением, преодолеть фрагментарность обыденного сознания. Философия рассматривает мир через призму подлинно человеческого отношения к нему, закладывает основы гуманистического миропонимания. Она способствует самоопределению человека в мире, конструктивному решению наиболее важных смысложизненных вопросов, выработке эффективной жизненной стратегии. По своей природе философия всегда инновационна и критична: с одной стороны, она дисциплинирует мышление человека, с другой, – придает ему дополнительные «степени свободы», помогает организовать интеллектуальный творческий поиск.

Философские учения и идеи получают конкретизирующее развитие и применение в психолого-педагогической науке и практике. Актуальность изучения на первой ступени высшего образования студентами непедагогических специальностей учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» обусловлена универсальностью психолого-педагогических знаний и умений, которая проявляется в широком их применении в социально-профессиональной деятельности. Комплексное изучение студентами человеческих возможностей, освоение способов развития творческого потенциала личности, воспитания (самовоспитания), социальной коммуникации и управления, эффективных моделей и технологий познания и образования, самообразования и акмеологического роста обеспечит успешное решение выпускниками учреждений высшего образования многих социально-личностных и профессиональных задач. К ним относятся: организация совместной деятельности, сотрудничества, продуктивного общения людей; предупреждение и разрешение конфликтов; обучение и повышение квалификации персонала; решение социально-воспитательных задач в трудовом коллективе; управление коллективом; стимулирование и обеспечение собственного личностно-профессионального роста в течение всей жизни, развитие творческого потенциала, становление карьеры и формирование своего делового имиджа; организация семейной жизни, осуществление гуманистического воспитания детей в семье, их полноценного развития.

Философия – это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее проявлениях.

ЛИТЕРАТУРА:

Учебники и учебные пособия

1. Вишневский, М.И. Философия: учеб. пособие / М.И. Вишневский. – Минск, 2008.

2. История философии: учебник / Ч.С.Кирвель [и др.]; под ред. Ч.С.Кирвеля. – Минск, 2001.

3. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н. Калмыков. – Минск, 2006.

4. Основы философии: от классики к современности. учеб. пособие. – М., 1998.

5. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней / Дж. Реале, Д.Антисери // Сочинения: в 4 т. – СПб., 1994–1997.

6. Философия: учеб. для высш. учеб. заведений / отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов на/Д., 1999.

7. Философия: учеб. пособие / В.К.Лукашевич [и др.]; под общ. ред. В.К. Лукашевича. – Минск, 2001.

8. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин [и др.]; / под общ. ред. Я.С.Яскевич. – Минск, 2007.

9. Философия: учеб.-метод. комплекс / А.И.Зеленков [и др.]; под ред. А.И. Зеленкова. – Минск, 2003.

10. Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю.Сидориной.– 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.

11. Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2001.

12. Философия: учебник для высш. учеб. заведений / под ред. Ю.А.Харина. – Минск, 2007.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.