Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Философия средневековья и эпохи Возрождения

 

Соотношение веры и разума – основная проблема философии в эпоху Средневековья. Патристика и схоластика.

Средневековая философия относится к V-XV вв. В истории средневековой философии принято различать три традиции: христианская философия, арабская философия и еврейская философия.

Выделяются три основных этапа средневековой христианской философии:

1. Апологетика (от греч. apologeomai – защищаю). Со второй половины II в. начинается деятельность апологетов – убежденно-страстных защитников христианства, подвергавшихся жестоким гонениям властей и насмешкам нехристианским философов. К представителям апологетики относится Тертуллиан Карфагенский.

2. Патристика (от лат. patres – отцы). В это время христианское вероучение шлифует свои догматы на так называемых Вселенских соборах – съездах высшего духовенства и поместных церквей. Все церковные писатели, которые принимали в этом участие, назывались отцами церкви, в первую очередь ее вероучения. К представителям патристики относят Аврелия Августина.

3. Схоластика (от лат. schola – школа). Свое название этот этап получил из-за того, что в школах того времени учитель, читавший лекции по теологии, назывался схоластом. Этот этап ставил своей целью рациональное обоснование и систематическую теоретизацию христианского учения. Представители: Фома Аквинский.

Специфические черты средневековой философии:

1. Тесная связь философии и религии (иудаизмом, христианством, исламом). Эта взаимосвязь определяла статус, роль, специфику философских проблем, выбор способ их решения.

2. Теоцентризм (от греч. theos – Бог, лат. centrum – средоточие): все основные понятия средневековой философии связаны с идеей Бога и определяются через эту идею.



3. Проблемное поле: проблема доказательства существования Бога, проблема соотношения религии и философии, соотношения веры и знания, тема любви, проблема смысла истории и человеческой жизни.

Одной из ключевых проблем средневековой философии была проблема соотношения философии и религии, разума и веры. Каждый из этапов развития средневековой философии по-своему решал эту проблему.

Согласно Тертуллиану Карфагенскому, вера и разум абсолютно не совместимы друг с другом – можно верить в утверждения бессмысленные (абсурдные) с точки зрения разума: «Верую, ибо абсурдно».

Аврелий Августин в своей философии попытался совместить разум и веру, отдавая приоритет вере, религии: «Верь, чтобы понимать». То есть, чтобы понять религиозные истины, нужно сначала поверить в них. Таким образом, знание, по Августину, начинается с веры.

Фома Аквинский – представитель схоластики – выдвинул концепцию «гармонии веры и разума». Вера и разум обладают одинаковым статусом и автономностью по отношению друг к другу. В проблемном поле между ними царит гармония, так как обе изучают Бога и то, что он создает. Если же вера и обладает приоритетом, то только в отношении основных христианских истин.

Основные идеи средневековой философии:

1. Креационизм (лат. creatio – творение) – идея сотворения мира Богом из ничего.

2. Провиденциализм (лат. providentia – провидение) – идея того, что все в истории предрешено волей Бога.

3. Эсхатологизм (греч. eschatos – последний, logos – учение) – религиозная идея о наступлении конца истории, мира и человека.

 

Основные философские идеи в культуре Возрождения (Франческо Петрарка, Пико делла Мирандола, Николай Кузанский).

Эпоха Возрождения (или Ренессанса – от лат. renaissanceвозрождение) ознаменовала переход от средневековья к Новому времени. Приблизительные хронологические границы этой эпохи – 14-16 вв. В становлении и развитии философии эпохи возрождения выделяют три периода, названные по главенствующим тенденциям философской мысли каждого хронологического периода:

1. Гуманистический период. В это время впервые складывается гуманизм как мировоззрение и как самостоятельное течение общественной мысли. У истоков гуманизма стояли Д. Алигьери, Фр. Петрарка, Э. Роттердамский, Т. Мор.

2. Неоплатонический период. В это время разрабатывается идея философии неоплатонизма о тождестве человека, природы и космоса. Наиболее яркие представители: Джованни пико дела Мирандола, Николай Кузанский.

3. Натуралистический период представлен Леонардо да Винчи, Николаем Коперником, Джордано Бруно, Галилео Галилеем и др. В это время разрабатываются вопросы, связанные с устройством и функционированием Вселенной.

Характерные особенности философии эпохи Возрождения:

1. Возрождение интереса к античной культуре в целом и к античной философии в частности (аристотелизма, платонизма, эпикуризма, стоицизма, скептицизма). Само понятие Ренессанс (с лат. – возрождение) впервые употребил Джорджо Вазари в книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550) применительно к истории искусства. Впоследствии смысл понятия «Возрождение» был расширен и под ним стал пониматься исторический период между Средними веками и Новым временем.

2. В это время возникают и попытки возродить истинное христианство первоначального «апостольского» периода, которое строилось на простых и понятных принципах, и было близким мирской жизни каждого человека. Обращение к новозаветному учению способствовало и то, что Священное Писание стало противоречить догматам католического вероучения, которое было непонятно большинству верующих и даже низшему слою духовенства. Идеи изменения церкви и ее учения проявились в движении под названием Реформация, которое привело к возникновению новой протестантской церкви (лютеранство, кальвинизм, англиканство).

3. Философия эпохи Возрождения связана с развитием естественных наук, основанных на идеях наблюдения, эксперимента и опыта; с развитием промышленности, торговли, мореплавания, великими географическими открытиями, с развитием книгопечатания.

4. Проблемное поле философии эпохи возрождения включало в себя следующие проблемы – положение человека в мире, его назначение, достоинство, принципы нравственности и т.п.

Основные идеи философии Возрождения:

1. Гуманизм (от лат. humanitas – человечность) – это философское учение, согласно которому человек признается высшей ценностью, отстаивается земное предназначение человека, его право на счастье, гармоничное развитие, на проявление творческих способностей, на свободу. Гуманизм акцентирует внимание не только на внутреннем мире индивида, но и на красоте человеческого тела, выдвигает учение о самосохранении, культ наслаждения и пользы.

2. Антропоцентризм. Центральным звеном во Вселенной объявляется человек, так как он одновременно относится и к миру божественному, и к миру земному. В результате такого срединного положения человек получает возможность выбора своего места в мире, способность творческого самоопределения. Отношение к человеку как к творцу самого себя порождает и иное отношение к искусству, которое и рассматривается как выражение творческих потенций человека. Именно здесь человек уподобляется богу и творит.

3. Пантеизм (pan – все, tneos – бог) – это учение, отрицающее божественное творение, отождествляющее Бога и природу, обожествляющее природу и человека.

Тема 2./2 Философия Нового времени; философия эпохи просвещения; Немецкая классическая философия;

Вопросы:

1. Философия XVII века.

2. Философия эпохи Просвещения.

3. Немецкая классическая философия.

4. Марксизм и неомарксизм.

 

1. Философия XVII века.

Западноевропейская философия XVII века. Эмпиризм и рационализм.

 

XVII век – век великих философских систем, век механической картины мира и классического рационализма. Этот этап развития западноевропейской философии получил название новоевропейской философией. Ее представители - Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Дж. Локк, Т.Гоббс.

Основные характеристики новоевропейской философии:

1. В XVII в.с возникновением в Европе первых научных сообществ, академий и научных журналовпоявляется наука в собственном смысле слова и благодаря успехам классической механики складывается первая научная картина мира (механистическая), которая становится господствующей в объяснении природы, общества, государства и человека. Устройство Вселенной, человеческое общество, человеческое тело рассматривались по аналогии с устройством часового механизма.

2. В XVII в. осуществляется переход от цивилизации традиционного типа, основанной на развитии сельского хозяйства, к техногенной цивилизации, основанной на развитии науки и техники.

3. Если Античная философия целью познания истины считала эстетическое наслаждение от созерцания гармонии мира, а средневековая традиция видели целью познания обретение спасения, то в XVII в. подчеркивается практический смысл познания: знания необходимо для изменения мира в соответствии с желаниями и стремлениями человека.

4. Ориентация на практическую эффективность и полезность знания в новоевропейской философии была реализована в двух вариантах – в эмпиризме и в рационализме, конкурентная борьба между которыми во многом определила проблемное поле философии XVI-XVII вв. Таким образом, проблемное поле новоевропейской философии – это вопросы природы познания, его источников, закономерностей и структуры.

Эмпиризм(от греч. empeiria – опыт) – направление в гносеологии, признающее опыт (получение информации с помощью органов чувств в искусственно созданных условиях) источником знаний и утверждающие, что все знания должны основываться на опыте. Представителем эмпиризма в новоевропейской философии был Ф.Бэкона (1561–1625).

В работе «Новый органон» Бэкон пытается сформулировать правильный метод исследования природы. Он считал, что познание осуществляется преимущественно с помощью органов чувств. Но ощущения и восприятия могут нас обманывать, следовательно, их надо проверять посредством эксперимента, который корректирует данные органов чувств. Полученная в опыте и проверенная в эксперименте информация должна обобщается до уровня общих положений и теорий. В этом суть эмпирико-индуктивного метода Ф.Бэкона.

С эмпиризмом тесно взаимосвязан сенсуализм. Сенсуализм(от лат. sensus – чувство, ощущение) – направление в гносеологии, признающее ощущения единственным источником и средством достижения истины. Сенсуалистами были Гоббс и Локк.

Рационализм(от лат. ratio – разум, мышление) – направление в гносеологии, признающее разум в качестве главной формы и источника познания. Представителем рационализма в новоевропейской философии был Р.Декарт (1596 – 1650), Спиноза, Лейбниц.

В работе «Рассуждение о методе» Декарт сформулировал правила своего рационально-дедуктивного метода:

– принимать за истину то, что не подлежит сомнению;

делить каждую проблему на столько частей, сколько нужно для быстрого ее решения;

– решать проблемы, начиная с наиболее простых и общих, постепенно восходя к наиболее сложным (дедуктивный способ движения ума);

Учение о методе тесно связано с принципом «радикального сомнения». С целью найти истину, Декарт принимает решение усомниться во всех положениях философии, науки, здравого смысла, даже в существовании вещей внешнего мира и т.д. Согласно Декарту, в чем невозможно усомниться, то является безусловно достоверным и очевидным. Например, мир можно представить несуществующим, если вообразить, что наша жизнь есть долгое сновидение. Можно усомниться также в бытии Бога. А вот наше “Я”, считает Декарт, нельзя подвергнуть сомнению, так как сомнение в собственном существовании доказывает наличие сомнения, а значит и сомневающегося Я: «Я мыслю, следовательно, я существую» (Сogito ergo sum!). Опираясь на это положение, Декарт далее выводит истинности внешнего мира, других людей и Бога.

 

2. Философия эпохи Просвещения.

Философия эпохи Просвещения: специфика и характерные черты XVIII века.

Под эпохой Просвещения принято понимать культурно-идеологическое и философское движение общественной мысли, связанное с утверждением капиталистических отношений. Термин «просвещение» впервые употребили Вольтер (1696 – 1778) и Гердер (1774 – 1803).

И.Кант оценивал этот исторический этап, как необходимую историческую эпоху развития человечества, сущность которой в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса.

Характерными чертами эпохи Просвещения являются:

1. Рационализм: представление о разумности и естественной упорядоченности мира, наличие в нем внутренней логики и гармонии, убеждение в способности разума постичь этот мир и устроить его на разумных началах.

2. Демократизм: необходимость приобщения к культуре и знанию широких слоев общества.

3. Вера в прогресс человечества.

4. Критика религии с позиций деизма.

Деизмрелигиозно-философское учение, согласно которому Бог, сотворив наш мир, не принимает более участия в его судьбе, не вмешивается в закономерное течение событий.

Природа существует и развивается в полной независимости от Бога. Причем Бог не опекает не только природный мир, но и человека в нем. И наука, и философия, говоря о мудром устройстве мира, доказывают тем самым существование Бога, в которого не нужно слепо верить. Темная же и забитая масса нуждается в традиционной религии, как нравственной уздеВольтер (Франсуа Мари Аруэ)(1694 – 1778) –философ, один из главных идеологов Просвещения во Франции.Основной труд – «Философские письма» утверждал: «Если бы Бога не было, его нужно было бы придумать. Бог, вознаграждающий и наказывающий, полезен для человеческого рода».

Лозунг Просвещения – культура для народа. Главная задача – воспитание и образование, приобщение к знанию всех.

В строгом смысле слова Просвещение впервые оформляется во Франции – стране, где основные его черты проявились с наибольшей четкостью и радикальностью.

У истоков французского Просвещения стояли Вольтер, Монтескье, Ж.Мелье. Передовые взгляды французских философов-просветителей в значительной мере определили содержание просветительской мысли в целом, – оказав заметное влияние на последующее развитие философии.

Деизм противостоит теизму согласно которому - Бог предопределяет будущее мира, поддерживает связь с человеком, пантеизму – Бог и мир тождественны и атеизму – отрицающему наличие Бога.

С сер. XVIII в. на путь Просвещения вступила Германия – Гердер, Шиллер, И.Кант, – подготовив почву для Немецкой Классической Философии.

 

3. Немецкая классическая философия.

Классическая немецкая философия как всемирно-исторический и культурный феномен.

 

– Этап в развитии немецкой и западноевропейской философской мысли с се­редины XVIII до первой трети XIX в., представленный именами И.Канта, И.Фихте, Ф.Шеллинга, Г.Гегеля, Л.Фейербаха получил название Немецкая Классическая Философия. Впервые это определение было использовано в работе Ф.Энгельса «Немецкая Классическая Философия», Немецкая Классическая Философия – это целая эпоха в развитии западноевропейской культуры и философии, впитавшая в себя потенциал всей западноевропейской метафизики от Платона до Гегеля. Немецкая Классическая Философия выступает и как итог всей предшествующей философской традиции и как тот исток, с которого берет свое начало современная западная философия последней трети XIX и XX в., т.к. именно ее методологические установки определили облик большинства основных направлений, школ и течений неклассического и постклассического стиля философствования. Немецкая классическая философия продемонстрировала нацеленность на создание целостной диалектической концепции развития. Для нее характерно также наличие ряда общих подходов к объяснению социально-исторической проблематики – обоснование исторической закономерности, принципов свободы и гуманизма.

При всем разнообразии идей и концепций для Немецкой Классической Философии характерны ряд существенных принципов:

1. Единство в понимании роли философии в обществе: философия призвана осуществлять критический анализ по отношению ко всем сферам человеческой жизни.

2. Формирование нового облика философии: философия была представлена в виде взаимосвязанных дисциплин, основные положения которых были отражены с помощью системы предельно общих понятий и категорий.

3. Создание впервые в истории целостной теории развития, обоснование исторической закономерности, принципов свободы и гуманизма.

4. Проблемное поле Немецкой Классической Философии главным образом включает в себя гносеологические проблемы: почему человек может познавать мир, каковы виды и закономерности познания.

Немецкая Классическая Философия обогатила человеческую мысль значительными достижениями и оказала колоссальное воздействие на развитие новейшей философии и всей духовной культуры XX – XXI вв.

Немецкая Классическая Философия представляет собой последнее завершающее звено в развитии философской классики, рациональной новоевропейской философии. Распад гегелевской школы философской классики, критическое переосмысление, рефлексия на ней привели к появлению неклассической философии.

Немецкая Классическая Философия начинает с творчества Иммануила Канта (1724 – 1804). В философии Канта выделяют два периода:

Первый из них – «докритический» – охватывает время с 1746 до конца 1760-х. В центре философских интересов Канта этого времени вопросы философии природы и особенно космологии – происхождение и развитие солнечной системы, история Земли, перспективы ее развития и т.д. Сочинения этого периода (главным из них является «Всеобщая естественная история и теория неба», 1755) пронизаны гносеологическим оптимизмом, уверенностью в способность постигнуть то, что обычно представлялось недоступным познанию.

- Второй - «критический»: философия Канта этого времени состоит из трех основных частей: гносеологии, этики и эстетики. Каждой из трех частей соответствует одна из трех фундаментальных работ Канта – «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Данный период называется критическим, потому что во всех своих сочинениях Кант выдвигает следующее требование: каждое философское исследование надо начинать с критического исследования познавательных способностей человека и их границ. Поэтому философия данного периода у Канта начинается с гносеологии, с теории познания.

Понятие критики в системе Канта обозначает: 1) точное выяснение познавательной способности, к которой обращается философия и другие отрасли знания; 2) исследование границ, дальше которых в силу устройства нашего сознания разум не способен действовать. Метод проверки этой способности и есть критический метод, или, как его называет сам Кант, трансцендентальный. Суть его не в познании предметов и их свойств, а в исследовании самого познания и его видов – априорных (внеопытных или доопытных) условий возможности познания. Этой проблематике посвящена главная работа Канта – «Критика чистого разума», в которой он и развивает свою концепцию научного знания.

Всякое знание начинается с опыта и передается органами чувств. Воздействуя на нас, вещи не только дают нам многообразие ощущений – то, что составляет содержание познания, но од­новременно пробуждают нашу внутреннюю активность, которая и придает знанию организованный, оформленный характер. Эта независимая от всякого опыта познавательная активность и делает возможным познание опыта, придает ему всеобщий и необходимый достоверный характер.

Личный вклад Канта в развитие немецкой философии заключается в следующем: 1. Кант впервые в истории философии обосновал творческий, конструктивный характер человеческого познания, мышления и деятельности, показав, что сами предметы в процессе человеческой деятельности вынуждены сообразовываться с человеческим познанием и его результатами, а не наоборот. Кант гносеологически обосновал человеческую свободу, доказав, что человек в принципе способен производить новое – и в теоретической, и практической деятельности. Чисто теоретическая проблема о возможности нового знания оказалась проникнута у Канта глубоко гуманистическим пафосом. 2. Кант впервые четко обозначил проблему границ и условий человеческого познания, решительно поколебав притязания науки на универсальное знание и универсальные цели. Эта тенденция получит затем мощный импульс к развитию в различных философских системах ХХ в. (философия жизни, феноменология, экзистенциализм и др.). 3. Идеи Канта стали генератором для последующего развития философской мысли пытавшейся преодолеть половинчатость глубоко противоречивого, дуалистического учения этого мыслителя об источниках познания.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770 – 1831) – немецкий философ, создатель философской системы, являющейся одной из последних всеобъемлющих систем классического новоевропейского рационализма классической философии. Гегель разработал теорию диалектики на основе объективного идеализма. Главной категорией философии Гегеля является Абсолютный дух. Абсолютный дух выступает в виде бытия, источника мирового процесса, начала, давшего импульс к возникновению и развитию мира. Цель Абсолютного духа – самопознание, в процессе которого он проходит три этапа развития:

1. Абсолютный дух в виде мышления (предмет изучения логики);

2. Абсолютный дух в виде явлений природы (предмет изучения натурфилософии);

3. Абсолютный дух в истории и культуре человечества (предмет изучения философии духа).

Таким образом, все, согласно Гегелю, находится в процессе развития, следовательно, нельзя понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии. Развитие движется не по кругу, а поступательно, от низших форм к высшим (об этом говорит «закон отрицания отрицания»). При этом процессе количественные изменения заставляют явление переходить в новое качественное состояние («закон перехода количественных изменений в качественные»). Источником развития выступают противоречия («закон единства и борьбы противоположностей»).

Завершает эпоху Немецкой Классической Философии творчество Людвига Андреаса Фейербаха (1804 – 1872). Основную задачу своей философии Фейербах видит в критике христианской религии, перерастающую в критику философии Гегеля как теоретического обоснования религии. Он утверждает - нет никакого бога и Абсолютного духа, а есть бесконечная материальная природа, порождением которой является человек. Поэтому, центральной проблемой философии, согласно Фейербаху, должен быть человек как телесное, природное существо. Вследствие такого смещения акцента с природы на человека материализм Фейербаха принято называть антропологическим материализмом.

Фейербах анализирует механизм возникновения религиозных взглядов. Источник религии лежит в страхе и бессилии человека перед природой, что и порождает в его сознании религиозные образы. В результате Бог как творение человеческой фантазии превращается в сознании людей в творца, от которого зависит человек. Согласно Фейербаху, необходимо не устранить традиционные религиозные верования, но изменить их содержание. Основой подлинной религии, по Фейербаху, должна быть не любовь человека к богу, а любовь человека к человеку. А так как наиболее интенсивно это чувство проявляется в половой любви, то любовь мужчины к женщине и наоборот является, по Фейербаху, истинным религиозным служением.

 

 

Неклассическая философия.

Под неклассической философией принято понимать совокупность разрозненных философских течений, возникших в Западной Европе в 19 ст. вне пределов немецкой классической философии. Более широкое толкование этого понятия включает такжеНовейшую и современную философию XIX–XXI вв.

Многообразные течения неклассической философии объединяет отказ от рациональной метафизики, от понятия философии как высшей науки. Неклассическая философия знаменовала собой большее внимание к человеку, попытку увидеть его во всей сложности его многогранной натуры. В этом состоит ее гуманистическое содержание.

В XIX в. начинается развитие трёх ведущих направлений современной философии: 1) марксизма, ставящего философию на службу революционному преобразованию мира и построению коммунистического общества (К. Маркс); 2) позитивизма, сводящего философию к анализу или синтезу конкретно-научного знания, т. е. отводящего ей роль “служанки науки” (О. Конт);

3) иррационализма как “метафизики воли” и “философии жизни”, (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше). Рационализм и классические направления сохраняются, принимая модернизированную форму, но уже не господствуют (неокантианство, неогегельянство, неотомизм). На рубеже XIX–XX вв. возникают ведущие течения философии XX в. – феноменология (Э. Гуссерль) и аналитическая философия (Г. Фреге, Б. Рассел).

 

4. Марксизм и неомарксизм.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.