Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Четвертый вопрос Диалектика как теория развития.

 

Исследование закономерностей развития, построение теории развития осуществляется в рамках философского учения диалектики.

Термин "диалектика" (от греч. - искусство вести беседу, спор) имеет различные смысловые оттенки. Впервые его применил Сократ, имея в виду искусство диалога, направленное на достижение истины путем столкновения различных мнений. Платон рассматривал диалектику как процесс разделения понятий на виды и связывание их в более общие понятия, "роды".

В античной и средневековой философии слово «диалектика» было близким по смыслу слову «логика» и означало искусство доказательства и опровержения, умение отличать истинное отложного.

В новоевропейской философской мысли это понятие наполняется новыми смыслами. Так, Гегель впервые трактует диалектику как универсальный метод мышления, базирующийся на идеях развития и противоречивости бытия. По его мнению, диалектика противоположна метафизике,которая игнорировала идеи развития. Подобное противопоставление диалектики и метафизики было развито К.Марксом и Ф.Энгельсом. При этом Гегель, а затем Маркс и Энгельс рассматривали диалектику не только в качестве метода познания, но и как всеобщую теорию развития.

Таким образом, диалектикаесть философское учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принципах развития и взаимосвязи.

Принципы развития и взаимосвязи составляют фундамент философской теории диалектики.

К основным принципам диалектики относятся принцип развития (любое явление в мире подвержено качественным изменениям) и принцип взаимосвязи(любое явление в мире взаимосвязано с другими явлениями, влияя, в свою очередь, на них).

К основнымзаконам диалектикиотносят:

1. Закон единства и борьбы противоположностей, утверждающий, что источником развития явлений служат их внутренние противоречия.

2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, раскрывающий механизм развития.

3. Закон отрицания отрицаний, говорящий о том, что направлением развития является движение вперед, к новым качествам, с повторением на новой основе ряда прежних качеств.

К неосновным законам (категориям) диалектики относятся:

1. Закон единичного и общего: всякое общее реализуется в единичных свойствах и связях развивающегося явления.

2. Закон необходимости и случайности: необходимость проявляется в развитии явления через случайности.

3. Закон содержания и формы: содержание явления определяет форму его развития.

4. Закон причины и следствия: свойства и связи развивающегося явления есть следствие определенных причин.

5. Закон возможности и действительности: развитие явление есть превращение присущих ему возможностей в новую действительность с новыми возможностями.

6. Закон сущности и явления: в свойствах и связях развивающегося явления раскрывается его сущность.

7. Закон части и целого: развивающееся явление есть целостное взаимодействие своих частей.

Основными категориями диалектики являются:

– сущность и явление;

– содержание и форма;

– необходимость и случайность;

– причина и следствие;

– возможность и действительность.

Именно эти категории отражают наиболее существенные связи и отношения объективной реальности и познания. Данные категории являются пределом обобщения понятий человеческого мышления.

 

Пятый вопрос. Понятие природы в философии и науке.

Понятием природа в широком смысле слова определяется все сущее во всем многообразии его проявления. Предметом философского анализа является именно это значение природы, которое совпадает по содержанию с такими понятиями как Вселенная, Космос, материя.

В узком смысле понятиеприрода заключает в себе совокупность естественных условий существования человека и человечества, в противоположность искусственной среде, созданной уже силами самого человека (т.е.культуре). В этом случае акцентируется внимание на отличии природы и общества, природы и культуры, иногда говорится об их противоположности.

В другом случае, природа в узком смысле слова понимается как совокупность объектов изучения естествознания. Объектами изучения конкретных наук выступают те или иные сферы природы. Природа здесь выступает как объект изучения конкретных наук.

В древности предпонятием того, что теперь определяется как «природа» служил «фюсис», термин, имеющий целый ряд значений: органическое произрастание, рост и выросшее в процессе этого роста, процесс рассматриваемый в целом и т.п.

В Новое время природа обозначается латинским термином natura, который используется в таких смыслах как «мир», «Вселенная» и др. С этого периода преобладающим смыслом понятия природы становится ее статус как объекта естествознания.

Современное понятие природы включает все первоначальные многочисленные смыслы и оттенки. В зависимости от контекста мы понимаем под природой то все сущее, то естественную или искусственную среду обитания человека, то внутреннюю сущность вещей.

Современные модели отношения человека к природе являются отражением их философского осмысления, что и нашло отражение в названии учений об этом. Выделяют три основные модели отношения человека к природе.

Мифологическая модель.На ранних этапах истории человек не осознавал себя в качестве особого феномена природы, а считал себя лишь одним из многих ее проявлений. В это время человек мог использовать лишь естественные объекты природы, ее дары. В целом этот период можно определить как период господства природы над человеком.

В античном обществе господствовала идея гармонии человека и природы. Природа в этом случае выступала абсолютным эталоном для следования и подражания.

Совершенно иное отношение к природе наблюдается у человека средневековья. Человек здесь выступает в двух ипостасях: естественной и божественной. Духовное и телесное – сущности различных миров. Телесная оболочка души, равно как и все земное рано или поздно разрушается, умирает, гибнет. Духовное же, напротив, вечно. Поэтому природа обесценивается в глазах человека данной эпохи. В противоположность античности фундаментом для отношения человека к природе в средние века выступала не гармония, а обособление. Среди творений Бога именно человек, а не природа, занимает привилегированное положение и смысл человеческого бытия в возвышении над ней. Именно Бог поставил человека «возделывать и хранить» (Быт.2,15) вверенную ему природу, поскольку она «сама для себя недостаточна, постольку у нее постоянно должен быть господин. Природа трактуется как книга («книга мира»), которую нужно прочесть. Ключом же к прочтению выступает другая книга – Библия.

В целом христианская картина мира с ее религиозной интерпретацией проблемы социокультурного взаимодействия занимает промежуточное место между мифологическим и научно-техническим отношением человека к природе.

Эпоха Возрождения возвращает человека к естественному мироощущению, меняет само отношение человека к природе: он пытается ее подчинить. Новый интерес к природе вызвал и интерес к природоведению, а географические путешествия расширили знания человека о растительном и животном мире. В социальных и культурных условиях Возрождения человек формируется на идеалах гуманизма и индивидуализма. Гуманистами создавался культ природы, тела и чувственности, признавалась изначальная мудрость природы, ее доброта и святость. Пассивное смирение здесь уступает место творческой активности, утверждающей ценность индивидуального бытия, достоинство личности, ее свободу. В то же время созидание не отождествлялось с такими действиями человека, как овладевание и переделывание, ибо даже самые великие деятели Возрождения ощущали ограниченность человеческого существа, его беспомощность в преобразовании природы. Человек рассматривался скорее как привилегированный имитатор природы.

В конечном итоге, социально-исторические условия Ренессанса, активизация торговли, становление мануфактурного производства, технические изобретения породили ряд потребностей, удовлетворение которых требовало исследований земной природы, непосредственно связанной с человеком. В полной мере это получило развитие в новом типе отношений человека к природе.

Научно-техническая модель отношения человека к природе. В Новое время природа понималась как огромный механизм, гигантская система вещественно-материальных тел.

Противопоставленность субъекта и объекта, их независимость в процессе познания, а также вера в силы Разума способствовали укоренению в сознании новоевропейского человека позиции хозяина и вольного распорядителя природного мира. Философское обоснование эта позиция обрела в философии британского эмпиризма. Основным его представителем являлся Френсис Бэкон, который видел главную ценность науки в ее познании природы посредством опыта и эксперимента.

В эпоху Просвещения окончательно сформировалась традиция разделения мира на «Я» и «не-Я», где природа воспринимается как менее активное по сравнению с человеком начало, лишенное внутренней способности к самообновлению, как поле приложения его физических и интеллектуальных сил, предметный материал для преобразования. В такой цивилизации получает распространение утилитарно-прагматическое отношение к природе как безмерной кладовой.

Философско-гуманистическая, диалогическая модель отношения человека к природе. В XIX в. человечество вступило с уверенностью в справедливости и самоочевидности того факта, что Вселенная устроена по подобию гигантского механизма, что человек в ней – посторонний наблюдатель, что мир разделяется на объект и субъект. Однако в том же XIX в. появляются и также иные умонастроения с одной стороны в некоторых чертах возвращающиеся к древнегреческому воззрению на роль человека в природе, с другой стороны обогащенное знаниями приобретенными за последние несколько веков развития науки, культуры в целом. В этих умонастроениях человек выступает как неотъемлемая часть природы, космоса. Человек предстает не как сторонний наблюдатель, напротив, он изучает природу изнутри, познавая вместе с этим и самого себя. Диалогическая модель предполагает принятие более сложной нежели новоевропейская картина мира. Новая картина мира строится на принципе процессуальности, когда природный мир видится в череде событий. Мир предстает как многомерный, открытый, бесконечный. Становится востребован и новый тип мышления – вероятностный, статистический, открытый и для вненаучного знания. Заново осмысливается место и роль человека в мире. А одной из первых предложенных в данном русле концепций явился русский космизм, возникший в России в конце XIX – нач. XX вв.

Своею цель русский космизм видел в восстановлении нарушенного единства между человеком и природой. Человеке и природе исследовались как единое и целостное образование. К основным идеям русского космизма можно отнести: идею возвращения человека в природный мир, признание разума важнейшей составной частью мирового эволюционного процесса.

Биосфера и ноосфера. Проблема коэволюции человека и природы и экологические ценности современной цивилизации.

Природа представляет собой систему взаимосвязанных и взаимопроникающих компонентов живого и неживого. В эволюции нашей планеты можно выделить два основных этапа: абиогенный и биогенный bios» от лат. жизнь, «genesis» – происхождение, становление).

На ранних этапах геологической истории наша планета являла собой безжизненное пространство. Эволюция земной поверхности в этот период определялась исключительно абиогенными параметрами: температурой, влажностью, химическим составом атмосферы и т.д.

Биогенный этап развития связывают с возникновением жизни, появлением живых организмов, которые стали активно участвовать в развитии, изменении и преобразовании земной коры. Образуется совершенно новая, комплексная оболочка планеты, получившая название биосферы. Термин биосфера впервые был употреблен еще в 1804 г. французским ученым Ж.Б.Ламарком для обозначения совокупности живых организмов, населяющих земной шар. Сегодня это понятие, обозначающее сферу жизни на Земле, имеет несколько возможных толкований: 1) совокупность всех организмов; 2) область современной жизни; 3) особая оболочка Земли, включающая наряду с организмами и среду их обитания; 4) выражение и результат исторического взаимодействия живого и неживого.

Современные представления о биосфере и закономерностях ее развития основываются на классических представлениях В.И.Вернадского и его последователей. Биосфера рассматривается в качестве основного структурного компонента организации нашей планеты, включая околоземное космическое пространство. Философский смысл понятие биосферы получило у В.Вернадского, который ввел термин «живое вещество», охватывающее совокупность населяющих Землю организмов, а биосферой он стал называть всю ту среду, в которой «живое вещество» находится. В биосфере существует «пленка жизни» с максимальной концентрацией живого вещества. Между неживыми природными телами и живым веществом постоянно свершается энергетический обмен, выражающийся в движении атомов, вызванном живым веществом. Космическое значение живого вещества, связано с тем, что биосфера является той единственной оболочкой, в которую непрерывно попадает космическая энергия. Живое вещество охватывает всю биосферу, создает и изменяет ее, однако по весу и объему оно занимает лишь ее небольшую часть. Неживое вещество доминирует в структуре биосферы.

Появление человеческой жизни в биосфере привносит изменения в ее динамику: если живые организмы взаимодействуют трофическими (пищевыми) цепями и в результате изменяют живое вещество, то человек включается в связи с ней на основе трудовой деятельности. Появление человека означает новый этап в развитии биосферы. Этот этап должен привести к тому, что под влиянием научной мысли и коллективного труда биосфера Земли должна перейти в новое состояние, именуемое ноосферой, т.е. сферой разума.

Понятие ноосферы (греч. noos – разум, sphaira – шар) впервые использовал французский математик Э.Леруа в 1927 г., но, по его признанию, оно возникло у него под влиянием лекций В.Вернадского о биосфере Земли. У самого же Вернадского этот термин обозначает качественно новый этап эволюции биосферы, определяемый историческим развитием человечества, его трудом и разумом. В этом процессе ноосфера выступает гарантом разумной деятельности человека во Вселенной, что делает ее моделью абсолютной разумности и мировой гармонии. В современной литературе под ноосферой понимают ту область биосферы, которая находится под влиянием человеческой активности, и поэтому многие ее процессы в принципе могут быть направляемы и управляемы человеком.

Учение о ноосфере часто называют биосферно-ноосферной концепцией Вернадского, которую можно представить в виде следующих основных идей: 1) деятельность человека постепенно становится основным фактором эволюции биосфер как космического тела; 2) для будущего развития человечества и биосферы человек должен взять на себя ответственность за характер протекания основных процессов на планете.

В этом смысле можно говорить о наступлении эпохи ноосферы, когда развитие цивилизации согласовано с эволюцией планеты. Для этого необходимо выработать осознанное поведение людей, согласованное с естественными условиями стабильности окружающей среды. В свою очередь, в такую эпоху должна быть обеспечена коэволюция человека и биосферы, т.е. их совместное и согласованное развитие.

Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, само должно меняться, с учетом объективных требований природы. Данная концепция в концентрированном виде выражает исторический опыт человечества, содержащий в себе определенные императивы социокультурного взаимодействия. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических императивов и требований, способных снизить опасность угрозы уничтожения целых ландшафтов природы, ее разнообразных живых организмов, самого человека и всей жизни на планете.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.