Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Вопрос 3. Классификация профессий.

Отбор и развитие специалистов в рамках любой профессии требует предварительного ее анализа и четкого стандартизированного описания.На основании этого описания и классификации можно подобрать группу психодиагностических методик и с их помощью выявить профпригодность человека, его профессиональный потенциал и перспективы профессионального развития.

Прежде чем рассмотреть виды профессий надо ответить, необходимо рассмотреть определение профессии. Наиболее обобщенное определение профессии следующее:

профессия -исторически сложившаяся форма трудовой деятельности для выполнения которой человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества.

Наиболее полное определение профессии дал Е.А. Климов. «Профессия – это необходимая для общества социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать в замен затраченного труда необходимые средства его существования и развития»

Одной из наиболее распространенных классификаций профессий и типов людей являетсяклассификация профессий Дж. Л. Голланда.

Голланд исходил в своей классификации из того, что выбор человеком профессионального пространства является выражением его личности. Достижения человеком в том или ином виде карьеры зависят от соответствия характеристик личности и характеристик профессиональной среды.

Он выделил шесть типов личности и шесть типов профессиональной среды.

 

Таблица 1.

 

НАЗВАНИЕ ТИП ЛИЧНОСТИ ТИП СРЕДЫ
Реалистический Люди, ориентированные на действие, принятие решений, неэмоциональные, обладающие атлетическими или механическими способностями, любят технику, умеют рисковать Деятельность, связанная с манипулированием инструментами, с техникой. А также большинство «мужских» профессий.
Исследовательский Люди, ориентированные на познавательную деятельность, любящие наблюдать, анализировать, исследовать, решать. Научно-исследовательская работа. Эксперты в различных областях, аналитики.
Артистический Люди, ориентированные на самовыражение и внимание окружающих, творческие, экспрессивные, оригинальные, склонные к нонкомформизму, обладают богатой интуицией и воображением, неформальны. Сфера искусства, профессии, связанные с привлечением внимания, презентацией чего-либо.
Социальный Люди, ориентированные на общение, на отношения с другими людьми, ранимые, чувствительные, склонные к альтруизму, не любят систематической деятельности, любят коллективный характер работы, имеют коммуникативные способности. Большинство профессий, направленных на работу с людьми, общественная деятельность.
Предпринимательский Люди, амбициозные, ориентированные на влияние, на создание и реализацию собственных идей, управление, поиск решений, высокую социальную активность. Бизнес, политика, адвокатские услуги и т.п.
Конвенциональный Люди, ориентированные на систематизацию и репродуцирование информации, манипуляцию данными. Мало эмоциональны, точны, пунктуальны, педантичны, исполнительны. Работа по систематизации хранению и репродуцированию любой информации. Работа, требующая большой усидчивости и точности. Работа в таких сферах как бухгалтерия, финансы, архивы, библиотеки и т.п.

Существуют определенные закономерности сочетания типа личности и типа среды. Степень соответствия типа личности типу среды можно выявить по следующей таблице.



Таблица 2.

ТИП ЛИЧНОСТИ ТИП СРЕДЫ
Р И А С П К
Р ++ + - -- - +
И + ++ + - -- -
А - + ++ + _ _ _
С -- _ + ++ + _
П - __ _ + ++ +
К + _ _ _ _ + +

«+» _ Благоприятно

«++» _ очень благоприятно

«-« - не благоприятно

«- -« - очень не благоприятно

Для выявления принадлежности человека к тому или иному типу личности и выбору для его профессионального развития оптимального профессионального пространства существуют специализированные тесты, один из которых разработан самим автором, а второй отечественным психологом Е.П. Ильиным

 

Второй наиболее часто применяемой на практике типологией является типология Е.А. Климова, классифицирующая профессии по предмету труда. Под предметом труда подразумевается предметная область профессии.

А. А. Климов выделил пять предметов труда:человек, техника, художественный образ, знак, природа.В первой части названия типа профессии обозначен субъект труда, которым всегда является человек.

Типы профессий:

Человек – человек – все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и другие.

Человек – техника – все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. Это такие профессии как: инженер-конструктор, автослесарь, системный администратор и другие.

Человек – художественный образ – все профессии, связанные с создание, копированием, воспроизведением и изучением художественных образов. К этой группе относятся такие профессии как: художник, актер, певец, реставратор, искусствовед и другие.

Человек – природа – все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. К этой группе относятся такие профессии как: ветеринар, садовник, агроном, эколог и другие.

Человек – знак – все профессии, вязанные с созданием и использованием знаковых систем (цифровых, буквенных, нотных). К этой группе относятся переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансисты и другие.

Особенность применения данной классификации в наше время состоит в том, то простые профессии с одним объектом труда уходят в прошлое и на смену им приходят профессии с несколькими объектами труда, или со сложным объектом труда. Например, профессия ландшафтного дизайнера одновременно относится и к типу человек-природа и к типу человек - художественный образ.

Данные классификации помогают выстраивать траекторию профессионального развития работников с учетом оптимального для них профессионального пространства и предметной области.

Например, сотрудник кадровой службы, хорошо зарекомендовавший себя в работе с кадровой документацией, может оказаться совершенно неэффективным при переводе в отдел обучения при проведении тренингов, при этом интенсивное обучение может не дать желаемых результатов.

Причина может быть в том, что этот сотрудник относится к конвенциональному типу по первой классификации и к типу человек-знак по второй классификации, такие люди великолепно работают с документами и слабо взаимодействуют с людьми. Для проведения тренингов и организации обучения эффективно брать сотрудника социального типа по первой классификации и типа человек-человек по второй.

 

Задания для самопроверки:

Задание 1. Заполните правую часть таблицы, подобрав к каждому типу профессий не менее 5 профессий.

 

ТИПЫ ПРОФЕССИЙ ПРОФЕССИИ, ВХОДЯЩИЕ В ДАННУЮ ГРУППУ
ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА  
ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК  
ЧЕЛОВЕК - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ  
ЧЕЛОВЕК-ЗНАК  
ЧЕЛОВЕК ТЕХНИКА  

 

Задание 2. Заполните таблицу, подобрав к каждому типу личности, три наиболее и три наименее подходящих типа среды и не менее 4 профессий, соответствующих наиболее благоприятному типу среды.

 

ТИП ЛИЧНОСТИ ТИПЫ СРЕДЫ ПРОФЕССИИ
+ -
РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ      
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ      
СОЦИАЛЬНЫЙ      
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ      
КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ      
АРТИСТИЧЕСКИЙ      

Вопросы для самопроверки:

· Какие задачи решает профотбор?

· Как соотносится профотбор и профессиональное развитие персонала?

· Что выявляет профдиагностика?

· Как соотносятся профессиограмма и описание рабочего места?

· В каких случаях может быть использована профессиограмма?

· Какие компоненты включает профессиограмма?

· Что такое компетенции, какие виды компетенций Вы знаете?

· Зачем нужна формула профессии и из каких элементов она состоит?

· На каких признаках основана классификация профессий Холланда?

· На каких признаках основана классификация профессий Е.А Климова?

· В чем состоит «Золотое правило психологии труда»?

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.