Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике В процессе прохождения практики должны применяться следующие научно-исследовательские и научно-производственные технологии: наблюдение, беседа, сбор, первичная обработка, систематизация и анализ материалов, описание полученного на практике опыта в отчете, а также специальные методики проведения научных и практических исследований.
В процессе прохождения практики студент использует современные компьютерные системы, Интернет-ресурсы, библиотечные ресурсы учебного заведения и программное обеспечение предприятия. Изучение учебно-методической, научной и статистической литературы производится с целью более полного раскрытия особенностей деятельности предприятий.
9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике
Прохождение учебной практики должно быть обеспечено следующими распорядительными документами и учебно-методическими материалами:
- договорами, заключенными между институтом и предприятиями (организациями), и/или гарантийными письмами от предприятий (организаций) о приеме студентов на практику (приложение 1 для студентов заочной формы обучения на базе среднего полного образования или приложение 2 для студентов заочной формы обучения на базе среднего профессионального образования);
- распоряжением декана факультета и заместительного директора филиала о направлении студентов на учебную практику;
- направлениями студентов на практику (приложение 3);
- рабочей программой по учебной практике.
До отправления на практику студент обязан:
- изучить рабочую программу по учебной практике;
- в процессе обучения (не позднее 20 дней до начала практики) выбрать предприятие для прохождения практики;
- согласовать место практики с руководителем практики от кафедры;
- принести гарантийное письмо о том, где студент будет проходить учебную практику;
- оформить заявление установленного образца о месте прохождения практики (приложение 4) и обеспечить представление письма предприятия, подтверждающего прием студента на практику и справку об организации;
- пройти инструктаж по общим вопросам прохождения практики и получить необходимые документы (направление, именной дневник с утвержденным зав. кафедрой и руководителем заданием, титульный лист отчета по практике);
В процессе прохождения практики студент обязан:
- изучить работу организации (места учебной практики) в соответствии с программой практики;
- ознакомиться с основами организационно-экономической работы (организация и выполнение учетной, аналитической, плановой работы и т.п.) и выполнением определенных функций специалистов, перечисленных в задании кафедры, приобрести опыт организаторской работы и работы в коллективе;
- принять посильное участие в работе коллектива организации (выполнять разовые производственные задания и общественные поручения);
- нести ответственность за выполняемую работу и её результаты наравне со штатными работниками;
- изучить правила охраны труда и техники безопасности и строго их соблюдать;
- собрать исходные данные, необходимые для написания курсовых работ по дисциплинам «Управленческий анализ», «Финансовый менеджмент»;
- ежедневно вести дневник, в котором записывать вид организационно-экономической службы предприятия и выполненные за день работы и поручения;
- составить отчёт о практике в соответствии с требованиями, изложенными в настоящей программе по данной практике.
Основными методами изучения производства являются:
- личное наблюдение за происходящими процессами, работой специалистов, проведением производственных собраний и совещаний и т.п.;
- ознакомление с технической документацией и рекомендуемой литературой;
- выполнение индивидуальных заданий руководителя практики от предприятия и руководителя практики от кафедры;
- непосредственная работа дублером (помощником), экономиста, бухгалтера и др. специалиста организационно-экономической службы предприятия.
Для знакомства со службами организации и её партнёрами студент может работать курьером.
Для сбора материалов для составления отчёта по практике студент может работать дублёром в экономическом отделе.
Во время прохождения практики студент принимает посильное участие в работе коллектива организации (выполняет разовые производственные задания и общественные поручения). Он может оказывать посильную помощь в осуществлении оперативного учёта и контроля в организации (например, движения товарно-материальных ценностей), помогать в подборе и подшивке документов за прошлые годы и месяцы, (например, подготовку их для сдачи в архив), заниматься составлением электронных реестров документов организации, переводом документов в электронный вид (должностные инструкции, учредительные документы, отчёты, протоколы собраний и т.п.), осуществлять доставку корреспонденции в отделы и службы предприятия (организации) и т.п.
Студент обязан систематически собирать необходимые материалы в виде выписок и копий исходной документации, расчётов, схем, заполненных бланков отчётности и прочих материалов, которые может оформлять в виде приложений к отчету. Он должен также составить список литературных источников, баз данных и производственно-технических материалов, используемых в своей работе на предприятии.
По окончании практики студент обязан:
-заверить дневник (лист с характеристикой) и отчет о практике (титульный лист) у руководителя практики от организации (предприятия). Заверение должно содержать дату, подпись руководителя, ее заверение печатью организации.
В результате прохождения учебной практики обучающийся должен приобрести навыки практической работы по знаниям и умениям, полученным за первые годы обучения в вузе.
Руководитель практики от предприятия:
- решает все организационные вопросы прохождения учебной практики закрепленных за ним студентов (проводит обязательные инструктажи по противопожарной безопасности, охране труда и технике безопасности при нахождении на территории предприятия, знакомит с правилами внутреннего распорядка и будущими должностными обязанностями, организует нормальные условия труда и быта студентов, регламентирует порядок использования экономической, технической и иной документации предприятия и др.);
- обеспечивает прохождение практики студентами в соответствии с намеченной программой;
- контролирует выполнение студентами правил внутреннего распорядка предприятия;
- осуществляет постоянный контроль работы студентов, помогает им правильно выполнять поручаемые им задания на рабочем месте, знакомит с методами работы, консультирует по производственным вопросам;
- контролирует подготовку отчетов студентов-практикантов, составляет на них производственные характеристики и отзывы с оценкой, содержащие сведения о выполнении программы практики и порученных заданий, об отношении студентов к работе, умении работать в коллективе, других проявленных ими профессиональных качествах.
Руководитель практики от предприятия может высказывать замечания и сообщать информацию об этом на кафедру ответственному по практике от университета или заведующему кафедрой в отношении студентов-практикантов, нарушивших правила внутреннего распорядка, техники безопасности принимающего предприятия, не относящихся к выполняемым поручениям должным образом.
Работу по организации проведения практики студентов руководитель практики от предприятия осуществляет в тесном контакте с руководителем практики от университета (кафедры) в рамках заключенного договора по практике.
Ответственный по кафедре за организацию практики:
- обеспечивает проведение всех организационных мероприятий перед началом прохождения студентами практики (сбор писем (договоров), подготовку проекта приказа о прохождении практики, инструктаж о порядке прохождения практики на общем собрании);
- ведет текущую работу по организации и контролю прохождения практики студентами в соответствии с ее учебным планом и программой;
- несет ответственность совместно с руководителем практики от организации за соблюдение студентами правил техники безопасности;
- оказывают методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов;
- докладывает заведующему кафедрой и декану о результатах текущего контроля;
- принимает участие в работе комиссии по приему и оценке отчетов по практике, составляет и передает в деканат зачетную ведомость по итогам защиты отчетов по практике;
- дает рекомендации заведующему кафедрой о включении лучших студентов в программу конференции по итогам учебной практики и представлении лучших отчетов на конкурс и к поощрению;
- представляет заведующему кафедрой письменный отчет о результатах проведения учебной практики.
Работу по организации и проведению практики студентов ответственный по кафедре за организацию практики осуществляет в тесном контакте с руководителем практики от предприятия.
Контрольные вопросы и задания:
1 Положение предприятия на рынке производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг).
2 Основные направления повышения эффективности развития предприятия/учреждения /организации.
3 Обоснование выбора организационно-правовой формы предприятия/учреждения/организации.
4 Внешняя и внутренняя среда и взаимодействие с ней предприятия /учреждения/организации.
5 Система управления предприятием/учреждением/организацией и ее совершенствование.
6 Основные производственные и функциональные подразделения (службы) предприятия учреждения/организации и совершенствование взаимодействия между ними.
7 Производственный цикл изготовления продукции (цикл выполняемых работ, оказываемых услуг) предприятия/организации и пути его сокращения.
8 Деятельность планово-экономической (бухгалтерской, финансовой, труда и заработной платы, маркетинговой, сбытовой и т.п.) службы предприятия/учреждения/организации и должностные обязанностями ее специалистов.
9 Совершенствование информационного обеспечения планово-экономической (бухгалтерской, финансовой, инновационной, оплаты труда, маркетинговой, сбытовой и т.п.) службы предприятия/учреждения/организации.
10 Производственные фонды предприятия/организации и улучшение их использования.
11 Производственные мощности предприятия/организации и улучшение их использования.
12 Система планирования на предприятии/учреждении/организации.
13 Доходы и расходы в деятельности предприятия/учреждения/организации и их планирование.
14 Система управления затратами на предприятии/учреждении/организации и ее совершенствование.
15 Себестоимость продукции и пути ее снижения.
16 Прибыль предприятия/учреждения/организации и ее максимизация.
17 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия/учреждения/организации.
18 Собственные и заемные финансовые ресурсы предприятия/учреждения/организации.
19 Организация бухгалтерского учета на предприятии/учреждении/организации.
20 Организация бухгалтерского учета в региональных (муниципальных) органах управления образованием (культурой, здравоохранением, в медицинских организациях, пенсионном и других фондах и т.п.).
21 Особенности организации бухгалтерского учета на малом предприятии.
22 Система налогообложения предприятия/учреждения/организации.
23 Система ценообразования на продукцию (работы, услуги) предприятия/учреждения /организации и ее совершенствование.
24 Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии/учреждении /организации.
25 Номенклатура производимой продукции (работ, услуг) на предприятии/учреждении/организации, её основные потребители, стимулирование спроса и расширение рынков сбыта.
26 Инновационная и инвестиционная деятельность на предприятии/учреждении/организации.
27 Система управления качеством на предприятии/учреждении/организации и ее совершенствование.
28 Рекламная деятельность предприятия/учреждения/организации и ее экономическое обоснование.
29 Совершенствование организации и оплаты труда на предприятии/ учреждении/организации.
30 Нормирование труда на предприятии/учреждении/организации.
31 Пути повышения производительности труда на предприятии/учреждении/организации.
32 Ведение переговоров с клиентами и экономическое обоснование заключаемых договоров.
33 Внутренние и внешние риски в деятельности предприятия/учреждения/организации, их экономическая оценка и пути сокращения.
34 Совершенствование природоохранной деятельности на предприятии/учреждении /организации.
35 Охрана труда на предприятии/учреждении/организации.
36 Совершенствование социально-экономической политики предприятия/учреждения/организации.
|