Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Обязанности руководителя практики — представителя вуза

Общее руководство практикой студентов осуществляется преподавателем кафедры психологии.Кафедра обеспечивают выполнение учебных планов (в части производственного обучения студентов), программ практики и высокое качество ее проведения. Кафедра психологии назначает в качестве руководителей практики преподавателей, знающих производство.

Руководитель обязан:

- проводить инструктаж прохождения практики – консультацию.

- обеспечивать высокое качество прохождения практики студентами и строгое ее соответствие учебным планам и программам;

- систематически проверять ход практики и его соответствие программе;

- оказывать студентам-практикантам необходимую помощь по выполнению программы практики;

- проверять отчеты о прохождении практики, дать отзывы, провести оценку (дифференцированный зачет).

- рассматривать отчеты студентов по практике, дневники, дает отзывы с оценкой их работе;

- проводить научные конференции по итогам практики;

Студентам в течение практики рекомендуется систематически обращаться к руководителю-представителю кафедры по всем вопросам, возникающим в ходе выполнения программы.

Методист психологического факультета готовит все отчетную документацию по практике, заносит результаты практики в «Зачетные книжки» студентов.

Обучающийся, не выполнивший программу практики, направляется на практику повторно во время студенческих каникул.

Взаимодействие различных подразделений университета, контроль за своевременным пересмотром и утверждение программы практики, подготовку и анализ сводных отчетов по итогам практики студентов осуществляет руководитель практики университета.



 

6.6 Функции предприятия — базы практики и обязанности руководителя практики — представителя предприятия:

- обеспечивает безопасность практикантов в период прохождения практики;

- создает условия для приобретения студентами в период прохождения практики необходимых практических навыков;

- прикрепляет студентов к наиболее опытным работникам;

- контролирует соблюдение студентами правил внутреннего трудового распорядка, установленных в данной организации;

- осуществляет наблюдение за студентами, знакомит студентов со структурой, характером и режимом работы организации — базы практики;

- распределяет студентов по рабочим местам;

- утверждает рабочий план прохождения практики студента;

- организует обучение студентов необходимым практическим навыкам, а также обеспечивает возможность изучать необходимые материалы, нормативную и справочную документации по профилю работы;

- составляет по окончании практики характеристику на студента, содержащую данные о выполнении обязательной программы, об отношении студента к работе. Характеристика утверждается руководителем организации, учреждения или предприятия, принявшего студента на практику.

В период прохождения практики руководитель вправе давать студентам конкретные задания (поручения), не противоречащих программе практики, контролировать их выполнение, вносить предложения для совершенствования образовательного процесса.

 

6.7 Обязанности и права студента

8.1.1 Студенты, направленные на практику обязаны:

- до начала практики внимательно изучить ее программу;

- своевременно прибыть на базу практики;

- соблюдать правила внутреннего распорядка организаций и учреждений, в которых проводится практика;

- точно и своевременно выполнять все указания руководителя практики;

- по окончании практики представить на кафедру подписанный руководителем практики от организации письменный отчет о прохождении практики с приложением к нему необходимых материалов. Отчет о практике и дневник (см. Приложение 1) должен содержать сведения о выполненной студентом работе, а также краткое описание его деятельности, выводы и предложения.

 

6.5.2 Студент имеет право:

- на рабочее место для выполнения служебных функций;

- знакомиться с документами и материалами, предусмотренными программой практики;

- обжаловать указания руководителя практики (наставника) об использовании студентов не по назначению.

 

8 Содержание практики

7.1 Содержание разделов дисциплины

 

7.1.1 Содержаниепрактики устанавливается исходя из квалификационных характеристик с учетом профилизации студентов и в тесной связи с программами изучаемых дисциплин.

Учебная практика на курсе проходит в учреждениях системы образования. Первые две недели – практика педагогическая; следующие две недели – психологическая.

1-й этап – подготовительный: студенты получают установки на прохождение практики.

2-й этап: (обычно первая неделя практики): ознакомление с учреждением образования, его спецификой, практическими психологами, преподавателями психологии и педагогики, учащимися.

3-й этап: ознакомление с работой опытных специалистов-преподавателей; посещение и ведение протоколов занятий 3-4 опытных преподавателей, анализ занятий.

4-й этап: работа по образовательно-воспитательному плану (проведение фрагментов занятий, посещение и анализ мероприятий однокурсников; систематическое ведение дневниковых записей; проведение диагностических срезов; участие в занятиях педагогического клуба, выступление перед младшими коллегами с сообщениями по психологии).

5-й этап (последняя неделя практики): оформление документации, проведение итоговых конференций.

7.1.2 Примерная тематика направлений деятельности практиканта

Первая часть практики.

Цель – ознакомление с организацией и содержанием работы практического психолога.

Задачи:

1. Ознакомление с нормативными документами деятельности практического психолога.

2. Ознакомление с организационной документацией (план, циклограмма, положение о психологической службе и т.п.).

3. Ознакомление с рабочим местом практического психолога.

4. Ознакомление с психологическим обеспечением основной темы образовательного учреждения.

5. Оформление отчетной документации.

Отчет о первой части практики:

1. С какими нормативными документами деятельности практического психолога вы познакомились?

2. С какими организационными документами практического психолога вы познакомились ?

3. Опишите рабочее место практического психолога (материально-техническая база, методическая база).

4. Как формируется основная тема образовательного учреждения и роль психологической службы в ее обеспечении.

 

Вторая часть практики

Цель – ознакомление с процессом преподавания и обучения.

Задачи:

1. Ознакомление с учебными планами, программами по учебному курсу «Психология» (или с разделами «Психология» в других учебных дисциплинах).

2. Посетить не менее 4 учебных занятий с целью наблюдения процесса преподавания.

3. Посетить одно внеучебное мероприятие, содержащее самостоятельный психологический элемент.

4. Составить конспект учебного занятия или внеучебного мероприятия по психологии (урок, семинар, практическое занятие и т.п.).

5. Оформление отчетной документации.

Отчет по второй части практики

1. С какими учебными программами вы познакомились?

2. Анализ учебного занятия.

Схема анализа учебного занятия:

а. Дата.

Б. Время.

В. Кто проводит.

Г. Группа, класс, учебное заведение.

Д. Тема.

Е. Психологический анализ урока (прилагается).

3. Анализ внеурочного мероприятия.

Схема анализа внеурочного мероприятия:

а. Дата.

Б. Время.

В. Место проведения.

Г. Кто проводит.

Д. Возраст участников.

Е. Форма.

Ж. Тема.

З. Результативность мероприятия.

7.2 Отчетная документация студентов:

Основной отчетной документацией студентов о прохождении учебной практики являются Дневник и Отчет студента-практиканта. Настоящие документы, после заполнения, утверждаются руководителем группы практики от кафедры и заверяются подписью руководителя практики от организации. Защита отчетной документации проводится на дифференцированном зачете.

7.2.1 Порядок заполнения и ведения дневника:

- дневник заполняется лично студентом и регулярно ведётся в течение всей практики;

- получив дневник, студент заполняет обложку и первый раздел. Этот раздел должен быть подписан указанными в дневнике лицами, а в соответствующих местах проставлена печать факультета;

- место прохождения практики,

Конкретные задачи практикантам, записи во втором разделе делаются ежедневно. Они отражают краткие сведения о проделанной работе. Например: «Проведено такое-то исследование (анализ, решение задачи, консультирование)» и т.п.; а также:

− предполагаемые методы исследовательской, экспертно-консультационной и других видов работ,

− использование (по возможности) аудио, видео, фото и компьютерной техники для записи и обработки результатов практической деятельности,

− написание отчета и сроки его представления,

- руководитель практики от учреждения (предприятия) пишет в третьем разделе дневника характеристику-отзыв;

- руководитель практики от факультета пишет краткую характеристику-отзыв в четвёртом разделе дневника;

- дневник хранится на факультете до окончания студентом обучения в университете.

 

Написание отчета практики

Конечным этапом прохождения практики является написание отчета о практике. Отчет о практике должен включать в себя:

– краткую характеристику предприятия или учреждения, на котором проходила практика;

– порядок и сроки прохождения практики;

– необходимые сведения о базе практики: перечень и содержание норматино-организационной базы работы психолога предприятия или учреждения: приказы о создании психологической службы, должностные инструкции, планы работы, отчетная документация, методическое и методологическое обеспечение работы на бланковых, аудио-видеоносителях; наличие компьютерных психодиагностических методик, содержание циклограммы; контингент, с которым работает практический психолог, формы и методы работы практических психологов;

– социально-психологическую характеристику изучаемой группы;

− результаты выполнения плана прохождения практики;

− описание конкретных видов работ, выполненных практикантом;

− описание задач, которые приходилось решать под руководством штатного психолога или другого должностного лица или самостоятельно;

− описание психологического и технического инструментария, которым пользовался студент в ходе практики; определяется степень реализации на практике знаний, полученных в процессе теоретического обучения;

− описание всех видов методов и психодиагностических процедур, использованных в работе;

− общее впечатление о состоянии психологической работы на месте проведения практики, роли и месте психолога, отношении к результатам его работы;

− выводы, оценка положения психологической службы вструктуре предприятия, личное отношение и оценка полученных знаний и опыта работы на практике.

Отчет по мере надобности иллюстрируется рисунками, картами, схемами, чертежами, фотографиями и другими наглядными материалами.

К отчету прилагается план прохождения практики.

Оптимальный объём отчёта 10-18 страниц машинописного текста.

Для оформления отчета студенту выделяется в конце практики 3 – 5 дней.

Своевременная сдача дневника и отчета о практике является условием допуска студента к очередной экзаменационной сессии.

По результатам практики на факультете проводится научно-практическая конференция, на которой каждый студент должен быть готов выступить в течение 7-10 минут с кратким отчетом о результатах практики.

 

8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

При оценке практики учитываются:

1. Соответствие профиля работ на практике будущей квалификации и профилю обучения.

2. Отзыв руководителя практики или должностного лица, под непосредственным руководством которого работал практикант.

3. Качество и своевременность сдачи отчёта по практике.

4. Качество выступления студента с отчетом на научно-практической конференции.

 

Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв или неудовлетворительную оценку, направляется на практику повторно. В отдельных случаях может рассматриваться вопрос о дальнейшем обучении студента в университете.

8.1 Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

8.1.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

Таблица 5

ПК-10 способностью к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий Семестр изучения дисциплины
Б1.Б.16 Педагогическая психология
Б1.Б.24 Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях
Б2.У.1 Учебная практика 2,4
Б.3 Государственная итоговая аттестация
ПК-11 способностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека  
Б1.Б.19 Специальная психология
Б1.В.ОД.6 Социально-психологический тренинг
Б1.В.ОД.7 Психология семьи
Б2.У.1 Учебная практика 2,4
Б.3 Государственная итоговая аттестация
ПК-12 способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества    
Б1.Б.16 Педагогическая психология
Б1.Б.24 Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях
Б1.В.ДВ.1.2 Основы самообразовательной деятельности
Б1.В.ДВ.7.2 Психология толерантности
Б2.У.1 Учебная практика 2,4
Б.3 Государственная итоговая аттестация

Компетенция ПК-10

Таблица 6

Этапы формирования компетенций Дисциплины (модули) Компетенции
ПК-10 ПК-11 ПК-12  
Начальный Учебная практика + + +  
Социально-психологический тренинг   +    
Основы самообразовательной деятельности     +  
Базовый Учебная практика +      
Специальная психология   +    
Психология толерантности     +  
         
Продвинутый Педагогическая психология +   +  
Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях +   +  
Психология семьи   +    
Государственная итоговая аттестация + + +  

8.1.2 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе изучения дисциплины

Таблица 8

Коды компетенции (по ФГОС) Результаты освоения ОП Содержание компетенций согласно ФГОС Перечень планируемых результатов обучения
ПК-10 Способность к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий Знать: методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций, существующих в отечественной и зарубежной науке подходов; психоло-педагогических технологий.   Уметь: использовать основные современные психологические методы для решения научных и практических задач образовательного процесса. обрабатывать; профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека.   Владеть: эмпирическими методами психологического исследования в системе целостного экспериментального исследования; необходимыми для использования основных психологических методов приемами.  
ПК-11 способность к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии Знать: психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики; базовые положения о методах и процедурах экспериментального психологического исследования, а также технологиях обработки, стандартного представления, качественной интерпретации и анализа данных.   Уметь: использовать основные психологические методы для решения научных и практических задач; обрабатывать; профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека.   Владеть: эмпирическими методами психологического исследования в системе целостного экспериментального исследования; необходимыми для использования основных психологических методов приемами; основными приёмами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов.
ПК-12 способность к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии Знать: базовые положения о методах и процедурах экспериментального психологического исследования, а также технологиях обработки, стандартного представления, качественной интерпретации и анализа данных.   Уметь: составлять отчет о результатах работы, диагностического обследовании и оказания воздействия в соответствии с общепринятыми в психологии требованиями.   Владеть: эмпирическими методами психологического исследования в системе целостного экспериментального исследования; необходимыми для использования основных психологических методов приемами; основными приёмами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; приёмами подготовки и проведения лабораторно-практических занятий.

 

 

8.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций

 

8.2.1 Выступление на конференции по итогам практики, зачет с оценкой

 

 

Таблица 9

 

Критерии   Уровень знаний и умений
Отлично Хорошо Удовлетвори-тельно Неудовлетво-рительно
Владение понятийным аппаратом Свободно владеет понятийным аппаратом, умеет использовать его при анализе научного материала. Владеет понятийным аппаратом, но при использовании его допускает неточности. В основном знает содержание понятий, но допускает ошибки в их использовании. Не владеет основными понятиями по предмету.
Владение фактическим материалом по теме Знание и свободное владение фактическим материалом по теме. Незначительные неточности в изложении фактического материала. Испытывает затруднения в изложении фактического материала. Не владеет фактическим материалом.
Умение применять теоретический материал при решении практических заданий. Умеет выявлять и анализировать способы решения практических заданий. Умеет оценивать результат. Допускает отдельные неточности и затруднения при решении логических заданий. Испытывает значительные трудности при решении практических заданий. Не умеет анализировать и находить способы решения практических заданий.
Логичность изложения материала. Свободное владение речью, логичность и последовательность в изложении материала. Испытывает отдельные затруднения в логичности и последовательности изложения материала. Материал в значительной степени излагается бессистемно и с нарушением логических связей. Отсутствие логики в изложении материала

Отметка «отлично» ставится в том случае, если по трем из четырех критериев ответ оценивается «отлично» и по одному – на «хорошо».

Отметка «хорошо» – если по трем критериям – не ниже «хорошо» и по одному «удовлетворительно».

Отметка «удовлетворительно» – если по трем критериям не ниже «удовлетворительно» и по одному – «неудовлетворительно».

Отметка «неудовлетворительно» – если по двум и более критериям «неудовлетворительно

 

8.2.2 Выполнение заданий практики, отраженных в отчетной документации (дневник, отчет)

 

Таблица 10

Оценка Описание
«отлично» выполнена работа в полном объеме, в рассуждениях и обосновании нет неточностей и ошибок.
«хорошо» не выполнено правильно 1 задание.
«удовлетворительно» не выполнено правильно 2 задания.
«неудовлетворительно» допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает умениями по данному разделу (теме).

 

При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены или могут использоваться собственные технические средства/

При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены или могут использоваться собственные технические средства.

 

Процедура оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине (модулю) предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

– в печатной форме увеличенным шрифтом,

– в форме электронного документа,

– в форме аудиофайла.

Для лиц с нарушениями слуха:

– в печатной форме,

– в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

– в печатной форме,

– в форме электронного документа,

– в форме аудиофайла.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости

8.4 Примеры типовых заданий по дисциплине

 

Примерная тематика направлений работы обучающихся

Основные виды работы обучающегося в рамках учебной практики

(на примере деятельности психолога на предприятии)

 

Вся учебно-практическая деятельность студента-практиканта может быть разделена на следующие этапы:

1. Учебная практика должна начинаться со знакомства с организацией, предприятием, на котором проходит практика, изучения его структуры, анализа предмета труда и профессиональных задач. При работе на крупном предприятии речь, скорее всего, будет идти о каком-либо структурном подразделении данной организации. Все эти данные в дальнейшем должны быть отражены в отчете по практике.

При изучении структуры предприятия следует обратить особое внимание на место психологической службы в ней. Студенту-практиканту следует дать собственную оценку положению психологической службы вструктуре предприятия. При отсутствие такой службы студенту надо будет указать, куда в структуре предприятия он был включен во время практики, отразить в отчете, где, по его мнению, может находиться психологическая служба (или психолог) в структуре данного предприятия.

2. Следует привести социально-психологическую характеристику производственного коллектива, который будет обследован. Прежде всего, в нее должны быть включены сведения о численности, половом, возрастном составе, образовании. Для оценки социально-психологического климата уже необходимы психодиагностические исследования. Только они позволят судить о таких важных характеристиках, как групповая сплоченность и совместимость.

3. Научно обоснованный подход при подборе кадров, оптимальной их расстановке, повышении производительности и эффективности труда начинается с составления профессиограммы – изучения требований профессии к личностным качествам, психофизиологическим характеристикам, социально-психологическим показателям, природным задаткам и способностям, деловым качествам, профессиональным знаниям и умениям, состоянию здоровья человека. Сведения, включаемые в профессиограмму, во многом определяются спецификой описываемой профессии, но в самом общем виде профессиограмма включает следующие требования к личности:

− пол;

− возраст;

− образование;

− развитость процессов восприятия; внимания, памяти и мышления;

− устойчивость эмоциональных состояний (эмоциональная уравновешенность, утомляемость, склонность к повышенной тревожности, агрессии или депрессии);

− психофизиологические характеристики (темперамент, скорость реакции, потребность в общении и т.д.);

− характеристики личности, проявляющиеся в устойчивых чертах характера, привычках поведения, задатках и способностях;

− деловые качества характера;

− профессиональные и специальные знания, умения и навыки;

− общее состояние здоровья, устойчивость к профзаболеваниям.

Профессиография охватывает разные стороны конкретной профессиональной деятельности и используется в целях разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих практических рекомендаций. Объем, глубина и детальность изучения требований профессии зависят от конкретных заказов и задач.

Профессиография включает комплекс методов изучения профессии: сбор эмпирических данных (изучение документации, наблюдение, опрос и т.д.) и их анализ, а также методы психологической интерпретации (структурно-системный анализ и функционально-структурный анализ).

Выбор метода сбора информации зависит от места работы, уровня квалификации специалиста, должности.

Так, метод наблюдения, состоящий в систематическом и целенаправленном контроле и анализе всех действий и операций, иногда сопровождаемый хронометражем – замером времени выполнения каждой операции, применим в исследовании рабочих специальностей, не требующих сложного принятия решений и творчества.

Метод собеседования (интервью) предусматривает сбор необходимой информации о деятельности специалистов, мастеров высшего разряда и их руководителей.

Метод анкетирования заключается в том, что работника просят заполнить вопросник или дать свободное описание деятельности и требований, предъявляемых к профессионалу в данной области.

Метод экспертных оценок позволяет описать деятельность и профессионально-важные качества специалиста на основе независимых мнений специалистов и руководителей высшего звена.

4. Выбор и использование методов психодиагностики специалиста напрямую зависит от требований профессии, выявленных профессиографией, важно лишь, чтобы они отвечали главным критериям качества: валидность, надежность и научность.

В большинстве случаев психологу на предприятии приходится сталкиваться с диагностикой уровня процессов восприятия, памяти, внимания и мышления (сюда могут быть включены пороги чувствительности и время реакции, объем различных видов памяти и продуктивность запоминания, объем, устойчивость, избирательность внимания и помехоустойчивость); психофизиологических характеристик (свойства нервной системы, особенности темперамента, тревожность, эмоциональная устойчивость и работоспособность); личностные характеристики (черты характера, направленность и активность личности, потребности и мотивация, уровень субъективного контроля, уровень и структура интеллекта); социально–психологические характеристики (межличностные отношения, конфликтность и поведение в конфликте, ценностные ориентации и жизненные цели); деловые качества.

Завершается этап психодиагностики составлением обобщенной характеристики испытуемого на основе полученных данных.

5. Данный этап можно назвать аналитическим, потому что ом заключает в себя анализ и сопоставление данных, полученных в результате составления профессиограммы и психодиагностики специалиста. Сложность, ожидающая практика на данном этапе, заключается в необходимости сопоставления результатов, полученных разными методами. В подобных случаях следует особо тщательно проверять соответствие требуемого и измеряемого качества. Нередко соизмерение полученных величин невозможно провести без использования методов математической статистики.

6. Разработка рекомендаций - ответственный этап в работе психолога на предприятии. Эта ответственность тем выше еще и потому, что рекомендации психолога могут повлиять на те или иные управленческие решения, а значит, в какой-то степени решать судьбу отдельного работника, производственного коллектива или даже всего предприятия.

Для руководителя принято готовить письменный отчет о проделанной работе, включающий описание основных этапов работы, выводы и рекомендации. Научно-практический смысл выводов и рекомендаций должен быть понятен руководителю.

Из этических соображений с результатами обследования надо познакомить испытуемого. Сделать это можно в краткой беседе с обязательным соблюдением правил и норм профессиональной этики.

7. Конечным этапом прохождения практики является выполнение отчета о практике. Отчет о практике должен включать в себя:

– краткую характеристику предприятия или учреждения, на котором проходила практика;

– социально-психологическая характеристика трудового коллектива;

– описание конкретных видов работ, проделанных для разработки профессиограммы;

– результаты профессиографии;

– описание всех видов психодиагностических процедур, использованных при обследовании конкретного специалиста;

– обобщенная характеристика испытуемого (по данным обследования);

– выводы и рекомендации, сделанные на основании проделанной работы;

– протоколы обследований;

− отзыв о работе обучающегося-практиканта.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.