Обязанности руководителя практики — представителя вуза Общее руководство практикой студентов осуществляется преподавателем кафедры психологии.Кафедра обеспечивают выполнение учебных планов (в части производственного обучения студентов), программ практики и высокое качество ее проведения. Кафедра психологии назначает в качестве руководителей практики преподавателей, знающих производство.
Руководитель обязан:
- проводить инструктаж прохождения практики – консультацию.
- обеспечивать высокое качество прохождения практики студентами и строгое ее соответствие учебным планам и программам;
- систематически проверять ход практики и его соответствие программе;
- оказывать студентам-практикантам необходимую помощь по выполнению программы практики;
- проверять отчеты о прохождении практики, дать отзывы, провести оценку (дифференцированный зачет).
- рассматривать отчеты студентов по практике, дневники, дает отзывы с оценкой их работе;
- проводить научные конференции по итогам практики;
Студентам в течение практики рекомендуется систематически обращаться к руководителю-представителю кафедры по всем вопросам, возникающим в ходе выполнения программы.
Методист психологического факультета готовит все отчетную документацию по практике, заносит результаты практики в «Зачетные книжки» студентов.
Обучающийся, не выполнивший программу практики, направляется на практику повторно во время студенческих каникул.
Взаимодействие различных подразделений университета, контроль за своевременным пересмотром и утверждение программы практики, подготовку и анализ сводных отчетов по итогам практики студентов осуществляет руководитель практики университета.
6.6 Функции предприятия — базы практики и обязанности руководителя практики — представителя предприятия:
- обеспечивает безопасность практикантов в период прохождения практики;
- создает условия для приобретения студентами в период прохождения практики необходимых практических навыков;
- прикрепляет студентов к наиболее опытным работникам;
- контролирует соблюдение студентами правил внутреннего трудового распорядка, установленных в данной организации;
- осуществляет наблюдение за студентами, знакомит студентов со структурой, характером и режимом работы организации — базы практики;
- распределяет студентов по рабочим местам;
- утверждает рабочий план прохождения практики студента;
- организует обучение студентов необходимым практическим навыкам, а также обеспечивает возможность изучать необходимые материалы, нормативную и справочную документации по профилю работы;
- составляет по окончании практики характеристику на студента, содержащую данные о выполнении обязательной программы, об отношении студента к работе. Характеристика утверждается руководителем организации, учреждения или предприятия, принявшего студента на практику.
В период прохождения практики руководитель вправе давать студентам конкретные задания (поручения), не противоречащих программе практики, контролировать их выполнение, вносить предложения для совершенствования образовательного процесса.
6.7 Обязанности и права студента
8.1.1 Студенты, направленные на практику обязаны:
- до начала практики внимательно изучить ее программу;
- своевременно прибыть на базу практики;
- соблюдать правила внутреннего распорядка организаций и учреждений, в которых проводится практика;
- точно и своевременно выполнять все указания руководителя практики;
- по окончании практики представить на кафедру подписанный руководителем практики от организации письменный отчет о прохождении практики с приложением к нему необходимых материалов. Отчет о практике и дневник (см. Приложение 1) должен содержать сведения о выполненной студентом работе, а также краткое описание его деятельности, выводы и предложения.
6.5.2 Студент имеет право:
- на рабочее место для выполнения служебных функций;
- знакомиться с документами и материалами, предусмотренными программой практики;
- обжаловать указания руководителя практики (наставника) об использовании студентов не по назначению.
8 Содержание практики
7.1 Содержание разделов дисциплины
7.1.1 Содержаниепрактики устанавливается исходя из квалификационных характеристик с учетом профилизации студентов и в тесной связи с программами изучаемых дисциплин.
Учебная практика на курсе проходит в учреждениях системы образования. Первые две недели – практика педагогическая; следующие две недели – психологическая.
1-й этап – подготовительный: студенты получают установки на прохождение практики.
2-й этап: (обычно первая неделя практики): ознакомление с учреждением образования, его спецификой, практическими психологами, преподавателями психологии и педагогики, учащимися.
3-й этап: ознакомление с работой опытных специалистов-преподавателей; посещение и ведение протоколов занятий 3-4 опытных преподавателей, анализ занятий.
4-й этап: работа по образовательно-воспитательному плану (проведение фрагментов занятий, посещение и анализ мероприятий однокурсников; систематическое ведение дневниковых записей; проведение диагностических срезов; участие в занятиях педагогического клуба, выступление перед младшими коллегами с сообщениями по психологии).
5-й этап (последняя неделя практики): оформление документации, проведение итоговых конференций.
7.1.2 Примерная тематика направлений деятельности практиканта
Первая часть практики.
Цель – ознакомление с организацией и содержанием работы практического психолога.
Задачи:
1. Ознакомление с нормативными документами деятельности практического психолога.
2. Ознакомление с организационной документацией (план, циклограмма, положение о психологической службе и т.п.).
3. Ознакомление с рабочим местом практического психолога.
4. Ознакомление с психологическим обеспечением основной темы образовательного учреждения.
5. Оформление отчетной документации.
Отчет о первой части практики:
1. С какими нормативными документами деятельности практического психолога вы познакомились?
2. С какими организационными документами практического психолога вы познакомились ?
3. Опишите рабочее место практического психолога (материально-техническая база, методическая база).
4. Как формируется основная тема образовательного учреждения и роль психологической службы в ее обеспечении.
Вторая часть практики
Цель – ознакомление с процессом преподавания и обучения.
Задачи:
1. Ознакомление с учебными планами, программами по учебному курсу «Психология» (или с разделами «Психология» в других учебных дисциплинах).
2. Посетить не менее 4 учебных занятий с целью наблюдения процесса преподавания.
3. Посетить одно внеучебное мероприятие, содержащее самостоятельный психологический элемент.
4. Составить конспект учебного занятия или внеучебного мероприятия по психологии (урок, семинар, практическое занятие и т.п.).
5. Оформление отчетной документации.
Отчет по второй части практики
1. С какими учебными программами вы познакомились?
2. Анализ учебного занятия.
Схема анализа учебного занятия:
а. Дата.
Б. Время.
В. Кто проводит.
Г. Группа, класс, учебное заведение.
Д. Тема.
Е. Психологический анализ урока (прилагается).
3. Анализ внеурочного мероприятия.
Схема анализа внеурочного мероприятия:
а. Дата.
Б. Время.
В. Место проведения.
Г. Кто проводит.
Д. Возраст участников.
Е. Форма.
Ж. Тема.
З. Результативность мероприятия.
7.2 Отчетная документация студентов:
Основной отчетной документацией студентов о прохождении учебной практики являются Дневник и Отчет студента-практиканта. Настоящие документы, после заполнения, утверждаются руководителем группы практики от кафедры и заверяются подписью руководителя практики от организации. Защита отчетной документации проводится на дифференцированном зачете.
7.2.1 Порядок заполнения и ведения дневника:
- дневник заполняется лично студентом и регулярно ведётся в течение всей практики;
- получив дневник, студент заполняет обложку и первый раздел. Этот раздел должен быть подписан указанными в дневнике лицами, а в соответствующих местах проставлена печать факультета;
- место прохождения практики,
Конкретные задачи практикантам, записи во втором разделе делаются ежедневно. Они отражают краткие сведения о проделанной работе. Например: «Проведено такое-то исследование (анализ, решение задачи, консультирование)» и т.п.; а также:
− предполагаемые методы исследовательской, экспертно-консультационной и других видов работ,
− использование (по возможности) аудио, видео, фото и компьютерной техники для записи и обработки результатов практической деятельности,
− написание отчета и сроки его представления,
- руководитель практики от учреждения (предприятия) пишет в третьем разделе дневника характеристику-отзыв;
- руководитель практики от факультета пишет краткую характеристику-отзыв в четвёртом разделе дневника;
- дневник хранится на факультете до окончания студентом обучения в университете.
Написание отчета практики
Конечным этапом прохождения практики является написание отчета о практике. Отчет о практике должен включать в себя:
– краткую характеристику предприятия или учреждения, на котором проходила практика;
– порядок и сроки прохождения практики;
– необходимые сведения о базе практики: перечень и содержание норматино-организационной базы работы психолога предприятия или учреждения: приказы о создании психологической службы, должностные инструкции, планы работы, отчетная документация, методическое и методологическое обеспечение работы на бланковых, аудио-видеоносителях; наличие компьютерных психодиагностических методик, содержание циклограммы; контингент, с которым работает практический психолог, формы и методы работы практических психологов;
– социально-психологическую характеристику изучаемой группы;
− результаты выполнения плана прохождения практики;
− описание конкретных видов работ, выполненных практикантом;
− описание задач, которые приходилось решать под руководством штатного психолога или другого должностного лица или самостоятельно;
− описание психологического и технического инструментария, которым пользовался студент в ходе практики; определяется степень реализации на практике знаний, полученных в процессе теоретического обучения;
− описание всех видов методов и психодиагностических процедур, использованных в работе;
− общее впечатление о состоянии психологической работы на месте проведения практики, роли и месте психолога, отношении к результатам его работы;
− выводы, оценка положения психологической службы вструктуре предприятия, личное отношение и оценка полученных знаний и опыта работы на практике.
Отчет по мере надобности иллюстрируется рисунками, картами, схемами, чертежами, фотографиями и другими наглядными материалами.
К отчету прилагается план прохождения практики.
Оптимальный объём отчёта 10-18 страниц машинописного текста.
Для оформления отчета студенту выделяется в конце практики 3 – 5 дней.
Своевременная сдача дневника и отчета о практике является условием допуска студента к очередной экзаменационной сессии.
По результатам практики на факультете проводится научно-практическая конференция, на которой каждый студент должен быть готов выступить в течение 7-10 минут с кратким отчетом о результатах практики.
8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
При оценке практики учитываются:
1. Соответствие профиля работ на практике будущей квалификации и профилю обучения.
2. Отзыв руководителя практики или должностного лица, под непосредственным руководством которого работал практикант.
3. Качество и своевременность сдачи отчёта по практике.
4. Качество выступления студента с отчетом на научно-практической конференции.
Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв или неудовлетворительную оценку, направляется на практику повторно. В отдельных случаях может рассматриваться вопрос о дальнейшем обучении студента в университете.
8.1 Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
8.1.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
Таблица 5
ПК-10
| способностью к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса,
образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных
активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий
| Семестр изучения
дисциплины
| Б1.Б.16
| Педагогическая психология
|
| Б1.Б.24
| Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях
|
| Б2.У.1
| Учебная практика
| 2,4
| Б.3
| Государственная итоговая аттестация
|
| ПК-11
| способностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека
|
| Б1.Б.19
| Специальная психология
|
| Б1.В.ОД.6
| Социально-психологический тренинг
|
| Б1.В.ОД.7
| Психология семьи
|
| Б2.У.1
| Учебная практика
| 2,4
| Б.3
| Государственная итоговая аттестация
|
| ПК-12
| способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества
|
| Б1.Б.16
| Педагогическая психология
|
| Б1.Б.24
| Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях
|
| Б1.В.ДВ.1.2
| Основы самообразовательной деятельности
|
| Б1.В.ДВ.7.2
| Психология толерантности
|
| Б2.У.1
| Учебная практика
| 2,4
| Б.3
| Государственная итоговая аттестация
|
| Компетенция ПК-10
Таблица 6
Этапы формирования компетенций
| Дисциплины (модули)
| Компетенции
| ПК-10
| ПК-11
| ПК-12
| | Начальный
| Учебная практика
| +
| +
| +
| | Социально-психологический тренинг
|
| +
|
| | Основы самообразовательной деятельности
|
|
| +
| | Базовый
| Учебная практика
| +
|
|
| | Специальная психология
|
| +
|
| | Психология толерантности
|
|
| +
| |
|
|
|
| | Продвинутый
| Педагогическая психология
| +
|
| +
| | Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях
| +
|
| +
| | Психология семьи
|
| +
|
| | Государственная итоговая аттестация
| +
| +
| +
| | 8.1.2 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе изучения дисциплины
Таблица 8
Коды компетенции (по ФГОС)
| Результаты освоения ОП Содержание компетенций согласно ФГОС
| Перечень планируемых результатов обучения
| ПК-10
| Способность к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий
| Знать: методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций, существующих в отечественной и зарубежной науке подходов; психоло-педагогических технологий.
Уметь: использовать основные современные психологические методы для решения научных и практических задач образовательного процесса. обрабатывать; профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека.
Владеть: эмпирическими методами психологического исследования в системе целостного экспериментального исследования; необходимыми для использования основных психологических методов приемами.
| ПК-11
| способность к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии
| Знать: психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики; базовые положения о методах и процедурах экспериментального психологического исследования, а также технологиях обработки, стандартного представления, качественной интерпретации и анализа данных.
Уметь: использовать основные психологические методы для решения научных и практических задач; обрабатывать; профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека.
Владеть: эмпирическими методами психологического исследования в системе целостного экспериментального исследования; необходимыми для использования основных психологических методов приемами; основными приёмами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов.
| ПК-12
| способность к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии
| Знать: базовые положения о методах и процедурах экспериментального психологического исследования, а также технологиях обработки, стандартного представления, качественной интерпретации и анализа данных.
Уметь: составлять отчет о результатах работы, диагностического обследовании и оказания воздействия в соответствии с общепринятыми в психологии требованиями.
Владеть: эмпирическими методами психологического исследования в системе целостного экспериментального исследования; необходимыми для использования основных психологических методов приемами; основными приёмами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; приёмами подготовки и проведения лабораторно-практических занятий.
|
8.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций
8.2.1 Выступление на конференции по итогам практики, зачет с оценкой
Таблица 9
Критерии
| Уровень знаний и умений
| Отлично
| Хорошо
| Удовлетвори-тельно
| Неудовлетво-рительно
| Владение понятийным аппаратом
| Свободно владеет понятийным аппаратом, умеет использовать его при анализе научного материала.
| Владеет понятийным аппаратом, но при использовании его допускает неточности.
| В основном знает содержание понятий, но допускает ошибки в их использовании.
| Не владеет основными понятиями по предмету.
| Владение фактическим материалом по теме
| Знание и свободное владение фактическим материалом по теме.
| Незначительные неточности в изложении фактического материала.
| Испытывает затруднения в изложении фактического материала.
| Не владеет фактическим материалом.
| Умение применять теоретический материал при решении практических заданий.
| Умеет выявлять и анализировать способы решения практических заданий. Умеет оценивать результат.
| Допускает отдельные неточности и затруднения при решении логических заданий.
| Испытывает значительные трудности при решении практических заданий.
| Не умеет анализировать и находить способы решения практических заданий.
| Логичность изложения материала.
| Свободное владение речью, логичность и последовательность в изложении материала.
| Испытывает отдельные затруднения в логичности и последовательности изложения материала.
| Материал в значительной степени излагается бессистемно и с нарушением логических связей.
| Отсутствие логики в изложении материала
| Отметка «отлично» ставится в том случае, если по трем из четырех критериев ответ оценивается «отлично» и по одному – на «хорошо».
Отметка «хорошо» – если по трем критериям – не ниже «хорошо» и по одному «удовлетворительно».
Отметка «удовлетворительно» – если по трем критериям не ниже «удовлетворительно» и по одному – «неудовлетворительно».
Отметка «неудовлетворительно» – если по двум и более критериям «неудовлетворительно
8.2.2 Выполнение заданий практики, отраженных в отчетной документации (дневник, отчет)
Таблица 10
Оценка
| Описание
| «отлично»
| выполнена работа в полном объеме, в рассуждениях и обосновании нет неточностей и ошибок.
| «хорошо»
| не выполнено правильно 1 задание.
| «удовлетворительно»
| не выполнено правильно 2 задания.
| «неудовлетворительно»
| допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает умениями по данному разделу (теме).
|
При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены или могут использоваться собственные технические средства/
При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены или могут использоваться собственные технические средства.
Процедура оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине (модулю) предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
– в печатной форме увеличенным шрифтом,
– в форме электронного документа,
– в форме аудиофайла.
Для лиц с нарушениями слуха:
– в печатной форме,
– в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
– в печатной форме,
– в форме электронного документа,
– в форме аудиофайла.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости
8.4 Примеры типовых заданий по дисциплине
Примерная тематика направлений работы обучающихся
Основные виды работы обучающегося в рамках учебной практики
(на примере деятельности психолога на предприятии)
Вся учебно-практическая деятельность студента-практиканта может быть разделена на следующие этапы:
1. Учебная практика должна начинаться со знакомства с организацией, предприятием, на котором проходит практика, изучения его структуры, анализа предмета труда и профессиональных задач. При работе на крупном предприятии речь, скорее всего, будет идти о каком-либо структурном подразделении данной организации. Все эти данные в дальнейшем должны быть отражены в отчете по практике.
При изучении структуры предприятия следует обратить особое внимание на место психологической службы в ней. Студенту-практиканту следует дать собственную оценку положению психологической службы вструктуре предприятия. При отсутствие такой службы студенту надо будет указать, куда в структуре предприятия он был включен во время практики, отразить в отчете, где, по его мнению, может находиться психологическая служба (или психолог) в структуре данного предприятия.
2. Следует привести социально-психологическую характеристику производственного коллектива, который будет обследован. Прежде всего, в нее должны быть включены сведения о численности, половом, возрастном составе, образовании. Для оценки социально-психологического климата уже необходимы психодиагностические исследования. Только они позволят судить о таких важных характеристиках, как групповая сплоченность и совместимость.
3. Научно обоснованный подход при подборе кадров, оптимальной их расстановке, повышении производительности и эффективности труда начинается с составления профессиограммы – изучения требований профессии к личностным качествам, психофизиологическим характеристикам, социально-психологическим показателям, природным задаткам и способностям, деловым качествам, профессиональным знаниям и умениям, состоянию здоровья человека. Сведения, включаемые в профессиограмму, во многом определяются спецификой описываемой профессии, но в самом общем виде профессиограмма включает следующие требования к личности:
− пол;
− возраст;
− образование;
− развитость процессов восприятия; внимания, памяти и мышления;
− устойчивость эмоциональных состояний (эмоциональная уравновешенность, утомляемость, склонность к повышенной тревожности, агрессии или депрессии);
− психофизиологические характеристики (темперамент, скорость реакции, потребность в общении и т.д.);
− характеристики личности, проявляющиеся в устойчивых чертах характера, привычках поведения, задатках и способностях;
− деловые качества характера;
− профессиональные и специальные знания, умения и навыки;
− общее состояние здоровья, устойчивость к профзаболеваниям.
Профессиография охватывает разные стороны конкретной профессиональной деятельности и используется в целях разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих практических рекомендаций. Объем, глубина и детальность изучения требований профессии зависят от конкретных заказов и задач.
Профессиография включает комплекс методов изучения профессии: сбор эмпирических данных (изучение документации, наблюдение, опрос и т.д.) и их анализ, а также методы психологической интерпретации (структурно-системный анализ и функционально-структурный анализ).
Выбор метода сбора информации зависит от места работы, уровня квалификации специалиста, должности.
Так, метод наблюдения, состоящий в систематическом и целенаправленном контроле и анализе всех действий и операций, иногда сопровождаемый хронометражем – замером времени выполнения каждой операции, применим в исследовании рабочих специальностей, не требующих сложного принятия решений и творчества.
Метод собеседования (интервью) предусматривает сбор необходимой информации о деятельности специалистов, мастеров высшего разряда и их руководителей.
Метод анкетирования заключается в том, что работника просят заполнить вопросник или дать свободное описание деятельности и требований, предъявляемых к профессионалу в данной области.
Метод экспертных оценок позволяет описать деятельность и профессионально-важные качества специалиста на основе независимых мнений специалистов и руководителей высшего звена.
4. Выбор и использование методов психодиагностики специалиста напрямую зависит от требований профессии, выявленных профессиографией, важно лишь, чтобы они отвечали главным критериям качества: валидность, надежность и научность.
В большинстве случаев психологу на предприятии приходится сталкиваться с диагностикой уровня процессов восприятия, памяти, внимания и мышления (сюда могут быть включены пороги чувствительности и время реакции, объем различных видов памяти и продуктивность запоминания, объем, устойчивость, избирательность внимания и помехоустойчивость); психофизиологических характеристик (свойства нервной системы, особенности темперамента, тревожность, эмоциональная устойчивость и работоспособность); личностные характеристики (черты характера, направленность и активность личности, потребности и мотивация, уровень субъективного контроля, уровень и структура интеллекта); социально–психологические характеристики (межличностные отношения, конфликтность и поведение в конфликте, ценностные ориентации и жизненные цели); деловые качества.
Завершается этап психодиагностики составлением обобщенной характеристики испытуемого на основе полученных данных.
5. Данный этап можно назвать аналитическим, потому что ом заключает в себя анализ и сопоставление данных, полученных в результате составления профессиограммы и психодиагностики специалиста. Сложность, ожидающая практика на данном этапе, заключается в необходимости сопоставления результатов, полученных разными методами. В подобных случаях следует особо тщательно проверять соответствие требуемого и измеряемого качества. Нередко соизмерение полученных величин невозможно провести без использования методов математической статистики.
6. Разработка рекомендаций - ответственный этап в работе психолога на предприятии. Эта ответственность тем выше еще и потому, что рекомендации психолога могут повлиять на те или иные управленческие решения, а значит, в какой-то степени решать судьбу отдельного работника, производственного коллектива или даже всего предприятия.
Для руководителя принято готовить письменный отчет о проделанной работе, включающий описание основных этапов работы, выводы и рекомендации. Научно-практический смысл выводов и рекомендаций должен быть понятен руководителю.
Из этических соображений с результатами обследования надо познакомить испытуемого. Сделать это можно в краткой беседе с обязательным соблюдением правил и норм профессиональной этики.
7. Конечным этапом прохождения практики является выполнение отчета о практике. Отчет о практике должен включать в себя:
– краткую характеристику предприятия или учреждения, на котором проходила практика;
– социально-психологическая характеристика трудового коллектива;
– описание конкретных видов работ, проделанных для разработки профессиограммы;
– результаты профессиографии;
– описание всех видов психодиагностических процедур, использованных при обследовании конкретного специалиста;
– обобщенная характеристика испытуемого (по данным обследования);
– выводы и рекомендации, сделанные на основании проделанной работы;
– протоколы обследований;
− отзыв о работе обучающегося-практиканта.
|