Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ТЕХНИКИ И ТЕХНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

 

Философия техники должна основываться на истории техники, как на своеобразной эмпирической данности, иначе она окажется подвешенной в воздухе. Только из анализа возникновения и развития техники можно сделать выводы о ее сущности, роли в жизни человека и общества.

В развитии технических знаний выделяют четыре основных этапа. Первый этап – донаучный (с древнейших времён до эпохи Возрождения). Второй этап – зарождение технических наук (сер. XV в. – 70-е гг. XIX). Третий этап в развитии технический знаний – классический (70-е гг. XIX в. – сер. XX вв.). Четвертый этап – НТР (с сер. ХХ века).

Сущность техники как средства человеческой деятельности определяет и её место в антропосоциогенезе. Способность создавать орудия труда стала уникальным эволюционным достижением человека. Эта способность является существенной чертой, характеризующей природу человека и отличающей его от животных. Даже высшие животные, обладающие развитой психикой, направляют свою активность непосредственно на объекты. Некоторые из них могут использовать готовые предметы природы в качестве орудий. Но для того чтобы обработать их и создать орудие труда необходимо абстрагироваться от объекта и мысленно представить более длинную цепь действий. Необходимо сначала направить активность на предмет, который сам по себе не является целью, для того чтобы затем с его помощью эффективнее воздействовать на конечный объект. Таким образом, введение всего одного опосредующего звена в процесс деятельности требует наличие зачатков абстрактного мышления. Поэтому антропологи считают первым представителем человеческого рода «человека умелого» (Homo habilis). Примитивные орудия труда, найденные среди останков «человека умелого», говорят о том, что у него формировались зачатки абстрактного мышления. «Своим техническим действием человек продолжает дело природы, по обходному пути, через дифференциацию и интеграцию. Решающую помощь в этом ему оказывает его способность представления, которая позволяет ему репрезентировать в сознании прошлое и будущее. Это наглядное воссоздание удаленного позволяет ему освободиться от давления ситуации, в которую попадают животные, позволяет ему отвернуться от преследуемой цели и обратиться к средствам, делает его способным к временному отказу от потребления».[89]



Чем умнее становился человек, тем более длинные цепочки достижения цели он мог представить. Каменное зубило – одно звено, рукоятка к нему – уже два. Прогресс в технологии проявился также в переходе от универсальных орудий труда к специализированным, а потому более эффективным. Дальнейшее усложнение орудий труда требовало все более развитого мышления, большей памяти и более интенсивного общения и взаимодействия с себе подобными. Обогащалась речь, усложнялись социальные коммуникации, первые технические знания стали сохраняться и передаваться следующим поколениям. Качественный скачок в накоплении этой информации произошёл после возникновения письменности.

Связь между уровнем развития человека и сложностью используемых им орудий труда позволяет археологам и антропологам выделить этапы развития древнего человека. Например: палеолит, мезолит, неолит, медный век, бронзовый век, железный век.

В VI-IV тыс. до н.э. произошла неолитическая революция: человеческие сообщества стали постепенно переходить от присваивающей экономики к производящей. Произошло первое разделение труда – появились земледелие и скотоводство. Позднее вторым разделением труда стало выделение ремесла. Люди стали пользоваться медными изделиями, керамикой, изобрели колесо, ткацкий станок, создали пиктографическое письмо.

Первые технические знания, касающиеся обработки природных объектов и изготовления орудий труда, возникли задолго до науки. Они получались из практического опыта, носили описательный характер и были тесно связаны с религиозными и мифологическими представлениями. И с появлением первых научных знаний ситуация принципиально не изменилась. Научное познание природы и техническое освоение природы оставались обособленными направлениями человеческой деятельности. Античная наука почти не ориентировалась на решение прикладных задач. Техническое знание в основном накапливалось в ремесленной деятельности и передавалось в виде предписаний, перечисления последовательности действий, без теоретического обоснования. Технические решения находились эмпирическим путем, методом проб и ошибок, передавались следующему поколению в форме не столько теоретических знаний, сколько практических умений. Знание-инструкция учит тому, как что-либо делать, но не объясняет, почему надо делать именно так, какими причинами вызывается именно этот эффект. Такое знание носит описательный характер. Например, люди всегда использовали в практике силу тяжести, не зная закона тяготения, подобно тому как птицы летают, не зная законов аэродинамики.

Почему в Древнем мире технические знания и естественнонаучные накапливались относительно обособленно? Ответ надо искать в особенностях того и другого рода знаний этих эпох. Во-первых, в большинстве своем знания о природе в то время были такими, что их еще невозможно было непосредственно использовать на практике. Во-вторых, техническая практика была еще не настолько сложной, чтобы требовать систематического научного изучения природы, и удовлетворялась знаниями, полученными в ней самой.

На примере развития философии и технических знаний в Древней Греции видно, что надо различать два рода знания. Появившееся тогда философское знание было знанием о природе вещей, о первоначале всего существующего, о бытии. Эти знания были слишком абстрактны и непрактичны, слишком трудно, или даже невозможно, было найти им практическое применение. Философское познание, в такой трактовке, направлено на удовлетворение одной из высших потребностей человека – потребности в истине, в чистом, лишенном меркантильных интересов знании. Ари­сто­тель пи­сал: «мы счи­та­ем, что бо­лее мудр во вся­кой нау­ке тот, кто бо­лее то­чен и бо­лее спо­со­бен нау­чить вы­яв­ле­нию при­чин, и, ... что из на­ук в боль­шей ме­ре муд­рость та, ко­то­рая же­ла­тель­на ра­ди нее са­мой и для по­зна­ния, не­же­ли та, ко­то­рая же­ла­тель­на ра­ди из­вле­кае­мой из нее поль­зы…»[90]

Но в повседневной жизни людей появляются и накапливаются и другого рода знания. Каждый человек ежедневно сталкивается с необходимостью удовлетворения материальных потребностей, осуществляет для этого практическую деятельность. В практике он начинает испытывать потребность в знаниях о свойствах используемых объектов. Эта потребность ощущается, когда объект ведет себя не так, как этого хотел бы человек, когда человек не может добиться желаемого результата. Методом проб и ошибок человек получает знание о свойствах объекта, которое помогает ему достичь искомый результат, потребность удовлетворяется. Удовлетворение одних потребностей рождает другие, для которых человеку нужны новые материальные блага и новые знания по их получению. Такие знания о конкретных свойствах отдельных объектов рождаются из практики и носят прикладной характер. Они могут быть переданы одним человеком другому как инструкция, как описание изготовления того или иного предмета. Начиная с изготовления первых орудий труда и до современной техники, практика была одной из главных движущих сил познания, в том числе, и научного. Уже на этапе появления первых научных знаний нельзя сказать, что наука развивалась полностью изолированно от потребностей практики и эмпирических знаний, накапливаемых в технической деятельности. В любой деятельности необходимы счет, измерение, что требует накопления математических знаний. Потребность в определении времени и в пространственной ориентации подталкивала к более внимательному наблюдению движения небесных тел и к накоплению знаний в области астрономии. Обработка природных материалов помогала приобретать знания об их свойствах. Изготовление ручных орудий труда и механизмов давало знания, ставшие основой для обобщения в механике. В сельском хозяйстве накапливались знания о животных и растениях, которые стали основой биологических знаний.

В эпоху Античности стали возникать первые элементы научно-технического знания. Например, Архимед применял в технике знания математики, заложил основы механики, гидростатики (закон Архимеда, закон рычага, архимедов винт, катапульты и др.). В тоже время существует мнение о том, что для Архимеда, как и для многих других античных мудрецов, высшей ценностью обладала чистая познавательная деятельность, что для него познание геометрии было целью, а изобретения в области механики были побочным результатом. Это мнение основывается на сообщении Плутарха. «Сам Архимед считал сооружение машин занятием, не заслуживающим ни трудов, ни внимания; большинство из них появилось на свет как бы попутно, в виде забав геометрии…»[91] «…считая сооружение машин и вообще всякое искусство, сопричастное повседневным нуждам, низменным и грубым, все свое рвение обратил на такие занятия, в которых красота и совершенство пребывают несмешанными с потребностями жизни…»[92]

На примере Архимеда отчетливо видно доминирование теоретического знания над опытным и прикладным в эту эпоху. Для него применение знания в механическом изобретении не воспринималось как доказательство истинности. Принудительную силу и безусловность носят только теоретические рассуждения и доказательства. Архимед применял дедуктивную логику аналогичную той, с помощью которой была создана геометрия Евклида.

Тем не менее, творчество Архимеда представляет собой один из первых образцов деятельности, в которых научная теория и техническая практика не просто соседствовали, а взаимно обогащали друг друга. Но основываясь на таких примерах, не стоит переоценивать вклад античной науки в развитие техники. Примеры таких ученых-изобретателей являются скорее исключением. Многие из их изобретений не получили широкого распространения, остались либо в виде прототипов, либо в виде развлекающих публику диковинок. Реальная же техника Древнего мира и Средних веков создавалась ремесленниками без какого-либо научного обоснования. Уже в Древнем мире были изобретены первые водяные мельницы с зубчатой колесной передачей вращения от водяного колеса к жерновам. В Древнем Египте применялся сверлильный станок с ручным лучковым веревочным приводом. Феодор Самосский изобрел токарный станок с ножным приводом, кривошипно-шатунным механизмом и маховиком.

Описание создания различных механизмов содержат труды Герона Александрийского «Механика» и «Об искусстве изготовлять автоматы». В них он описывает, как можно приводить в движение, например, театральные куклы с помощью системы зубчатых колес и рычагов, приводимых в движение подвешенным на блоках грузом.

Древнеримские мастера достигли выдающихся успехов в строительстве дорог, мостов, сложных архитектурных сооружений, в создании военной техники. Древнеримский архитектор Витрувий в трактате «Десять книг об архитектуре» раскрыл различные инженерно-технические вопросы: дал определение машины, описывал устройства для поднятия тяжестей, изложил первые представления о прочности. Но и его работа является, скорее, описанием опыта и сводом предписаний, несмотря на заявления о важности теоретических знаний.

Средние века в Европе иногда называют «темными веками», сравнивая их с выдающимися достижениями науки и искусства Античности и Возрождения. Разрушение Рима варварами символизировало характер наступающей в Европе эпохи. Следует понимать, что и в эту тысячу лет жизнь не стояла на месте. В Европе возникли государства, национальные культуры, появились города, первые университеты. Развивалось в своеобразной форме искусство. Важным шагом в прогрессе технологий стало распространение механизмов, приводимых в движение силой воды и ветра. Люди расширили свои возможности в выборе источников энергии. Другими важными изобретениями, переоткрытыми и получившими широкое распространение в Средние века, стали кривошипный механизм и маховик. Если в Древнем мире их изобретение не привело к широкому распространению, а ограничивалось использованием в отдельных образцах, то в Средние века широкое использование различных механизмов в практической деятельности сделало востребованными эти изобретения. Кривошипный механизм позволил преобразовать вращательное движение в возвратно-поступательное и наоборот. Маховое колесо послужило накопителем кинетической энергии, выравнивающим неравномерное усилие двигателя (хотя для вращения гончарного круга маховики применялись еще древними шумерами). Хорошо известны и другие технические достижения Средних веков. В разных цивилизациях в этот период появились и стали распространяться такие изобретения как порох, компас, часы, книгопечатание, чугун.

Но установившийся в средние века феодальный способ производства, основанный на натуральном хозяйстве, не стимулировал накопление новых знаний. Почти не прирастали опытные знания о природе, редким исключением было, например, накопление химических знаний в процессе занятий алхимией. Технические знания по-прежнему получались эмпирическим путем и передавались в виде предписаний. Производство оставалось кустарным, использующим в основном ручной труд. Цеховые организации ремесленников строго регламентировали техническую деятельность: материалы, образцы изделий, методы их изготовления. Извлекая выгоду из сложившейся системы производства, они зачастую не были заинтересованы в технических нововведениях, боясь того, что они изменят эту сбалансированную систему, приведут к обогащению одних за счет разорения других. Вводилось множество запретов на инновационную деятельность. Понимание мастерства заключалось не в способности находить более рациональные решения, а в способности точно копировать образцы мастеров прошлого. Даже ученики, сдававшие экзамен на право стать мастером, должны были выполнить изделие не хуже, но и не лучше принятых образцов.

Техническая деятельность в Древнем мире и в Средние века по своим ценностным ориентациям существенно отличалась от современной научно-технической деятельности. Для современного человека постоянное появление новшеств является привычным признаком прогресса и уже стало потребностью. В обществах традиционной, дотехногенной культуры деятельность ремесленников не была ориентирована преимущественно на инновации, скорее, наоборот, для нее была характерна нацеленность на сохранение традиций, веками освещенный опыт предков, уходящий корнями в мифологию. В мифах многих народов можно встретить образцы ремесленной практики, приписываемые богам в причудливо преобразованной фантазиями форме. Зачастую создание Вселенной богами выглядело как действия ремесленника, создающего изделие. И как продолжение мифа обычная техническая деятельность ремесленника могла переплетаться с действиями, имеющими культовое значение, восприниматься как ритуал. В Средние века также отчасти сохранялось отношение к ремесленной технической деятельности как к магическому действу. Знание, передаваемое от мастера ученику, воспринималось как тайное, дающее власть над предметами, подобно власти мага, колдуна.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУЧНЫХ






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.