Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Бережное отношение к процессу и результату творчества.

К любому достижению в области изобразительного искусства ребе­нок относится как к маленькой победе, поэтому равнодушие или небрежение к его результатам не только способствует отрицательно­му эмоциональному настрою по отношению к дальнейшей деятель­ности, но и тормозит творческий рост малыша в целом. Данное условие касается и педагогов, и родителей. Ребенок как формиру­ющаяся личность очень зависим от мнения окружающих взрослых, имеющих для него авторитет, поэтому для него важна оценка роди­телей и педагога.

Материальное обеспечение. Без соблюдения этого условия очень сложно достигнуть высоких результатов.

Педагогические условия развития детского изобразительного творчества во многом определяются отношением педагогов, роди­телей к изобразительному искусству, пониманием его значения для общего личностного становления детей. Если искусство выступает в качестве средства, способствующего самовыражению ребенка, то его работы приобретают индивидуальный характер. При этом в них сохраняются и отражаются традиции самого искусства, передавае­мые из поколения в поколение. В том случае когда средства искус­ства используются только ради самих средств, а не для формирова­ния на их основе художественно-выразительного образа у дошколь­ников, работы теряют индивидуальный стиль, а процесс творчества сводится к упражнениям, утрачивая свою сущностную характери­стику.

На этой основе можно выделить ряд направлений развития творческой личности ребенка средствами искусства:

1. Для творческого становления ребенка значим не только конеч­ный результат, но и сам процесс творчества.



2. Обучение с помощью искусства необходимо строить на раз­витии восприятия и визуальной грамотности. В этом случае ребен­ка важно научить соотносить воспринимаемые объекты окружающей действительности с их отображением в собственном творчестве.

3. В ходе обучения следует поощрять желание малыша экспери­ментировать с материалами, формами, выразительными средствами, техниками, идеями. Если такого желания у него не возникает, это превращает творческий процесс в репродуктивную деятельность.

4. В ходе обучения средствами искусства целесообразно обеспе­чение межпредметных связей. Усваивая законы перспективы на за­нятиях по изобразительному искусству, ребенок легче ориентирует­ся на плоскости листа, в процессе подготовки к письму и освоения элементарных математических представлений.

5. Необходимо бережное отношение к результатам детского изо­бразительного творчества как средству общения детей с окружающи­ми. Вербальные возможности многих детей ограниченны из-за воз­растных особенностей. В связи с этим детские работы становятся каналом общения между взрослыми и детьми, расширяющим по­знавательную сферу дошкольников.

6.Обучение средствами искусства повышает самооценку ребенка, его уверенность в себе. Сомневающийся в своих силах, он становит­ся уязвимым и очень зависимым от мнения окружающих, что нега­тивно сказывается на становлении личности. Изобразительное ис­кусство способствует его раскрепощению, духовному укреплению, развитию волевых качеств.

7.Благодаря искусству ребенок познает мир и себя в нем.

8. Занятия искусством компенсируют интенсивную умственную нагрузку.

9. Занятия изобразительным творчеством могут стать хорошим средством приобретения детьми трудовых навыков, чувства ответ­ственности, аккуратности.

Рассмотренные условия и аспекты развития творчества успешнее реализуются в том случае, когда рационально и педагогически целе­сообразно организована развивающая среда.

Контрольные вопросы

  1. В чем состоит назначение развития детского изобразительного твор­чества для становления личности дошкольника?
  2. Какое место и значение в процессе развития детского изобразитель­ного творчества занимает целенаправленное обучение?
  3. Насколько важна согласованная позиция педагогов в организации детского изобразительного творчества?
  4. В чем заключается комплексное и системное использование методов и приемов в рамках развития детского изобразительного творче­ства?

 

Этапы развития детского изобразительного творчества в рисовании

Общая характеристика

 

Вопрос выделения и характеристики этапов развития детского изобразительного творчества является одним из актуальных для многих поколений теоретиков и практиков. Для теоретиков пред­ставляется очень важным выявить закономерности формирования образной структуры продуктов детского творчества на том или ином этапе, чтобы проследить характер общепсихологических, личност­ных изменений, влияющих на последующее развитие ребенка. Они вычленяют особенности восприятия и отражения ребенком дей­ствительности, определяют степень ее влияния на духовное станов­ление.

Практики, имея представления об этапности детского творче­ства, приобретают возможность научно подходить к разработке программ и разделов, направленных на творческое развитие до­школьника, избегая формализма в построении образовательного процесса.

Долгое время этапы развития детского изобразительного творче­ства рассматривались с позиции самопроизвольности развития ре­бенка, т. е. без активного педагогически оправданного воздействия взрослого, который играет немаловажную роль в активизации от­дельных стадий. Это не позволяет говорить об абсолютной их объ­ективности.

Внимание ученых очень часто было сосредоточено только на дет­ском рисовании. При этом стадии развития лепки, аппликации, конструирования оставались вне поля зрения исследователей. Но, как показывает практика, в развитии этих видов творчества имеют­ся специфичные особенности, изучение которых помогает избежать ряда педагогических ошибок.

В характеристике этапов развития детского рисунка существует несколько подходов.

Один из подходов, который был впоследствии взят за основу дру­гими исследователями, подробно обоснован Г. Кершенштейнером и К. Риччи. В развитии детского рисунка ученые выделяют два эта­па: доизобразительный и изобразительный.

Доизобразительный этап делят на следующие стадии.

Стадия каракуль начинается, по мнению исследователей, в воз­расте двух лет. Первые каракули представляют собой случайные сле­ды на бумаге, оставленные карандашом. На этой стадии ребенка интересует карандаш, а не изображение, получаемое с его помощью. Малыш оказывается еще неспособным установить зависимость между образами окружающей действительности и своим рисунком, он не может передать реальные черты предметов и объектов.

Стадия последующей интерпретации возникает в период 2 — 3 лет. По технике и качеству изображения эти стадии практически не отличаются от предыдущей. Рисунки все так же состоят из хао­тичных линий, штрихов и каракулей, однако дети не просто с инте­ресом чертят по листку бумаги, они теперь дают названия своим рисункам. И хотя в изображениях отсутствует реализм, для ребенка его попытки передать свои впечатления или отобразить знакомые ему предметы, теперь приобретают зрительное значение, что, в свою оче­редь, позволяет говорить о формировании моторной координации.

Изобразительный этап имеет следующие стадии.

Стадия «рисунка с примитивной выразительностью» отно­сится к 3—5 годам. Именно в этот период, по словам Г. Кершенштей- нера и К. Риччи, рисунки отличаются «мимичностью», а не «графич- ностью».

Стадия «графического рассказа» — наличие эмоционального рассказа ребенка о том, что он изображает. Он живет вместе со сво­ими образами и соответственно стремится отразить все свои впечат­ления, переживания и отношение к изображаемому.

Стадия «схематизма». В этот период ребенок начинает осо­знавать самостоятельность изобразительной стороны рисунка и его независимость от внешних проявлений (звуковых сопровождений, телодвижений и т.д.). Для дошкольника становится очевидным: какие бы он ни давал характеристики своему образу, изобразительная сто­рона от этого не меняется. Это побуждает ребенка к рисованию по памяти.

Стадия «чувства формы и линии» характеризуется стремлени­ем дошкольника сопоставить природные формы с собственным ри­сунком и передать характерные черты того или иного предмета (объ­екта). Однако на этой стадии изображаемое детьми еще имеет некую изобразительную условность.

Стадия «правдоподобного изображения». Появляется точность в передаче пропорции, элементарного пространства, формы пред­метов (объектов). Изображение на этой стадии имеет вид силуэта, в котором нет объема.

Стадия «реального изображения» характерна только для детей старше 10 лет. В этот период дети оказываются способными рисовать

с натуры, соблюдая композиционные закономерности, передавая светотеневую моделировку в изображаемых объектах.

Другие крупные исследователи детского изобразительного твор­чества (Е.А.Флёрина, Е.И.Игнатьев, В.С.Мухина, Н.П.Сакулина, Т. С. Комарова, Р. Г. Казакова, Т. Г. Казакова, Г. Г. Григорьева, Т. Н. До­ронова, Р. М.Чумичева и др.) в целом разделяли такой подход, но характеристику отдельных стадий они конкретизировали в зависи­мости от рассматриваемых ими проблем и вопросов. Бесспорно, выделенные периоды становления детского рисунка подробно и объ­ективно объясняют некую закономерность в творческом развитии дошкольников. В исследовании этапов и стадий ученые учитывали самостоятельное развитие творчества дошкольника, давая при этом анализ сменяющих друг друга новообразований, и не рассматривали особенности творческого становления в процессе педагогического воздействия. В этой связи представляется важным и интересным проследить поэтапное формирование выразительного образа, созда­ваемого ребенком при условии организации среды, стимулирующей проявление творческой активности.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.