Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 5. Античная философия: от космоцентризма к проблеме человека.

Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

ФИЛОСОФИЯ

Методические указания и темы контрольных работ для студентов всех направлений специалитета и бакалавриата заочной формы обучения

Одобрено редакционно-издательским советом

Саратовского государственного технического

университета имени Гагарина Ю.А.

Саратов 2014

Тема 1. Философия как феномен культуры.

1. Философия как «любовь к мудрости» и ее роль в жизни человека.

2. Структура философского знания и взаимосвязь философских дисциплин.

3. Понятие «осевого времени» и возникновение философии.

Методические указания.

В данной контрольной работе студент должен исследовать проблему сущности и предмета философского знания. Эта тема является вводной для всего курса философии и ее изучение позволяет составить представление о месте философии в культуре и ее значении для человека.

В первом вопросе студент должен раскрыть понятие философии и обдумать ее изначальное определение как «любви к мудрости». Это позволит начать размышлять о том, для чего необходима человеку философия и какое место она должна занимать в системе образования.

Второй вопрос предполагает раскрытие структуры философского знания, формировавшейся на протяжении многих столетий. Раскрывая эту проблему, студент должен уделить особое внимание тому, как взаимосвязаны философские вопросы учения о бытии, учения о познании, учения о ценностях и многие другие.

В третьем вопросе речь идет о возникновении философского знания, о трудностях, с которыми сталкиваются исследователи, когда пытаются определить, почему появилась философия, и как произошел поворот от мифологического мышления к рациональному способу освоения действительности. Одной из концепций, которая объясняет, почему именно этот поворот свершился, является концепция «осевого времени» К.Ясперса, изучив которую, студент сможет понять истоки возникновения не только философии, но и всей европейской цивилизации.



Ключевые слова:философия, онтология, гносеология, аксиология, логика, этика, эстетика, социальная философия.

Дополнительная литература.

1. Ясперс К. Смысл и назначение истории. / К.Ясперс. – М., 2009.

2. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? / Х.Ортега-и-Гассет. – М., 2010.

3. Хайдеггер М. Что такое метафизика? / М.Хайдеггер. – М., 2013.

4. Дильтей В. Философия в систематическом изложении. / В.Дильтей. – М., 2006.

5. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. / М.Мамардашвили.– М., 2010.

Тема 2. Миф, религия и наука как способы познания мира.

1. Миф как особая форма ощущения мира. Мифологическое мышление и его значение для становления человеческой культуры.

2. Религиозное мировоззрение, его особенности и значение для человека и общества.

3. Наука как способ освоения действительности, ее предмет и границы.

Методические указания.

В контрольной работе на тему «Миф, религия и наука как способы познания мира» студент должен раскрыть специфику каждого из трех исторических типов мировоззрения и указать на те связи, которые формируются между ними.

В первом вопросе необходимо показать основные особенности мифологического мышления, которое исторически является для человека исходным. Студент должен усвоить, что миф – это не просто собрание фантастических историй, а особый способ чувствования реальности, основанный на образах и символах, в отличие от понятийного мышления науки. Для раскрытия этого вопроса рекомендуется ознакомиться с концепциями мифа А.Ф. Лосева, Ф.Х. Кессиди.

Ответ на второй вопрос должен содержать основные характеристики религиозного мировоззрения. Студент должен обратить внимание на то, чем отличается религия от мифа и науки, а также, что связывает ее с философией. Особый интерес представляет вопрос о том, какую роль играет религия в жизни человека и возможно ли выстроить такое мировоззрение, которое будет полностью атеистическим. Обращение к этим вопросам позволит студенту определить экзистенциальные измерения религиозного мировоззрения.

Третий вопрос контрольной работы определяет предмет и значение для человека научного мировоззрения. Прежде всего, студент должен раскрыть специфику научной сферы деятельности человека, а, значит, должен указать на причины возникновения науки и ее отличительные черты от мифа и религии. Обращаясь к предмету научного познания, необходимо определить его границы, то есть задать вопрос о том, что может объяснить наука, а где она бессильна.

В итоге своей контрольной работы студент должен сделать выводы о том, как связаны между собой все три исторических типа мировоззрения.

Ключевые понятия:миф, синкретизм, религия, монотеизм, политеизм, наука, факт, парадигма, сциентизм, антисциентизм.

Дополнительная литература.

1. Барт Р. Мифологии. / Р.Барт. – М., 2010.

2. Элиаде М. Священное и мирское. / М.Элиаде. – М., 2012.

3. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. / Д.Д.Фрэзер. – М., 2010.

4. Поппер К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход. / К.Р.Поппер. – М., 2010.

5. Кун Т. Структура научных революций. / Т.Кун – М., 2009.

Тема 3. Античная философия и ее значение для европейской философии.

1. Мифологические истоки античной философии.

2. Понятия космоса и хаоса в античной культуре. Космоцентризм философии древних греков.

2. Влияние античной философии на европейскую культуру.

Методические указания.

Раскрывая тему данной контрольной работы, студент должен определить основные особенности античной философии. Эти особенности самым тесным образом связаны с историей всей культуры Древней Греции, ее политической системой, искусством и зарождающейся наукой.

В первом вопросе контрольной работы студент должен рассмотреть условия возникновения философии в Греции, и определить какое влияние оказало мифологическое мышление греков на формирование философско-логической системы и насколько тесно в начале своего существования философия перереплеталась с мифом.

Второй вопрос контрольной работы предполагает раскрытие фундаментальных для греческой философии понятий хаоса и космоса. Проанализировав их содержание, студент должен осмыслить основную черту античной философии – космоцентризм. Древнегреческая философия начинается с идеи космоса как упорядоченного целого, живого и всеобъемлющего.

Рассматривая третий вопрос контрольной работы, студент должен сделать общие выводы относительно того, какое влияние оказала античная философия на последующее формирование европейской культуры. Ключевые понятия:космос, хаос, гармония, космоцентризм, макрокосмос, микрокосмос.

Дополнительная литература.

1. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетия. Книга 1. / А.Ф.Лосев. – М., 2000.

2. Гайденко П.П. История античной философии и ее связи с наукой. / П.П.Гайденко. – М., 2012.

3. Кессиди Ф. К истокам греческрой мысли. / Ф.Кессиди. – М., 2001.

4. Кессиди Ф. От мифа к логосу. / Ф.Кессиди. – М., 2003.

Тема 4. Понятие «архэ» в философии досократических школ.

1. Понятие первоначала (архэ) как принцип построения первых философских школ.

2. Натурфилософия милетской школы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Учение Гераклита Эфесского.

3. Проблема бытия в философии Элейской школы.

4. Понятие атома в философии Левкиппа и Демокрита.

Методические указания.

В данной контрольной работе должны быть раскрыты основные положения ранней греческой философии, появившейся до V века до н.э. и названной досократической философией. Основной проблемой, интересовавшей ранних греческих философов, была проблема первоначала, то есть того, откуда произошел мир, то, что лежит в основе мироздания. Анализируя понятие «архэ» в первом вопросе контрольной работы, студент должен усвоить, что это понятие возникло первым в череде последующих философских понятий и означало, что человек обратился к миру с вопросом об истоке этого мира, поэтому первых философов называли «натурфилософами», то есть мыслителями, рассуждавшими о природе.

Во втором вопросе контрольной работы студент должен проанализировать учение милетской школы, в которой предлагались различные варианты первоначала мира, и философию Гераклита из Эфеса, впервые определившего мир как становление, текучее и вечноизменяемое. Здесь студент должен усвоить, что в древнегреческой философии первоначало понималось не как «мертвый» химический или физический элемент, а как живая, одухотворенная субстанция.

Третий параграф контрольной работы раскрывает новую проблему, поднимаемую мыслителями элейской школы Парменидом и Зеноном, проблему бытия. Студент должен проанализировать понятие бытия как единого и неподвижного целого и объяснить значение и смысл доказательств невозможности движения, называемых апориями.

Рассматривая четвертый вопрос контрольной работы, студент усваивает понятие «атома» в античной философии и его отличия от современного понимания атома в физике. Атомистическое учение по иному подходит к понятию первоначала и впервые заявляет, что этих первоначал (атомов) в мире бессчетное количество.

Ключевые понятия: архэ, бытие, апейрон, атом, апория, становление.

Дополнительная литература.

1. Лаэртский Диоген О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. / Диоген Лаэртский. – М., 2011.

2. Кессиди Ф. Гераклит. / Ф.Кессиди. – М., 2003.

3. Философия природы в Античности и Средние века. / П.Гайденко, В.Петров. – М., 2000.

Тема 5. Античная философия: от космоцентризма к проблеме человека.

1. Причины и основные особенности перехода от проблем натурфилософии к проблемам человека в античной философии V века до н.э.

2. Релятивизм софистических учений. Софистика как образец нового знания.

3. Познание и нравственность как основные принципы в философии Сократа. Метод Сократа.

Методические указания.

В данной контрольной работе студент, прежде всего, должен обозначить причины, по которым в философии античности произошел поворот к проблеме человека. В V веке до н.э. вопросы натурфилософского характера отходят на второй план, и центральное место в рассуждениях философов отводится человеку и его поступкам. Такую трансформацию философского знания обусловили причины и социального, и политического, и общекультурного порядка, когда изменялся облик греческого государства и на смену аристократии приходил новый тип правления – демократический.

Во втором вопросе студент должен раскрыть особенности деятельности и философского учения софистов, обращая особенное внимание на релятивистские особенности не только их теории познания, логики, но и этики. Перед студентом стоит задача осмыслить деятельность софистов и сделать выводы о том, какое влияние они оказали на европейскую культуру и образование.

Третий вопрос контрольной работы предполагает раскрытие основных положений философии Сократа, который являлся яростным противником софистического учения. Однако, не смотря на это, в двух указанных учениях можно проследить сходные черты и задачи. Студент должен обратить внимание на то, что Сократ создает новую этическую теорию, в которой знание приравнивается к добродетели, а любой злой поступок есть всего лишь результат невежества. По этим же принципам строится и особая методология, которую предлагает Сократ.

Ключевые понятия: релятивизм, софистика, софизм, этика, диалектика, ирония, майевтика.

Дополнительная литература.

1. Кессиди Ф. Сократ. / Ф.Кессиди. – М., 2001.

2. Суриков И. Сократ. / И.Суриков. – М., 2011.

3. Чернышев Б.С. Софисты. / Б.С.Чернышев. – М., 2010.

4. Гиляров И.Н. Источники о софистах. Платон как исторический свидетель. – М., 2011.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.