Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 14. Развитие неклассической западной философии XIX в.

1. Социально-философская доктрина марксизма. Материалистическое понимание истории. Создание материалистической диалектики.

2. Возникновение и сущность позитивизма: основные представители и этапы его развития. Постпозитивизм (Т.Кун, К. Поппер, П.Фейерабенд).

3. «Философия жизни» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше) - родоначальники иррационализма и неоидеализма.

Ключевые понятия:«позитивная философия», махизм, критический рационализм, верификация, фальсификация, «научная революция», эпистомологический анархизм, иррационализм, воля, «идея Сверхчеловека».

Методические указания

В самом начале, раскрывая тему, стоит обозначить основные причины «бунта против классики» и появления в философии XIX в. целого ряда новых направлений, названных неклассической философией (марксизм, позитивизм, неоидеализм), каждое из которых имело собственные особенности. В первой половине ХIХ в. в марксизме как целостном учении, состоящем из социально-экономических и философских воззрений К.Маркса и Ф.Энгельса было открыто материалистическое понимание истории и создана материалистическая диалектика. Родоначальник позитивизма – О.Конт провозгласил доминирование позитивной науки и научного знания над метафизикой и философией. На рубеже XIX-XX вв. в результате изменений научной картины мира появляется эмпириокритицизма или махизма (второй этап позитивизма), названный так в честь своих создателей: Э.Маха и Р. Авенариуса. В начале ХХ в. возникла третья форма позитивизма — неопозитивизм или логический позитивизм. К числу его представителей принадлежат Л. Витгенштейн, Б. Рассел. В сер. XX в. возник постпозитивизм, студентам следует кратко проанализировать теорию научных революций Т.Куна, критический рационализм К.Поппера, эпистемологический анархизм П.Фейерабенда. В «философии жизни» происходит переход от рационального к иррациональному. Шопенгауэр, Ницше и др. внесли вклад в исследование сознания и бессознательного, в изучение духовно-психической жизни человека (интуиция, память, воля, переживания). Разработали новую модель человека в контексте его взаимосвязи с властью, религией и моралью (ницшеанский нигилизм и «идея Сверхчеловека»).



Дополнительная литература:

1. Ницше Ф. так говорил Заратустра. / Ф.Ницше. – М., 2010.

2. Гулыга А. Шопенгауэр / А. Гулыга. И. Андреева. – М., 2003.

3. Милль Дж.Ст. О.Конт и позитивизм. / Дж.Ст.Милль. – М., 2011.

4. Западная философия XIX века / под ред. А.Ф. Зотова. – М., 2005.

5. История западной и русской философии: учеб. пособие. / В.А. Фриауф . – Саратов. 2009.

Тема 15. Развитие русской философской мысли XI-XIX вв.

1. Становление и особенности развития русской философии (XI-XVII вв.)

2. Русская философия эпохи Просвещения (XVIII в.)

3. Русская философия XIX века: основные идеи и направления. Зарождение русской историософии (П.Я. Чаадаев, В. Соловьев, Н. Федоров).

Ключевые понятия: «Святая Русь», рождение «Русской идеи», теория «Москва — третий Рим», славянофильство и западничество, «Русь Свободная», историософия, Богочеловечество, философия «общего дела» и «всеединства».

Методические указания

В раскрытии темы стоит обратить внимание на то, что русская философия занимает достойное место в системе мировой философской культуры. Характерной ее особенностью является цельность в восприятии мира. Ее основы заложены в период зарождения первых религиозно-философских учений, которые складывались на основе христианского сознания – православия. Русская философия от XI вплоть до XVIII века не выделялась в особую форму интеллектуального творчества, а была вплетена в ткань религиозного мировосприятия и существовала в виде мудрости, «софии». Стимулирующее воздействие на развитие русской философии оказала духовная и философская культура античности и Византии. Святоотеческая традиция, аскетика и христианская мистика составили своеобразие русской православной мысли. Специфика национальной философии органично связана с книжностью Киевской Руси, с учениями митрополита Иллариона, Феодосия Печерского, Нила Сорского, Максима Грека. Благодаря реформам Петра Великого Русь европеизируется, идет постепенно проникновение гуманизма, просвещения, светского образа жизни (М.В.Ломоносов и А.Н. Радищев). В сер. XIX века русская философия развивалась в контексте полемики между западниками и славянофилами. Их волновала судьба и будущее отечества. Зарождается историософия (П.Я. Чаадаев). Так же значительную роль на содержание русской философии оказали идея «всеединства» и «соборности» (В.Соловьев) и «Философия общего дела» (Н.Федоров).

Дополнительная литература:

1. Зеньковский В.В. История русской философии. / В.В. Зеньковский. – М., 2011.

2. История русской философии / под ред. Б.В. Емельянова. В.Н. Русакова. – М., 2005.

3. Шапошников Л.Е. История русской религиозной философии / Л.Е. Шапошников. – М., 2006.

4. Русская философия. Энциклопедия. / П.Апрышко, А.Поляков. – М., 2007.

Тема 16. Русская философия конца XIX- XX вв.

1. Философы Серебряного века о Боге, свободе, и смысле истории. (Н. Бердяев, Н. Лосский, С. Франк, П. Флоренский.).

2. Русский «космизм»: от антропоцентризма к антропокосмизму. Учение о ноосфере В. Вернадского. «Космическая философия» К. Э. Циолковского. Жизнь и космическая энергия. А.Л. Чижевский.

3. Трагизм русской философии послеоктябрьского переворота. Философия марксизма-ленинизма как идеология Советского государства. Реабилитация русской философии (кон. 80- 90-е гг.XX в.).

Ключевые понятия: свобода, эсхатологизм, апокалипсис, теософия, философия персонализма, антропокосмизм, коэволюция, «идея автотрофности», ноосфера, космическая этика.

Методические указания

Следует обратить внимание на то, что вначале XX в. развитие русской философии было на подъеме. Появилась целая плеяда одновременно философов-публицистов, историков, священников. Основные направления: марксизм (философия большевизма); религиозно-идеалистическая философия (Н.Бердяев, П.Флоренский, Л.Шестов, С.Франк и др.) и русский космизм, естественнонаучное крыло которого представлено именами В.Вернадского, К.Циолковского, А.Чижевского, Н.Умова. Студентам надо проанализировать основные идеи указанных направлений, в соответствии с планом темы. Важно отметить, какую роль на развитие отечественной философии оказала политическая история России в течение XX в.

Дополнительная литература:

1. Абрамов М.А. Идейные основания русского космизма / М.А. Абрамов. – Саратов, 2003.

2. Бердяев Н. А. Смысл творчества. / Н.А. Бердяев. – М.. 2011.

3. Готфрид П. Странная смерть марксизма / П. Готфрид. – М., 2009.

4. Назарова О. Философия истории С.Л. Франка / О. Назарова // Вопросы философии, 2009. №1 С 125-137.

5. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи / П.А. Флоренский. М., 2003.

Тема 17.Западная философия первой половины XX века.

1. Возникновение и сущность экзистенциализма (философии существования). Проблемы сущего, бытия и времени в философии М. Хайдеггера и К. Ясперса.

2. Тема свободы и Абсурда в философии французского экзистенциализма (Ж.П. Сартр, А. Камю).

3. Феноменология Э. Гуссерля как развитие классической теории сознания. Метод феноменологической редукции.

Ключевые понятия: экзистенция, бытие и время, «бытие-в-мире», «бытие-для-другого», ничто и свобода, «пограничная ситуация», абсурд, «миф о Сизифе», эпохэ, феномен, ноэма и ноэзис, интенциональность, интерсубъективность.

Методические указания

В начале контрольной работы студент должен обнаружить специфику культуры и идеологических установок XX века, так как именно в них кроются причины возникновения новых философских направлений. Экзистенциализм (в противоположность эссенциализму) утверждает, что главным в человеке является не его сущность, а его существование. Жизнь человека важнее смысла жизни. Именно существование человека формирует и смысл жизни, и сущность человека («эссенция»). Подлинное существование человека («экзистенция») не равно его предметному бытию, т.к. ускользает от научной объективности познания посредством терминов, понятий и абстракций. Человек всегда помещен в ситуацию выбора, он многократно меняется на пути к «самому себе». В начале ХХ века в Германии возникает феноменология, основоположник – Э. Гуссерль. Ее девиз: «Назад, к самим вещам!». Чтобы научиться видеть сами вещи, мало читать феноменологические тексты, нужно пытаться практиковать феноменологический метод (феноменологическая редукция), т.е. отказ от высказываний о мире без рефлексии («эпохэ»). Студентам следует использовать предлагаемые к теме ключевые понятия для успешного ее раскрытия.

Дополнительная литература:

1. Гуссерль Э. Общее введение в чистую феноменологию. / Э. Гуссерль. – М., 2009.

2. Зотов А.Ф. Современная западная философия. / А.Ф. Зотов. –М., 2005.

3. Хайдеггер М. Время и бытие. / М.Хайдеггер. – М., 2007.

4. Камю А. Миф о Сизифе. / Камю А. – М., 2011.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.