Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема №1. Философия, круг её проблем и роль в обществе

План лекции:

1. Философское мировоззрение и предпосылки его возникновения.

2. Природа и специфика философского знания.

3. Предмет, методы и функции философии.

4. Основной вопрос философии и его стороны.

5. Место и роль философии в системе культуры.

1.1. Философия, подобно другим формам мировоззрения, возникла из потребности человека познать мир и самого себя. Но она оказывается более разработанной формой, и, прежде чем она возникла, человечество создало более простые, хотя и менее важные для бытия человека, формы мировидения. В глубины истории, чуть ли не к самому зарождению первобытно-общинного строя уходят начальные моменты формирования мифологической, а вместе с ней и обыденной форм мировоззрения. Предпосылками являлись изначально присущие человеку мышление и чувства, его стремление к размышлению о наблюдаемом в обычном созерцании и в первых практических действиях, имевших тенденцию к превращению в первоначальное производство с его производительными силами. Формирование обыденного сознания требовало выхода за его рамки и дополнения более широкими картинами и схемами природных явлений. Так наряду и, вероятно, одновременно с обыденным мировоззрением складывалась, охватывающая разные стороны мира и мир в целом, мифологическая картина мировоззрения. Что характерно для этой формы?

1. Антропоморфность, т.е. рассмотрение явлений природы (например, движение облаков, землетрясения и т.п.) по аналогии с человеком: им приписывались те свойства, которые имелись у человека: ощущения, реакция на негативные факторы, желания, ненависть, страдание и т.п.

2. Дескриптивность (от англ. descriptive – описательный) – стремление к объяснению событий, явлений в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди действующих фигур – герои и боги в виде особых людей (например, мифы о Нептуне, Зевсе, Меркурии, Аполлоне и др.).



3. Синкретизм (слитность, нерасчленённость) объективного и субъективного миров, что в значительной степени объясняется антропоморфностью, пронизывающей все стороны этого мировоззрения.

4. Связь с магией, что свойственно более зрелому первобытнообщинному сознанию и выражается в действии колдунов, шаманов и других людей, вооружённых зачатками научных знаний о теле человека, о животных, растениях. Наличие магического элемента в составе данной формы мировоззрения позволяет опровергнуть точку зрения, будто это мировоззрение не было связано с практикой, а являлось лишь пассивно-созерцательным.

Религиозная форма мировоззрения возникла на основе конвергированного развития представлений о комплексе богов мифологического мировоззрения и постепенного осознания того, что кроме субъективного и природного мира существует ещё и сверхприродный, сверхъестественный мир, образующий целое божественное, духовное царство. Как и мифология, религия опирается на чувственные образы, развивает способность к воображению, фантазии. Но в отличие от мифологии, религия сосредоточивает воображение и фантазию на сверхприродном, духовном, широкой области божества и его атрибутов, структур божественного. На первый план выдвигается психологическая установка – вера в сверхъестественные силы, Бога, возможность человека прожить Богочеловеческую жизнь, достичь подлинных нравственных (божественных) ценностей и обеспечить себе бессмертие. Религия тесно связана не только с верой, но и с молитвой, с рядом культовых обрядов.

Философская форма мировоззрения начинает вызревать на ещё более высоком уровне общественно-экономического и культурного развития общества. Её первые признаки проступают в XII-VIII вв. до н.э. в Древней Индии, Древнем Китае, Древнем Египте. Её зарождение как специфической формы духовной деятельности было связано с такой предпосылкой, как великий культурный переворот в Древней Греции в VIII-V вв. до н.э. Одной из важнейших предпосылок было развитие полисной демократии, приоткрывшей возможность для свободного мышления. Крупнейший знаток истории философии Гегель писал: вследствие «общей связи политической свободы со свободой мысли философия выступает в истории лишь там и постольку, где и поскольку образуется свободный политический строй… Философия поэтому начинается лишь в греческом мире».

Из общекультурных предпосылок наиболее важным было противоречие между возросшим научным знанием в недрах магии, стремившимся к автономии и к объяснению природы и природных явлений из них самих, и мифологически-религиозной формой, с которой генетически было связано это знание. Размышления над спецификой научного знания привели к появлению нового отношения между человеком и миром – «теоретико-познавательного» - и к оформлению теоретикопознавательного отношения между человеком и миром в рамках предмета мировоззрения.

Философия в течение целого ряда столетий развивалась вместе с естественнонаучным знанием, а философы были одновременно и естествоиспытателями. В дальнейшем, к концу XVIII – первой половине XIX столетия внутри этого общего научного знания стало проявляться стремление к формированию натуралистской формы мировоззрения.

В отличие от натуралистской формы, философия как форма мировоззрения опиралась в решении мировоззренческих проблем на обобщения данных всей науки, всего человеческого опыта познания мира, включая и данные обыденной жизни человека. Она трансформировала свои связи с естествознанием, находила пути к гармонической связи с ним и в то же время устанавливала связи с идеологией, с гуманитарным знанием, с обыденным мировоззрением людей. Она казалась недалёкой от веры, от трансценденции, от герменевтики, порой включая их в свои понятия. К ней стало возвращаться то, что некогда, в античности, было лишь её привилегией, - стремление к мудрости (мудростью владеют боги, а философам свойственно лишь стремление к мудрости). Платон отмечал: название мудреца для философа «слишком громко и пристало только богу. Любитель мудрости – философ или что-нибудь в этом роде – вот что более ему подходит и более ладно звучит». «Можно ли или нельзя научиться мудрости… Ей можно научиться… Она одна делает человека блаженным и счастливым».

Философия отличается от натуралистской формы не только своими всеобщими понятиями (категориями), своей многообразной (или многоканальной) связью с действительностью. Всё её содержание пронизано мудростью и она может быть определена через это понятие (греч. – phileo – люблю и sofia – мудрость). Мудрость – её начало и конец.

Предмет её – всеобщее в системе «человек – мир», и он может быть представлен в своих общих контурах как предмет мировоззрения: две подсистемы субстратного типа (человек и мир) и четыре подсистемы отношений между ними: 1) генетические, 2) познавательные, 3) аксиологические и 4) праксиологические, или духовно-практические.

Философию здесь отличает постижение всеобщего в этой системе (в числе прочего здесь и всеобщие законы развития, и всеобщие формы познания). И хотя её стержень – мудрость, ведущим началом в философии как в сложном, гетерогенном виде знания выступает рационалистическая – умозрительная её сторона. С этой точки зрения её можно определить ещё и так: Философия – это наиболее систематизированное, максимально рационализированное мировоззрение своей эпохи.

Философия – особый, научно-теоретический тип мировоззрения.

Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

· Основано на знании (а не на вере или вымысле);

· Рефлексивно (имеет место обращённость мысли саму на себя);

· Логично (имеет внутреннее единство и систему);

· Опирается на чёткие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

· Космоцентризм;

· Теоцентризм;

· Антропоцентризм.

Космоцентризм – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил – Космоса и согласно которому всё сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы или Бога (был распространён в средневековой Европе).

Антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

1.2. Термин «философия» происходит от древнегреческих слов phileo - любовь и sophia - мудрость, т. е. буквально озна­чает «любовь к мудрости». Sophia - в изначальном смысле сло­ва есть такое знание всеобщего, которое позволяет понимать причины частного явления, видеть то, «что было, что есть и что будет». Подобного рода мудрость, считали древние греки, присуща богам, человек же может только стремиться к ней. Таким образом, философия есть любовь к Знанию или Исти­не (но не само это Знание или Истина как таковые). Подоб­ная любовь выражается в том, что человек задает «бесполез­ные» вопросы типа «детского»: «Почему светит солнце?» Важ­но заметить, что любой ответ (достигнутое знание) лишь от­сылает нас к следующему «почему?», тем самым имея в виду вопрос: «почему вообще что-либо существует?» Таким обра­зом, в конечном итоге философия всегда задает вопрос о мире в целом, причем так, что сам спрашивающий (человек) под­падает под него:

- Почему вообще этот Мир есть?

- Как возможно познание этого Мира человеком?

- Какое место занимает человек в Мире?

- Каковы условия возможности формирования человека и его жизнедеятельности?.

Что заставляет человека задавать подобного рода «беспо­лезные» вопросы? Или, что то же самое, какова природа этой бескорыстной любви к Знанию? Решение этих вопросов и раскрывает смысл философии как человеческого духовного предприятия.

Хотя в истории философии решений такого рода вопросов (а точнее, постановок проблем) было достаточно много (примерно столько же, сколько было великих мыслителей), но, оглядывая этот путь с высоты современного опыта и жертвуя деталями, можно ответить, что человек не способен избежать названных предельных вопросов потому, что такова его соб­ственная универсальная природа или, точнее, такова приро­да его разума. Разум устанавливает человека как существо, бес­конечно открытое миру. Философия, таким образом, предста­ет как специфическая деятельность разума («чистого разума»). Эта деятельность выглядит как «движение мысли в логике по­нятий». Пропедевтикой (учебным введением) в эту логику яв­ляется задача определения понятий.

Аристотель полагал, что «философия начинается с удивления ». Видение «дивности» мира и заставляет думаю­щего задаться вопросами о первопричинах сущего. Вопрос есть парадок­сальное знание о своем незнании. Когда Сократ говорит: «Я знаю, что я ничего не знаю» и в то же время: «познай самого себя», это и означает: «познай свое собственное незнание». Словами Николая Кузанского, «фи­лософия это есть ученое незнание».

Тот же смысл вкладывают в понимание философии и со­временные авторы, утверждая, что «философия есть вопрошание» (М. Хайдеггер), «философия есть сам процесс философ­ствования» (К. Ясперс).

Философию можно рассматривать не только как особую духовную деятельность, но и как совокупность некоторых ут­верждений о Мире в целом. В этом случае она предстанет как особый тип мировоззрения, который отличается от обыден­ного, мифологического, религиозного или общенаучного. В отличие от последних философское мировоззрение носит проблемизирующий и рационально-критический характер.

Лучше понять, что есть философия, можно, прояснив ее отличие от других форм интеллектуального и духовного опы­та: позитивной науки, религии, искусства.

В целом многослойную структуру философского познания (и как деятельности, и как системы знания) можно представить следующим образом:

1. «Ядро» философии - любовь к всеобщему знанию, или Истине, которая находит свое выражение в стремлении задавать предельные вопросы или ставить проблемы.

2. Задается самый предельный вопрос о Мире в целом. Философия обретает облик учения о Бытии (о Всеобщем, Абсолютном, Едином и т. п.) и об условиях познания Бытия.

3. Ставится вопрос о месте человека в Мире, смысле его теоретической, практической и творческой деятельности.

4. Задаются вопросы о месте и о смысле того или иного явления (отдельного предмета теоретической, практической и творческой деятельности) в мире как целом.

5. Предлагается анализ знания и той картины мира, которую дают наука, религия, искусство. Главным вопросом становится способ (метод) получения знания.

6. Философия выходит за собственные пределы и предлагает свои научные, религиозные (теологические), художественные (поэтические) решения.

Как правило, все эти шесть уровней, или «слоев», философского познания можно обнаружить у большинства выдающихся философов. При этом у каждого философа есть своя центральная тема: Бытие. Человек, Искусство, Наука и др.

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

· Имеет очень много общего с научным знанием - предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

· Однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки. Философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Все наше знание, считал Аристотель, а философское знание в особенности, обязано своим происхождением счастливой способности человека удивляться. Чем богаче, сложней духовный мир личности, тем сильней развита у нее эта способность искренне, естественно переживать радостное волнение от встречи с еще не познанным, не разгаданным.

Способность удивляться (любознательность) — драгоценное свойство человека, наполняющее его жизнь высоким смыслом, ожиданием все больших и больших радостей от свободной игры ума, сближающее мыслящего человека с Богом. (Бог, по Аристотелю, есть абсолютный, все знающий философ.)

Также, как здоровому, физически развитому человеку приятна игра мускулов, так и человеку умственно, нравственно развитому приятна и даже жизненно необходима постоянная, непрерывная работа мысли. «Мыслю, следовательно, существую», — писал великий философ и ученый Р. Декарт. Об интеллектуальном наслаждении как высшем благе, не сравнимом ни с какими другими благами мира, говорили по своему Б. Спиноза и Г. Гегель, К. Маркс и А. Эйнштейн. Маркс добавлял: «духовно богатый человек — всегда нуждающийся человек, ибо он всегда жаждет эти богатства умножить». А Эйнштейн считал, что самой большой и удивительной загадкой мира является то, что он постижим разумом, познаваем.

Но человек не только познает мир. Он живет в нем. Человеческое отношение к миру (и к себе самому) есть переживание, а самым глубоким и сильным из них является переживание времени, т.е. конечности собственного бытия, переживание неизбежности смерти. Именно смерть называет Сократ (V в. до н.э.) вдохновляющим гением философии. Только человек (даже когда он молод и здоров) знает о неизбежности собственной смерти, и это знание заставляет его думать о смысле жизни, и это и есть философствование.

Чисто интеллектуальный источник философской мудрости не просто дополняется, но вдохновляется смысложизненным, ценностным нравственным побуждением. По мнению И. Канта, в соотношении теоретического и практического разума первенство принадлежит последнему.

Можно выделить следующие особенности философского знания:

• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);

• носит предельно общий, теоретический характер;

• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

• во многом субъективно - несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

• имеет качество рефлексии - обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

• в то же время динамично - постоянно развивается и обновляется;

• опирается на категории - предельно общие понятия;

• неисчерпаемо по своей сути;

• ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы.

1.3. Философия может существовать на обычном и абстрактно-логическом уровне. Обыденное философствование - первая форма обобщенного отражения жизни людей, окружающего мира, самого человека. На абстрактно-логическом уровне мышления формируются философские учения, концепции и теории. Результатом этого мышления является и научная философия.

Научной философией считается теоретическое, систематизированное, концептуальное философское знание, выраженное системой понятий, законов и суждений. Научной философией признаются те учения, теории и институты, которые приобрели статус науки как явления общества. Основными признаками науки являются: получение истинного теоретического знания, наличие объекта и предмета исследования, наличие кадров и институтов науки, категорийный аппарат, методология исследования, система критериев проверки истины.

Философия обладает всеми признаками науки. Объектом ее изучения является бытие в целом. Ее предмет составляют наиболее общие законы, принципы, способы и формы бытия, отношение человека к окружающему миру и самому себе. Объект и предмет философии отличаются от объектов и предметов других наук, прежде всего их всеобщностью, высокой абстрактностью и универсальностью получаемых знаний. Философия - это тип научного мышления о мироздании, материальном и духовном и других проявлениях бытия. Философия - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Предмет философии как совокупной науки исторически конкретизировался. Он уточняется по сей день различными философскими школами и направлениями. Предметом религиозной философии является бытие бога, содержание его творений; натурфилософских школ - природа и космос; школ антропологического направления - человек, его существование, смысл жизни.

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют основные разделы:

• онтология (учение о бытии);

• гносеология (учение о познании);

• логика (учение о формах и методах познания);

• аксиология (учение о ценностях);

• философская антропология (учение о человеке);

• социальная философия (учение об обществе);

• этика (учение о нравственности и морали);

• эстетика (учение о прекрасном);

• история философии.

В рамках данных основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов: сущность бытия, происхождение бытия, материя (субстанция), ее формы, сознание, его происхождение и природа, взаимоотношение материи и сознания, бессознательное, человек, его сущность и существование, душа, духовный мир человека, общество, общество и человек, природа, природа и общество, духовная сфера жизни общества, материально-экономическая сфера жизни общества, социальная сфера общества, общественно-экономические формации, цивилизации, перспективы человека, общества, экология, проблемы выживания, особенности познания, влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты, ограниченность и безграничность познания, движение, философские категории, диалектика и ее законы, иные вопросы.

Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:

• диалектика;

• метафизика;

• догматизм;

• эклектика;

• софистика;

• герменевтика.

Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика - метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности); статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

Догматизм - восприятие окружающего мира через призму догм - раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика - метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века - в религии, в настоящее время - в рекламе).

Софистика - метод, основанный на выведении из ложных, но искусстно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства "чего угодно, кому угодно" и использовалась как прием ораторского искусства.

Герменевтика - метод правильного прочтения, истолкования и интерпретации смысла текстов. Широко распространен в западной философии. Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются:

· материализм;

· идеализм;

· эмпиризм;

· рационализм.

При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя - как первичная субстанция, а сознание - ее модус - есть проявление материи.

Суть идеалистического философского метода - признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи - как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен на Западе.

Эмпиризм - метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. ("Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях".)

Рационализм - философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение - это уже работа мысли, разума.)

Многообразие содержания философского знания и тесная зависимость этого

содержания от человеческих потребностей и интересов определяет широкий спектр философских функций

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения. Принято выделять: мировоззренческую,методологическую,мыслительно-теоретическую, гносеологическую, критическую,аксиологическую,социальную,воспитательно-гуманитарную, прогностическую.

Мировоззренческая функцияспособствует формирования целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функциязаключается в том, что философия вырабатывает основные универсальные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функциявыражает в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая функция– одна из основополагающих функций философии имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающиймир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей: морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории.

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функцияфилософии состоит в том, что бы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижения познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

1.4. Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию). Он возвышается над всей философской проблематикой.

Ф.Энгельс определил основной вопрос философии следующей формулировкой: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию».

Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и место человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в тоже время противоположные характеристики бытия. В связи этим существует две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а так же эмпиризм и рационализм.

При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделять такие направления, как:

-объективный идеализм;

-субъективный идеализм;

-материализм;

-вульгарный материализм;

-дуализм;

-деизм;

-гносеологической (познавательной) стороны;

-гностицизм;

-агностицизм;

-эмпиризм (сенсуализм);

-рационализм.

Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:

материализм;

идеализм;

дуализм.

Материализм(так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

Следовательно:

- материя реально существует;

- материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

- материя является самостоятельной субстанцией не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

- материя существует и развивается по своим внутренним законам;

- сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

- сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

- сознание определяется материей (бытием), оно вторично.

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Эпикур, Бэкон, Локк, Спиноза, Дидро и иные французские материалисты, Герцен, Чернышевский, Маркс, Энгельс, Ленин.

Достоинство материализма – опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т.д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.

Слабая сторона материализма – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.

В материализма выделяется особое направление – вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт, Бюхнер) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.

Идеализм («линия Платона») –направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяют два самостоятельных направления:

- Объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);

- Субъективный идеализм (Беркли, Юм, Фихте, Сократ)

Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:

- Реально существует только идея;

- Идея первична;

- Вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;

- «Мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т.д.);

- «Мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;

- Каждая единичная вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь – воплощение идеи лошади, дом – идеи дома, корабль – идеи корабля и т.д.);

- Большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;

- Отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.

В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

- Все существует только в сознании познающего субъекта (человека);

- Идеи существуют в разуме человека;

- Образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;

- Вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

Слабая черта идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).

Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.

Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии – материализмом и идеализмом – существуют промежуточные (компромиссные) течения – дуализм, деизм.

Дуализм как философское направление был основан Р. Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:

- Существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством притяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);

- Все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной);

- В человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная;

- Материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;

- Основного вопроса философии (что первично – материя или сознания) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

Деизм – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога, практически не имеющих никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:

- Эмпиризмом (сенсуализмом);

- Рационализмом.

Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон.

Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).

Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р. Декарт.

Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение – мысль, деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т.д.)

В качестве особого направления выделяется иррационализм (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом. В основе иррационалистического познания – интуиция, инстинкт, воля.

С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.

Представители гностицизма(как правило, материалисты) считают, что:

- Мир принципиально познаваем;

- Возможности познания неограничены.

Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты):

- Мир принципиально непознаваем;

- Возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724 – 1804). Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия, антиномии), которые человеком не будут разгаданы никогда.

Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение вещи в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи – «вещи в себе».






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.