Пиши Дома Нужные Работы


Юдифь, отрубающая голову Олоферну

Картина основана на библейской легенде. Согласно ей, иудейская вдова Юдифь добровольно вызвалась спасти свой народ и убить ассирийского полководца Олоферна, который грозил уничтожить всех, от мала до велика. На картине Юдифь с помощью слуги собирается покончить с Олоферном, который в пьяном беспамятстве лежит у ее ног.

 

Сатурн,поедающий собственного сына.

На самой сильной и страшной из «Черных картин» изображен мифологический бог Сатурн, раздирающий на части одного из своих сыновей. Сатурн, римский эквивалент древнегреческого Кроноса, был отцом многих богов. Однако, напуганный предсказанием, что его свергнет с престола собственный сын, он пожирал всех своих детей. Уцелел только Юпитер, которого спрятала мать. Жестокий каннибализм Сатурна послужил сюжетом для нескольких картин старых мастеров, в том числе Рубенса (Гойя мог видеть эту картину в королевском собрании). Ни один из более ранних художников не может сравниться с Гойей по жестокости и страстности изображения. Сатурн производит столь странное и ужасное впечатление, что кажется последним проблеском разума, находящегося на границе безумия.

Лампа дьявола

Совсем другое впечатление производит «Лампа дьявола». Это всего лишь сцена из комедии Антонио Саморы «Очарованный поневоле», но разве видим мы в ней хоть намек на веселье? Уродливый черный монах, закрывая рот рукой, все же продолжает подливать масло в лампу, которую протягивает ему дьявол. Гигантские фигуры ослов изгибаются на заднем плане. Если ранние картины Гойи были залиты яркими солнечным лучами, то теперь сцену освещает только тусклая чадящая лампа. Жутковатое впечатление производят силуэты, кривящиеся в этом неверном свете. А ведь нет здесь никаких атрибутов дьявольщины (за исключением, конечно, самого Сатаны с лампой, но фигура его, частично срезанная краем полотна, почти не привлекает к себе внимания) — ни потоков крови, ни невинных младенцев, ни гнусных ведьм. Гойе удается достичь эффекта фактически всего лишь с помощью светотени.

В конце 1780-х гг. Гойя познакомился с семейством герцога и герцогини Осуна, которые на многие годы стали его покровителями и постоянными заказчиками. Герцогиня Осуна была в те годы одной из самых интересных женщин в Мадриде, уступая красотой, возможно, только герцогине Альбе. Она дружила с писателями, поэтами, художниками, матадорами, актерами. В своем загородном поместье Аламеда герцогиня устроила небольшой театр и нередко сама появлялась на сцене в качестве актрисы, несмотря на недопустимость подобного поведения для знатной дамы. Гойя частенько гостил в Аламеде, наслаждаясь роскошью и спокойствием. Общение с гостеприимной и остроумной хозяйкой явно было ему приятно, и он с удовольствием писал для нее все, что она могла бы пожелать.

В жилах герцогини Осуны текла кровь знатнейших родов Испании, но особенно гордилась она тем, что ведет свое происхождение от Франциска Борджиа, весьма почитаемого святого, третьего генерала ордена иезуитов. Семейство Осуна возвело в Валенсии часовню в честь своего знаменитого предка, и Гойе было поручено выполнить внутренние росписи на сюжеты из жизни святого.

Один из сюжетов таков. По приказу императора Священной Римской империи Карла V Франциск должен был сопровождать гроб с телом императрицы Изабеллы, которая считалась красивейшей женщиной Испании. Но в пути гроб вдруг упал с катафалка и раскрылся. Зрелище полуразложившегося трупа произвело на герцога ужасное впечатление, впервые задумался он о суетности человеческого бытия, o бренности мирской красоты и богатств. Он оставил свою семью, поместья, отказался от титулов и денег и решил посвятить себя Богу. Тема vanitas vanitatum et omnia vanitas («суета сует и всяческая суета») издавна пользовалась особым успехом у испанских художников, особенно в предшествующую эпоху. Интересна она была и Гойе, хотя работы этого цикла вряд ли можно отнести к числу его лучших произведений.

Франциск Борджиа изгоняет демонов из умирающего

Однако одну картину обязательно следует отметить «Франциск Борджиа изгоняет демонов из умирающего». Она явно делится на две части. Справа-стоящий у постели страждущего Франциск воздевает к небесам руки с распятием. Слева - распростертое, уже почти неживое тело больного, над которым нависли отвратительные твари, со злобной радостью вглядывающиеся в черты своей жертвы. Не зря радуются монстры- умирающий уже одной ногой в аду, лицо его напоминает маску и почти утратило человеческие черты. Это первое изображение в живописи Гойи фантастических существ. Вряд ли даже он сам мог предполагать, что через несколько лет они займут такое важное место и в его творчестве, и в его душе.

 

Шабаш ведьм

Одна из самых известных картин серии «Шабаш ведьм. Большой козел». По народным поверьям, на ведьминских сборищах часто присутствовал сам дьявол, принимавший при этом вид козла. Сатанинские прислужники устраивали дикие оргии, сопровождаемые человеческими жертвоприношениями. На картине Гойи в неверном свете луны на поляне восседает огромный черный козел с рогами, увитыми дубовыми листьями. Вокруг него сгрудились подданные. Видимо, осуществляется традиционный сатанистский ритуал-жертвоприношение человеческих младенцев. Левым копытом козел-дьявол указывает на очередную жертву, которую ему протягивает восторженная молодая ведьма. Для усиления эффекта в воздухе носятся черные нетопыри. Но, несмотря на подобное нагнетание «ужаса», картина не пугает по-настоящему. Веет от нее театральностью и даже, если так можно сказать о подобном сюжете, черным юмором.

Маха обнаженная

“Маха“-женщина, главным смыслом жизни которой является любовь. Обольстительные, темпераментные махи стали воплощением характерно испанского понимания привлекательности.(кстати,Мачо-мужской эквивалент Махи)..Картины были написаны, видимо, специально для кабинета во дворце премьер- министра Испании Мануэля Годоя, который украшали изображения обнаженной натуры. Существует легенда, будто оба полотна находились в одной механической раме, и, по желанию, можно было перемещать "Маху одетую", чтобы увидеть "Маху обнаженную". Нельзя исключить, что "Маха одетая" и была создана с целью скрывать "Маху обнаженную" (изображение нагого женского тела в Испании запрещалось инквизицией).Доподлинно не известно, кто послужил моделью для картин. Наиболее распространённым является мнение, что натурщицей была Герцогиня Альба, которую связывали с Гойей продолжительные отношения. Это воспринималось её аристократическим потомством в штыки. В XX веке с целью опровержения этой легенды семья Альба вскрыла гробницу, чтобы измерить кости герцогини и доказать, что её пропорции (и длина костей), не совпадают с пропорциями Махи. Но так как могилу уже вскрывали, и тело герцогини выбрасывали наполеоновские солдаты, в его нынешнем состоянии измерения провести не удалось. Легенда опять осталась неопроверженной.Существует мнение, что для картин позировали разные женщины. Более убедительна гипотеза, что моделью для картин могла послужить любовница Мануэля Годоя, премьер-министра и любовника королевы Марии-Луизы.Обе картины хранились в будуаре герцогини Альбы вплоть до её смерти, а потом перешли к премьер-министру Мануэлю Годою.Они находились у него в доме до 1814 года, причём «Маха одетая» висела перед «Махой обнажённой», которая могла быть показана с помощью специального механизма. Позже картины хранились в Академии Сан-Фернандо, откуда были переданы в Прадо
.

 

Заключение

В работе отмечены основные,ключевые моменты жизни Франсиско Гойи и его творческий путь.Как бы интересна ни была живопись Гойя, однако ни ей, а его гравюрам, и притом сериям, созданным в старости, обязан он своей репутации. И никогда до него ни один мастер не создал ничего подобного Капричос . Необычайность их тематики сочетается с неожиданной глубиной идейных намеков и выполнена с предельного виртуозностью терпением. Нет ничего странного и трудного в искусстве, чем эта серия, где неясным остается план, зачастую смысл, где намек понятен только худож-нику, но где четко и ясно прочитывается стрие социальной сатиры.

Гойю всегда привлекали жуткие, нечеловеческие образы,свидетельствовавшие об иррациональности окружающего мира и расстроенной психике людей. Он рисовал их в «Капричос» и «Диспаратес»; они возникают в последние годы его жизни и в «чёрных картинах» . Открытие Гойей способа передачи изменённых психических состояний человека, его фантазий, страхов и призраков делает его в этом смысле предшественником сюрреалистов.

 

 

Список используемой литературы и источников

1)«Энциклопедии мировой живописи» (М.: Олма-Пресс, 2001. – С. 83-85) и книги «Музей Прадо. Испанская живопись» (Editorial Escudo de Oro, S. A. – C. 84-111).

2)Шикель Р. Мир Гойи. 1746–1828. М., 1998.

3)Колпинский Ю.Ф. Франсиско Гойя М 1962г.

4) Сидоров А. А. Гойя Искусство М.1936 г.

5). Прокофьев В. Н. Гойя в искусстве романтической эпохи Искусство ВНИИ искусствознания. М Искусство, 1986. 215 с.

6). Фейхтвангер Л. Гойя, или тяжкий путь познания

Изд-во Правда 1982г 192с.

7). Шнайдер М. Ф. Франсиск Гойя Пер. с нем. Общ. ред. и послесл. и прим. Ф. В. Заничева. М. Искусство, 1988г. 284с.

8). Э.Д.Д. Искусство т.2 Аванта 2000. 656 с.

9)www.goia.ru

10)bibliotekar.ru

11)art-assorty.ru

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.