Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Человек, культура и цивилизация

Понятия «культура» и «цивилизация» прочно входит в арсенала обществоведческой и гуманитарной мысли. Латинский термин «культура» означает возделывание, обработку, воспитание, развитие, поклонение. Эти понятия относились и к земледелию, и к животноводству, и к человеку.

Необходимо выделить основные исторические типы цивилизации.Собирательная цивилизациявбирает в себя очень длительный период выделения человека из животного стада и постепенного становления его как сущность разумного и деятельного. Она основана на использовании готовых продуктов природы. Человек находится в зависимости от природы.

Аграрная цивилизациявозникла и существовала благодаря использованию людьми простых орудий труда и приручению животных. Она олицетворяла первые проявления власти человека над природой, переход к производящей деятельности. В этот период появляются классы, письменность, государство.

Промышленная цивилизациязародилась в Европе примерно в середине XVIII в. В ее основе лежат научное восприятие и применение точного знания машин и иных технических устройств. Бурный рост городов как центров науки, техники и культуры раздвинул рамки социального пространства, ускорил темпы развития истории.

Постиндустриальная цивилизацияв виде отдельных очагов стала формироваться во второй половине XX в. на волне современной научно- технической революции. Она основывается на принципиально новых технологиях – ядерной, информационной, космической и иных. Человек здесь выполняет функции контролера по отношению к машинам и техническим устройствам, а его деятельность постепенно начинает приобретать космические масштабы.

Также выделяют и иные типы цивилизации – западную и восточную. Западная основана на частной собственности и свободе индивида, научном знании и интенсивном промышленном производстве, высоких темпах прогресса. Для восточной цивилизации характерны созерцательность в познании, экстенсивное производство, приспособление к природе и общинный образ жизни , большая роль обычаев и традиций, медленное накопление прогрессивных изменений. Эти два типа цивилизации символизируют собой два уклада жизни, характер их общественного сознания и механизмы развития.

Русская цивилизацияявляется специфическим социокультурным организмом. Россия - это огромный мир, находящийся на стыке двух континентов на пересечении различных потоков мировой истории культуры. Н.А. Бердяев писал «Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Восток – Запад. Она составляет в себе два начала. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное».

Русская цивилизация в своей деятельности – это своеобразный менталитет, традиции, верования, образ жизни, способы хозяйствования, особая роль государства в жизни общества, строение души и мышления человека. Своеобразна и история России. Многие русские мыслители пытались понять место России мировой истории, постигнуть ее судьбу и предвосхитить ее будущее. Этому посвящено творчество П.Я. Чаадаева, А.И, Герцена, В.О. Ключевского, Н.Я. Данилевского, Н.А. Бердяева.

12.4.Культура как социальный организм развивается под влиянием различных факторов. С учетом многообразия этих факторов можно выделить два основных исторических типа культуры.

Культура традиционного общества.Для нее характерны господство устойчивых, консервативных традиций и медленное накопление новаций. Здесь имеет место невысокая степень практического вмешательства человека в природу как объект деятельности и, соответственно, существуют мораль ненасилия и гармонии в отношениях с природной средой. Экономика такого общества основывается на экстенсивном производстве с низкой эффективностью, свобода индивида здесь фактически отсутствует, будучи подменена его зависимостью от «целого» в виде общины, коллектива или государства. Данный тип культуры был присущ древним обществам (Египет, Китай, Индия), он до сих пор преобладает во многих странах « третьего мира». Основные элементы этого типа культуры (община, несвобода индивида, религиозное сознание) представлены и в истории российского общества, которое на протяжении многих столетий было типично патриархальным, консервативным по существу.

Культура «техногенного общества».Ей присущи динамичное развитие знаний и техники, активная предметная деятельность человека и его массированное вторжение в природу, психология ее покорения . Активная и целеустремленная деятельность рассматривается в рамках данной культуры как высшее предназначение человека и ценится гораздо выше простого созерцания природы, в отличие от культуры «традиционного» общества. В рамках этого типа культуры природа воспринимается прежде всего как кладовая и мастерская, а человек в ней – как умелый работник. Она рассматривается как кузнец собственного счастья и судьбы, творец «второй» природы, основной силой которого являются знания.

История общества показывает, что «техногенная» культура создала все предпосылки для прогресса человеческого общества. Вместе с тем она вплотную подвела человечество к собственной гибели, породив глобальный экологический кризисы, опасные техногенные катастрофы, разрушение человеческой духовности и нравов. Нынешнее российское общество в результате реформ быстро переходит в новую формацию и осваивает элементы «техногенной» культуры. Но надо ясно представлять себе все эти соблазны, опасности и последствия, которые подстерегают нас на этом извилистом и во многом непредсказуемом пути реформирования общества.

 

Тема № 12

Вопросы для обсуждения:

1. Культура: понятие, сущность, генезис.

2. Культура как объект философского рассмотрения.

3. Культура как система.

4. Основные историко – философские концепции культуры.

5. Исторический подход к проблеме цивилизации.

6. Культура и цивилизация: их соотношение.

7. Какова форма духовной культуры?

8. Интеграция и дифференциация в системе современной культуры.

9. Какова специфика цивилизаций Востока и Запада?

10. Особенности и отличие Российской цивилизации.

 

Литература по теме № 12

 

1.Алексеев П.В., Панина А.В. Философия: Учебник – М.: “Проспект”, 2007. – с.60-64.

2. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс,

2010. – с.24-28.

3. Лавриненко В.Н. Философия: учебник.-М.: Юристъ, 2007. – с.430-448.

4. Миронов В.В. Философия: учебник. – М.: “Проспект”, 2011. – с.208-237.

5. Радчанин В.Г. Философия для технических вузов: исторический и систематический курс: учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. -477с.

6. Якушев Философия: конспект лекций. – М.: “Приориздат”, 2005. – с.191-199.

 

Дополнительная литература

 

1. Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: “Проспект”, 2011. – 336с.

2. Канке В.А. Современная философия: учебник для магистров. – М.: Издательство “Омега – Л”, 2013. – 336с.

3. Кохановский В.П. Философия: конспект лекций. – М.: “Кнорус”, 2012. – 192с.

4. Марков Б.В. Философия: учебник для вузов. – Санкт-Петербург.: “Питер”, 2012. – 432с.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Самостоятельная работа предусматривает:

1. Самостоятельное изучение отдельных тем (вопросов).

2. Подготовку контрольных работ (рефератов).

3. Подготовку доклада и выступление на конференции.

4. Тестирование.

  1. Методические рекомендации по написанию контрольной работы (реферата)

Организация работы

1. Выбор варианта. Номер варианта выбирается по последней цифре шифра зачетной книжки студента (Пояснение: если последняя цифра в шифре - «2», то студент на свой выбор может взять варианты 2, 12, 22, 32 и т. д.).

2. Подбор и знакомство с учебной и дополнительной литературой. При подготовке контрольной работы студент должен обращаться как к основной, так и к дополнительной литературе. Кроме того, не возбраня­ется поиск литературы в интернете. Однако, необходимо помнить, что студент несет ответственность за использование информации, которая была размещена в интернете без согласия правообладателя (соответст­вующие положения см. в ч. 4 Гражданского кодекса Российской Феде­рации). Преподаватель также имеет право потребовать (в спорных слу­чаях) электронную версию контрольной работы, дабы проверить ее в системе Антиплагиат. Российским законодательством предусмотрена гражданская, административная и уголовная ответственность за неза­конное использование чужой интеллектуальной собственности.

3. Углубленное изучение литературы предполагает конспектиро­вание источников, работу со статейным материалом, ссылки на дейст­вующее законодательство Российской Федерации, а также (если это предполагается темой контрольной работы) на законодательство ино­странных государств и международные нормативно-правовые акты.

4. Студент должен помнить, что, раскрывая вопросы контрольной работы, он показывает свое владение не только содержанием дисцип­лины, но также демонстрирует владение научной методологией, уме­ние использовать научные методы, знание категориального аппарата дисциплины и т.д.

5. Работа над материалом предполагает возможность обращения (по
спорным моментам) к преподавателю (в соответствии с графиком консультаций). Студент должен самостоятельно раскрыть тему контрольной работы, используя методические рекомендации преподавателя.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.