Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Понятие и виды частной детективной (сыскной) и охранной деятельности

ЛЕКЦИЯ 14-2

 

Частная детективная и охранная деятельность в Российской Федерации

 

Учебные задачи:

— формирование общих теоретических знаний о частной детективной (сыскной) и охранной деятельности в Российской Федерации;

— усвоение правовой основы частной детективной и охранной деятельности и виды охранных и сыскных услуг;

— усвоение порядка лицензирования частной детективной и охранной деятельности;

— усвоение правового статуса частного детектива и частного охранника.

В результате изучения данной темы обучающиеся должны:

Знать

— понятие и виды частной правоохранительной деятельности;

— правовую основу частной детективной и охранной деятельности; виды охранных и сыскных услуг, которые предоставляются в процессе частной детективной и охранной деятельности;

— порядок лицензирования частной детективной и охранной деятельности;

— правовой статус частного детектива и частного охранника;

Уметь

— работать с нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу частной детективной и охранной деятельности;

— определять место и роль частных детективов и частных охранником в правоохранительной деятельности;

Владеть

— юридической терминологией;

— информацией о перспективах развития и совершенствования частной детективной и частной охранной деятельности в Российской Федерации.

Ключевые слова: юридическая помощь; частная детективная (сыскная) деятельность; частная охранная деятельность; частный детектив; частный охранник; объекты охраны; виды охранных и сыскных услуг; лицензия на осуществление частной детективной и частной охранной деятельности; органы внутренних дел; организационно-правовые формы частной детективной и охранной деятельности; правовой статус частного детектива и частного охранника[1].



 

Понятие и виды частной детективной (сыскной) и охранной деятельности

 

Институт защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации включает как систему государственной защиты, осуществляемую всеми органами публичной власти и их должностными лицами в соответствии с их полномочиями, так и частную детективную (сыскную) и охранную деятельность.

Возникновение и развитие частной детективной (сыскной) и охранной деятельности в Российской Федерации вызвано объективными обстоятельствами.

В условиях либерализации правовых преобразований в стране и расширения сферы частного предпринимательства Россия столкнулась с ростом преступности, криминализацией бизнеса, с проблемами экономической безопасности.

На повестку дня встала проблема обеспечения безопасности граждан с помощью телохранителей, защита их от шантажа, вымогательства, поиска пропавших без вести, сбор сведений по гражданским и уголовным делам.

Возникла необходимость в защите фирм, предприятий и организаций от промышленного шпионажа, незаконной конкуренции, сборе информации о некредитоспособных и ненадежных деловых партнерах.

Частная детективная (сыскная) и охранная деятельность — деятельность негосударственных специально учреждаемых организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел по оказанию на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Исходя из приведенного определения, можно отметить следующие черты частной детективной (сыскной) и охранной деятельности:

1.Эта деятельность по своей сути является правоохранительной. Правовой основой частной детективной (сыскной) и охранной деятельности является Конституция РФ, Закон о частной детективной и охранной деятельности, другие федеральные законы (ГК РФ, КоАП РФ, УК РФ, УПК РФ и др.), постановление Правительства РФ от 23 июня 2011 г. № 498 «О некоторых вопросы осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности», Наставление по организации контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью, утвержденное приказом МВД России от 31 декабря 1999 г. № 1105, Административный регламент МВД России по предоставлению государственных услуг по приему квалификационных экзаменов у граждан Российской Федерации, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников, утвержденный приказом МВД России от 28 мая 2012 г. № 543 и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Услуги частных детективов и частных охранников направлены на защиту прав и интересов граждан и организаций, охрану имущества собственников, поиск без вести пропавших лиц, сбор сведений по гражданским и уголовным делам. В этом смысле частная детективная и охранная деятельность дополняет право охранительную деятельность государственных органов.

2.Эта деятельность не является государственной. Она осуществляется не государственными органами, а организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, На граждан, занимающихся частной детективной (сыскной) и охранной деятельностью, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органом, не распространяется.

3.По своему характеру это — предпринимательская деятельность, которая является проявлением частной инициативы. Она осуществляется на возмездной договорной основе и рассчитана на получение прибыли ее исполнителями.

4.Частная детективная и охранная деятельность имеет договорный характер, что подчеркивает диспозитивность правоотношений, складывающихся между субъектами частной детективной и охранной деятельности — исполнителем и клиентом.

5.Клиентами частной детективной (сыскной) и охранной деятельности могут быть как физические, так и юридические лица. Обязательным условием осуществления частной детективной (сыскной) и охранной деятельности является предварительное заключение с клиентом письменного договора о содержании оказываемых услуг.

6.Частная детективная (сыскная) и охранная деятельность осуществляется только организациями, специально учрежденными для оказания услуг, предусмотренных ч. 3 ст. 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности (п. 1 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного вышеуказанным постановлением Правительства РФ от 23 июня 2011 г. № 498), и гражданами Российской Федерации, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей и имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел (п. 1 Положения о лицензировании частной детективной (сыскной) деятельности, утвержденного вышеназванным постановлением Правительства РФ).

Частная правоохранительная деятельность осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, сочетания частных и публичных интересов, получения прибыли, государственного регулирования частной правоохранительной деятельности[2].

Частную детективную (сыскную) и охранную деятельность необходимо отличать от оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов и специальных служб, а также от уголовно-процессуальной деятельности.

Согласно ч. 3 ст. 1 Закона о частной детективной и охранной деятельности граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-разыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов, которым такое право предоставлено.

Оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная деятельность, в отличие от частной детективной (сыскной) и охранной деятельности, осуществляется исключительно государственными органами и не преследует цели извлечения прибыли от своей деятельности.

Органы и должностные лица, осуществляющие оперативно-разыскную и уголовно-процессуальную деятельность, обладают властными полномочиями.

Закон о частной детективной и охранной деятельности устанавливает два вида частной правоохранительной деятельности:

— частную детективную деятельность (сыск);

— частную охранную деятельность (охрану).

Частная детективная деятельность (сыск) — это деятельность частного детектива, направленная на сбор определенного рода информации и предоставление ее клиенту в обусловленной договором форме.

Рынок частного сыска в России обширен и востребован. В одном случае необходимо установить, есть ли в фирме лицо, которое работает на конкурентов. В другом — необходимость выяснить всю информацию о партнерах по бизнесу, обезопасить сделку с недвижимостью или автомобилем, в третьем случае необходимо найти без вести пропавшего и т.п.

Закон о частной детективной и охранной деятельности предусматривает, что в целях сыска могут предоставляться следующие виды услуг(ч. 2 ст. 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности):

1.Сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса. В основе рассматриваемой услуги лежит принцип состязательности и равноправия сторон при осуществлении правосудия по гражданским делам. Стороны в гражданском процессе обязаны доказывать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений (ст. 56 ГПК РФ).

Услугами частного детектива для сбора сведений, которые впоследствии могут быть процессуально оформлены как доказательства, могут воспользоваться гражданский истец, ответчик и третьи лица, участвующие в гражданском процессе.

Сбор сведений частные детективы осуществляют на договорной основе Договорные отношения частного детектива с конкретным лицом, участвующим в гражданском деле, могут возникнуть с момента возбуждения дела в суде.

2.Изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров. Изучение рынка может заключаться в анализе ситуации внутри и вне предприятия, прогнозе возможных изменений, поиске критериев для принятия управленческих решений. Практически любой анализ рынка должен дать ответ на вопрос: сможет ли предприятие успешно, т.е. с прибылью, обменять свою продукцию на адекватную сумму денег или другую продукцию.

Объектом договора между клиентом и частным детективом может быть сбор информации, необходимой для ведения пере говоров с деловыми партнерами в предпринимательской сфере.

Услуга частных детективов может быть востребована и при вступлении в деловые взаимоотношения с потенциальными партнерами для выявления кредитоспособности, добросовестности делового партнера и вообще истинности намерений друг друга.

3.Установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашении сведений, составляющих коммерческую тайну.

В соответствии с ГК РФ товарный знак — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. На товарный знак выдается свидетельство, которое удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве (ст. 1481).

Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными. Путем частной детективной (сыскной) деятельности могут устанавливаться обстоятельства неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований.

В процессе сыскной деятельности могут устанавливаться обстоятельства недобросовестной конкуренции.

К числу таких обстоятельств Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 153-Ф3 «О защите конкуренции» относит: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей; незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, и др. (ст. 14).

4.Выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов. Эта услуга оказывается частным детективом работодателю при заключении им трудового соглашения с потенциальным работником с целью рассеять сомнения в предоставленных характеристиках и других документах с прежнего места работы.

5.Поиск без вести пропавших граждан. Данная услуга оказывается частным детективом по инициативе обратившихся граждан и организаций. С такой просьбой лица обращаются к частному детективу с целью найти человека, удостовериться, жив или мертв данный гражданин, и намерении представить полученные сведения в суд для установления юридических фактов: признания гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим.

6.Поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреж­дениями, организациями имущества.

7.Сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса — истцом, ответчиком, потерпевшим, обвиняемым, подсудимым или их представителями. Эта услуга частного детектива во многом схожа с аналогичной услугой по гражданским делам. Однако при оказании этой услуги по уголовному делу частный детектив обязан в течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений пись­менно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

8.Поиск лица, являющегося должником в соответствии с исполнительным документом, его имущества, а также поиск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, на договорной основе.

Частная охранная деятельность — это деятельность частных охранных предприятий и частных охранников, направленная на охрану личных и имущественных прав физических и юридических лиц на основе заключенного договора.

Перечень таких объектов утвержден постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности».

Частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1996 года №57-ФЗ «О государственной охране», а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Оказание охранных услуг в целях защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности.

Вцелях охраны частные охранные предприятия могут предоставлять следующие виды услуг (ч. 3 ст. 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности):

— защиту жизни и здоровья граждан от различного рода противоправных посягательств. Для оказания этой услуги между клиентом и частной охранной организацией заключается договор, содержащий условия защиты жизни и здоровья клиента. По желанию клиента охранная организация выделяет ему определенного охранника для оказания данной услуги. В случае, если клиенту безразлично, кто именно из сотрудников будет защищать его жизнь и здоровье, частная охранная организация самостоятельно распределяет рабочие нагрузки между своими сотрудниками;

— охрану объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся (находящегося) в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения, перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством РФ;

охрану объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством РФ, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий (на основе договора с устроителями таких мероприятий, съездов, конференций, собраний, спортивно-массовых мероприятий и др.). Обязанность по обеспечению порядка при проведении массовых мероприятий возложена законом на полицию. Поэтому при оказании этой услуги частными охранниками необходимо взаимодействие их с государственными правоохранительными органами. Формы такого взаимодействия закрепляются и в соответствующем договоре;

— обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, имеющих особо важное значение.

Под внутриобъектовым режимом понимается порядок, установленный клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на объектах охраны в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и требованиями пожарной безопасности (п. 6 ст. 1.1 Закона о частной детективной и охранной деятельности).

Пропускной режим— порядок, установленный клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объекта охраны и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса) имущества на объекты охраны (с объектов охраны) (п. 7 ст. 1.1 вышеуказанного Закона);

— охрану объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения;

— охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных ч. 3 ст. 11 вышеуказанного Закона.

Перечень объектов, подлежащих государственной охране, устанавливается Правительством РФ.

К таким объектам относятся: здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти; объекты, занимаемые федеральными судами, конституционными (уставными) судами и мировыми судьями субъектов РФ; объекты органов прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, Центрального банка РФ, и др.

Действия частных охранников на объектах охраны регламентируются должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны. Типовые требования к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел.

Экземпляр должностной инструкции частного охранника на объекте охраны в обязательном порядке направляется в орган внутренних дел по месту нахождения соответствующего объекта охраны.

В соответствии с Законом о частной детективной и охранной деятельности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, организациям, осуществляющим частную охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе, а частным детективам предоставляется право содействовать правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений (ч. 3 ст. 3).

Частные охранники имеют право применять физическую силу в случаях, если настоящим Законом им разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Частная детективная и охранная деятельность зачитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд РФ и Фонд государственного социального страхования РФ.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.