Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Определение методов исследования

Определение объектной области, объекта и предмета исследования

Объектная область исследования - это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. Она может соответствовать той или иной учебной дисциплине, например математике, биологии, литературе, физике и т.д.

Объект исследования - это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект — это своеобразный носитель проблемы - то, на что направлена исследовательская деятельность. С понятием объекта тесно связано понятие предмета исследования.

Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы.

Актуальность, проблема и тема исследования

Обосновать актуальность — значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования - обязательное требование к любой работе. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.п.

Проблема– это сложная ситуация, требующая разрешения. Формулировка проблемы исследования помогает студенту научиться вычленять вопрос, на который он хочет получить ответ. При конкретно сформулированной проблеме исследователь яснее представляет себе смысл предстоящей деятельности, осознанно определяет тему, цель и задачи работы.



Тема - еще более узкая сфера исследования в рамках предмета. Выбор темы для многих является весьма трудным этапом. Часто учащиеся выбирают слишком масштабные или сложные темы. Такие темы могут оказаться непосильными для их раскрытия в рамках исследования.

Чтобы облегчить процесс выбора темы, необходимо выделить основные критерии:

ü желательно, чтобы тема представляла интерес для студента не только на данный, текущий момент, но и вписывалась в общую перспективу профессионального развития студента, т.е. имела непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности;

ü очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и студента, и педагога. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее студентом;

ü тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.

ü Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.

Определение гипотезы

В переводе с древнегреческого гипотеза значит «основание, предположение». В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении.

Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

• содержать предположение;

• быть логически непротиворечивой;

• соответствовать фактам.

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если..., то...»; «так..., как...»; «при условии, что...».

Цель и задачи исследования

В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.

Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.

Выделим наиболее типичные цели. Ими может быть определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций.

Формулировку цели исследования также можно представить различными способами -традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них.

Можно поставить целью:

• выявить...;

• установить...;

• обосновать...;

• разработать....

Задача исследования - это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.

Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.

Определение методов исследования

Метод - это способ достижения цели исследования.

Методы научного познания традиционно делятся на общие и специальные.

Применение специальных методов решения требует большинство специальных проблем конкретных наук. Они определяются характером исследуемого объекта, никогда не бывают произвольными.

Общие методы:

Теоретические методы:

ü моделирование позволяет применять экспериментальный метод к объектам, непосредственное действие с которыми затруднительно или невозможно. Оно предполагает мыслительные или практические действия с «заместителем» этого объектом-моделью;

ü абстрагирование состоит в мысленном отвлечении от всего несущественного и фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон
предметов. Следует различать процесс абстрагирования и его результат -
абстракцию. Процесс абстрагирования - это совокупность действий, ведущих к
получению такого результата (абстракции);

ü анализ и синтез. Анализ - это метод исследования путем разложения предмета на составные части. Синтез, напротив, представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Нужно помнить, что методы анализа и синтеза ни в коем случае не изолированы друг от друга, а сосуществуют, друг друга дополняя. Методами анализа и синтеза проводится, в частности, начальный этап исследования - изучение специальной литературы по теории вопроса;

ü восхождение от абстрактного к конкретному предполагает два условно
самостоятельных этапа. На первом этапе единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. На втором этапе восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей многогранности – но уже в мышлении.

Эмпирические методы:

ü наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, который
опирается на работу органов чувств человека и его предметную деятельность.

ü сравнение - один из наиболее распространенных методов познания. Сравнение
позволяет установить сходство и различие предметов и явлений. Выявление
общего, повторяющегося в явлениях - это серьезный шаг к познанию
закономерностей и законов окружающего нас мира;

ü эксперимент предполагает вмешательство в естественные условия
существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных
сторон в специально созданных условиях с целью их изучения.

Математические методы:

ü статистические методы;

ü методы и модели теории графов и сетевого моделирования;

ü методы имодели динамического программирования;

ü методы и модели массового обслуживания;

ü метод визуализации данных (функции, графики и т.п.).

 

 

Планирование деятельности всегда представляет определенную трудность для многих студентов, поэтому здесь может потребоваться значительная помощь преподавателя. Важно не начать планировать вместо студента, а лишь показать алгоритм планирования. На этом этапе можно воспользоваться представленной таблицей, которая поможет не только вовремя выполнить проект, но и грамотно его описать.

Вопрос Ответ
В чем состоит важность и необходимость изучения данной темы Актуальность исследования (например, необходимость получения новых данных или проверки новых методов)
Почему выбрана эта тема проекта Описание проблемы проекта, (например, актуальность бизнес - плана)
Что надо сделать, чтобы решить данную проблему Постановка цели проекта, (например, для удовлетворения каких потребностей будет разработан бизнес - план)
Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта Определить задачи разработки проекта, (например, что конкретно необходимо рассмотреть)
Какие шаги необходимо проделать от выявления проблемы проекта до реализации цели проекта Перечисление основных этапов работы (описание проекта), (например, представление основных разделов бизнес – плана)
Как будут решаться задачи проекта Определение способов работы на каждом этапе, (например, изучение литературы)
Что необходимо разработать, чтобы цель была достигнута Образ проектного продукта (ожидаемый результат), (например, разработка бизнес – плана)
Когда будут выполняться задачи проекта Определение сроков работы

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.