Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Понятие, структура и виды административно-правовых норм.

Администра­тивно-правовая норма это общеобязательное, структурно организован­ное, государственно-властное веление, содержащееся в нормативном право­вом акте, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества.Наиболее характерные свойства административно-правовых норм проявляются при проведении классификации по следующим основаниям:По функциям в механизме правового регулирования выделяют: исходные административно-правовые нормы, нормы-правила поведения.По предмету правового регулированияадминистративно-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные В зависимости от функций права различают регулятивные и охранитель­ные административно-правовые нормы.В зависимости от метода правового регулирования различают импера­тивные, диапозитивные, поощрительные и рекомендательные административ­но-правовые нормы.По содержанию предписанияразличают запрещающие, обязывающие и управомочивающие административно-правовые нормы. По действию в пространстверазличают административно-правовые нормы, действующие на всей территории Российской Федерации, на террито­рии федерального округа, на территории субъекта Российской Федерации, на территории муниципального образования, на территории предприятия, учре­ждения, организации (локальные нормы)действию во времениклассифицированы на действующие без ограничения срока действия (бессроч­ные) и ограниченные определенным сроком действия (срочные, временные). По действию в отношении круга лиц административно-правовые нормы подразделяются на нормы общего и специального действия. По юридической силеадминистративно-правовые нормы подразделяются на нормы законов и нормы подзаконных нормативных правовых актов.



структура административно-правовой нормы правила пове­дения включает гипотезу, диспозицию и санкцию.Гипотеза — это часть административно-правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении которых норма вступает в действие. Диспозиция — часть административно-правовой нормы, содержащая правило поведения, которому должны следовать участники управленческих от­ношений. Санкция — часть административно-правовой нормы, указывающая на негативные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции административно-правовой нормы.

 

6.Понятие, элементы и виды административно-правовых отношений;

Административно-правовые отношения — это управленческие от­ношения, урегулированные нормами административного права, участники ко­торых наделены субъективными правами и юридическими обязанностями. В структуре адми­нистративно-правовых отношений выделяют следующие элементы: субъекты правоотношения, объекты правоотношения, содержание правоотношения.Субъектомадминистративного правоотношения является лицо (физиче­ское или организация), обладающее административной правосубъектностью. Административная правосубъектность представляет собой единство двух эле­ментов — административной правоспособности и административной дееспо­собности. К физическим лицам как субъектам административного правоотношения относятся граждане РФ, лица с двойным гражданством, иностранные граждане и лица без гражданства. В отношении иностранных граждан и лиц без граждан­ства установлен национальный правовой режим. К организациям как субъектам административных правовых отношений относятся как государственные, так и негосударственные организации. При этом следует обратить внимание, что организации могут и не обладать статусом юридического лица.Объекты административно-правовых отношений это то, на что направлено воздействие субъектов отношений. К ним относятся самые разно­образные блага и явления, на которые распространяются субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений. К их числу относятся следующие:- предметы материального мира - личные неимущественные блага - продукты духовного творчества - поведение участников правоотношений, то есть взаимодействие физических лиц и их коллективов с окружающей действительностью, которое может осуществляться в активной форме - результаты поведения участников правовых отношений, то есть итоги действия или бездействия, которые могут быть как правомерными, так и проти­воправными.

Содержание административно-правовых отношенийобразуют субъек­тивные права и юридические обязанности их участников.

Субъективное право — это мера возможного поведения участника ад­министративно-правовых отношений, принадлежащая управомоченному лицу. Это потенциально возможное поведение, реализация которого определена ад­министративно-правовой нормой. Юридическая обязанность - это мера должного поведения субъекта в интересах управомоченного лица. Носитель юридических обязанностей не вправе отказаться от возложенной на него юридической обязанности. В зависимости от направленностиразличают внешневластные и внутриорганизационные административно-правовые отношения. Например, от­ношения по поводу привлечения к административной ответственности, которые возникают между органами внутренних дел и лицом, совершившим админист­ративное правонарушение. Внутриорганизационные административно-правовые отношения возникают в процессе реализации внутренних задач государственного управления. Примером может служить назначение дисциплинарного взыскания государственному служа­щему в связи с совершением дисциплинарного проступка. По своему содержанию административно-правовые отношения подразде­ляются на материальные и процессуальные. Материальные административно-правовые отношения являются результатом реализации материальных норм административного права, то есть тех норм, которые регулируют управленче­ские отношения по существу. Например, принятие решения о выдаче лицензии на приобретение огнестрельного оружия. Административно-процессуальные отношения регламентируются административно-процессуальными нормами и определяют порядок (процедуру) реализации материальных норм администра­тивного права. Так, порядок рассмотрения дел об административных правона­рушениях определяется ст. 29.7 КоАП РФ.С учетом функций различают регулятив­ные и охранительные административно-правовые отношения. Регулятивные адми­нистративно-правовые отношения представляют собой результат воздействия норм административного права на позитивные управленческие отношения. Выделяются вертикальные и горизонтальные административно-правовые отношения с учетом характера взаимодействия их участников.. Вертикальные административно-правовые отношения являются результатом одностороннего волеизъявления уполномоченных субъектов государственного управления. Горизонтальные административно-правовые отношения возникают меж­ду субъектами административного права, которые не находятся в отношениях власти-подчинения. По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, различают административно-правовые отношения, поро­ждаемые правомерными и неправомерными действиями, событиями. С учетом способа защиты административно-правовых отношений от противо­правных посягательств выделяют отношения, охраняемые в судебном и во вне­судебном (административном) порядке.

7.Понятие, элементы и действие механизма административно-правового регулирования.Механизм административно-правового регулирования это сис­тема административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленче­ские отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государ­ства.

Механизм административно-правового регулирования - совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства.

Элементы:1) нормы административного права;2) акты толкования норм административного права, издаваемые уполномоченными на то органами;3) индивидуальные акты;4) акты применения норм административного прав, издаваемые должностными лицами органов исполнительной власти при реализации властных полномочий (в том числе и индивидуальные акты);5) административно-правовые отношения. Важнейшими средствами механизма административно-правового регулирования являются нормативные и индивидуальные акты. Эти акты соответствуют двум уровням административно-правового регулирования. Первый уровень составляют общие правила поведения людей, а второй уровень образуют индивидуальные акты, определяющие на основе административно-правовой нормы права и обязанности конкретных участников в правоотношении. Акт применения нормы административного права включается в механизм административно-правового регулирования как средство индивидуальных прав, обязанностей и мер юридической ответственности.В административно-правовом отношении как элементе правового регулирования индивидуализируются положения той или иной нормы административного права, определяются характер, права и обязанности участников отношения.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.