Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Занятие №2 . Международная валютно-кредитная система. Валютный курс и его регулирование.

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ГБОУ ВПО ТюмГМУ Минздрава России)

 

Кафедра философии и истории

 

 

ЭКОНОМИКА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

для самостоятельной работы студентов 1 курса педиатрического факультета дневного отделения.

 

 

Тюмень-2015

 

ЭКОНОМИКА: Учебно-методические указания для самостоятельной работы студентов педиатрического факультета дневного отделения / И.В.Денисова, Т.В.Яблочкина. Тюмень: ТюмГМА, 2015. 64 с.

 

Учебно-методические указания разработаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом третьего поколения на основании рабочей программы Тюм.ГМА по дисциплине «Экономика» для студентов педиатрического факультета дневного отделения. В них включены цели и задачи изучения дисциплины, планы семинарских занятий. По разделам и темам дисциплины представлены разные виды практических заданий: помимо вопросов для самопроверки и обсуждения на практических занятиях, сформулированы задания для выполнения аналитических работ, тесты, задачи, вопросы для итогового контроля, темы рефератов. В методических указаниях имеется глоссарий, список основной и дополнительной литературы.

 

Авторы – составители:

Денисова И.В.,к.э.н., ст. преподаватель

Яблочкина Т.В., ст. преподаватель

 

Рецензенты:

 

Утверждено на заседании кафедры отечественной истории и экономической теории ТюмГМУ г., протокол №.

 

Одобрено Советом по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам ТюмГМУ ., протокол № .



 

Утверждено на заседании ЦКМС ТюмГМУ 201 г., протокол №

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

 

Тематика семинарских занятий разработана в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом третьего поколения по дисциплине «Экономика» для неэкономических специальностей.

«Экономика» – это социально-экономическая дисциплина, которая является обязательной для изучения в рамках высшего профессионального образования. Ее изучение призвано вооружить студента – будущего дипломированного специалиста знаниями общих основ экономической жизни общества, закономерностей развития и принципов функционирования экономических систем, имеющих большое общеобразовательное, мировоззренческое и практическое значение.

Назначение курса в получении знаний и расширении понимания современных экономических проблем.

Задачами данного курса является овладение терминологией экономической науки и изучение развития общества.

Усвоение данного курса должно способствовать формированию всесторонне развитой личности, грамотного специалиста, ответственного гражданина и патриота своей страны.

Тесты и задачи, приведенные в конце каждой темы, предназначены для закрепления полученных знаний.

 

Цель преподавания дисциплины:

- подготовка специалиста с современным экономическим мышлением;

- формирование у студентов в процессе занятий высокую

экономическую, правовую, политическую, нравственную, коммуникативную, профессионально-трудовую культуру;

- формирование отношения к здоровью как главному национальному богатству страны;

- подготовка специалиста с современным экономическим мышлением;

- выработка у будущего специалиста навыков предпринимательской и менеджерской деятельности.

 

Задачи изучения дисциплины:

- усвоение основ экономических знаний и выработка нового экономического мышления;

- формирование знаний о законах рынка и методах его регулирования; об экономическом регулировании деятельности предприятий; о ведении предпринимательской деятельности по упрощенной и общей системе налогообложения; по изучению факторов экономического роста; о методах государственного регулирования;

- овладение умениями принятия экономических решений в конкретных условиях работы лечебных учреждений с целью повышения качества медицинского обслуживания;

- формирование здоровой конкурентоспособности в условиях рыночной экономики.

Изучая курс экономики, студент должен знать:

1. Предмет и метод экономической науки.

2. Понятие собственности: экономические и правовые аспекты.

3. Основные характеристики рыночной системы хозяйств, преимущества и недостатки рыночного механизма.

4. Основы микроэкономического анализа (теория рынка, поведение потребителя в рыночной экономике, поведение фирмы на рынке, анализ издержек производства, понятие прибыли).

5. Основы макроэкономического анализа (теория макроэкономического равновесия, причины и формы нестабильности в экономике, формы и инструменты макроэкономической политики, принципы налогообложения, формы кредитования).

6. Основные принципы функционирования мировой экономики, формы и эволюцию мирохозяйственных связей.

 

Студент должен уметь:

1. Выполнять необходимые экономические исследования и расчеты.

2. Владеть экономической терминологией.

3. Уметь анализировать основные экономические события в своей стране и за ее пределами.

4. Находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики.

 

МОДУЛЬ 1.МИКРОЭКОНОМИКА.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

 

ТЕМА: Предмет и методы экономической теории. История развития экономической науки. (2 часа)

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Понять, что изучает экономическая теория.

2. Изучить методы экономического анализа.

3. Уяснить, чем отличается микроэкономика от макроэкономики и как они взаимосвязаны.

 

ВОПРОСЫ для обсуждения:

1. Зарождение экономической теории учения мыслителей Древней Греции, Древнего Рима, Средневековья.

2. Экономические школы и их представители.

3. Основные направления современной экономической теории.

4. Предмет экономической теории и ее функции. Микро-, меза-, макро и мегаэкономика.

5. Методы экономических исследований. Экономические законы. Связь экономической теории и экономической политики.

 

ЛИТЕРАТУРА.

Основная литература:

1.Экономическая теория. Краткий курс: учебник / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская, - 6-е изд. – М.: КНОРУС, 2012.- 384с.

 

Дополнительная литература:

1. Борисов Е.Ф. Экономика. - М., Проспект, 2009.

2. Экономическая теория: учеб. пособ./Под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского. - 5-е изд.,перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2008.

3. Экономическая теория.: учебное пособие / под ред. В.М. Соколинского. – 6-е изд. перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2013 – 464с.

 

Темы рефератов:

1. Модель человека в экономической теории.

2. Российская экономическая мысль и ее вклад в развитие экономики.

 

ТЕСТЫ по теме.

Выберите правильные ответы.

1. Понятие «политическая экономия» впервые ввел в науку

а) Адам Смит; б) Давид Рикардо; в) Карл Маркс;г) Антуан де Монкретьен

 

2. Нужда людей в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, развития личности – это:

а) интерес; б) благосостояние; в) товар; г) потребность

 

3. Экономический интерес человека предполагает стремление

а) работать на собственника фирмы

б) работать на общество

в) производить товары для нуждающихся

г) удовлетворять свои потребности

 

4. Что из перечисленного изучает микроэкономика?

а) производство в масштабе всей экономики

б) численность занятых в хозяйстве

в) общий уровень цен

г) производство сахара и динамику его цены

 

5. Экономическая теория:

а) занимается исключительно прогностическими характеристиками развития экономических систем

б) содержит положения, которые всегда принимаются всеми экономистами

в) не является наукой

г) не может предсказывать будущего, но может объяснить последствия определенных явлений в развитии экономики

 

Вопросы для самоконтроля :

1. Что составляет предмет экономической теории?

2. Почему экономисты говорят, что экономические потребности общества безграничны?

3. Какова связь между экономической действительностью и экономической теорией?

4. Каковы взаимоотношения между экономической теорией и экономической политикой? Сформулируйте основные задачи экономической политики.

 

Задачи и упражнения:

1. Какие практические и экономические связи устанавливает ваша семья с предприятиями и государством, чтобы обеспечить свою нормальную жизнь и благополучие?

2. Через сколько мест пройдет продукт питания, прежде чем попадет в ваше домашнее хозяйство? Опишите несколько «цепочек» движения продуктов питания от места их производства до вашей семьи .

 

Теперь вы должны уметь(знать):

1. Дать определение экономической теории и экономической политики.

2. Установить различия между микроэкономикой и макроэкономикой и привести примеры вопросов, которые они решают.

Основные термины и понятия:

Экономическая теория. Экономическая политика. Экономические категории. Экономические законы. Нормативная экономика. Экономический рост.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

ТЕМА: Теория производства. Общественное производство-основа развития общества. (2 часа)

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Выяснить, что такое производственные ресурсы и каковы признаки их классификации.

Раскрыть понятие « экономическая эффективность».

2. Понять, как технология влияет на производственные возможности общества.

3. Уяснить, что представляет собой модель и кривая производственных возможностей.

 

ВОПРОСЫ для обсуждения:

1. Понятие производства. Взаимосвязь производства с потребностями.

2. Процесс воспроизводства. Его основные фазы.

3. Структура общественного производства.

4. Эффективность производства, факторы его повышения.

5. Понятие издержек производства, их классификация. Эффект масштаба производства.

6. Понятие ресурсов, их виды, проблема ограниченности и эффективного использования. Кривая производственных возможностей. Закон возрастающих альтернативных издержек и убывающей производительности.

 

 

Основная литература:

1.Экономическая теория. Краткий курс: учебник / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская, - 6-е изд. – М.: КНОРУС, 2012.- 384с.

 

 

Дополнительная литература:

1. Борисов Е.Ф. Экономика. - М., Проспект, 2009.

2. Экономическая теория: учеб. пособ./Под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского. - 5-е изд.,перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2008.

3. Экономическая теория.: учебное пособие / под ред. В.М. Соколинского. – 6-е изд. перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2013 – 464с.

 

 

Темы рефератов:

1. Экономическая эффективность производства: сущность и основные показатели.

2. Общественное производство, его структура и роль в обществе.

 

 

ТЕСТЫ по теме.

Выберите правильные ответы:

1. Процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека, это:

а) обмен; б) распределение; в) экономический рост; г) производство.

2. Факторы производства экономических благ - природные, людские, материальные, финансовые – это:

а) ресурсы; б) потребности; в) услуги; г) модель.

3. Основными стадиями хозяйственной деятельности являются:

а) создание, использование, ремонт, восстановление

б) проектирование, опытное производство, серийное производство

в) зарождение, развитие, старение, умирание

г) производство, распределение, обмен, потребление

4. Под ограниченностью ресурсов в экономике понимают:

а) невозможность удовлетворения всех потребностей

б) расположение ресурсов в труднодоступных зонах

в) нехватку собственных природных богатств в стране

г) нехватку денег для покупки всего, что нужно

5. Кривая производственных возможностей показывает:

а) точные количества двух товаров, которые хозяйство намерено производить.

б) лучшую из возможных комбинаций двух товаров

в) альтернативную комбинацию при наличии данного количества ресурсов

г) время, когда вступает в действие закон убывающей производительности факторов производства

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите факторы производства. Какие факторы влияют на расширение производственных возможностей?

2. Чем определяется динамика редкости ресурсов?

3. В чем заключается проблема выбора для экономической теории?

4. Какое предположение о характере поведения человека лежит в основе многих экономических теорий?

 

Задачи и упражнения:

1. На острове с тропическим климатом живут пять человек. Они занимаются сбором кокосов и черепаховых яиц. В день каждый собирает либо 20 кокосов либо 10 черепаховых яиц. Начертите кривую производственных возможностей экономики страны.

2. Профессор экономики тратит на поиск продуктов питания (качественных и дешевых) 30 часов в месяц. Стоимость его закупок в месяц равна 4000 рублей. Если бы он покупал продукты без поиска, то тратил бы на продукты питания на 25% больше. В час профессор зарабатывает 30 рублей. Стоит ли ему заниматься поисками дешевых продуктов питания? Вычислите сумму которую профессор экономит или растрачивает, занимаясь поисками.

 

Теперь вы должны уметь(знать):

1. Объяснить проблему дефицитности ресурсов.

2. Построить кривую производственных возможностей и объяснить принципы, лежащие в ее основе.

3. Дать определение издержек и их классификацию.

Основные термины и понятия:

Производственные ресурсы. Средства производства. Ограниченность ресурсов. Кривая производственных возможностей. Технология. Экономическая эффективность. Альтернативные издержки.

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

ТЕМА: Собственность и модели организации экономических систем. (2 часа)

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Сформулировать три основные проблемы, которые должна решать любая экономическая система.

2. Показать механизм решения этих проблем в различных экономических системах.

3. Показать место и роль отношений собственности в системе экономических отношений.

4. Выяснить отличия экономического и юридического подходов к определению категории «собственность».

5. Охарактеризовать различные формы собственности.

6. Обосновать необходимость преобразований в отношениях собственности с переходом к экономике рыночного типа.

 

ВОПРОСЫ для обсуждения:

1. Понятие и типы экономических систем

2. Отношения собственности. Производительные силы и производственные отношения.

3. Собственность: объекты и субъекты, функции и типы. Государственная собственность.

4. Методы изменения форм собственности.

5. Приватизация в России: особенности , этапы и методы.

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

Основная литература:

1.Экономическая теория. Краткий курс: учебник / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская, - 6-е изд. – М.: КНОРУС, 2012.- 384с.

 

 

Дополнительная литература:

 

1. Борисов Е.Ф. Экономика. - М., Проспект, 2009.

2. Экономическая теория: учеб. пособ./Под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского. - 5-е изд.,перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2008.

3 Экономическая теория.: учебное пособие / под ред. В.М. Соколинского. – 6-е изд. перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2013 – 464с.

 

 

Темы рефератов:

1. Взаимодействие частной и государственной собственности в рыночной экономике.

2. Преимущества и недостатки различных вариантов приватизации в России.

 

ТЕСТЫ по теме.

Выберите правильные ответы.

1. Переход государственной собственности к отдельным гражданам, коллективам, физическим и юридическим лицам формирование и различных форм собственности – это:

а) разгосударствление; б) приватизация; в) национализация;

г) монополизация.

 

2. Формой государственной собственности является:

а) кооперативная; б) коллективная; в) муниципальная; г) семейная.

 

3. Собственность это:

а) отношение человека к вещи; б) сама вещь; в) отношение людей друг к другу по поводу присвоения вещей.

 

4. Право собственности это:

а) право исключительного физического контроля над благом;

б) право применения полезных свойств блага для себя;

в) право обладать результатами от использования блага;

г) право решать, кто и как будет обеспечивать использование блага.

д) право на отчуждение блага; е) право на уничтожение блага;

ж) право на передачу блага по наследству;

з) право на бессрочность обладания благом; и) все ответы верны.

 

5. Передача или продажа принадлежащих государству предприятий в частную собственность – это:

а) концентрация; б) приватизация; в) монополизация; г) национализация.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Возможно ли существование «чистой» рыночной или командной системы?

2. Объясните разницу между свободным рынком и командной экономикой. Как каждая из этих систем отвечает на основные экономические вопросы?

3. Какую задачу решает приватизация?

4. Каковы способы приватизации?

 

Задачи и упражнения :

1. Представьте, что вы стали собственником садово-огородного участка земли. По закону вы наделяетесь правами владения, пользования, распоряжения своим имуществом. Разъясните, что конкретно означают эти права.

2. В 1988 году в «Книге рекордов Гиннеса» была зарегистрирована самая крупная в мире авиатранспортная компания – Аэрофлот СССР. В ней насчитывалось 1650 самолетов и вертолетов, которые обслуживали 3600 городов. Во время преобразования собственности в России эта компания была разбита на 400 с лишним авиалиний. Как, на ваш взгляд , улучшилось или ухудшилось в результате этого деятельность воздушного флота в нашей стране?

Теперь вы должны уметь(знать):

1. Объяснить концепции свободного рынка и командной экономики и указать , как в них решаются основные экономические вопросы.

2. Объяснить, почему в большинстве стран доминирует смешанная экономика.

3. Назвать различия между экономическим и юридическим подходом к определению «собственность»

Основные термины и понятия:

Натуральное хозяйство. Право собственности. Объекты права собственности. Субъекты права собственности. Товарное производство. Чистый капитализм. Командная экономика. Традиционные экономические системы. Разгосударствление. Приватизация. Приватизационные чеки. Конфискация.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

ТЕМА: Общие основы рыночной экономики. Механизм функционирования рынка.(2 часа)

Цель занятия:

1. Ознакомить с основными характеристиками рыночной системы хозяйства.

Уяснить принципы и стимулы, свойственные рынку.

2. Понять роль ценового механизма и конкуренции в рыночной экономике.

3. Раскрыть преимущества и недостатки рыночного механизма.

4. Определить понятия «РЫНОЧНЫЙ СПРОС» и «РЫНОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ», РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ.

5.Выявить основные факторы влияющие на спрос и предложения.

6.Понять графическое изображение функции спроса и функции предложения.

7.Уяснить, что означает ценовая эластичность спроса и предложения.

 

ВОПРОСЫ для обсуждения.

 

1. Рынок и условия его возникновения. Принципы рыночной экономики. Достоинства и недостатки рыночного механизма.

2. Функции структура и виды рынков.

3.Цена, спрос и предложение. Равновесие на рынке. Эффект дохода, замещения, Гиффена, Веблена.

4.Эластичность спроса и предложения.

5Механизм рынка совершенной конкуренции, несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство.

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

Основная литература:

1.Экономическая теория. Краткий курс: учебник / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская, - 6-е изд. – М.: КНОРУС, 2012.- 384с.

 

Дополнительная литература:

 

1. Борисов Е.Ф. Экономика. - М., Проспект, 2009.

2. Экономическая теория: учеб. пособ./Под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского. - 5-е изд.,перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2008.

3. Экономическая теория.: учебное пособие / под ред. В.М. Соколинского. – 6-е изд. перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2013 – 464с.

 

 

Темы рефератов:

1. Проблемы формирования рыночной инфраструктуры в России.

2. Проблемы теневого рынка

3. Конкуренция товаров на региональном рынке и изменение спроса.

4. Эластичность взаимозаменяемых товаров.

 

ТЕСТЫ по теме.

Выберите правильные ответы.

1. При переходе от натурального хозяйства к рыночному прямой продуктообмен (бартер) уступил место обмену, совершаемому при посредничестве денег, в роли которых выступали определенные товары. Это произошло в связи с тем, что бартер:

а) был низкоэффективным, вследствие высоких издержек, связанных с необходимостью нахождения субъектов, готовых обменять нужные продавцу товары на те, которые у него имеются;

б) был неудобен;

в) препятствовал развитию общественного разделения труда;

г) основывался на совпадении потребностей в обмениваемых товарах;

д) имели место перечисленные причины.

 

2. Деньги служат:

а) средством обращения; б) средством сохранения ценности;

в) счетной единицей;

г) все предыдущие ответы верны; д) верны ответы а), в).

 

3. Что обладает более высокой ликвидностью:

а) продукты питания; б) товары длительного пользования;

в) золотые украшения; г) наличные деньги.

4. Закон спроса предлагает, что:

а) превышение предложения над спросом вызовет снижение цены

б) если доходы у потребителей растут, они обычно покупают больше товаров

в) кривая спроса обычно имеет положительный наклон

г) когда цена товара падает, объем планируемых покупок растет

 

5.Какой термин отражает способность и желание людей платить за что-либо?

а) потребность б) спрос в) необходимость г) желание

 

 

6.Если два товара взаимозаменяемы, например, чай и кофе, то рост цены на кофе приведет:

а) падению спроса на чай; б) росту спроса на чай;

в) увеличению объема спроса на чай г) снижению величины спроса на чай

 

7.Неэластичный спрос означает, что:

а) рост цены на 1% приводит к сокращению величины спроса менее, чем на 1%;

б) рост цены на 1% приводит к сокращению величины спроса более, чем на 1%;

в) любое изменение цены не приводит к изменению общей выручки

г) рост цены на 1% не влияет на величину спроса

д) ни одно из утверждений не является верным.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Приведите аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ» рыночной системы.

2. Объясните, каким образом рыночная система служит средством обмена информацией о решениях, касающихся распределения ресурсов.

3. Что вы подразумеваете под термином «РЫНОК»?

4. Каковы недостатки рыночного механизма хозяйствования? Как они преодолеваются по мере развития рыночной экономики?

5. Что такое инфраструктура рынка?

6. Чем отличаются понятия «СПРОС» и «ПОТРЕБНОСТЬ»?

7. Чем отличается движение по кривой и сдвиг кривой спроса?

8. В чем сущность закона предложения?

9. Как формируется равновесная цена на рынке? Является ли равновесие устойчивым?

 

Задачи и упражнения:

1. На своем приусадебном участке вы вырастили 80 кг картофеля и поместили его в погреб для потребления вашей семьи в течении зимы. Как этот урожай отразится на объеме рыночного предложения картофеля?

2. Перечислите типичные связи вашей семьи с современными видами рынков.

3. Продавец роз решил увеличить объем продаж путем снижения цены за цветок с 25 рублей до 20 рублей. В результате объем продаж возрос со 150 до 250 штук в день. Определите, как изменился коэффициент эластичности спроса и выгодно ли, оказалось снижение цены за 1 цветок, если продавец закупает их оптом по 10 рублей за штуку.

4. Кривая спроса на рынке зерна выражена функцией Qd= 100-P, а предложение выражено функцией Qs= P-40. При этом количество дано в тысячах килограмм, а цена в рублях. Сколько нужно купить государству зерна на этом рынке чтобы цена на зерно установилась на уровне 80 рублей за килограмм?

 

Теперь вы должны уметь(знать):

1. Определить понятие рынка. Показать основные виды рынка.

2. Указать характеристики совершенного, монополистического, олигополистического и монополистически конкурентного рынков.

3. Дать определение монополии.

4. Определить спрос, предложения и рыночное равновесие.

5. Представить графически и объяснить кривые спроса и предложения.

6. Рассчитать эластичность спроса по цене, привести примеры, когда спрос эластичен, неэластичен и единичной эластичности, и объяснить значение каждого.

7. Рассчитать эластичность предложения, используя формулу эластичности

 

 

Основные термины и понятия:

Рынок. Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция. Конкуренция. Структура рынка. Монополистическая конкуренция. Монополия. Ценовая конкуренция. Неценовая конкуренция. Функции рынка. Монопсония. Олигополия. Несовершенство рынка. Спрос. Предложения. Взаимозаменяемые блага (субституты). Взаимодополняющие (комплементарные) блага. Избыток товара (затоваривание). Сдвиги равновесия. Эластичность по цене. Перекрестная эластичность. Кривая спроса. Кривая предложения. Равновесная цена. Равновесное количество. Дефицит товара. Эластичный спрос. Неэластичный спрос. Эластичность по доходу.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5.

ТЕМА: Рынки факторов производства, формирование факторных

доходов.(2 часа)

 

Цель занятия:

1. Выяснить особенности спроса на труд, а также факторы, влияющие на него.

2. Выяснить, чем обусловливается дифференциация в оплате труда.

3. Выявить условия, определяющие возникновение экономической ренты.

4. Уяснить природу капитала и процента.

5. Выяснить различие между номинальной и реальной процентной ставкой.

 

ВОПРОСЫ для обсуждения.

1. Факторы производства труд, земля и капитал. Особенности рынков факторов производства.

2.Факторные доходы. Установление цен в рыночной экономике на факторы производства.

3.Индивидуальные доходы. Проблема неравенства доходов. Измерение неравенства.

ЛИТЕРАТУРА.

Основная литература:

1.Экономическая теория. Краткий курс: учебник / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская, - 6-е изд. – М.: КНОРУС, 2012.- 384с.

 

Дополнительная литература:

 

1. Борисов Е.Ф. Экономика. - М., Проспект, 2009.

2. Экономическая теория: учеб. пособ./Под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского. - 5-е изд.,перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2008.

3. Экономическая теория.: учебное пособие / под ред. В.М. Соколинского. – 6-е изд. перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2013 – 464с.

 

Темы рефератов:

1. Государственное регулирование рынка труда в условиях рыночной экономики.

2. Теория дифференциальной и абсолютной ренты К. Маркса.

 

 

ТЕСТЫ по теме.

Выберите правильные ответы.

1. Кривая, которая используется для иллюстрации распределения доходов, каждая точка которой показывает, какую долю в суммарном доходе имеет то или иное число семей с определенным уровнем дохода, - это:

а) кривая Лаффера б) кривая Филипса в) кривая Лоренца
г) кривая совокупного спроса д) что-либо другое

 

2. Чистая экономическая рента – это:

а) доход, полученный благодаря любому производственному фактору, который характеризуется совершенно эластичным предложением по отношению к его цене

б) доход, полученный благодаря любому производственному фактору, который характеризуется совершенно неэластичным предложением по отношению к его цене

в) доход от использования самых лучших земельных участков

г) доход, полученный от использования самых худших земельных участков

 

3. Предложение земли:

а) абсолютно неэластично б) характеризуется единичной эластичностью

в) абсолютно эластично г) эластично д) неэластично

 

3. При принятии решения об инвестициях фирмы принимают во внимание:

а) нормальную процентную ставку б) реальную процентную ставку

в) номинальную процентную ставку за вычетом реальной ставки процента

г) только другие не указанные выше факторы

д) реальную ставку процента за вычетом номинальной

 

4. Назовите основные факторы, определяющие дифференциацию доходов в современной России:

а) этническая принадлежность б) уровень образования

в) монопольное положение на рынке

г) сдерживание роста оплаты труда в бюджетной сфере.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Как можно определить уровень заработной платы , используя теорию предельной производительности труда?

2. Каковы основные причины дифференциации заработной платы?

3. Что такое «человеческий капитал»? Что вы понимаете под инвестициями в человеческий капитал?

4. Почему спрос на землю растет постоянно на протяжении всего периода существования человеческого общества?

 

Задачи и упражнения:

1. Представьте себе клинику с 20 врачами, одной медсестрой и одним лаборантом. Разумно ли считать, что в данном случае дополнительная медсестра или лаборант могли бы иметь большую ценность, чем дополнительный врач? Может ли сложиться такая ситуация, что медсестра получит большую заработную плату, чем врач? Какие обязанности стали бы выполнять в этой клинике врачи, которым платят больше, чем медсестрам? Отражало бы это их ценность?

2. Предположим, что вам предложили получить 500000 рублей через три года или Х рублей сегодня. Если бы вы получили Х рублей сегодня, вы могли бы положить их на счет с выплатой 12% годовых с суммы вклада. Какой должна быть минимальная сумма Х, чтобы вы согласились ждать три года для получения 500000 рублей.

 

Теперь вы должны уметь:

1. Объяснить значение и причину разницы в условиях зарплаты различных специальностей.

2. Дать определение человеческого капитала и привести основные доказательства его влияния на заработки.

3. Определить спрос на землю, показать на графике, как конкурентные способы использования земли устанавливают равновесную арендную плату.

4. Объяснить, почему для инвестора, одалживающего для финансирования капитального проекта деньги, важно, чтобы норма отдачи по проекту, по крайней мере, равнялись процентной ставке на заемный капитал.

Основные термины и понятия :

Кривая спроса на труд. Заработная плата номинальная. Предпринимательский доход. Процентная ставка реальная. Земельная рента. Кривая предложения труда. Заработная плата реальная. Процентная ставка номинальная. Дисконтирование. Арендная плата.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6, 7.

ТЕМА: Предпринимательская деятельность и поведение фирмы на рынке. (4 часа)

 

Цель занятия:

1. Раскрыть содержание предпринимательства, его функции в рыночной экономике.

2. Охарактеризовать основные типы предприятий в рыночной экономике.

3. Изучить производственную функцию, выяснить, каким образом она выражает связь между структурой затрат и выпуском продукции, а также графически изобразить ее.

4. Раскрыть содержание всех видов издержек и изучить их динамику.

5. Выявить условие максимизации фирмой своих издержек, а также оптимальный путь роста фирмы.

 

Занятие № 1. Предпринимательская деятельность и ее правовые основы.(2часа)

ВОПРОСЫ для обсуждения.

1. Понятие предпринимательства, его признаки и функции.

2. Организационно- правовые формы предпринимательства.

3. Организация структуры российского предпринимательства.

 

ЛИТЕРАТУРА.

Основная литература:

1.Экономическая теория. Краткий курс: учебник / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская, - 6-е изд. – М.: КНОРУС, 2012.- 384с.

 

Дополнительная литература:

 

1. Борисов Е.Ф. Экономика. - М., Проспект, 2009.

2. Экономическая теория: учеб. пособ./Под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского. - 5-е изд.,перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2008.

3. Экономическая теория.: учебное пособие / под ред. В.М. Соколинского. – 6-е изд. перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2013 – 464с.

Темы рефератов:

1. Проблемы формирования информационно- технической среды предпринимательства в России.

2. Особенности организации маркетинга на предприятиях здравоохранения.

 

 

ТЕСТЫ по теме.

Выберите правильные ответы.

 

1. К числу целей предпринимателя не относится:

а) обеспечение жизнеспособности своего предприятия

б) создание дополнительных рабочих мест в обществе

в) наращивание масштабов производства

г) повышение эффективности функционирования предприятия

 

2. Документ, в котором поименованы все владельцы акций компании, называется:

а) сертификатом б) уставом в) реестром г) аллонжем

 

3. Высшим органом управления акционерного общества является:

а) совет директоров б) собрание уполномоченных

в) общее собрание акционеров г) собрание держателей привилегированных акций.

4. Риск в предпринимательстве – это:

а) вероятность убытков или недополучения дохода по сравнению с прогнозом

б) движущий стимул эффективного использования капитала

в) непредсказуемость поведения партнеров

г) результат хозяйственной деятельности, связанный с личностью предпринимателя и обусловленный природными факторами

д) недостаточностью информации

е) все ответы верны

 

Занятия № 2. Предприятие(фирма) и особенности функционирования. Издержки. Прибыль. Бизнес-планирование. (2часа)

ВОПРОСЫ для обсуждения.

 

1. Фирма, как основная структурная единица бизнеса и его предмет микроэкономического анализа.

2. Издержки фирмы. Прибыль фирмы. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Основы бухгалтерского учета.

3. Планирование деятельности фирмы. Бизнес-план.

4. Маркетинг и менеджмент фирмы.

ЛИТЕРАТУРА.

Основная литература:

1.Экономическая теория. Краткий курс: учебник / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская, - 6-е изд. – М.: КНОРУС, 2012.- 384с.

 

Дополнительная литература:

 

1. Борисов Е.Ф. Экономика. - М., Проспект, 2009.

2. Экономическая теория: учеб. пособ./Под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского. - 5-е изд.,перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2008.

3. Экономическая теория.: учебное пособие / под ред. В.М. Соколинского. – 6-е изд. перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2013 – 464с.

 

Темы рефератов:

1. Роль мерчендайзинга в осуществлении розничных продаж.

2. Реклама как стимул торговли.

 

ТЕСТЫ по теме.

Выберите правильные ответы.

1. Какая из приведенных целей фирмы является наиболее важной:

а) получение прибыли б) максимизация продаж

в) повышение качества продукции

г) увеличение заработной платы работников

д) расширение рынка сбыта товаров и услуг

 

2. Какое из определенной фирмы является наиболее полным:

а) фирма – это организация под единым управлением учреждения в целях принесения прибыли ее собственникам посредством предложения на рынке одного или несколько товаров и услуг.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.