Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ТЕМА 2. ОТРАСЛЬ И ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА

Тема 1. ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ КУРСА ЭКОНОМИКИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ЕЕ МЕСТО В ЦИКЛЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Экономика переводится с греческого языка как искусство веде­ния домашнего хозяйства. Очевидно, в современных условиях круп­номасштабного производства, функционирования сложного народ­нохозяйственного комплекса, состоящего из многочисленных пред­приятий различных отраслей и многоотраслевых формирований, экономику можно определить как науку о рациональном ве­дении народного хозяйства.

Общеизвестно, что экономика—реальный базис, основа жизни общества. Все остальное—лишь надстройка с точки зрения усло­вий жизни. Экономика определяет уровень и динамику всех основ­ных показателей жизни общества в любом ракурсе.

Этим, также очевидно, определяется сегодня и на перспективу тяга к экономической науке, различным экономическим специаль­ностям, а также переориентация всего дееспособного и активного слоя общества в сферу экономической

жизни — будь то финансо­во-банковская система, коммерция, внешнеэкономическая деятель­ность, будьте, сфера

производства или управления. Причем, чем выше иерархия управления, тем больше в ней экономической деятельности.

Таким образом, экономику надо знать всем, кто так или иначе связан с этими сферами человеческой деятельности. А будущим специалистам в области экономики — знать глубоко профессио­нально, полностью аккумулируя достижения экономической теории и практики. Для достижения этого есть лишь один реальный спо­соб—основательное изучение предмета экономики с рациональ­ным приложением приобретенных знаний в последующем к объек­ту практики. Тут вполне уместно изречение Платона о том, что самое большое зло не невежество, а плохо усвоенные знания.



Плохо усвоенные знания порождают иллюзию всевозможности, что матрос может управлять Государственным банком, учитель - агропромышленным комплексом, а полевой командир или политик средней руки — всей экономикой страны. Упрощенческий подход, порождаемый плохо усвоенными знаниями, лежит в основе всех бед последнего столетия российского общества и российской эконо­мики в частности.

Курс экономики промышленного производства является од­ним из основополагающих, формирующих будущих экономистов.

Курс в основном теоретический, дающий фундаментальные знания по конкретной экономике — экономике промышленности. Вместе с тем, курс обеспечивает необходимые практические навы­ки по решению основных, узловых проблем отраслевой экономики — умение вскрыть резервы развития отрасли в целом, использовать в этих целях отраслевые и межотраслевые факторы, провести рас­четы экономической эффективности в различных аспектах и др. От­раслевая экономика вооружает понятийным и категорийным аппа­ратом по этой отрасли знаний, соответствующей терминологией, учит корреспонденции основных технико-экономических показате­лей, их формализации с помощью экономико-математического аппарата.

Экономика отрасли также дает необходимый запас информа­ционного материала в целом по промышленности, группам от­раслей и конкретной отрасли на уровне современных парамет­ров по основным экономическим показателям в статике и дина­мике. Причем изучение экономики акцентируется на промышлен­ность в целом и особенно на те разделы, которые в последующем выпадают из цикла конкретно экономических дисциплин (характе­ристика отрасли, выявление ее специфики, тенденции развития, ресурсы и эффективность их использования, факторы развития отрасли и повышения ее эффективности — концентрация, специа­лизация, кооперирование, комбинирование производства, межот­раслевая интеграция, размещение, экономические проблемы науч­но-технического прогресса).

Экономика отрасли как бы дает экономическую анатомию в от­раслевом ракурсе.

Курс построен с учетом перевода отраслей народного хозяй­ства на интенсивные рельсы развития в условиях рыночного хозяй­ственного механизма с насыщением отраслевым материалом.

Все это делает необходимым глубокое и осмысленное изучение курса экономики отрасли с привлечением фундаментальных, став­ших классическими, трудов отечественных экономистов по отдель­ным разделам, новых и новейших публикаций по разным аспектам содержания курса, материалов периодической печати и, разумеет­ся, — правительственных и нормативных отраслевых документов.

Экономика функционирует по своим законам. Экономические за­коны так же объективны, неумолимы и точны, как и законы матема­тики, физики, химии, биохимии и др. Эти экономические законы определяют характер функционирования национальной экономики, народнохозяйственного комплекса и его отдельных звеньев-отрас­лей или групп взаимосвязанных отраслей.

Таким образом, законы функционирования национальной эко­номики, народного хозяйства в целом, крупных его отраслей — про­мышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, а также их более специализированных отраслей и подотрас­лей—машиностроения, пищевой, легкой промышленности, расте­ниеводства, животноводства — одни и те же. Однако специфика каждой отрасли, проявляющаяся в особенностях перерабатывае­мого (добываемого) сырья, полученного готового продукта и исполь­зуемой материально-технической базы, техники, технологии, пер­сонала делает проявление общих экономических законов своеоб­разным. Именно это своеобразие, через которое преломляются общие законы функционирования народнохозяйственного комплек­са, и формирует экономику отрасли как самостоятельную научную дисциплину.

Более того, отрасль как важнейшее звено народного хозяйства, как правило, замыкает производство определенной конечной однородной продукции и функционирует самостоятельно по своим за­кономерностям, присущим только данной конкретной отрасли.

Наличие этих закономерностей делает экономику отрасли са­мостоятельной экономической наукой, изучающей и вскрываю­щей эти закономерности, характер их проявления в специфичес­ких условиях функционирования и развития отрасли.

Экономика отрасли, таким образом, самостоятельная эконо­мическая наука, изучающая конкретную отрасль и в то же время являющаяся частью общеэкономической науки. Из этого следуют два важных вывода.

1. Экономика отрасли, как часть общеэкономической науки, использует в полной мере все экономические категории. Понятия производительности труда, фондоотдачи, прибыли, себестоимо­сти продукции и т.д. едины по своей сути в экономике, в том числе в экономике любой отрасли — промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, а также в более специали­зированных отраслях—пищевой, легкой, машиностроительной и т.д.

2. С другой стороны, в силу специфики конкретной отрасли факторы, резервы, пути повышения производительности труда, прибыли, рентабельности производства и т.д. будут различными. Значения показателей этих экономических категорий как по уров­ню, так и в динамике также будут разными. Они определяются спецификой конкретной отрасли. Это обстоятельство обусловли­вает необходимость изучения экономики каждой отрасли или ком­плекса однородных или взаимосвязанных отраслей.

Отрасль является важнейшим звеном народнохозяйственного комплекса и национальной экономики в рамках данного государ­ства. Попытки ликвидировать, разорвать отрасли по отдельным регионам страны или крупным межотраслевым хозяйственным фор­мированиям типа конгломератов кроме вреда ничего не принесли национальной экономике. Игнорирование отрасли — это прежде всего отрицание единой технической политики на однородных пред­приятиях, разрыв сложившихся связей между ними и других конкретных факторов, существенно влияющих на развитие однотипных предприятий, совокупность которых при известной общности пред­ставляет отрасль.

Условия функционирования каждой отрасли своеобразны и конкретны. Как нигде философское кредо «истина конкретна» вер­но по отношению к отрасли. Поэтому отрасль нужно изучать са­мостоятельно в конкретных условиях его функционирования.

Предметом изучения экономики отрасли являются экономи­ческие аспекты функционирования отрасли. Это прежде всего за­кономерности развития производительных сил и производствен­ных отношений в специфических условиях данной отрасли.

Объектом изучения экономики отрасли является сама отрасль в совокупности как единый организм, как важнейшее звено на­роднохозяйственного комплекса, национальной экономики.

Цель изучения экономики отрасли — повышение эффективно­сти функционирования отрасли на основе вскрытия резервов и факторов ресурсного и организационного характера и разработ­ка мер и путей их реализации.

Цель, предмет и объект курса определяют задачи и содержа­ние экономики отрасли как научной дисциплины.

Задачи курса экономики отрасли сжато можно свести к сле­дующим.

1. Прочное овладение категорийным и понятийным аппара­том цикла конкретно-экономических наук и дисциплин.

2. Овладение экономической логикой взаимосвязи этих слож­ных экономических категорий и понятий и конкретно корреспон­денции экономических показателей с учетом технико-технологи­ческих параметров отрасли.

3. Получение известного объема информации об экономике данной отрасли по совокупности значений технико-экономичес­ких показателей, таких, например, как объем производства, про­даж, величина прибыли, уровень производительности труда, се­бестоимости производства, фондоотдачи, оборачиваемости оборот­ных средств и т.д. и активное использование его при дальнейшем обучении и профессиональной деятельности.

4. Изучение специфики отрасли, существенно определяющей характер и условия функционирования отрасли, уровень и динами­ку показателей ее экономической эффективности.

Всем этим должен овладеть студент при изучении курса эконо­мики отрасли - экономики промышленного производства.

Цель и задачи курса соответственно формируют содержание эко­номики отрасли, в данном случае экономики промышленного про­изводства

Курс построен в следующей логической последовательности:

формирование и характеристика отрасли (понятие отрасли и от­раслевой структуры, структурная политика, характеристика отрас­ли и ее место в народнохозяйственном комплексе, основные этапы и экономические предпосылки дальнейшего развития отрасли, ее роль, значение и место в народнохозяйственном комплексе и наци­ональной экономике); ресурсы отрасли (основные фонды, оборот­ные фонды, персонал и др.); результат использования ресурсов (се­бестоимость продукции, издержки производства, объем производ­ства и продаж); эффективность производства в отрасли (прибыль, рентабельность производства); факторы повышения эффективнос­ти и функционирования отрасли (формы организации обществен­ного производства—концентрация, специализация, кооперирова­ние и комбинирование производства, размещение предприятий отрасли, научно-технический прогресс). Все это определяет и со­держание курса.

Конкретный объект курса — промышленное производство.

Методология изучения курса— системный, диалектический под­ход, суть которого неидеологизированно состоит в восприятии и рассмотрении сложных экономических процессов во взаимосвязи, взаимообусловленности, в динамике, ориентации во времени, про­странстве и учете специфики конкретной отрасли.

Промышленность, как известно, изучается и многими техничес­кими дисциплинами. Экономика отрасли опирается на эти техни­ческие дисциплины, дает их техническим решениям экономичес­кую оценку и сама использует технико-технологические параметры.

Экономика промышленного производства тесно связана со всеми общеэкономическими и конкретно-экономическими дисципли­нами. Общеэкономическую теорию она использует как теоретичес­кий фундамент по многим составляющим курса, а сама по отноше­нию к другим конкретно-экономическим дисциплинам выступает как теоретическая база и в то же время самостоятельно выполняет фун­кции изучения экономических аспектов этой отрасли — важнейше­го самостоятельного звена народнохозяйственного комплекса, на­циональной экономики.

Экономика отрасли, в частности, является в полной мере теоре­тической и методологической основой для курса экономики пред­приятий.

Предприятия в новых условиях как самостоятельные субъекты рынка, как хозяйствующие субъекты объективно нуждаются в опре­деленном регулировании постоянно возникающих взаимосвязей вне зависимости от наличия или отсутствия органов государственного и регионального управления ими. И отрасль как совокупность одно­родных предприятий объективно играет эту роль. Вместе с тем наличие курса экономики предприятия вполне правомерно, имея в виду, что основным хозяйствующим субъектом и первичным зве­ном производства, где формируется товар и его стоимость, явля­ется именно предприятие.

Однако экономика предприятия имеет свой предмет, объект, цель и задачи, а соответственно и содержание, очерченное харак­тером функционирования предприятия на микроуровне.

При изучении курса широко используются материалы развития народного хозяйства, крупных его отраслей, комплексов взаимосвя­занных отраслей, но акцентирует внимание на свой объект—про­мышленное производство.

 

ТЕМА 2. ОТРАСЛЬ И ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА

1. Понятие отрасли и закономерности ее формирова­ния и функционирования.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.