Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Классификация целей функционирования предприятия

Классификационный признак Цели предприятия
По видам деятельности Экономические, социальные, экологические
По направленности на удовлетворение требований заинтересованных групп Цели, направленные на удовлетворение требований собственников; потребителей работников; кредиторов, инвесторов государства и местного сообщества; общества в целом и т.п. Компромиссные цели
По отношению к уровню управления Цели предприятия в целом, цели подразделений, цели субподразделений, цели рабочих мест
Функциональная принадлежность Научно-технические, маркетинговые, производственные, кадровые, финансовые, административные
Уровень в иерархии планирования Стратегические Тактические Оперативные
Горизонт планирования Долгосрочные Среднесрочные Краткосрочные
Реальность осуществления Предназначенные для реальной реализации и декларативные (предназначенные для общественности)
Приоритетность Особо приоритетные, приоритетные, прочие
Повторяемость Повторяющиеся, разовые

 

Состав целей и ранжирование их по приоритетам не одинаковы на разных предприятиях. Усиление влияния той или иной заинтересованной группы, уровень ее мотивационного класса, а также другие факторы внутренней и внешней среды существенно влияют на цели предприятия.

С определенной долей упрощения цели предпринимательской деятельности можно представить в виде пирамиды.

В основе иерархии целей коммерческого предприятия лежит прибыль. Пока данная цель не достигнута, другие цели отодвигаются на второй план. В связи с этим, для отечественных предприятий, ведущих убыточную деятельность, по-прежнему приоритетной целью деятельности является получение прибыли (причем не бухгалтерской, а экономической). В то же время данные предприятия обязаны соблюдать интересы и потребителей, и наемных работников, и кредиторов, и общества в целом в минимально необходимом для функционирования предприятия объеме, который, как правило, оговаривается в правовых документах.



 

 

После того, как проблема получения краткосрочной прибыли решена, на первое место выдвигаются цели, связанные с обеспечением финансовой устойчивости функционирования предприятия. Если потребности и в прибыльности, и в обеспечении финансовой устойчивости удовлетворены, они утрачивают свою доминирующую роль и предприятия концентрируют свое внимание на экономическом росте. Важным фактором экономического роста является создание, расширение и развитие клиентской базы. Таким образом, «создание потребителя» является не самоцелью, а «средством» реализации целей, обеспечивающих экономических рост в будущем. На высших уровнях развития крупные успешно функционирующие предприятия в качестве приоритетных целей функционирования объявляют удовлетворение потребностей трудового коллектива и общества в целом, активно финансируя программы, направленные на сохранение окружающей среды, социальное обеспечение работников, осуществление благотворительной деятельности.

На рис. 3.2 представлена эволюция теоретических взглядов на приоритетные цели функционирования предприятия в рыночной экономике.

 

Приоритетные цели функционирования предприятия оказывают существенное влияние на содержание и методы планирования его деятельности. В связи с этим, в зависимости от целевой ориентации можно выделить пять моделей планирования: модель максимизации прибыли, модель максимизации объема продаж, модель максимизации экономического роста, стоимостно-ориентированное планирование и стейкхолдерская модель планирования (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Целевые модели планирования предпринимательской

деятельности

Модели планирования Главная цель Важнейшие плановые показатели
Модель максимизации прибыли Максимизация прибыли Операционная прибыль. Себестоимость. Выручка. Чистая прибыль
Модель максимизации дохода от продаж Максимизации дохода от продаж Рост объемов продаж и выручки Рост доли рынка. Показатели рентабельности
Модель экономического роста Максимизации экономического роста Рост активов Коэффициент устойчивого роста Свободный денежный поток Финансовый цикл
Стоимостно-ориентированное планирование Максимизация стоимости компании Рыночная добавленная стоимость или рыночная стоимость собственного капитала. Экономическая добавленная стоимость
Стейкхолдерская модель планирования Сбалансированное удовлетворение требований заинтересованных групп Показатели удовлетворенности заинтересованных сторон: собственников, потребителей, работников и т.д.

 

Требования к формированию целей предпринимательской деятельности: учет требований заинтересованных сторон, конкретность, множественность, иерархичность, согласованность, документальное оформление, использование глагольных оборотов, определение не более 4-5 стратегических целей.

 

3.2. Бизнес-планирование

Бизнес-планэто комплексный план создания или развития бизнеса.Структура и содержание бизнес-плана зависят от целей его разработки. Бизнес-план может разрабатываться по конкретному предпринимательскому проекту или по предприятию в целом. В последнем случае данный план выполняет роль плана развития предприятия.

Функции бизнес-плана:

используется для разработки концепции ведения бизнеса,

создает основу для оценки результатов предпринимательской деятельности;

является обоснованием для привлечения денежных средств у кредиторов и потенциальных инвесторов.

Бизнес-план инвестиционного проекта – документ, который убедительно демонстрирует способность субъекта предпринимательства произвести и продать достаточное количество товаров и услуг, чтобы при этом размеры прибыли и возврат вложений удовлетворяли потенциальных инвесторов (коредиторов).

Бизнес-план разрабатывается на срок не менее срока окупаемости проекта. При этом, количественные показатели по первому году реализации проекта рассчитывают с помесячной разбивкой, по второму году – с поквартальной разбивкой. Начиная с третьего года, показатели планируются в целом на год.

Типовая структура бизнес-плана инвестиционного проекта

Раздел Содержание
Резюме проекта Цель и сущность проекта. Преимущества продукции и объем ожидаемого спроса, потребность в инвестициях, срок возврата вложенных средств. Показатели коммерческой эффективности проекта. Социальные проблемы, которые помогает решить проект
Анализ положения дел в отрасли Общая потребность в продукции в регионе и России. Ожидаемая рыночная доля. Потенциальные конкуренты. Анализ аналогов продукции
Производ-ственный план Производственная программа. Принятая технология. Требования к организации производства. Состав оборудования и условия поставок. Поставщики сырья и материалов. Численность работающих и затраты на оплату труда. Стоимость производственных основных фондов. Порядок начисления амортизации. Годовые затраты на выпуск продукции и себестоимость единицы продукции. Общая стоимость инвестиционного проекта. Обеспечение экономической и технической безопасности
План маркетинга Патентная ситуация. Организация сбыта. Торгово-сбытовые издержки. Обоснование цены на продукцию. Программа по организации рекламы. Программа реализации продукции
Организаци-онный план Сведения о субъекте, осуществляющем проект: организационно-правовая форма, форма собственности, показатели для оценки финансового состояния. Предполагаемая организационная структура. Распределение обязанностей между членами руководящего состава
Финансовый план Прогноз объемов реализации, план доходов и расходов, план денежных поступлений и выплат; сводный балансовый план активов и пассивов, анализ безубыточности, анализ чувствительности, стратегия финансирования. Стратегия финансирования содержит информацию о прогнозируемых источниках, форме и динамики финансирования проекта

 

 

Макет бизнес-плана, рекомендованный Минфином РФ в 1997 году для составления заявки претендента на участие в конкурсном распределении централизованных инвестиционных ресурсов, представлен в Приложении Д.

Начиная с 1999 года, в России действует вторая редакция «Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов», утвержденная Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ от 21 июня 1999 г. № ВК 477.

Данным документом рекомендовано оценивать коммерческую, социальную и бюджетную эффективность проекта, а так же финансовую реализуемость проекта.

Эффективность проектов рассматривается как категория, характеризующая соответствие полученных от них результатов целям и интересам участников.

Коммерческая эффективность проекта оценивается с помощью следующих показателей: чистая текущая стоимость (или чистый дисконтированный доход), индекс рентабельности, внутренняя норма доходности, срок окупаемости.

 

3.3. Оперативное планирование






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.