Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Египетское монументальная живопись в эпоху Нового Царства. Царские комплексы и гробницы знати в эпоху Тутмессидов.

Расцвет фиванского искусства начался во время царствования Тутмоса IV, и поднялся до высшей точки при Аменхотепе III. Наравне со скульптурой художники отошли от строго фундаментального стиля и стали использовать более реалистичные приемы. Наибольший интерес представляют хорошо сохранившиеся в большом количестве барельефы и росписи в фиванских храмах и гробницах. В царских гробницах за небольшим исключением отображены религиозные события и сюжеты при исполнении священных обрядов. Гробницы знати расписаны более широким диапазоном сюжетов. К исключениям можно отнести храм Хатшесут в Деир — Эль — Бахри, содержащий коллекцию уникальных изображений о происхождении фараонов, их путешествиях, отплывающих ладьях (пример — композиция о экспедиции в страну Пунт).

Рельефы и росписи гробниц традиционно изображают события из жизни покойных, религиозные и ритуальные картины, но наравне с прежними сюжетами появляются новые. Отображаются сражения и военные походы, а в традиционных темах появляются новые веяния. Возрастающее желание отобразить изысканность и декоративность со всей возможной и дозволенной реалистичностью объединяет все работы мастеров искусства того времени. Крайне интересны и познавательны их попытки передать движение и создать эффект объема в изображениях. Они пробуют изображение человеческих фигур в разных ракурсах, фас, три четверти, профиль, отрабатывают трехмерное построение групповых сюжетов. Сцены охоты обогащаются новыми приемами — элементы стремительной погони охотников на колесницах за удирающей добычей, галоп животных, развернутые в фас головы и другие элементы. Во многих работах наблюдается желание отыскать более смелое и реалистичное отображение мира.
Наиболее значительные изменения содержаться в сценах пира. Множество фигур второго плана, служанок, музыкантов, танцовщиц, изображать которых можно без особых ограничений, дали возможность отойти от старых методов и показать свои творческие возможности. Служанки в сцене пира из захоронения сановника Рехмира в живых и естественных позах разительно отличаются от монотонных застывших фигур сидящей знати. Работы мастеров времени восемнадцатой династии содержат огромное количество точно изображенных фигур человека. В основном это представители простого сословия — танцовщицы, воины, рыбаки, пастухи, составляющие странный контраст с каноническими, застывшими изображениями знатного сословия. В работах художников просматривается желание отобразить большой комплекс эффектов, не использовавшихся в египетской живописи. Тела изредка приобретают более естественные тона окраски вместо традиционных женщин желтого цвета и мужчин в коричнево-красных тонах. Сквозь тонкие одежды просматриваются контуры фигур, на щеках появляется румянец, на лице тени.
На смену предыдущим почти схематическим иллюстрациям текстов религиозного содержания приходят жанровые сценки с живым и непосредственным содержанием, характерным для того времени. Возникновение египетской графики произошло также в этот период. Создание рисунков на папирусной бумаге для «Книги мертвых» имело большое значение в развитии египетской живописи.



Времена восемнадцатой династии стали периодом развития художественных ремесел, общим признаком которого во всех отраслях и направлениях стало желание усложнять формы за счет увеличения декоративных элементов. Приобрели популярность разноцветные инкрустации, изготовленные из драгоценных материалов, возникли новые комбинации орнаментов. Вертикальный ткацкий станок создал возможность выпускать красивые ткани с разнообразными цветными узорами. Нашли своих почитателей изделия с мотивами флоры. Во многих дворцах и виллах выращивались свои сады и цветники. Садовая тема имела свою популярность, отраженную в литературных произведениях. Изделия в виде различных шкатулок, коробочек, украшенных изображениями букетов, всевозможные чаши из фаянса в форме лотоса, блюда, расписанные изображениями цветов и других сюжетов во множестве, заполняют дома населения.

-

-

Аналогичными путями шло развитие стиля и в фиванской стенной живописи и рельефе.

Фиванские храмы и гробницы XVIII династии сохранили большое количество рельефов и росписей, позволяющих достаточно полно проследить путь их развития. Наиболее важны в этом отношении изображения в гробницах знати, так как царские гробницы содержат лишь узко религиозные сюжеты, а храмовые рельефы ограничиваются воспроизведением сцен царских побед или совершения фараонами различных обрядов в храмах. Исключение составляет лишь храм Хатшепсут в Деир-Эль-Бахри, который и в этом отношении является очень важным памятником, так как сохранившиеся в нем рельефы дают ряд уникальных композиций вроде знаменитого изображения экспедиции в страну Пунт.

Основными темами гробничных росписей и рельефов остаются традиционные сцены из жизни умершего или различные ритуальные изображения; однако появляется и много новых тем, в частности военных, а прежние значительно изменяются. Для росписей и рельефов, как и для круглой скульптуры этого времени, характерно усиление реалистических исканий и в то же время нарастающее стремление к изысканности и декоративности. Фиванские мастера конца 16 и особенно 15 в. до н.э. интересуются передачей движения и объемности; они пробуют показывать фигуры в фас, со спины, в три четверти, в полный профиль; более трехмерно строят групповые сцены. Даже в традиционных сценах охоты в пустыне появляется ряд важных нововведений: изображается стремительное движение — охотник мчится в колеснице за несущимися в настоящем галопе животными, даются в фас головы животных и т. д. Среди новых композиций большое значение получают сцены пира: обилие фигур музыкантш, танцовщиц и служанок, при изображении которых можно было свободнее отступать от канонов, позволило художникам ярче проявлять свою творческую индивидуальность. Живые, разнообразные позы служанок в сцене пира из гробницы вельможи Рехмира резко отличаются от застывших и утомительно одинаковых поз сидящих знатных женщин (илл. 76о), и этим особенно оттеняется их жизненная правдивость. В росписях времени XVIII династии можно найти множество таких верно наблюденных человеческих фигур, большей частью простых людей — пастухов, воинов, рыбаков, танцовщиц и пр., — которые странно контрастируют с каноническими, условными фигурами знатных людей. Художники стремятся передать целый ряд ранее отсутствовавших в египетской живописи цветовых и фактурных явлений: тело, просвечивающее сквозь прозрачные одежды, румянец, тени (правда, еще редко); вместо условно раскрашенных желтых женских и коричнево-красных мужских тел появляются теперь различные более естественные оттенки. Те же стремления к большей правдивости обусловили увеличение количества жанровых сцен и замену прежних схематических иллюстраций религиозных текстов типичной для этого периода живописной и свободной трактовкой. В это время возникает египетская графика: рисунки на папирусах с текстами «Книги Мертвых», которые сыграли в дальнейшем существенную роль в развитии живописи.

Период XVIII династии был временем расцвета художественного ремесла; для него характерны то же усложнение форм, тот же рост декоративности, которыми отмечен стиль всего искусства этого периода. Развиваются многоцветные инкрустации из разных материалов, усиливается красочность полив, сложнее становятся комбинации орнаментов. Применение вертикального ткацкого станка позволило изготовлять нарядные ткани с цветовыми узорами гобеленовой техники. Характерно для этого времени увлечение разнообразными растительными мотивами. Оно возникло в связи с общей популярностью «садовой» тематики, которая вслед за развитием садов при дворцах и виллах широко распространилась в искусстве (росписи полов в виде цветов, зарослей и т. п.) и отклики которой мы встречаем и в литературе, где местом действия ряда лирических стихотворений являются сады, а иногда и сами растения выступают в роли покровителей влюбленных. Среди изделий художественного ремесла в большом количестве появляются теперь туалетные коробочки в виде букетов цветов, фаянсовые чаши в форме цветов лотоса, золотые и фаянсовые блюда с изображениями лотосов и плавающих среди них рыб.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.