Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Роль царской статуи, монументального рельефа и живописи в оформлении архитектурных комплексов второй половины Нового Царства. Заупокойные постройки в Абу-Симбеле, Рамессеум и Мединет-Абу

Оформление различных архитектурных комплексов второй половины Нового Царства свелось к определенным тенденциям, четко отслеживающимся в разных строениях и внутреннем убранстве. Отличный пример рельефа представляют появившиеся изображения, основанные на разработке восприятия трехмерного пространства в глубину. Такие рельефы демонстрируют по четыре фигуры непосредственно на одном фоновом участке, имеют другую динамику, показывают действия в объеме. Объединяющая фигуры подача стала новизной той эпохи, поэтому использовалась не часто. Безудержное стремление фараонов к грандиозным масштабам, ставшее определяющей чертой всей храмовой архитектуры династии, разумеется, было продиктовано стремлением каждого из новых царей непременно затмить и превзойти все построенное ранее, а также поразить подданных. До этого времени ни пилоны, ни, тем более, колонны и колоссальные монолитные статуи фараонов не достигали таких умопомрачительных размеров. При этом убранство храмов стало отличаться особой, тяжелой пышностью. Монументальностью отличались не только дворцы, но и храмы. Например, заупокойные царские храмы Рамсеса II, в том числе Рамессеум. Прямо в первом дворе последнего стояла колоссальная и неповторимая по размерам статуя фараона, гигантская и величайшая монолитная скульптура, 20 метров в высоту и 1000 тонн по весу.
Заупокойные постройки, имевшие колоссальное значение для египетских фараонов, всегда отличались пышностью и убранством, однако колоссы и рельефы из храма Рамсеса II в Абу-Симбеле поражают монументализмом и фантастическими размерами. Весь ансамбль, вырубленный в скалах, образуют два сооружения: посвященный фараону Рамсесу II и трем почитаемым богам (Амону, Ра-Горахте и Птаху) Большой храм, а также Малый храм, воздвигнутый им в честь богини Хатор, проявлением которой, естественно, представлена супруга Нефертари-Меренмут. Следуя тривиальному примеру предков, желающих закрепить покорение соседствующих земель, Рамсес II построил на новых территориях ряд святилищ и храмов, однако указанный комплекс однозначно превзошел все строения, ранее возведенные тут фараонами.
Собственно, храм Рамсеса II, как и шикарный храм его жены, целиком вырублены в скале и щедро украшены громадными скульптурами. Шикарные рельефы и многочисленные росписи внутри залов демонстрируют весь потенциал фараона и уникальную работу мастеров. Все оформление обусловлено одной ключевой идеей -- любыми средствами превознести силу и могущество Рамсеса II. Начиная от удивительных масштабов святилища и продолжая не менее поражающей тематикой его декора, все пронизано этой идеей, лучшим и по сей день впечатляющим воплощением которой явился фасад. Будучи передней стеной пилона нереальных размеров, фасад дополнен четырьмя гигантскими сидящими фигурами Рамсеса II. Эти исполины, высеченные непосредственно из скалы (и между прочим достигающие более 20 метров в высоту), превосходят даже уникальные колоссы Мемнона. Разумеется, такие изваяния были отлично видны всем проплывающим по Нилу и всегда производили неизгладимое впечатление о безграничной мощи фараона.
Образ непобедимого фараона господствует и в храме. Прямо над входом высечено шикарное скульптурное изображение имени из иероглифов, а уже в первом помещении данного святилища потолок поддерживают колонны с громадными статуями фараона. Естественно, многие стены залов покрыты различными изображениями побед, поэтому особенности оформления архитектурных строений особо детально прослеживаются в этом храме. В культовой молельне, среди типичных статуй Амона, Птаха и Ра-Горахте, которым, собственно, и посвящен заупокойный храм, находится четвертая, не менее значимая статуя самого фараона. Специалисты считают, что скульптуры и рельефы Абу-Симбела были созданы фиванскими мастерами. Этот факт подтверждается и подписями, и стилистикой.

Храм Рамсеса III в Мединет-Абу подобен храмам Нового царства, однако он дополнен отдельным двором перед перистилем, и к одной из его сторон пристроен дворец. Весь комплекс окружен несколькими мощными рядами очень толстых стен, увенчанных четырехугольными башнями. Принято считать, что помимо главного храма и царского дворца, комплекс Мединет-Абу включал склады, постройки для жрецов, административные здания и даже искусственное озеро с каналом. При этом, в своем плане Рамсес III немало копирует уникальный и величественный Рамессеум, ставший заупокойным храмом Рамсеса II, однако, при всех нюансах, значительно уступает ему по роскоши и даже размерам.
Сейчас архитектурный ансамбль в Мединет-Абу считается наиболее крупным после Карнака, и выделяется рельефами с надписями, отображающими войны, в которых участвовал Рамсес III.

На сегодняшний день Рамессеум, поминальный храм Рамсеса II лежит в руинах, однако даже по сохранившимся фрагментам можно понять, на сколько грандиозным было это сооружение. Архитектура храма фактически не отличается от особенностей строения Рамсеса III в Мединат Абу, но общие масштабы этого комплекса несомненно внушительнее. Ранее Рамессеум стоял в центре настоящего, жилого квартала, обнесенного глиняной стеной. С одной стороны, от храма находился шикарный павильон фараона, а с другой и немного позади бесчисленные маленькие здания с типичными для тех времен полукруглыми крышами. Эти постройки служили складами, мастерскими и жильем для рабочих. Разумеется, по величественной традиции непосредственно от Нила к храму был прорыт канал.

 

29. Египетская живопись в эпоху Рамессидов, ее особенности. Росписи из гробницы царицы Нафертари и частных гробниц.

Историческая обстановка в стране в период правления 19 династии становится очень напряженной. Искусство этого времени – скупое, монументальное, официозное, оно предельно консервативно и во многом отражает духовный кризис египетской культуры. В росписях и рельефах появляются сцены войны, изображение фараона в них выделяется и доминирует благодаря размеру и технике.

Гробница Нефертари в Долине цариц отличается строгой графической манерой исполнения, четкостью линеарного рисунка. Живописные приемы проявляются лишь в ряде деталей: на щеке царицы передан румянец, в то время как лицо богини Исиды дано одним цветом, краски наложены плоско, ровным слоем.

Скупое, монументальное, официозное искусство, предельно консервативно и во многом отражает духовный кризис египетской культуры. В росписях и рельефах появляются сцены войны, изображение фараона в них доминирует благодаря размеру и технике.Продолжаются традиции 18 династии, строительство в Карнаке.

Открытие - сочетание заупокойного храма и дворца в едином комплексе. Пышность и величественность, размах.

Усыпальница Нефертари, высеченная в скалах Долины цариц (QV66), является самым красивым памятником этого некрополя; ее росписи, занимающие площадь 520 м2, по праву считаются одними из лучших произведений искусства всей эпохи Нового царства. Росписи гробницы иллюстрируют некоторые главы книги «Речений Выхода в День» (Книги Мертвых) и показывают путь царицы, ведомой богами в загробное царство на суд Осириса.
Восемнадцать ступеней ведут от вырубленного в скалах входа к внутренним покоям усыпальницы. Портик двери перед первой камерой сильно поврежден, но на его правой стороне все еще читаются титулы царицы:
«Наследственная знатностью, Великая милостью, красотой, сладостью и любовью, Владычица Верхнего и Нижнего Египта, упокоившаяся, Госпожа Обеих земель, Нефертари, Возлюбленная Мут, Правогласная перед Осирисом».


Нефертари, играющая в сенет.

Первая камера гробницы «С» (5x5,2 м) снабжена вырезанным в стене столом для приношений. Ее стены покрыты изображениями - фрагментами 17 главы Книги Мертвых. Царица представлена в трех воплощениях: играющей в сенет, в виде души Ба и, наконец, почитающей Акера, львиноголового бога земли, одновременно являющегося горизонтом - символом возрождения солнечного божества.

Бену и богиня Нефтида.

Рядом показаны «душа Ра» - белоснежный феникс Бену, символизировавший вечное циклическое возвращение жизни, а также киоск, внутри которого на львиноголовом ложе возлежит мумия Нефертари; в изголовье и у ног мумию сопровождают две соколицы-плакальщицы - Нефтида и Исида. Бог нильской воды Хапи дарует Нефертари пальмовый лист, символизирующий миллионы лет и синкретический знак шен-уджат, гарантирующий умершей вечность и воскрешение. Рядом представлены Небесная Корова Нут и четверо сыновей Хора - охранителей покойной и ее внутренностей, положенных в канопы. Справа от входа в гробницу Нефертари предстает перед Осирисом и Анубисом. Она изображена входящей внутрь помещения, а лица богов, «владык Дуата», истинных обитателей этого места, показаны обращенными к выходу и идущей к ним царице. Нефертари облачена в великолепные белоснежные одежды из льна, которым был так славен Египет в древности; они подвязаны под грудью красным поясом в виде амулета тет - узла Исиды. На плечах Нефертари богатое ожерелье усех. На голове царицы парадный убор шути, состоящий из темно-синего парика, украшенного золотыми крыльями коршуна богини Мут, подставки, золотого солнечного диска и двух страусовых перьев.

План гробницы Нефертари.

Проход из первой камеры ведет в дополнительное помещение этого уровня. Проход «D» с двух сторон фланкируют фигуры стоящих Осириса и Анубиса; над дверью выписан фриз, состоящий из уреев, страусовых перьев, символов богини Маат, и человеческой фигуры в центре, опирающейся на уже упоминавшиеся синкретические амулеты шен-уджат. По сторонам прохода изображены две богини - Нейт и Селкет, дарующие Нефертари «защиту, жизнь, непоколебимость, власть, всю защиту, подобно Ра, навечно». Богини произносят магические заклинания и изречения для защиты царицы:
«Сказано Селкет, Госпожой Небес, Повелительницей всех богов. Я иду перед тобой, о (...) Нефертари (...) , Правогласная перед Осирисом, пребывающим в Абидосе; я даровала тебе пребывание в земле священной (Та-Джесерт), чтобы ты могла появиться победоносно в небесах подобно Ра».

Камера "Е"

Далее проход расширяется («E»); образовавшиеся при расширении пилястры украшены изображениями антропоморфного столба джед - символа Осириса, знака незыблемости и постоянства. С левой стороны прохода богиня Исида в ожерелье менат ведет царицу за руку к богу утреннего солнца Хепри, имеющему голову в виде скарабея; Исида, ведущая Нефертари к Хепри.


Фрагмент той же сцены.

Справа Хор, сын Исиды, ведет умершую к престолам Ра-Хорахте и Хатхор, повелительницы фиванского некрополя. Между престолами Хепри и Хатхор находится дверь в боковую камеру (“G”). Над дверью парит богиня-коршун Нехбет, покровительница Верхнего Египта, сжимающая в руках символы вечности шен.

Хор, сын Исиды, ведущий Нефертари к Ра-Хорахте и Хатхор Иментет.


Фрагмент той же сцены.

Зрительная перспектива прохода через эту дверь завершается изображенными на противоположной стене сидящими спина к спине фигурами Атума и Осириса. Две фигуры богини Маат по внутренним сторонам двери символизируют проход в Чертог Двух Истин - зал, где проходит психостасия - суд богов и определение веса грехов, накопившихся в человеческом сердце.
Камера «G» (3x5 м) содержит изображения предстояний Нефертари перед Птахом, владыкой Мемфиса и Тотом, повелителем «божественных изречений» - письма, а также магии.
«Вот, великая, которая видит отца своего, повелителя письма Тота. Вот, я прихожу с душой, могучая, знающая Писания Тота... Принесите мне сосуд, принесите мне палетку Тота с их тайнами в них. О, боги! Вот я писец... Принесите мне принадлежности для письма, чтобы я могла воплощать приказы Осириса, великого бога, прекрасно каждый день... О Ра-Хорахте, я буду следовать Истине, я постигну Истину».

Нефертари перед Тотом.
На длинной восточной стене камеры «G» показаны богатые дары: мясо, хлеба, овощи, которые жертвует Осирису и Атуму Нефертари, держащая в правой руке скипетр хереп.

Осирис и Атум.


Сцена жертвоприношения Атуму.

Два великих божества - олицетворение бессмертия и создатель вселенной объединены здесь в практически симметричной композиции. Следующая сцена, иллюстрирующая 148 главу Книги Мертвых, занимает всю южную стену камеры. В обрамлении знака неба и скипетров уас в двух регистрах изображены семь коров и бык, перед каждым из которых находится небольшой алтарь с приношениями. Все животные «идут» по направлению к царице, стоящей в позе адорации.

Нефертари в позе адорации перед священными быком и коровами.

Текст 148 главы говорит о предназначении этих семи коров снабжать дух умершей молоком и хлебом. Здесь же упоминаются рулевые весла, которые помогают умершей плыть среди звезд. Ни один из врагов царицы не узнает ее благодаря этим «именным» веслам и богу Ра - рулевому ладьи.

Священные коровы, бык и весла.

Рядом с фигурой царицы находится одна из самых знаменитых сцен гробницы: божество в виде мумии с головой овна, увенчанное солнечным диском, стоит на небольшом подиуме; с двух сторон его поддерживают Нефтида и Исида. На каждой - белый парик афнет с длинным концом, повязанный красными лентами. Между фигурами богинь и овноголовым божеством находятся две колонки текста «Это Осирис, упокоившийся в Ра» и «Это Ра, упокоившийся в Осирисе».

Ра и Осирис как предвечное божество.

Сцена отличается высочайшим качеством исполнения и очень важна с теологической точки зрения, иллюстрируя, как уже упоминалось, центральную идею египетских заупокойных текстов - соединение Ра и Осириса в виде единого предвечного божества.
Нисходящий проход ведет из камеры «С» на низший уровень помещений гробницы. По обеим сторонам двери прохода на парных столбах джед изображены картуши царицы в сопровождении богинь Уаджет и Нехбет в образе змей с геральдической атрибутикой Нижнего и Верхнего Египта соответственно. Сама лестница имеет длину 7,5 метров. Изображения каждой стены разделены на два треугольных регистра. Верхний левый регистр показывает подношение царицей священных сосудов немсет богиням Хатхор, Селкет и крылатой Маат.

Нефертари перед Хатхор и Селкет.

На аналогичной сцене правого регистра присутствуют Исида, Нефтида, и симметрично расположенная Маат, между крыльями которой показан шен - символ вечности и имя царицы в картуше, форма которого, как известно, произошла от этого знака. На образованных в скале у обеих дверей коридора «полках» имеются изображения двух антропоморфных символов Осириса джед (верхний уровень лестницы) и богини Нейт и Селкет (нижний уровень лестницы). Джед, как знак незыблемости, постоянства является в этом случае могучим столпом «небес» - темно-синего потолка, покрытого золотистыми звездами ночного неба. В нижних регистрах стен бог Анубис в образе шакала и коленопреклоненные на знаках золота неб Исида и Нефтида.

Анубис. Расписанный рельеф стены лестницы.

Руки обеих возложены на знаки шен. Рядом помещены объемные тексты-заклинания, которые являют собой неповторимые образцы каллиграфии:
«Слова сказанные Анубисом Имиутом, великим богом, пребывающим в земле священной (Та-Джесерт). Я иду перед тобой, о великая царская супруга, госпожа обеих земель, владычица Верхнего и Нижнего Египта, Упокоившаяся, Нефертари, возлюбленная Мут, правогласная перед Осирисом, великим богом, пребывающим на Западе. Я иду перед тобой и я даровал тебе место в земле священной, дабы ты могла появляться торжествующая в небесах, подобно твоему отцу Ра. Возложи диадемы поверх головы своей. Исида и Нефтида наградили тебя и создали твою красоту, как у твоего отца, чтобы ты могла появляться торжествующая в небесах, подобно Ра, чтобы ты могла осветить Игерет своими лучами. Великий сонм богов на земле даровал место тебе. Нут, мать твоя, приветствует тебя, подобно тому, как она приветствует Ра-Хорахте. Да возвеселятся души Пе и Буто, подобно тому, как они возрадовались твоему отцу, пребывающему на Западе... Подойди к матери своей и воссядь на престоле Осириса. Да примут тебя владыки земли священной. Да возрадуется навеки сердце твое, о великая жена царская... Нефертари... правогласная перед Осирисом».
Грандиозный образ летящей богини Маат венчает пространство над дверью, ведущей в «Золотой покой» - погребальную камеру гробницы «К»(10,4x8,2 м). Низкие «скамьи» по всему периметру помещения когда-то были предназначены для погребального инвентаря. Стены камеры покрыты изображениями, иллюстрирующими 144 и 146 главы Книги Мертвых, и содержат в себе описание царства Осириса. Царица предстает перед стражами загробного мира и верно называет имена духов и названия врат потусторонних областей.

Страж врат иного мира.

Верх стен орнаментирован фризом хекер; бесчисленные звезды ночного неба покрывают потолок. Углубление, бывшее местом для саркофага находилось в середине помещения, обрамленное четырьмя столбами. Шестнадцать плоскостей столбов сохранили великолепные сцены предстояния Нефертари перед божествами - Анубисом, Исидой, Хатхор, могучие столбы джед, а также фигуры двух жрецов заупокойного культа - Хора Иунмутефа («Хор-Опора-Матери-Своей») и Хора Неджитефа («Хор-Защитник-Отца-Своего»).

Нефертари и Хатхор фиванская. Рельеф на столбе в погребальной камере.

Воплощения Хора, сына Исиды, жрецы в леопардовых шкурах, представляют Нефертари Осирису:
«Слова, сказанные Хором Иунмутефом. Я твой сын возлюбленный, мой отец Осирис. Я пришел, дабы почтить тебя. Навечно поверг я для тебя врагов твоих. Да разрешишь ты дочери своей возлюбленной, великой супруге царской... Нефертари, возлюбленной Мут, правогласной, остаться в сонме великих божеств, тех, что сопровождают Осириса..».
На двух плоскостях столбов лицом по направлению к входу в камеру изображен Осирис, царь сонма богов. На обеих сценах он стоит на небольшом постаменте внутри желтого наоса. На его голове - корона атеф, в его руках - скипетр хекет и плеть нехеху. На плечах великого бога ожерелье усех, он повязан красным поясом, символом своей супруги Исиды. Внутри наосов рядом с Осирисом находятся эмблемы Анубиса Имиут, состоящие из деревянной подставки и леопардовой шкуры.

Погребальная камера. Хор Иунмутеф и Хор Неджитеф перед Осирисом.


Осирис на одном из столбов.

В левой стене камеры вырезана небольшая ниша для каноп. Ее стены украшены изображениями Анубиса и духов, сыновей Хора, покровителей каноп; на центральной стене сохранилось изображение крылатой богини неба Нут со знаками вечной жизни анх в руках.
С трех сторон погребальной камеры имеются проходы в небольшие боковые помещения («М», «Q», «О»), предназначавшиеся для хранения погребального инвентаря. Декорировка лучше всего сохранилась в камере «М». Дверной проход фланкируют изображения богинь Уаджет и Нехбет в виде змей, покоящихся на столбах джед. На стенах - образы антропоморфного Осириса-Джеда со скипетрами уас в руках, сама Нефертари в виде мумии, Исида и Нефтида с четырьмя сыновьями Хора. Под их защитой царица «следует» к изображению легендарного дома Осириса в Абидосе.

Осирис, Хатхор Иментет, Анубис. Рельеф стены погребальной камеры.
На стенах камеры «О» сохранились сильно поврежденные изображения царицы, произносящей молитвы перед Хатхор Владычицей Запада. С правой стороны Нефертари предстает перед Исидой и Анубисом, восседающими на тронах. Два алтаря с цветами и хлебом стоят перед божествами. Центральная стена заполнена крылатой фигурой Маат. Сохранившийся фрагмент текста от лица богини говорит о «сотворении места для царицы в доме Амона». Возможно, здесь находилась статуя Нефертари.
Декорировка камеры «Q» практически не сохранилась. Фигура Исиды на южной стене, фрагменты процессии богов, столб джед между двумя амулетами Исиды тет - таковы основные образы из этого помещения, дошедшие до нашего времени.
Известно, что мастерами, создавшими обычными инструментами при свете особых, не коптящих масляных ламп гробницы Рамсеса II, Нефертари и их детей были «начальник работ» Неферхотеп Старший, Небнефер, Неферхотеп Младший, Каха и его сын Инерхау. За работами следили писцы Рамосе, Кенхерхепешеф, Аменемопе и Хеви.


Усыпальница Нефертари была обнаружена в 1904 году итальянской археологической экспедицией под руководством Эрнесто Скьяпарелли.


Плохое качество известняка, в котором вырублена гробница, а также соленые почвенные воды привели к тому, что к 70-м годам нашего века росписи уникального памятника находились под угрозой исчезновения. Специальный реставрационный проект «Нефертари» Египетской Службы древностей и Института Консервации Поля Гетти, осуществленный с 1986 по 1992 год, стал одной из важнейших работ XX века по сохранению наследия древности. Уникальные методы реставрации позволили вновь открыть гробницу для посетителей в ноябре 1995 года.

В погребальных склепах знатных персон живопись превращается почти в самостоятельное искусство, в котором подвергаются проверке все накопленные традицией средства. Именно в таких гробницах частных лиц проявляется воля к свободе выражения, отражающая склонность к роскоши и праздникам; выделяется также воспроизведение женского тела. Контакты с азиатскими народами привносят, кроме того, новые элементы, такие, как увлечение деталями и приверженность более орнаментированным формам.

Формы стилизуются, и усиливается впечатление движения тел, которые к тому же становятся более хрупкими. В гробнице Джесеркасеренеба имеется сцена, изображающая нескольких служанок, одевающих приглашенную на праздничное пиршество. В этой композиции бросаются в глаза естественные жесты склонившейся служанки и подношение ожерелья.

Цвета приобрели тончайшее разнообразие. Краситель уже не наносится ровным матовым слоем, а смешанные краски создают мягкие тональные переливы, открывая переход к полупрозрачным зонам. Этот фрагмент наполняет изображение подробностями в описании одежд и причесок, давая возможность рассмотреть даже косы.

Есть росписи, которые обнаруживают гораздо более высокое мастерство, такие, как фрески гробницы Нахта, где женские фигуры обладают легким и свободным эскизом, как это видно во фрагменте, изображающем женское трио музыкантов. В обнаженном теле одной из девушек выражено движение, усиливаемое положением головы, повернутой в обратном направлении, и подчеркиваемое «вибрирующими» линиями косичек. Динамизм этой фигуры поражает, особенно рядом со статичными двумя другими фигурами. Вводятся новые темы, относящиеся к погребальным церемониям. Так, воспроизводится процесс подготовки предметов, которые составляют погребальную домашнюю утварь, поездка в лодке с покойником, прощание с покойником и плакальщицы — группы женщин, сопровождающие траурный кортеж в безутешных рыданиях.

В гробнице Рамоса одна из таких групп изображена в голубоватых туниках, ниспадающих волнистыми линиями в продольном направлении, что создает ощущение вибрации и усиливает выражение боли в фигурах. Глубоко опечаленные плакальщицы вздымают руки к небу в знак молитвы богам, между тем как на их лицах проступают крупные слезинки. Декорации в гробницах фараонов в Долине Царей лишены такой же свободной экспрессивности, какая проявляется в гробницах знати. Темы здесь более замкнутые и имеют религиозный и астрономический характер.

В гробнице фараона Хоремхеба, последнего фараона XVIII династии, фигуры божеств огромного размера представлены в жестких формах древней эпохи. Раскраска ровными и живыми тонами и изобилие орнаментов полностью покрывают стены и потолок. В гробнице Сети I (XIX династия) созвездиями усыпан потолок погребального склепа под покровительственной фигурой богини Нут.

Фараоны Тутмосиды превращают храмы в колоссальные «полотна», на которых помещаются крупные рельефы для подкрепления идеи о роли царя как защитника. В храме Амона в Карнаке крупный рельеф представляет уничтожающего врагов Тутмоса III примерно в таком же виде, как и в изображении Нармера из I династии. Фараон выглядит бессильным перед вражескими войсками, представленными в уменьшенном размере, между тем как иероглифическая надпись называет число пленников и количество захваченной добычи. Подобная сцена будет последовательно повторяться, изображая фараонов в их завоевательных походах.

Позже Рамзес II примется использовать всякую свободную поверхность на облицовках и стволах колонн, чтобы оставить описания своих военных побед или охоты. На рельефах гипостильного зала храма в Луксоре Рамзес 11 распорядился изобразить битву с хеттами при Кадете. Это была первая крупная композиция.

В храме Мединет-Абу Рамзес III изображен в колеснице во время охоты. Образец подвергся стилизации, и бросается в глаза изобилие и тщательность изображения деталей: складки одежды, растительность и лошади, чьи гривы прорисованы с величайшей филигранностью. Эти подробности чрезмерно перегружают композицию, но достигнутый динамизм следует отнести к числу крупных достижений изобразительного искусства.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.