Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

политические коммуникации и роль в них СМИ

Слово «коммуникация» употребляется для обозначения отношений между людьми, группами людей, другими социальными субъектами. Особую роль коммуникации играют в политике. Ведь по своей сути политика – это постоянные отношения, человеческое взаимодействие, обмен информацией и деятельностью. Процесс осуществления информационной связи между политической системой и средой, а также между элементами политической системы называется политической коммуникацией.

В современной политике роль универсального посредника в коммуникации играют СМИ, т.е. пресса, радио, телевидение, спутники связи, компьютеры, с помощью которых информация передается большой, рассеянной в пространстве аудитории. СМИ – это структуры (учреждения, предприятия, организации), создаваемые с целью открытой публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам.

Их отличительные черты: публичность, т.е. неограниченный, надперсональный круг потребителей; наличие специальных технических средств; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность воздействия от коммуникатора к получателю (реципиенту); невозможность перемены ролей; непостоянный характер аудитории, который образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче.

В современном обществе СМИ выполняют разнообразные функции:

- информационную, которая состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных событиях в стране и в мире. Все многообразие передаваемой информации концентрируется в новостях, которые по праву называются «лицом мира» и «лицом телевидения». СМИ позволяют наблюдать за миром, а также информировать население о ценностях своей политики, добиваясь их признания гражданами. Мир политики таков, каким его представляют СМИ;



- образовательную – проявляется в сообщении знаний, дополняющих имеющиеся представления о политике и политических процессах. Конечно, СМИ не могут обеспечить систематическое и глубокое усвоение политических знаний. Это задача специальных образовательных учреждений. И все же масс-медиа в значительной мере влияют на восприятие политической действительности, способствуют приобретению политических знаний благодаря образовательным программам, круглым столам, политическим диалогам и т.д.;

- функцию социализации, которая предполагает усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения, что позволяет личности адаптироваться к социальной действительности и приобщиться к политической жизни;

- функцию критики и контроля за деятельностью власти, которая основывается на авторитете общественного мнения. СМИ, конечно, не могут применять никаких санкций к нарушителям, но ими дается моральная и юридическая оценка тем или иным действиями, что может привести к самым серьезным последствиям. Так, публикация газетой «Вашингтон пост» материалов Уотергейтского скандала привела к уходу с политической арены Р.Никсона, который впервые в американской истории вынужден был подать в отставку.

В демократических странах СМИ проводят собственные политические расследования, после публикации материалов которых могут создаваться специальные парламентские комиссии, заводятся уголовные дела или принимаются политические решения;

- функцию артикуляции интересов, поскольку СМИ обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, формулировать и представлять общественному мнению свои интересы и на этой основе находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью интересов и целей. Таким образом функция артикуляции перерастает в функцию интеграции;

- функцию мобилизации, которая выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям либо сознательному бездействию. Данная функция объясняется уникальной возможностью СМИ одновременно воздействовать на разум, чувства, подсознание и образ мыслей людей;

- развлекательную функцию.

СМИ могут выполнять и негативные функции: провоцировать массовый протест, вселять в людей чувство страха, неуверенности, подрывать общественную мораль.

Пытаясь привлечь массовое внимание, СМИ гоняются за сенсациями, в результате чего политика приобретает развлекательный характер, некое шоу. Многие передачи низко опускают интеллектуальную и нравственную планку, стремясь обеспечить себе высокий рейтинг. Он необходим для привлечения рекламы, поскольку чем больше людей смотрят передачу, тем дороже одна минута эфирного времени.

СМИ как институт гражданского общества

Средства массовой информации- важнейший институт гражданского общества, коммуникатор и выразитель социально-экономических и политических интересов людей. Как любой из институтов гражданского общества он существует только во взаимодействии с другими общественными и государственными институтами, стремится оказывать влияние на процессы, происходящие в обществе и управленческие решения, принимаемые органами государственного и муниципального управления. Основная коллизия при этом состоит в том, что будучи институтом гражданского общества, признанными способствовать формированию и интеграции этого общества, защите его интересов перед властью и бизнесом, реально в силу сложившейся в обществе системе политических и экономических отношений они эту роль не выполняют, а выступают нередко в роли представителя интересов власти или бизнеса, при том, что интересы власти и граждан, бизнеса и граждан не обязательно противостоят друг другу. Но и не всегда совпадают.

Общественное мнение и СМИ

Диалектика взаимодействия общественного мнения и СМИ определяется объективной основой. В больших общностях (общество региона, страны, города и т.п.) требуются каналы опосредованного общения. СМИ основные каналы общения для обмена мнения, формирования позиции. С точки зрения СМИ, СМИ не могут осуществлять своих социальных функций, если они не опираются на общественное мнение. Общественное мнение - надындивидуальный продукт общения людей, столкновения их мнений, это результат, а не предшествующий фактор. Общественное мнение складывается по вопросам, которые волнуют людей, затрагивают их интересы. Поэтому злобу дня нельзя навязывать, нужно определять ее, опираясь на общественное мнение. Но с другой стороны, общественное мнение рождается в результате обмена мнениями. Канал такого обмена - СМИ. Выражение и формирование общественного мнения не могут существовать друг без друга.

Сейчас СМИ ориентируются не на общественное мнение. Они играют печальную роль во взаимоотношениях субъектов общественного мнения, они вносят отчуждение между обществом и властью, разными этносами и т.д. Они зависят от владельцев, тогда как должны зависеть от аудитории. Экономика СМИ складывается так, что влияние аудитории минимально. Нет абонентской платы за ТВ, например, принятой во всех странах. Действие этих факторов сказывается на структуре СМИ. Материалы СМИ - это преимущественно монологи, реже диалоги. Тогда как в западной прессе материал должен содержать не менее 2-3 субъектов, точек зрения.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.