Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Психодиагностические методики для оценки креативности

 

Методика Вартега «Круги»[21]

 

Инструкция

На бланке нарисовано 20 кругов (рис. 2). Ваша задача состоит в том, чтобы нарисовать предметы или явления, используя круги как основу. Рисовать можно как вне, так и внутри круга, использовать один круг для рисунка. Подумайте, как использовать круги, чтобы получились оригинальные рисунки. Рисовать надо слева направо. На выполнение задания дается 5 минут.

Не забывайте, что результаты вашей работы будут оцениваться по степени оригинальности рисунков.

Обработка результатов

 

1. Подсчитывается показатель беглости мышления — общее количество рисунков, за каждый рисунок дается 1 балл.

 

2. Гибкость мышления — количество классов рисунков, за каждый класс — 1 балл.

Рисунки могут группироваться по классам:

· природа;

· предметы быта;

· наука и техника;

· спорт;

· декоративные предметы (не имеющие практической ценности, использующиеся для украшения);

· человек;

· экономика;

· Вселенная;

· смайлы;

  • другие символы.


Рис. 2. Матрица кругов

3. Оригинальность мышления — за каждый рисунок встречающийся в группе 2-3 раза — 1 балл, за рисунок единственный в группе — 2 балла.

Количество оригинальных рисунков можно подсчитать сразу же после выполнения задания. Студенты называют свои рисунки по очереди, и все, у кого есть такие же рисунки поднимают руки. Если руку никто не поднял, рисунок считается единственным, и ему присваивается 2 балла. Если подняли руки еще 1-2 человека, за такой рисунок присваивается 1 балл. Если руки подняли большее число человек, рисунок оригинальным не считается.

 

Также можно обратить внимание на проработанность рисунков. Дж. Гилфорд считал способность усовершенствовать объект, добавляя детали таким же параметром креативности, наряду с беглостью, гибкостью и оригинальностью мышления. К сожалению, проработанность рисунков является качественной характеристикой, и определить это параметр в баллах в данном тесте не получится.



По итогам проведения теста Вартега «Круги» в группе выявляются лидеры дивергентного мышления — это те студенты, кто набрал больше всех баллов.

 

 

Опросник креативности Д. Джонсона (Johnson D. L.)[22]

 

Опросник креативности Д. Джонсона является экспресс-методом психодиагностики креативности и состоит из восьми характеристик творческого поведения и отношения к проблеме. В данный опросник заложено представление Д. Джонсона о том, что «креативность проявляется как неожиданный, с позитивной опорой исполнителя на самого себя, продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия». Оценка надежности опросника креативности Д. Джонсона в нашей стране проведена Е.Е. Туник. Полученные ею данные свидетельствуют о «возможности применения опросника креативности Джонсона в качестве психодиагностического инструмента для оценки творческих проявлений, доступных прямому наблюдению».

Для выявления уровня креативности каждый пункт опросника оценивается экспертом на основе его опыта наблюдений за студентом. Кроме того, данный опросник позволяет также провести самооценку по предложенным восьми пунктам.

Допустима общегрупповая оценка взаимная оценка студентами друг друга (см. бланк «Опросник креативности»). Такая процедура позволяет студентам выделять проявления креативности, предложенные Д. Джонсоном, в себе и других. Далее подсчитываются средние общегрупповые оценки креативности для каждого студента индивидуально. В результате, каждый студент получает обратную связь о степени проявления креативности, выражающую усредненную оценку представлений одногруппников о нем.

Каждое утверждение опросника оценивается по шкале, содержащей пять градаций (возможные оценочные баллы: 1 – никогда, 2 – редко, 3 – иногда, 4 – часто, 5 – постоянно.). Общей оценкой креативности является сумма баллов по восьми пунктам (минимальная оценка — 8, максимальная оценка — 40 баллов). В таблице 1 предлагается распределение суммарных оценок по уровням креативности.

 

Таблица 1 «Распределение суммарных оценок по уровням креативности»

Уровни креативности Шкала общих оценок опросника
Очень высокий 40—34
Высокий 33—27
Нормальный, средний 26—20
Низкий 19—15
Очень низкий 14—0

 

 

Бланк «Опросник креативности»

 

В таблице под номерами от 1 до 8 отмечены характеристики творческого проявления (креативности), которые описаны на предыдущей странице. Пожалуйста, оцените, используя пяти-бальную систему, в какой степени каждый ученик обладает вышеописанными творческими характеристиками. Возможные оценочные баллы:

5 — постоянно; 4 — часто; 3 — иногда; 2 — редко; 1 — никогда

ФИО Творческие характеристики Сумма баллов
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

 

Список характеристик креативности:

1. Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (Чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).

2. Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (Беглость).

3. Предлагать разные виды, типы, категории идей (Гибкость).

4. Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (Находчивость, изобретательность, разработанность).

5. Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (Воображение, способности к структурированию).

6. Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (Оригинальность, изобретательность и продуктивность).

7. Воздержаться от принятия первой пришедшей в голову типичной, общепринятой идеи, выдвигать различные варианты и выбрать наилучший (Независимость).

8. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (Уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение).

 

 

Тест «Креативность» (Автор Вишнякова Н.Ф.)[23],[24]

 

Тест "Креативность" позволяет выявить уровень творческих склонностей личности и построитьпсихологический креативный профиль, рефлексируя креативный компонент образа«Я - реальный» и представление об образе «Я-идеальный». Сравнение двух образов креативности «Я-реальный» и «Я-идеальный» позволяет определять креативный резерв и творческий потенциал личности.

Инструкция:

Вам предлагается самостоятельно оценить свои личностные качества, отвечая на вопросы теста. Внимательно прочитайте вопросы. При положительном ответе на вопрос поставьте знак «+», при отрицательном поставьте знак «-» в графу «Я-реальный» и«Я-идеальный». Долго над ответом не задумывайтесь, потому что первый ответ импульсивный и обычно правильный. Будьте искренни!

 

Опросник

№ п/п Ин-декс Содержание вопроса Образ «Я-реальный» Образ «Я-идеальный»
1. М Задумываетесь ли вы, какие причины заставляют вас создавать что-либо новое?    
2. Л Бывают ли у вас неприятности из-за собственного любопытства?    
3. О Возникает ли у вас желание оригинально усовершенствовать хорошую вещь?    
4. В Мечтаете ли вы приобрести известность, создав что-либо социально новое?    
5. И В ситуациях риска вы доверяете интуиции?    
6. Э Вы считаете, что в конфликтных ситуациях возможно избежать эмоциональных переживаний?    
7. Ю Отвечаете ли вы шуткой, если вас разыгрывают?    
8. П Если представится случай, вы поменяете работу на более оплачиваемую, но менее творческую?    
9. М Вы продумываете последствия принимаемого вами решения?    
10. Л Познание нового перестает быть любопытным для вас, если оно связано с риском?    
11. О Приходилось ли вам удачно использовать вещи не по назначению?    
12. В Бывает ли так, что когда вы рассказываете о каком- нибудь подлинном случае, то прибегаете к вымышленным подробностям?    
13. И В экстремальных ситуациях вы чаще прислушиваетесь к голосу разума, чем к интуиции?    
14. Э Доставляет ли вам эмоциональное удовлетворение процесс творческой деятельности?    
15. Ю Любите ли вы шутить и смеяться над собой?    
16. П Изобретали ли вы что-то новое в интересующей вас сфере деятельности?    
17. М Утомляет ли вас работа, требующая творческого мышления в нестандартных ситуациях?    
18. Л Отмечают ли окружающие, что вы во все вникаете?    
19. О Является ли редким ваше увлечение?    
20. В Бывает ли, что у вас возникают необычные образы, связанные с реальными событиями?    
21. И Вы иногда предчувствуете, кто звонит вам по телефону, еще не сняв трубку?    
22. Э Равнодушны ли вы к отрицательным проявлениям эмоций чужих детей?    
23. Ю Смеетесь ли вы над своими неудачами    
24. П Посещали бы вы ради новых знаний специальные занятия, даже если это связано с неудобствами?    
25. М Достаточно ли для вас мелкой детали, намека на проблему, чтобы увлечься ее разработкой?    
26. Л На философские детские вопросы вы нашли ответы в зрелом возрасте?    
27. О Испытываете ли вы потерю интереса к оригинальным, рискованным предложениям ваших партнеров по работе?    
28. В Фантазируете ли вы сейчас, как бы вы жили в другом городе или в другом веке?    
29. И Вам трудно предвидеть последствия предстоящего события?    
30. Э Вы чувствуете эмоциональный подъем и вдохновение в начале нового дела?    
31. Ю Бывает ли так, что вы заранее готовили шутку или шутливые истории с целью развеселить компанию?    
32. П Утомляют ли вас неожиданности в профессиональной деятельности, требующие новых выходов из создавшейся ситуации?    
33. М Вы продумываете варианты решения трудных проблем, прежде чем сделаете выбор наиболее продуктивного?    
34. Л Когда вы долго не познаете новое, вас мучает чувство неудовлетворенности?    
35. О Вы любите работу, требующую смекалки, даже если она связана с трудностями реализации?    
36. В Сталкиваясь с необычными проблемами, вы предвидите перспективы их решения?    
37. И Снился ли вам когда-нибудь сон, который предсказал происшедшие потом события?    
38. Э Сочувствуете ли вы людям, которые не достигли желаемого результата в творчестве?    
39. Ю Используете ли вы юмор для выхода из затруднительных ситуаций?    
40. П Вы выбирали профессию с учетом своих творческих возможностей?    
41. М Вам трудно продумать многие отрицательные последствия конфликтной проблемы?    
42. Л Сможете ли вы рискнуть карьерой ради познания нового?    
43. О Будете ли вы заниматься созданием чего-то необычного, если это связано с какими-то трудностями?    
44. В Вам трудно представить незнакомое место, в которое вы стремитесь попасть?    
45. И Случалось ли так, что вы вспомнили о человеке, с которым давно не встречались, а потом вдруг неожиданно он позвонил или написал вам письмо?    
46. Э Сочувствуете ли вы обманутому человеку?    
47. Ю Бывает ли так, что вы сами придумываете анекдоты и смешные истории?    
48. П Если вы лишитесь возможности работать, то жизнь для вас потеряет интерес?    
49. М Основательно ли вы продумываете все этапы своей творческой деятельности?    
50. Л Хочется ли вам порой разобрать вещь, для того чтобы узнать, как она работает?    
51. О Вы импровизируете в процессе реализации уже разработанного плана действия?    
52. В Вы сочиняете сказки детям?    
53. И Бывает ли так, что вы по каким-то необъяснимым причинам не доверяете некоторым людям?    
54. Э Вы склонны сильно переживать, если вас обманули?    
55. Ю Раздражает ли вас шутка, выраженная в форме иронии?    
56. П Вы чувствуете, что ваша профессия позволит улучшить окружающий мир?    
57. М Думаете ли вы, какие тайные причины скрыты в творческой деятельности человека?    
58. Л Интересует ли вас, как живут соседи?    
59. О Предпочитаете ли вы общаться с людьми с необычными взглядами?    
60. В Фантазировали ли вы когда-нибудь о том, что можно было бы сделать, получив наследство?    
61. И Вам трудно определить характер человека с первого взгляда?    
62. Э Вы сочувствуете нищим людям?    
63. Ю Считают ли вас окружающие остроумным человеком?    
64. П В вашем профессиональном творчестве было много неудач?    
65. М Вы размышляете о причинах успехов и неудач в своей творческой деятельности?    
66. Л Если вы встречаете непонятное новое слово, то узнаете его смысл в справочниках?    
67. О Интересуют ли вас люди, которые придерживаются только традиционных взглядов на жизнь    
68. В Пишите ли вы стихи?    
69. И Глядя на знакомого человека, вам трудно предугадать, как сложится его жизнь?    
70. Э Вы редко выражаете свои эмоции при уличных скандалах?    
71. Ю Трудно ли вам с юмором выйти из затруднительной ситуации?    
72. П Можете ли вы в своей работе пойти на риск, если шансы на успех не гарантированы?    
73. М Достоверно ли вы восстанавливаете по случайным деталям целостный результат?    
74. Л Пытались ли вы проследить генеалогическое древо жизни?    
75. О Если бы ваши знакомые знали, о чем вы мечтаете, то считали бы вас чудаком?    
76. В Вам трудно представить себя в старости?    
77. И Бывает ли так, что вы опасаетесь идти на встречу с незнакомым человеком из-за интуитивного беспокойства?    
78. Э Наблюдая драматическое событие в жизни людей, чувствуете ли вы, что это происходило с вами?    
79. Ю Предпочитаете ли вы комедию всем остальным жанрам?    
80. П Обязательно ли творчество должно сопутствовать профессиональной деятельности?    

 

Обработка результатов

Количество баллов по каждому индексу креативности определяется по ключу теста при суммировании полученных баллов (табл. 2). Если у испытуемого ответ на вопрос совпадает с ключом теста, он получает один балл по данному индексовому показателю: "Я—реальный" и/или "Я—идеальный". Например, если на первый вопрос испытуемый ответил положительно (+) в графе "Я-реальный" и "Я-идеальный" и ключ ответа +, то по первому индексу М (творческое мышление) он получает по одному баллу, если отрицательно (-), то не получает баллы. Необходимо помнить, что ключ к тесту относится по каждому качеству не только к "Я-реальный", но и к "Я-идеальный".

 

Таблица 2 « Ключ к тесту»

Индекс № вопроса Ключ к "Я-реальный", "Я-идеальный"
Творческое мышление +
  М +
    -
    +
    +
    -
    +
    +
    +
    +
Любознательность Л +
    -
    +
    +
    +
    +
    +
    +
    +
    +
Оригинальность О +
    +
    +
    -
    +
    +
    +
    +
    -
    +
Воображение В +
    +
    +
    +
    +
    -
    +
    +
    +
    -
Интуиция И +
    -
    +
    -
    +
    +
    +
    -
    -
    +
Эмоциональность, -
  эмпатия Э +
    -
    +
    +
    +
    +
    +
    -
    +
Чувство юмора Ю +
    +
    +
    -
    +
    +
    -
    +
    -
    +
Творческое -
  отношение +
  к профессии П +
    -
    +
    +
    +
    -
    +
    +

 

Суммы совпавших баллов по каждой шкале заносят в таблицу 3.

 

 

Таблица 3 «Результаты диагностики в баллах»

 

Ин-декс Креативные качества Всего баллов Я - реальный" Всего баллов "Я - идеальный "
М Творческое мышление    
Л Любознательность    
О Оригинальность    
В Воображение    
И Интуиция    
Э Эмоциональность, эмпатия    
Ю Чувство юмора    
П Творческое отношение к профессии    

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.