Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Никола Пуссен — художник классицизма

МХК. 11 КЛАСС. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КЛАССИЦИЗМА И РОКОКО

Итальянский художник и поэт Агостино Каррачи (1557—1602) призывал живописцев строго следовать принципам Античности и Возрождения:

Кто стремится и хочет стать хорошим живописцем,

Тот пусть вооружится рисунком Рима,

Движением и светотенью венецианцев

И ломбардской сдержанностью колорита.

Мощную манеру возьмет от Микеланджело,

От Тициана — передачу натуры,

Чистоту и величие Корреджиева стиля

И строгую уравновешенность Рафаэля...

 

Никола Пуссен — художник классицизма

Творчество французского художника Никола Пуссена (1594— 1665) считается вершиной классицизма в живописи. Свой идеал красоты он видел в соразмерности частей целого, во внешней упоря­доченности, гармонии и чёткости форм. Его живописные полотна отличают уравновешенность композиции, жёсткая, математически выверенная система организации пространства, чеканный рисунок, удивительное чувство ритма, основанное на античном учении о музыкальных ладах. Глядя на полотна Пус­сена, Лоренцо Бернини заметил однажды, указав на лоб: «Синьор Пуссен — живописец, который работает отсюда».

Обратимся к основным принципам художественной системы Пуссена. По мнению художника, главными критериями художест­венной правды и красоты являются разум и мысль. Вот почему он призывал творить так, «как этому учат природа и разум». При вы­боре тем Пуссен руководствовался героическими поступками и де­яниями, в основе которых лежали высокие гражданские побужде­ния, а не низменные человеческие страсти. Определяя задачи ху­дожника, он писал: «...Первое, которое является фундаментом всего остального, за­ключается в том, чтобы содержание и сюжет были величествен­ны, как, например, битвы, героические подвиги, божественное. Если тема, которой занялся художник, значительна, его первой заботой должно быть решение отбросить всё мелкое, чтобы не противоречить возвышенному смыслу рассказа. Он должен ве­личественное обработать смелой, размашистой кистью, а обыч­ное и незначительное трактовать как подчинённое».



Никола Пуссен. Автопортрет. 1650. Лувр, Париж

Главным предметом искусства является то, что связано с пред­ставлением о возвышенном и прекрасном, что может служить образ­цом для подражания и средством воспитания лучших моральных ка­честв в человеке. Своё творчество Пуссен посвятил прославлению ге­роического человека, способного силой могучего разума познавать и преобразовывать природу. Его любимые герои — люди высоких нрав­ственных качеств. Они часто попадают в драматические ситуации, требующие особой собранности, величия духа и силы характера.

В исторических сюжетах Пуссен искал только те, в которых бы­ли действие, движение и экспрессия. Работу над картиной он начи­нал с внимательного изучения литератур­ного источника («Метаморфоз» Овидия или Священного Писания). Если он отвечал поставленным целям, художник обдумы­вал не сложную внутреннюю жизнь героев, а кульминацию действия. Душевная борь­ба, сомнения и разочарования отодвига­лись на второй план. Обычная сюжетная формула Пуссена была такова: «Жребий брошен, решение принято, выбор сделан» (Ю. К. Золотов).

Идеи классицизма, по его мнению, должна отражать композиция картины. Импровизации он противопоставлял тща­тельно обдуманное расположение отдель­ных фигур и основных групп: «Нужно от­бросить всё мелкое, чтобы не противоре­чить возвышенному смыслу рассказа». Пространство должно быть легко обозримо, планы должны чётко следовать друг за дру­гом. Для самого действия следует отводить лишь небольшую зону переднего плана. В большинстве своих поло­тен Пуссен использует золотое сечение, когда точка пересечения ди­агоналей картины оказывается её важнейшим смысловым центром.

Рассказывают, что с ним всегда была записная книжка, в кото­рую он заносил всё, что его заинтересовало. В работе он шёл от обще­го к частному. Его интересовали не отдельные фигуры или детали, а расположение (disposition) основных групп. Изучая светотеневые и ритмические решения будущей картины, он строго выверял их с помощью фигурок из воска, расставляемых в специальном ящике со световыми отверстиями. На фигурки он «надевал» одежды из мок­рой бумаги или лёгкой ткани, прошивая их нитками. Часто он поль­зовался и живыми моделями.

Композиционная система картин Пуссена строилась на двух на­чалах: уравновешенности форм (построении групп вокруг центра) и на их свободном соотношении (сдвинутости в сторону от центра). Взаимодействие этих двух начал позволяло достичь необыкновенно­го впечатления упорядоченности, свободы и подвижности компози­ции. «Гармонию» любой картины художника всегда можно «прове­рить алгеброй». Любая закономерность в картине — это не выдумка её автора, она всегда отражает логику и закономерность развития природы мироздания.

Большое значение в художественной системе Пуссена занимает колорит. Он говорил: «Краски в живописи — словно приманка, предназначенная для того, чтобы убедить глаз в правдоподобии предмета так же, как легкомысленная прелесть рифмы в поэзии».

Краски он накладывал от тёмного к светлому. Небо и тени фона выполнял так тонко, что сквозь них просвечивала зернистая факту­ра холста. Множеству цветов предпочитал ультрамарин, медную ла­зурь, жёлтую и красную охру, зелёную и киноварь. Локальные цве­та обычно смягчал мягким рассеянным светом. Взаимосвязь основ­ных красочных звучаний достигалась благодаря системе рефлексов: интенсивный цвет в центре композиции обычно сопровождают неяркие нейтральные краски. Давно и справедливо за­мечено, что эмоциональная выразительность, прису­щая цветовому строю произведений Пуссена, ассоциируется с выра­зительностью музыки.

 

Никола Пуссен. Аркадские пастухи. 1638 - 1639 гг. Лувр, Париж

Никола Пуссен — автор многочисленных картин на мифологи­ческие, исторические, религиозные и пейзажные темы. Картина «Аркадские пастухи» — одна из вершин творчества художника, плод его неустанных поисков. У каменного надгробия остановились трое молодых людей и молодая женщина. Судя по их одежде и посо­хам, это пастухи. Один из них припал на колено, он внимательно разбирает надпись на латинском языке: «И я был в Аркадии». (Ар­кадия — область на юге Греции, символ вечного благополучия, без­мятежной жизни без войн, болезней и страданий.) Женщина и юно­ша слева замерли, погрузившись в молчаливое раздумье о бреннос­ти человеческой жизни, быстротечности бытия и неумолимой власти смерти. Герои сохраняют спокойствие и достоинство: надо примириться с мыслью о неизбежном конце, задуматься о неизбеж­ных грядущих страданиях.

Композиция картины проста и логична. Персонажи сгруппиро­ваны возле надгробия, изображённого на переднем плане картины. Их фигуры, напоминающие античные скульптуры, пластичны, дви­жения героев ритмически согласованы между собой символическим жестом рук.

Большинство созданных Пуссеном картин на мифологические темы принадлежит к шедеврам мирового искусства («Сбор манны в пустыне», «Поклонение золотому тельцу», «Моисей, источающий воду из скалы», «Суд Соломона», «Снятие с креста»). Он действи­тельно был «одним из самых смелых новаторов, каких знала исто­рия живописи» (Э. Делакруа).

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.