Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Факторы здорового образа жизни

Программа обучения по специальности 060501 «Сестринское дело»

Курсовая работа по итогам Профессионального модуля 01

«Проведение профилактических мероприятий»

на тему:

«Здоровый образ жизни как фактор, обеспечивающий адекватное реагирование человека в стрессовой ситуации»

 

 

Студент: Безбородов Михаил Дмитриевич

Группа № 28

Руководитель: Димитрюк Людмила Анатольевна

 

Санкт-Петербург


 

Оглавление

 

Оглавление. 2

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы формирования культуры здорового образа жизни, здоровья нервной системы и профилактика стрессов. 5

1.1. Сущность и значения стресса. 5

1.2. Факторы здорового образа жизни. 8

1.3. Нервная система и стрессоустойчивость. 9

Глава 2. Исследовательская часть. 11

Заключение. 14

Список литературы.. 15

Глоссарий и список сокращений. 16

 


 

Введение

 

Кризисная психология и психотерапия – относительно новые, но интенсивно развивающиеся сферы психологической практики. Своим возникновением они обязаны, прежде всего, негативным плодам цивилизации – техногенным катастрофам, боевым действиям, авариям. А выявление большого числа суицидов, актов насилия, совершаемых бывшими участниками войн, нарушений психики и проблем дезадаптации у жертв и свидетелей катастроф заставило развернуть программы по изучению долговременных последствий травматических событий и способов их профилактики и устранения. Таким образом, появились клинические теории кризиса и соответствующие разделы в медицине катастроф.

Кризис для человека является поворотным пунктом в судьбе, в котором рушатся сами основы предыдущей жизни, а новой ещё не существует. В этот момент ему необходимы особый подход и специфические формы помощи. Но к счастью, большинство людей могут справиться с кризисом самостоятельно. Однако для этого необходимо обладать теоретическими знаниями и физически подготовленным, здоровым организмом.



Указанные обстоятельства позволяют констатировать, что проблема формирования здорового образа жизни, как технологии сохранения здоровья, обеспечения повышенных показателей организма и укрепления стрессоустойчивости, как основы снижения статистики числа стрессовых расстройств является важнейшей проблемой современности, что и подтверждает актуальность выбранной темы.

Тема актуальна для людей, постоянно подвергающихся нервной дестабилизации – это и сотрудники спецслужб, оказывающие помощь в экстренных ситуациях, и сами пострадавшие, а также их родственники.

Цель работызаключается в проведении исследования по изучению воздействия ЗОЖ на стрессоустойчивость человека.


 

В ходе работы следует выполнить ряд задач:

1. рассмотреть теоретические основы формирования здорового образа как основы профилактики адекватного реагирования человека в стрессовой ситуации;

2. для достижения цели – провести пилотажное анкентирование участников соревнований на предмет вылияния зависимости стрессоустойчивости от образа жизни;

3. разработать ряд рекомендаций по формированию ЗОЖ, необходимых для укрепления нервной системы.

 

Достижение цели исследования и решение поставленных задач потребовало применения комплексных методов исследования, а именно: анализ психологической, медицинской, методической литературы, а также проведение анкетирования и анализ его результатов.

В ходе работы будет проверена гипотеза о том, что ЗОЖ обеспечивает адекватное реагирование в стрессовой ситуации, а в заключении будут указаны результаты её проверки.


 

Глава 1. Теоретические основы формирования культуры здорового образа жизни, здоровья нервной системы и профилактика стрессов

 

Сущность и значения стресса

 

Термин «стресс» (от англ. Stress – давление, напряжение) заимствован из техники, где он обозначает внешнюю силу, приложенную к физическому объекту и вызывающей его напряженность, т.е. временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии и медицине этот термин применяется для обозначения состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Первоначально понятие стресс возникло в физиологии для обозначения неспецифических реакций организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие.

В Психологическом энциклопедическом словаре стресс определяется как «состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий, а (общий) адаптационный синдром – как совокупность защитных реакций человека или животного (преимущественно эндокринной системы) при стрессе».

Концепции адаптационного синдрома и стресса выдвинуты Гансом Селье. Он ввел понятие стресс в физиологию, применил этот термин в противоположном, по сравнению с техническим, значением, назвал вредные стимулирующие условия стрессорами, а состояния, вызванные у животных, стрессами, то есть реакциями на воздействие извне.

По типу воздействия на человека стрессы делятся на:

· системные – отражают напряжение преимущественно биологических систем. Вызываются отравлением, ушибами и т.п.;

· психические – возникают при любых видах воздействий, вовлекающих в реакцию эмоциональную сферу.

В 1936 г. Г. Селье предложил теорию, названную им как «общий адаптационный синдром». В ней стресс рассматривается с позиции физиологической реакции на физические, химические и органические факторы. Согласно определению, стрессом называется «неспецифический ответ организма на любое изменение условий, требующее приспособления».

Необходимо пояснить, что подразумевается под словом «неспецифичный». Каждое предъявленное организму требование в каком-то смысле своеобразно или специфично. Например, на холоде человек дрожит, чтобы выделить больше тепла, а кровеносные сосуды кожи сужаются, снижая потери тепла с поверхности тела. Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, – это и есть сущность стресса.

В развитии стресса Селье выделил три основных стадии:

· Первая стадия – тревоги (мобилизация защитных сил организма, повышающих его устойчивость)

· Вторая стадия – резистентности (приспособление организма к негативным воздействиям и более успешное противостояние недомоганиям)

· Третья стадия – истощения (при сильном и длительном стрессе нехватка функциональных резервов организма может привести к летальному исходу)

С точки зрения стрессовой реакции, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Многие неспециалисты и даже некоторые исследователи феномена стресса склонны отождествлять биологический стресс с нервной перегрузкой или сильным эмоциональным напряжением.

Селье также разделил понятие «стресс» на два вида:

· положительный (эустресс) – это активизирующий кратковременный стресс, сопровождается бурным расходованием «поверхностных» адаптирующих резервов и началом мобилизации «глубоких». Может давать ощущение подъема внутренних сил. Но когда напряжение становится слишком сильным, возникает торможение или чрезмерная суетливость;

· отрицательный (дистресс) – это разрушительный длительный стресс, демобилизующий и деорганизующий. при котором происходят мобилизация и расходование и «поверхностных», и «глубоких» адаптационных резервов. Может переходить в соматическую или психическую болезнь (невроз, психоз). Именно его следует избегать.

Наиболее заметная реакция на стресс у сердечно-сосудистой системы.

При эустрессе пульс учащается до 90-100 ударов в минуту, а давление повышается умеренно дыхание усилено. При дистрессе – 100 ударов в минуту при уменьшении пульсовой волны, и возможны два типа реакции: или резкое повышение артериального давления или его резкое падение, дыхание учащается.

В стрессовом состоянии закономерно изменение протекания психических процессов: внимание при эустрессе улучшается, возрастает способность к концентрации, переключению и распределению внимания. Но при переходе эустресса в дистресс проявляются трудности в управлении вниманием – оно рассредотачивается и в дальнейшем не может сфокусироваться.

По Г. Стокфельду, стрессогенными являются ситуации, связанные с выполнением опасной работы (например, борьба с пожарами), и ситуации, когда деятельность затруднена (например, дефицит времени).

По Р. Лазарусу, изучение стресса требует учёта интеллектуальных и личностных особенностей, позволяющих индивидууму анализировать значение действующего раздражителя и решать вопрос о возможном вреде.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в психологии распространено понимание стресса как состояния, возникающего в ответ на ситуацию, в которой человек вынужден решать трудную задачу, превышающую его психические и интеллектуальные возможности. Данное состояние является одним из нормальных для человека.

 

Факторы здорового образа жизни

 

По определениюВсемирной Организации Здравоохранения:

«Здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Выделяют здоровье:

1. Физическое – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем;

2. Психическое –зависит от состояния головного мозга, характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств;

3. Нравственное –определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе.

Здоровье во многом зависит от образа жизни.

Здоровый образ жизни – образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

Основные компоненты ЗОЖ:

· Соблюдение режима труда и отдыха;

· Организация активного времяпрепровождения;

· Соблюдение личной гигиены;

· Сбалансированное полноценное питание;

· Разработка индивидуальных приёмов релаксации;

· Соблюдение техник безопасности;

· Физическая активность;

· Исключение вредных привычек;

· Меры по укреплению иммунитета;

· Сексуальное воспитание и профилактика ИППП.

Формируется ЗОЖ на трёх уровнях:

1. социальный – основан на пропаганде и включает в себя просветительские и выездные программы, а также рекламу в СМИ;

2. инфраструктурный – определяет конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;

3. личностный – состоит из системы ценностных ориентиров человека, отвечающих за личностное благополучие.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.