Факторы здорового образа жизни Программа обучения по специальности 060501 «Сестринское дело»
Курсовая работа по итогам Профессионального модуля 01
«Проведение профилактических мероприятий»
на тему:
«Здоровый образ жизни как фактор, обеспечивающий адекватное реагирование человека в стрессовой ситуации»
Студент: Безбородов Михаил Дмитриевич
Группа № 28
Руководитель: Димитрюк Людмила Анатольевна
Санкт-Петербург
Оглавление
Оглавление. 2
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы формирования культуры здорового образа жизни, здоровья нервной системы и профилактика стрессов. 5
1.1. Сущность и значения стресса. 5
1.2. Факторы здорового образа жизни. 8
1.3. Нервная система и стрессоустойчивость. 9
Глава 2. Исследовательская часть. 11
Заключение. 14
Список литературы.. 15
Глоссарий и список сокращений. 16
Введение
Кризисная психология и психотерапия – относительно новые, но интенсивно развивающиеся сферы психологической практики. Своим возникновением они обязаны, прежде всего, негативным плодам цивилизации – техногенным катастрофам, боевым действиям, авариям. А выявление большого числа суицидов, актов насилия, совершаемых бывшими участниками войн, нарушений психики и проблем дезадаптации у жертв и свидетелей катастроф заставило развернуть программы по изучению долговременных последствий травматических событий и способов их профилактики и устранения. Таким образом, появились клинические теории кризиса и соответствующие разделы в медицине катастроф.
Кризис для человека является поворотным пунктом в судьбе, в котором рушатся сами основы предыдущей жизни, а новой ещё не существует. В этот момент ему необходимы особый подход и специфические формы помощи. Но к счастью, большинство людей могут справиться с кризисом самостоятельно. Однако для этого необходимо обладать теоретическими знаниями и физически подготовленным, здоровым организмом.
Указанные обстоятельства позволяют констатировать, что проблема формирования здорового образа жизни, как технологии сохранения здоровья, обеспечения повышенных показателей организма и укрепления стрессоустойчивости, как основы снижения статистики числа стрессовых расстройств является важнейшей проблемой современности, что и подтверждает актуальность выбранной темы.
Тема актуальна для людей, постоянно подвергающихся нервной дестабилизации – это и сотрудники спецслужб, оказывающие помощь в экстренных ситуациях, и сами пострадавшие, а также их родственники.
Цель работызаключается в проведении исследования по изучению воздействия ЗОЖ на стрессоустойчивость человека.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
1. рассмотреть теоретические основы формирования здорового образа как основы профилактики адекватного реагирования человека в стрессовой ситуации;
2. для достижения цели – провести пилотажное анкентирование участников соревнований на предмет вылияния зависимости стрессоустойчивости от образа жизни;
3. разработать ряд рекомендаций по формированию ЗОЖ, необходимых для укрепления нервной системы.
Достижение цели исследования и решение поставленных задач потребовало применения комплексных методов исследования, а именно: анализ психологической, медицинской, методической литературы, а также проведение анкетирования и анализ его результатов.
В ходе работы будет проверена гипотеза о том, что ЗОЖ обеспечивает адекватное реагирование в стрессовой ситуации, а в заключении будут указаны результаты её проверки.
Глава 1. Теоретические основы формирования культуры здорового образа жизни, здоровья нервной системы и профилактика стрессов
Сущность и значения стресса
Термин «стресс» (от англ. Stress – давление, напряжение) заимствован из техники, где он обозначает внешнюю силу, приложенную к физическому объекту и вызывающей его напряженность, т.е. временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии и медицине этот термин применяется для обозначения состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Первоначально понятие стресс возникло в физиологии для обозначения неспецифических реакций организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие.
В Психологическом энциклопедическом словаре стресс определяется как «состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий, а (общий) адаптационный синдром – как совокупность защитных реакций человека или животного (преимущественно эндокринной системы) при стрессе».
Концепции адаптационного синдрома и стресса выдвинуты Гансом Селье. Он ввел понятие стресс в физиологию, применил этот термин в противоположном, по сравнению с техническим, значением, назвал вредные стимулирующие условия стрессорами, а состояния, вызванные у животных, стрессами, то есть реакциями на воздействие извне.
По типу воздействия на человека стрессы делятся на:
· системные – отражают напряжение преимущественно биологических систем. Вызываются отравлением, ушибами и т.п.;
· психические – возникают при любых видах воздействий, вовлекающих в реакцию эмоциональную сферу.
В 1936 г. Г. Селье предложил теорию, названную им как «общий адаптационный синдром». В ней стресс рассматривается с позиции физиологической реакции на физические, химические и органические факторы. Согласно определению, стрессом называется «неспецифический ответ организма на любое изменение условий, требующее приспособления».
Необходимо пояснить, что подразумевается под словом «неспецифичный». Каждое предъявленное организму требование в каком-то смысле своеобразно или специфично. Например, на холоде человек дрожит, чтобы выделить больше тепла, а кровеносные сосуды кожи сужаются, снижая потери тепла с поверхности тела. Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, – это и есть сущность стресса.
В развитии стресса Селье выделил три основных стадии:
· Первая стадия – тревоги (мобилизация защитных сил организма, повышающих его устойчивость)
· Вторая стадия – резистентности (приспособление организма к негативным воздействиям и более успешное противостояние недомоганиям)
· Третья стадия – истощения (при сильном и длительном стрессе нехватка функциональных резервов организма может привести к летальному исходу)
С точки зрения стрессовой реакции, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Многие неспециалисты и даже некоторые исследователи феномена стресса склонны отождествлять биологический стресс с нервной перегрузкой или сильным эмоциональным напряжением.
Селье также разделил понятие «стресс» на два вида:
· положительный (эустресс) – это активизирующий кратковременный стресс, сопровождается бурным расходованием «поверхностных» адаптирующих резервов и началом мобилизации «глубоких». Может давать ощущение подъема внутренних сил. Но когда напряжение становится слишком сильным, возникает торможение или чрезмерная суетливость;
· отрицательный (дистресс) – это разрушительный длительный стресс, демобилизующий и деорганизующий. при котором происходят мобилизация и расходование и «поверхностных», и «глубоких» адаптационных резервов. Может переходить в соматическую или психическую болезнь (невроз, психоз). Именно его следует избегать.
Наиболее заметная реакция на стресс у сердечно-сосудистой системы.
При эустрессе пульс учащается до 90-100 ударов в минуту, а давление повышается умеренно дыхание усилено. При дистрессе – 100 ударов в минуту при уменьшении пульсовой волны, и возможны два типа реакции: или резкое повышение артериального давления или его резкое падение, дыхание учащается.
В стрессовом состоянии закономерно изменение протекания психических процессов: внимание при эустрессе улучшается, возрастает способность к концентрации, переключению и распределению внимания. Но при переходе эустресса в дистресс проявляются трудности в управлении вниманием – оно рассредотачивается и в дальнейшем не может сфокусироваться.
По Г. Стокфельду, стрессогенными являются ситуации, связанные с выполнением опасной работы (например, борьба с пожарами), и ситуации, когда деятельность затруднена (например, дефицит времени).
По Р. Лазарусу, изучение стресса требует учёта интеллектуальных и личностных особенностей, позволяющих индивидууму анализировать значение действующего раздражителя и решать вопрос о возможном вреде.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что в психологии распространено понимание стресса как состояния, возникающего в ответ на ситуацию, в которой человек вынужден решать трудную задачу, превышающую его психические и интеллектуальные возможности. Данное состояние является одним из нормальных для человека.
Факторы здорового образа жизни
По определениюВсемирной Организации Здравоохранения:
«Здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Выделяют здоровье:
1. Физическое – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем;
2. Психическое –зависит от состояния головного мозга, характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств;
3. Нравственное –определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе.
Здоровье во многом зависит от образа жизни.
Здоровый образ жизни – образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
Основные компоненты ЗОЖ:
· Соблюдение режима труда и отдыха;
· Организация активного времяпрепровождения;
· Соблюдение личной гигиены;
· Сбалансированное полноценное питание;
· Разработка индивидуальных приёмов релаксации;
· Соблюдение техник безопасности;
· Физическая активность;
· Исключение вредных привычек;
· Меры по укреплению иммунитета;
· Сексуальное воспитание и профилактика ИППП.
Формируется ЗОЖ на трёх уровнях:
1. социальный – основан на пропаганде и включает в себя просветительские и выездные программы, а также рекламу в СМИ;
2. инфраструктурный – определяет конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;
3. личностный – состоит из системы ценностных ориентиров человека, отвечающих за личностное благополучие.
|