Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Сущность монополистической конкуренции

 

 

Рынок монополистической конкуренции можно отнести к промежуточному между чисто конкурентным и монопольным. Его сходство с первым проявляется в том, что он представлен значительным количеством небольших по размерам фирм. Однако, если на чисто конкурентном рынке функционируют сотни и тысячи фирм, то на монополистически конкурентном рынке, их количество ограничено 25-100 производителями. Другим признаком монополистической конкуренции является производство подобной, но неодинаковой продукции.

 

Последнее различно, т.е. дифференцировано по качеству, оформлению, особенностями обслуживания, расположением (близостью размещения) к потребителям, торговыми марками и знаками. С этих первых двух признаков следует и третий: каждая отдельная монополистически конкурентная фирма обладает лишь незначительной долей этого рынка, а потому имеет лишь очень ограниченный контроль над рыночной ценой продукта.

 

Поскольку фирмы выпускают дифференцированные продукты, то они широко используют рекламу и другие инструменты неценовой конкуренции (качество продукта, условия его продажи, торговые знаки и марки и др.) с целью привлечь внимание покупателя к своему продукту и увеличить свои продажи. Пятый признак монополистически конкурентного рынка заключается в относительно легком появлении на нем новых фирм, поскольку на нем действуют небольшие по размерам предприятия, не требующие больших капиталов, и производящих дифференцированные продукты. Однако по сравнению с чистой конкуренцией это вступление новых производителей в отрасль требует некоторых дополнительных затрат, связанных с обеспечением дифференциации продукции, ее рекламой, и есть несколько ограниченным торговыми знаками, марками и патентами.



 

Итак, под монополистической конкуренцией понимают отрасль, состоящую из относительно большого количества небольших по размерам фирм, производящих дифференцированный продукт независимо друг от друга. Имеет место легкий доступ новых фирм в отрасли. Производители в конкурентной борьбе широко используют методы неценовой конкуренции.

 

Рынок монополистической конкуренции представлен производителями одежды и обуви, полиграфической продукции, ресторанами, бензоколонками, магазинами розничной торговли.

 

Поскольку монополистические конкурентные фирмы выпускают подобные товары, которые имеют много заменителей, то спрос на продукт каждой фирмы есть эластичный и, подобно монополии, фирма занимается поиском оптимальной цены и объема производства продукта, который обеспечивают ей максимальную прибыль.

 

Эластичность спроса на продукт фирмы в условиях монополистической конкуренции имеет определенные границы. Поскольку в монополистически конкурентной фирмы есть достаточное количество конкурентов, выпускающих взаимозаменяемую продукцию, то спрос на ее продукт более эластичным, чем в условиях чистой монополии. В то же время спрос на продукт монополистически конкурентного производителя не является абсолютно эластичным, как на рынке чистой конкуренции, так как монополистически конкурентная фирма меньше конкурентов и продукты этих конкурентов хотя и являются близкими заменителями, но все же не являются абсолютными их заменителями.

 

Степень эластичности спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции зависит от числа конкурентов и сжатые дифференциации продукта: чем большее количество конкурентов и меньше дифференциация продукта, тем больше вероятность замены данного продукта я при росте цены на него другим подобным продуктом, а значит, тем больше эластичность спроса на продукт монополистически конкурентного производителя.

 

Монополистически конкурентная фирма, как и любая другая, может получать экономическую прибыль при условии, что существуют объемы производства, для которых цена продукта является больше средних валовых издержек его производства. При существовании таких объемов выпуска монополистически конкурентная фирма будет стремиться максимизировать свои прибыли. Как и любая другая фирма, монополистически конкурентная фирма с целью максимизации прибыли выпускает такой объем продукта, для которого предельный доход будет равен предельным издержкам. Этому оптимальному объему выпуска будет соответствовать и определенная цена, которую установит производитель для этого оптимального объема производства.

 

Фирма назначает цену Ре, которая определяется высотой кривой спроса для оптимального объема производства Qe, и получает максимальную прибыль (величина которого составляет площадь прямоугольника.

 

Если для всех возможных объемов выпуска на фирме по цене ниже средние валовые издержки, то производство является убыточным и компания стремиться свести эти убытки к минимуму. В данной ситуации монополистически конкурентная фирма, как и любая другая, должна принять одно из двух решений: либо продолжить производить, или прекратить производство.

 

Как известно, условием производства в краткосрочном периоде является наличие объемов выпуска, для которых цена является выше средние переменные издержки. При наличии этого условия монополистически конкурентная фирма при определении оптимального объема выпуска, который позволит ей получить минимальные убытки, воспользуется общим для всех фирм правилу равенства предельного дохода и предельных издержек и назначит цену, соответствующую этому объему выпуска.

 

То есть тенденция к безубыточности производства и фирма выпускает оптимальный объем продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Такое условие - это условие долгосрочного равновесия монополистически конкурентной фирмы.

 

Причиной получения, как правило, только нормальной прибыли в долгосрочном периоде являются: достаточная легкость появления новых конкурентов на монополистически конкурентном рынке, когда в краткосрочном периоде типичная фирма получает экономическую прибыль (при появлении на рынке новых производителей кривая спроса отдельной фирмы перемещается влево и становится еще более эластичной, цена снижается, что приводит к ликвидации экономической прибыли), или массовый отток фирм из отрасли, когда в краткосрочном времени типичные производители несут убытки (при уменьшении количества фирм спрос на продукт оставшихся растет, следовательно, увеличивается цена и ликвидируются убытки).

 

Однако не все монополистически конкурентные фирмы в долгосрочном периоде удовлетворяются только нормальной прибылью. Существуют определенные причины, обуславливающие получение некоторыми монополистически конкурентными производителями экономической прибыли и долгосрочной времени. Во-первых, некоторые фирмы могут выпускать продукт (оказывать услугу), который трудно воспроизвести конкурентам, или который надежно защищен на долгое время патентами. Во-вторых, несколько ограничен вступление новых фирм на рынок финансами, которые необходимы как для разработки, дифференциации самого продукта, так и для его рекламы. Следует отметить, что некоторые фирмы могут нести и убытки в долгосрочном времени, например, в результате плохого размещения ( доступности ) продукта ( услуги) до потребителей.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.