Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Антимонопольное регулирование и другие меры по защите конкуренции

 

 

На рынках монополистической конкуренции, важным условием успеха является конкурентоспособность фирмы. Законодательная защита конкуренции, позволяет минимизирвать риски, сопутствующие конкуренции.

 

Негативными факторами, мешающими осуществлению механизма защиты конкуренции является излишняя загруженность органа антимонопольно регулирования заявлениями, которые лишь косвенно имеют отношение к конкуренции.

 

В частности ФАС России перегружен делами, которые касаются интересов отдельных лиц и не решают проблем защиты конкуренции в целом.

Недостатками законодательства Российской федерации в отрасли защиты конкуренции, является включение в ее юрисдикцию защиты прав потребителей. Необходимо дифференциировать вопросы регулирования ФАС и вопросы, не связанные с плохим влиянием на конкуренцию рассматривать в другом ведомстве.

 

Меры антимонопольного принуждения применяются в качестве других инструментов конкурентной политики. В период начала мирового финансового кризиса произошел рост цен, который по общественному запросу было необходимо решать силами антимонопольного органа. Решение этой проблемы стало установление предельных цен и согласование с правительством необходимости повышения цены. Такие действия были предприняты в отношении рынков минеральных удобрений, нефтепродуктов, коксующегося угля.

 

Тогда как, эту проблему небходимо было решать с помощью таможенного регулирования и механизмов субсидирования потребителей.

Неверное трактование института антимонопольного регулирования может послужить причиной искажению среды конкуренции на конкретном товарном рынке. Необходимо провести реформирование нормативно-правовой базы для повышения эффективности антимонопольного регулирования.



Недостатками законодательства можно признать тот факт, что применение норм действующего законодательства не всегда является обоснованным. Так, предприятие ,имеющее 50% на рынке всегда признается доминирующим, а предприятие с долей 35% не может быть признано доминирующим. Но это не верно, так как показатель концентрации не всегда соответствует текущей рыночной ситуации и судить о диминирующем положении исключительно по этому критерию.

 

Точно так некорректно судить о коллективном доминировании по определению размера долей рынка субъектов хозяйствования. Необходимо проводить поведенческий анализ, который не позволит причислить к доминирующим компании, действующие независимо друг от друга.

 

Следует отметить, что антиконкурентные соглашения и согласованные действия тоже классифицируют по формальным признакам. Такая оценка не предусматривает мониторинг долей и рыночной силы фирм. В то время, как на мировых рынках монополистической конкуренции такой анализ проводится по совокупности факторов, позволяющих трезво оценить положение фирмы на рынке. Это так называемый поведенческий подход.

Стратегией по повышению эффективности можно считать разграничение нарушений на две категории.

 

Выделим в первую категорию те нарушения, которые выступают ограничителями конкуренции. К ним относят такие, которые вредят конкурентной среде одного рынка и вовлекают неопределенное количество субъектов хозяйствования. Такие нарушения необходимо наказывать прибегая к мерам уголовного характера.

 

Во вторую категорию отнесем нарушения, связанные с точечным фактом ущемления конкретого потребителя. В эту же категорию входят нарушения доступа к реальным монополиям, например в сфере поступления электричества.

 

Такие нарушения являются типичными. Их можно характеризовать по формальным параметрам и не прибегать к проведению глубокого ситационного характера. Для нарушений второй категории целесообразно установить укороченные сроки рассмотрения и упрощенную процедуру устранения. Для их ликвидации можно применить систему штрафов и дисквалификации служебных лиц. Однако наказание юридических лиц в данном контексте является неправильным.

 

Предложенные способы повысять скорость работы органа антимонопольного регулирования.

 

Что касается контроля экономической концентрации, то его также следует подвергнуть реформе. Реформировать необходимо чрезвычайно большое количество рассматриваемых сделок, зато повысить качество такого рассмотрения. Механизмом рассмотрения я вляется отмена обязанности согласовывать сделки, совершемые в середине одной группы субъектов. Поысить порог стоимости активов для согласования сделок. Также необходимо найти критерии отличные от стоимостных, которые обеспечат отражение уровня веса компании на рынке.

 

Необходимо пересмотреть составы правонарушений:

- действия, запрещенные как таковые. Например, «создание дискриминационных условий». Как показывает практика догворной деятельности, такие действия иногда являются даже благоприятными для потребителя. То есть, опять же необходимо применять ситуационный подход, который поможет оценить роль таких практик для функционирования рынка.

- для сужения сферы регулирования антимонопольным законодательством, необходимо уточнить критерии определения монопольно высокой и монопльно низкой цены;

- использовать ситационный подход при выявлении антиконкурентных соглашений. Расширение системы факторов для такой оценки;

- расширение законодательных критериев допустимости "вертикальных соглашений".

 

Как уже отмечалось, в условиях мополистической конкуренции, для удержания конкурентных преимуществ, фирмы вынуждены производить транснациоанльные слияния и расширять геограйию деятельности.

 

То есть, взаимодействие субъектов хозяйствования Российской Федерации и международных контрагентов, является важным условием обеспечения защиты конкуренции на внутреннем рынке и является проводником на внешние.

 

Так, сотрудничество с ЭС, обусловлено необходимостью избежания ненужных барьеров и создание свободной миграции товаров в глобальном экономическом пространстве. Также это необходимо для снятия существующих квот со стороны государства и субьектов рынка мополистической конкуренции.

 

Сотрудничество со странами бывшего Советсткого Союза требует создания эффективной системы взаимодействия по проведению эффективной конкурентной политики и рекулированию антиконкурентных мер.

 

Предложим меры реглирования монополистической конкуренции:

- создание нового соглашения с Евросоюзом о основных направлениях сотрудничества в сфере атимонопольной борьбы;

- активизация органа по борьбе с монополией для международной деятельности;

- развитие сотрудничества в рамках Межгосударственного совета по антимонопольной политике, для проведения совместных операций с государствами СНГ.

- создание системы регулирования отношений в сфере конкуренции для Таможенного союза.

 

Существование монополистической конкуренции в современных условиях глобализации, является оправданным и влечет за собой ряд преимуществ для потребителя, среди которых увеличение качества и разнообразия предлагаемых на рынках товаров и услуг.

 

Для решения задачи о повышении качества регулирования в области монополий, необходимо рассмотреть новый механизм принятия решения о восприятии хлзяйствующего субъекта, как доминирующего на исследуемом рынке. Пересмотреть необходимо возможности входа на рынок и эластичность спроса на товар, присутствие на рынке взаимозаменяемых товаров, соотношение долей компании, ее конкурентов и потребителей и другие факторы. Необходимо также увеличить эффективность доказывания при проведении экономического анализа, а также механизма оценивания среды конкуренции. Следует провести формализацию и регламентацию процедуры проведения экономического анализа. Для этого необходимо установить в федеральном законе основные поведенческие и структурные критерии для анализа и оценки конкурентной среды, а также предусмотреть обязательное включение результатов анализа в решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.