Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Блага: неэкономические и экономические

Блага– это материальные (товары) или нематериальные (услуги), продукты природы и человеческой деятельности, которые прямо (потребительские блага) или косвенно (ресурсы) служат удовлетворению человеческих потребностей.

Классификация благ:

o по натуральным характеристикам (продукты и услуги);

o по степени удаленности от конечного потребления (потребительские блага и ресурсы);

o по длительности использования (кратковременные и долговременные);

o по характеру потребления (частные и общественные).

Блага делятся на неэкономические и экономические.

Неэкономические блага или свободные блага – это блага, которые для потребления не требуют отказа от других благ, и, следовательно, могут потребляться в неограниченном количестве. Например, свободным благом является солнечный свет в безоблачный день, или вода на берегу моря и т.п.

Характерные черты:

o не обладают относительной редкостью;

o необходимость производства и распределения данных благ не существует, поскольку их предложение чрезмерно велико;

o нет рыночной цены.

1. Экономические блага - это блага, которые для потребления требуют отказа от некоторого количества других благ и поэтому не могут потребляться в неограниченном количестве.

2. Экономические блага – это блага (товары или продукты, услуги), обладающие относительной редкостью. Потребность в них больше, чем возможность их произвести и предоставить. Поскольку спрос на эти блага значительно превышает их количество, то они имеют цену.

Экономические блага делятся на:

частные;

общественные.

Частные блага– это блага, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату.



Частные блага –блага, потребление которого является конкурентным как со стороны производителя, так и со стороны потребителя.

Частные блага бывают:

а) индивидуальные - блага, предоставление которых возможно каждому отдельному лицу в связи с тем, что такие блага обладают свойствами исключительности или конкурентоспособности.

б) люксовые- предметы роскоши, сбережения и т.п..

в) низшие - блага, которые потребители покупают в меньших или больших количествах при любых ценах, когда их доходы соответственно увеличиваются или уменьшаются.

г) нормальные - блага, потребление которых возрастает с ростом доходов потребителя, что приводит к увеличению спроса.

д) антиблаго - товар, обладающий отрицательной полезностью для потребителя (они доставляют ему неприятные ощущения). Например, антиблагом может быть громкий шум, комары и т. п.

Общественные блага - блага, которые потребляются коллективно всеми индивидами, независимо от того, оплачиваются они или нет. К общественным благам относятся: оборона, бесплатное образование, общедоступное посещение парков, музеев и т.п.

Особенности общественных благ:

o неизбирательностьв потреблении- потребление блага одним человеком не сокращает количество блага, доступное для потребления другим;

o неисключаемостьв потреблении –не позволяет исключить кого-либо из пользования этими благами. -

Эти характеристики не позволяют назначать плату за общественные блага, вследствие чего частный сектор оказывается не заинтересованным в финансировании их производства.

Теория спроса и предложения

Спрос = потребность + возможность заплатить.

Величина спроса – это количество продукта, которое потребители хотят и могут купить по данной цене в данный период времени (день, неделя, месяц и т.п.).

Рассмотрим ситуацию: предположим, что вы имеете некоторую сумму денег и хотите купить 3кг риса. На рынке цена на рис равна 28 руб. за 1кг. Но если бы рис стоил 25 руб. за 1кг, то вы купили бы не 3, а 4кг (Q2 = 4кг). Изменение величины спроса равное Q2есть то количество продукта, которое вы хотите и можете купить при сложившейся новой цене на данном рынке при прочих равных условиях (рис. 1.5).

Рис. 1.5. Спрос.

Закон спроса: при прочих равных условиях, чем выше цена продукта, тем меньшее его количество люди готовы купить, или наоборот, чем ниже цена, тем большее количество продукта люди готовы купить.

Линия спроса D – функция спроса – функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Например: Дана функция спроса на товар: Q(D) = 7 – P. Давайте вместе с вами:

а) построим линию спроса данной функции;

б) проведём анализ рыночной ситуации, если на рынке при данном спросе предлагаются товары:

o X в количестве 3-х единиц по цене 2 р. за единицу;

o М в количестве 4-х единиц по цене 5 р. за единицу.

Рассуждения:

а) Поскольку заданная функция отражает линейную зависимость, то график данной функции построим по двум точкам: А и В (рис. 1.6).

o Точка А – с координатами Q(D) = 0 и P = 7 – показывает, что по данной цене покупатель не может купить ни одной единицы товара. Для того, чтобы продавцу продать хотя бы одну единицу товара, надо снизить цену.

o Точка В – с координатами Р = 0, а Q(D) = 7 – показывает, что такое количество товара покупатели купят только бесплатно.

Рис. 1.6. Линия спроса функции Q(D) = 7 – P

б) На рынок выходит продавец с двумя товарами Х и М:

o в точке Х – при цене P = 2 продавец предлагает количество товара Q = 3. Однако по этой цене покупатель хочет купить 5 единиц товара (Q(D) = 7 – 2). Возникает дефицит в размере 2-х единиц товара (5 - 3). Данные 2 единицы товара и все точки левее линии спроса отражают ситуацию дефицита на рынке;

o в точке М – товар в количестве 4 единиц предлагают по цене Р = 5 ден.ед. Однако по данной цене покупатели предъявят спрос только на 2 ед. (Q(D)) = 7 – 5). Предложение товара превышает спрос на 2 единицы (4 - 2). Эти 2 единицы и все точки правее линии спроса отражают ситуацию излишка товара на рынке.

Факторы, влияющие на спрос, бывают ценовые и неценовые:

Q(D) = ƒ(P, I, Z, W, Psub, Pcom, N),

где

o P – цена на данный продукт (ценовой фактор отражает суть закона спроса).

Неценовые факторы:

o I - доходы покупателей;

o Z - вкусы и предпочтения;

o W– ожидания будущего изменения цен и доходов;

o Psub- цена на товары-субституты, т.е. цены на товары-заменители (например, такие, как рис и гречка);

o Pcom – цена на комплементарные блага, т.е. на взаимодополняемые товары, (например, зелёный салат и свежие помидоры к нему);

o N– число покупателей на рынке.

Рассмотрим влияние неценовых факторов на спрос:

o доходы покупателей (I). Увеличение денежных доходов покупателей (при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, т.е. сдвиг линии спроса вправо, уменьшение доходов – сдвиг линии спроса влево. По мере роста доходов потребители увеличивают спрос на мясные продукты, фрукты, технику, модную одежду и т.д. При снижении дохода спрос на такие продукты падает.

o вкусы и предпочтения покупателей (Z). Увеличение спроса на продукт, вошедший в моду, сдвигает линию спроса вправо. Сокращение спроса на продукт, в связи с выходом его из моды, сдвигает линию спроса влево.

o oжидания будущего изменения цен и доходов (W). Например, если в скором будущем ожидается увеличение цен на крупы, то покупатель увеличит спрос на них. В данном случае линия спроса сместится вправо или вверх. Если ожидается снижение цен, то линия спроса сместится влево или вниз.

o цены на товары-субституты (Psub) (например, рис и гречка). При увеличении цены на гречку и неизменной цене риса, потребители увеличивают спрос на рис. Следовательно, линия спроса на рис сместится вправо. Если цена на гречку упадёт, тогда линия спроса на рис сместится влево.

o цены на комплементарные блага (Pcom) (например, зеленый салат и свежие помидоры). Снижение цены на помидоры ведёт к увеличению спроса на зелёный салат, следовательно, линия спроса сместится вправо (или наоборот).

o число покупателей на рынке (N). Рост населения или любое другое увеличение покупателей на рынке приведёт к повышению спроса и сдвинет линию спроса вправо (или наоборот).

Таким образом, сдвиг линии спроса в результате влияния какого-либо неценового фактора показывает изменение спроса. Смещение линии спроса вправо и вверх – увеличение спроса (рис. 1.7.); влево и вниз – уменьшение спроса (рис 1.8.).

Рис. 1.7. Увеличение спроса (объёма продаж и цены) с ростом: доходов потребителей; числа покупателей; ожиданий в будущем и т.п.

Рис. 1.8. Сокращение спроса (объёма продаж и цены) с уменьшением: доходов потребителей; количества покупателей и т.п.

Предложение– это вся представленная на рынке для продажи масса продукции.

Величина предложения – это количество продукции, которое будет предложено для продажи при данной цене в данный период (рис. 1.9).

Рис. 1.9. Предложение.

Закон предложения: при прочих равных условиях производитель готов произвести больше продукции, если за неё больше платят.

Цена – главный фактор, влияющий на изменение величины предложения.

Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Факторы бывают ценовые и неценовые.

Q(s) = ƒ(P, Pr, K, T, N, B),

где

o Pцена на данный продукт (ценовой фактор).

o Неценовые факторы:

o Prцены на ресурсы (рабочую силу, сырьё, машины и т.д.);

o K – технологии (методы производства товаров);

o Т – налоги государства (акцизы, налог на добавленную стоимость и т.д.)

o N – число продавцов на рынке (конкуренция со стороны производителей аналогичной продукции);

o В – ожидания в экономике.

Влияние ценового фактора (изменение величины предложения) означает движение по линии предложения. Влияние неценовых факторов (изменение предложения) приводит к сдвигу линии предложения. Увеличение предложения сдвигает линию предложения вправо или вниз, уменьшение предложения – влево или вверх.

Рассмотрим влияние неценовых факторов на предложение:

o цены на ресурсы, технология производства товаров (Pr; К). Например: затяжные дожди требуют дополнительных затрат на производство риса. Следовательно, нужно изменить технологию производства, построить хранилище, купить технику, чтобы сушить рис, нанять больше работников и т.д. Расходы увеличатся, поэтому линия предложения сдвинется влево или вверх (рис. 1.10.)

Рис. 1.10 Сдвиг линии предложения влево.

o налоги государства (Т). Снижение налогов приводит к снижению затрат на производство единицы продукции и увеличивает её предложение, т.к. при сохранении той же самой цены на рынке производство становится более прибыльным. Линия предложения сместится вправо или вниз.

o число продавцов на рынке(N). Увеличение на рынке числа продавцов аналогичной продукции приводит к снижению цены на данную продукцию, а значит, к сокращению прибыли отдельного производителя. Следовательно, в данной ситуации производителям будет выгодно сокращать предложение. Линия предложения сместится влево или вверх.

o ожидания в экономике (В). Например, если производители ожидают роста цен на свою продукцию в будущем, то они могут задержать ее доставку на рынок по сегодняшним более низким ценам, и это сократит предложение. Линия предложения сместится влево или вверх.

Изменение предложения во многом зависит от периода времени.

Рассмотрим ситуацию: рыбаки приморской деревни привезли на местный рынок свежевыловленную рыбу. При этом учтите, что свежая рыба, если она хранится, быстро теряет свои качества. Цена на рыбу высокая, но, несмотря на это, рыбаки не смогут увеличить предложение, т.к. в этот же день не успеют выйти в море. Данный период времени называют мгновенным, а линия (кривая)предложения будет вертикальной.

Если рассматриваемый период составляет более одного дня, то рыбаки смогут при высокой цене увеличить предложение, например, наняв дополнительное число работников. Данный период времени называется краткосрочным. Получается, что краткосрочный период – период, когда рост производства достигается за счёт дополнительного труда при неизменном капитале. Кривая предложения в данном случае будет возрастающей.

Долгосрочный период времени позволит рыбакам не только нанять дополнительное число работников, но и докупить дополнительные лодки, организовать доставку свежевыловленной рыбы до рынка, открыть свои павильоны для продажи ит.п. Следовательно, в долгосрочном периоде все факторы производства переменные. Кривая предложения будет возрастающей, но менее пологой.

Мы уже знаем, что покупатель по более высокой цене хочет и может купить как можно меньше продукции. Однако производитель, при более высокой цене, готов продать её как можно дороже. Когда цена, по которой продаёт продавец свою продукцию, равна цене, по которой покупает её покупатель, тогда на рынке наступает равновесие спроса и предложения (рис. 1.11).

Графически равновесию спроса и предложения соответствует точка пересечения соответствующих линий (кривых).

Рис. 1.11. Равновесие на рынке.

Точка E(с координатами Pe,Qe) называется точкой равновесия, а соответствующие ей цены (Pe) и объём продаж (Qe) – равновесными.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.