Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Типовые темы докладов и рефератов

1. Карамзин Н. М. и Соловьев С. М. о задачах и предназначении исторической науки.

2. Афоризмы и мысли В. О. Ключевского об истории.

Евразийцы об историческом пути России.

3. М. Н. Покровский – историк-марксист.

4. Путь из «варяг в греки» и его роль в становлении и развитии Руси.

5. Первые Рюриковичи и итоги их правления на Руси.

6. «Русская правда» Ярослава Мудрого – первый общерусский свод законов.

7. Господин Великий Новгород: особенности государственного устройства.

8. Войны Древней Руси.

9. Древняя Русь: от язычества к христианству.

10. Взаимоотношения Руси и Орды.

11. Первые московские князья. Их роль в объединении Руси.

12. Русь под властью монголов.

13. Куликовская битва – веха в отечественной истории.

14. Роль православия в объединении русских земель.

15. Иван III – объединитель Руси.

16. Иван IV как человек и политик.

17. Иван IV и православная церковь.

18. Опричнина Ивана Грозного.

19. Ливонская война: причины, этапы войны, итоги.

20. Присоединение Сибири к России.

21. Русская смута конца XVI – начала XVII вв. Кузьма Минин и князь Пожарский.

22. Формирование Петра I как политического и государственного деятеля.

23. Реформа Петра в области образования и печати.

24. Быт и нравы в петровскую эпоху.

25. Петр I и церковь.

26. Петр I и российский флот.

27. Северная война.

28. Восточное и южное направления внешней политики Петра Великого.

29. Эпоха дворцовых переворотов в России: проблемы престолонаследия.

30. Екатерина II – человек и политик.

31. А. В. Суворов: наука побеждать.

32. Отечественная война 1812 г.: причины, ход войны, итоги и последствия.

33. Конституция Н. Муравьева и «Русская правда» П. Пестеля.



34. Декабристы в Сибири.

35. Кавказская война 1817 – 1864 гг.

36. Александр II как личность и государственный деятель.

37. Отмена крепостного права в России – революция сверху.

38. Земство в России: введение и опыт функционирования.

39. Судебная реформа 60-х гг. XIX в. – попытка перехода к правовому государству.

40. Александр III – человек и политик.

41. С. Ю. Витте: человек и реформатор России.

42. Роль Транссиба в экономическом освоении Сибири.

43. Террор в арсенале народников.

44. Большевики и меньшевики: сравнительный анализ доктрин.

45. Русско-японская война и ее последствия.

46. Кадеты – партия российского либерализма: лидеры, программа, деятельность.

47. Партия социалистов-революционеров в российском революционном движении.

48. Монархические партии и черносотенное движение в России.

49. Российский парламентаризм: становление опыт, противоречия.

50. П. А. Столыпин – человек, государственный деятель, реформатор.

51. Первая мировая война: причины, этапы, итоги.

52. Брестский мир.

53. 1917 год: двоевластие.

54. В. И. Ленин, большевики в 1917 г.

55. Партия кадетов в 1917 г.

56. Октябрь 1917 г. в Сибири.

57.Белое движение: социальный состав и идеология.

58. А. В. Колчак в Омске.

59. Красный и белый террор в годы гражданской войны.

60. Крестьянская война в Западной Сибири.

61. Сибирское казачество в годы гражданской войны.

62. Образование СССР.

63. Новая экономическая политика: успехи, противоречия, отторжение.

64. Политическая борьба за власть в 1920-е гг.

65. Культ личности И. Сталина: сущность, причины формирования, последствия.

66. Политические репрессии в СССР: причины, масштабы, последствия.

67. Тоталитарный режим в СССР: предпосылки формирования и основные черты.

68. Курс на индустриализацию советской страны и его реализация.

69. И. В. Сталин в Сибири (1928 г.).

70. Курс на ликвидацию кулачества как класса в сибирской деревне.

71. Сталинский режим и советская интеллигенция.

72. Культурная революция: в стране Советов.

73. Красная Армия к началу Великой Отечественной войны.

74. Партизанское движение в годы войны.

75. Советские полководцы в Великой Отечественной войне.

76. Героическая оборона Ленинграда.

77. Сибирь в годы Великой Отечественной войны: вклад в Победу.

78. Нюрнбергский процесс.

79. Современная фальсификация истории Великой Отечественной войны.

80. «Холодная война»: истоки, рост противостояния бывших союзников.

81. Политические репрессии Сталина в послевоенный период.

82. Восстановление народного хозяйства – трудовой подвиг народа.

83. Н. С. Хрущев – человек и политик.

84. Хрущевская «оттепель»: сферы и пределы проявления.

85. Целинная эпопея Н. С. Хрущева.

86. Карибский кризис – мир на грани войны.

87. Политический портрет Л. И. Брежнева.

88. Экономические реформы А. Н. Косыгина.

89. Внешняя политика Л. И. Брежнева.

90. «Перестройка» М. С. Горбачева: задачи и причины провала.

91. Распад СССР. Причины и последствия.

92. Образование новой России.

93. В. В. Путин – политик новой формации.

 

Примеры тестовых заданий

1. Подход, в соответствии с которым исторический процесс представляется как последовательная смена в истории человечества общественно-эко-номических формаций, получил название…

а) цивилизационный;

б) марксизм;

в) рационализм;

г) географический детерминизм.

2. Значительную роль в развитии цивилизационного подхода сыграли…

а) Н. Карамзин и В. Соловьев;

б) М. Ломоносов и В. Татищев;

в) Н. Данилевский и О. Шпенглер;

г) П. Пестель и Н. Муравьев.

3. Историю как процесс восхождения на все более высокий уровень развития рассматривают сторонники…

а) субъективизма;

б) эволюционизма;

в) синтетического подхода;

г) теологического подхода.

4. Покровский М. Н. является основоположником…

а) формационного подхода;

б) цивилизационного подхода;

в) советской исторической науки;

г) антинорманнской теории.

5. Летописи появились на Руси…

а) в XV в.;

б) в XVI в.;

в) в конце X в.;

г) в XIII в.

6. Объединил Киев и Новгород в IX в. князь…

а) Рюрик;

б) Олег Вещий;

в) Юрий Долгорукий;

г) Ярослав Мудрый;

7. К княжеским дружинникам относились две следующие категории:

а) рядовичи;

б) бояре;

в) отроки;

г) смерды.

8. Двумя племенными союзами восточных славян были…

а) поляне;

б) варяги;

в) древляне;

г) чудь.

9. Укрепленные дворы княжеских управителей, установленные княгиней Ольгой, куда население должно было свозить дань, назывались…

а) урочищами;

б) городищами;

в) становищами;

г) погостами.

10. В VII – X вв. восточные славяне исповедовали веру…

а) православную;

б) католическую;

в) монотеистическую;

г) языческую.

11. Крещение Руси привело…

а) к прекращению связей с Византией;

б) к полному искоренению язычества;

в) к упадку древнерусской культуры;

г) к укреплению государственности.

12. Двумя важнейшими политическими центрами Руси в период раздробленности были…

а) Рязанское княжество;

б) Новгородская республика;

в) Владимиро-Суздальское княжество;

г) Черниговское княжество.

13. Двумя причинами политической раздробленности являлись…

а) стремление князей к самостоятельности;

б) стремление племен к самостоятельности;

в) господство натурального хозяйства;

г) принятие Русью православия.

14. К периоду политической раздробленности относится…

а) принятие христианства, ликвидация печенежской угрозы южным княжествам;

б) создание письменного свода законов, основание города Ярославля;

в) ликвидация угрозы со стороны половцев, нашествие Батыя;

г) восстание древлян, основание Киево-Печерского монастыря.

15. Отменил удельный порядок, изгнал младших братьев и старую дружину отца, перенес столицу из Ростова во Владимир-на-Клязьме...

а) Юрий Звенигородский;

б) Андрей Боголюбский;

в) Роман Галицкий;

г) Юрий Долгорукий.

16. Борьба русского народа за государственное единство завершилась
объединением русских земель вокруг Москвы…

а) на рубеже XV – XVI вв.

б) в XII в.

в) на рубеже XIV – XV вв.

г) в XIII в.

17. Земельное владение, даваемое за несение военной и государственной службы в конце XV – начале XVIII в., называлось…

а) вотчиной;

б) уделом;

в) поместьем;

г) улусом.

18. Двумя причинами, способствовавшими консолидации Руси под главенством Москвы, являлись…

а) успешная завоевательная политика московских князей;

б) победа А. Невского на Чудском озере;

в) выгодное географическое расположение Москвы на пересечении торговых путей;

г) переезд в Москву Константинопольского патриарха.

19. Результатом опричнины было…

а) принятие Соборного уложения;

б) установление режима неограниченной власти Ивана IV;

в) завоевание Россией Сибирского ханства;

г) создание регулярной армии.

20. В период правления Ивана IV в состав Русского государства не
вошло (-а)…

а) Ногайская орда;

б) Астраханское ханство;

в) Казанское ханство;

г) Крымское ханство.

21. Термин, не относящийся к эпохе Смуты, – …

а) дружина;

б) интервенция;

в) семибоярщина;

г) ополчение.

22. Двумя московскими царями периода Смуты являлись…

а) Лжедмитрий I;

б) Иван IV;

в) Ивана Калита;

г) Василий Шуйский.

23. Двумя событиями эпохи дворцовых переворотов были…

а) завоевание выхода к Балтийскому морю;

б) создание Московского университета;

в) попытка верховников ограничить самодержавие;

г) учреждение Государственной думы.

24. Двумя завоеваниями внешнеполитической деятельности Петра I были…

а) присоединение к России Cредней Азии;

б) выход к Балтийскому морю;

в) превращение России в морскую державу;

г) выход к Черному морю.

25. Двумя преобразованиями Екатерины II были…

а) секуляризация церковных земель;

б) отмена патриаршества;

в) созыв Уложенной комиссии;

г) учреждение Сената.

26. Двумя идеологами либералов в конце XIX – начале ХХ в. являлись…

а) Лавров П. Л.;

б) Чичерин Б. Н.;

в) Желябов А. И.;

г) Кавелин К. Д.

27. К началу 70-х гг. XIX в. в народничестве определились три течения: бунтарское, _________ и _________:

а) либеральное;

б) крестьянское;

в) пропагандистское;

г) заговорщическое.

28. Реформа 1861 г. привела…

а) к снижению социальной напряженности в деревне;

б) к увеличению класса наемных рабочих;

в) к увеличению численности крестьян-общинников;

г) к ограничению прав всех сословий кроме сельских обывателей.

29. Циркуляр «о кухаркиных детях» 1887 г. …

а) разрешал принимать в гимназии и университеты детей всех сословий;

б) вводил бесплатное обучение низших сословий в народных училищах;

в) запрещал принимать в гимназии детей низших социальных слоев;

г) предписывал открывать в городах детские приюты.

30. Военная реформа 1874 г. ввела новый принцип формирования русской армии – …

а) введение рекрутской повинности только для городского сословия;

б) равенство всех сословий в отношении воинской повинности;

в) освобождение мещан от воинской повинности;

г) освобождение крестьян от воинской повинности.

31. Форсированная индустриализация рубежа XIX – XX вв. связана
с именем…

а) Распутина Г. Е.;

б) Морозова С. Т.;

в) Витте С. Ю.;

г) Аракчеева А. А.

32. Для российского капитализма на рубеже XIX – XX вв. было (-а) характерно (-а)…

а) слабая роль государства;

б) преобладание городского населения;

в) отсутствие пролетариата;

г) высокая концентрация производства.

33. Начало Первой российской революции связывается…

а) с Кровавым воскресеньем;

б) с изданием «Манифеста» 17 октября;

в) с третьеиюньским государственным переворотом;

г) с гибелью крейсера «Варяг».

34. «Манифест» 17 октября 1905 г. привел к возникновению в России…

а) парламентаризма;

б) монополий;

в) судебной системы;

г) республиканской формы правления.

35. Экономика России в начале ХХ в. характеризовалась…

а) сочетанием высокоразвитой промышленности с отсталым сельским хозяйством;

б) отсутствием в России монополистических объединений;

в) отказом от иностранных инвестиций;

г) отсутствием государственного вмешательства в экономику.

36. Укажите правильную хронологическую последовательность событий Октября 1917 г.

а) начало вооруженного восстания в Петрограде;

б) принятие Декрета о мире;

в) арест министров Временного правительства.

37. Россия была провозглашена республикой…

а) 1 августа 1914 г.;

б) 1 сентября 1917 г.;

в) 3 марта 1918 г.;

г) 9 января 1905 г.

38. О нарастании общенационального кризиса в России в годы Первой мировой войны свидетельствовал (-о)…

а) создание в IV Государственной думе оппозиционного прогрессивного блока;

б) укрепление самодержавия;

в) возникновение парламентаризма;

г) возникновение первого в истории России Совета депутатов.

39. С лозунгом превращения империалистической войны в гражданскую,
т. е. за поражение своего правительства, выступали…

а) октябристы;

б) кадеты;

в) монархисты;

г) большевики.

40. Одной из черт политики «военного коммунизма» было (-а)…

а) национализация банков;

б) разрешение малого и среднего предпринимательства;

в) создание фермерских хозяйств на селе;

г) введение всеобщей трудовой повинности.

41. Двумя основными чертами НЭПа являлись…

а) уравнительное распределение за обязательный труд;

б) замена продразверстки продовольственным налогом;

в) разрушение государственной монополии в распределении сельхозпродукции;

г) введение продразверстки.

42. Добровольное объединение советских республик на равноправной основе в новое государственное образование СССР предусматривал проект…

а) А. В. Луначарского;

б) В. И. Ленина;

в) И. В. Сталина;

г) Л. Д. Троцкого.

43. Форсированная индустриализация завершилась...

а) резким подъемом жизненного уровня населения;

б) построением развитого социалистического общества;

в) переходом к «шоковой терапии»;

г) созданием мощной оборонной промышленности.

44. Понятием, относящимся к политике сплошной коллективизации сельского хозяйства, является…

а) «отработки»;

б) «рабфак»;

в) «двадцатипятитысячники»;

г) «концессия».

45. Культурная революция способствовала…

а) широкой демократизации советского общества;

б) подъему жизненного уровня населения;

в) формированию новой, социалистической интеллигенции;

г) резкому социальному расслоению.

46. 23 августа 1939 г. СССР и Германия…

а) заключили договор о ненападении;

б) подписали договор о дружбе и границе;

в) заключили договор о восстановлении дипломатических отношений;

г) признали существующие в Европе границы.

47. В 1939 г. СССР был исключен из состава Лиги Наций…

а) за агрессию против Финляндии;

б) за захват части территории Польши;

в) за репрессии против мирного населения внутри страны;

г) за помощь республиканцам Испании.

48. Коренной перелом в Великой Отечественной войне произошел…

а) во второй половине 1941 г.;

б) в первой половине 1942 г.;

в) во второй половине 1943 г.;

г) во второй половине 1944 г.

49. На Потсдамской конференции было принято решение…

а) об открытии второго фронта в Европе;

б) о ленд-лизе;

в) о репарациях;

г) о контрнаступлении под Москвой.

50. Наступление Красной Армии под Сталинградом началось…

а) 29 декабря 1942 г.;

б) 11 февраля 1943 г.;

в) 19 ноября 1942 г.;

г) 5 июля 1943 г.

51. Предотвращение ядерного катаклизма 1962 г. связано с именами…

а) М. С. Горбачева и Дж. Буша;

б) И. В. Сталина и У. Черчилля;

в) Н. С. Хрущева и Дж. Кеннеди;

г) Л. И. Брежнева и Р. Никсона.

52. Серьезный удар по международному авторитету СССР нанес (-ло) в конце 1970-х гг. ...

а) ввод войск стран Организации Варшавского договора в Чехословакию;

б) Карибский кризис;

в) ввод советских войск в Афганистан;

г) начало советско-финляндской войны.

53. Двумя основными политическими противоречиями общественного развития и причинами «застоя» являлось…

а) существование многопартийности;

б) отсутствие номенклатуры;

в) падение темпов роста национального дохода;

г) идеологическое подавление личности.

54. Развитие СССР в 1964 – 1985 гг. характеризовалось...

а) разоблачением культа личности И. В. Сталина;

б) началом перехода к рынку;

в) всевластием номенклатуры;

г) усилением демократических тенденций.

55. Для политической жизни СССР в «брежневский» период было характерно явление…

а) политической реабилитации И. В. Сталина;

б) возвращения к ленинским принципам построения социализма;

в) регулярной ротации партийных кадров;

г) реабилитации жертв политических репрессий.

56. Политику «нового политического мышления» по отношению к капиталистическим и социалистическим государствам выдвинул…

а) Ю. В. Андропов;

б) К. У. Черненко;

в) Б. Н. Ельцин;

г) М. С. Горбачев.

57. К периоду перестройки относится…

а) усиление централизации управления;

б) принятие закона «Об индивидуальной трудовой деятельности»;

в) освоение целинных и залежных земель;

г) создание советов народного хозяйства (совнархозов).

58. Первым Президентом СССР был избран…

а) Б. Н.Ельцин;

б) М. С. Горбачев;

в) В. В. Путин;

г) Л. И. Брежнев.

59. Что было одним из последствий реформы политической системы СССР в период перестройки:

а) учреждение нового органа власти – Государственного совета;

б) урегулирование межнациональных отношений;

в) укрепление КПСС;

г) становление многопартийности?

60. Содружество Независимых Государств (СНГ) было создано...

а) в 1985 г.;

б) в 1991 г.;

в) в 2000 г.;

г) в 2006 г.

61. Какое событие произошло 12 декабря 1993 г.:

а) начало радикальной рыночной реформы;

б) политический кризис, вызванный действиями ГКЧП;

в) принятие Конституции Российской Федерации;

г) принятие программы реформ «500 дней»?

62. Исполнительная власть в Российской Федерации принадлежит...

а) Совету Федерации;

б) Государственной думе;

в) Правительству;

г) Президенту.

63. Автором программы вывода страны из кризиса, известной под названием «500 дней», был...

а) Н. Рыжков;

б) В. Жириновский;

в) Е. Гайдар;

г) Г. Явлинский.

64. Процесс перевода государственной собственности в частную начался в Российской Федерации...

а) в 1990 г.;

б) в 1992 г.;

в) в 1993 г.;

г) в 1997 г.

 

Промежуточная аттестация. Вопросы к экзамену

1. Предмет и функции истории как науки.

2. Методы и принципы исторического исследования. Подходы к изучению прошлого.

3. Основные этапы и закономерности всемирно-исторического процесса.

4. Античность как историческая эпоха.

5. Средневековье как историческая эпоха

6. Новое время как историческая эпоха.

7. Особенности исторического развития России.

8. Источники и историография отечественной истории.

9. Восточные славяне в догосударственный период.

10. Образование государства – Киевская Русь: экономические и политические предпосылки, роль варяжского фактора.

11. Принятие христианства на Руси: причины и значение.

12.Социально-экономическое развитие и политический строй Киевской Руси. Причины ее распада.

13. Удельная Русь и ее главные центры. Предпосылки объединения русских земель. Возвышение Москвы.

14. Характер взаимоотношений Руси с Западом и Золотой Ордой. Последствия монголо-татарского нашествия.

15. Иван III и завершение процесса образования единого централизованного Русского государства.

16. Начало царствования Ивана IV. Реформы Избранной рады.

17. Политика репрессий Ивана Грозного. Опричнина.

18. Внешняя политика Ивана IV.

19. Характеристика личности Ивана Грозного и итоги его правления.

20. Смутное время в истории Русского государства. Организация борьбы народных масс с иноземными захватчиками. Выборы новой царствующей династии.

21. Внутренняя политика первых Романовых. Царствование Михаила и Алексея.

22. Начало правления Петра I. Предпосылки реформ.

23. Петровские преобразования (I четверть XVIII в.).

24. Внешняя политика Петра I. Северная война.

25. Личность Петра Великого. Оценка петровских преобразований.

26. Дворцовые перевороты. Утверждение власти Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма» и ее итоги.

27. Внешняя политика Российской империи в XIX в. Отечественная война 1812 г.

28. Отмена крепостного права в России: причины, содержание, последствия.

29. Либеральные реформы Александра II 1860 – 1870-х гг.

30. Славянофилы и западники. Проблема выбора пути развития России.

31. Идеология и организация дворянских революционеров. Феномен декабризма.

32. Народники: их взгляды и деятельность.

33. Характерные черты и особенности развития капитализма в России в пореформенный период.

34. Реформаторская деятельность С.Ю.Витте.

35.Образование и раскол Российской социал-демократической рабочей партии. Сущность большевизма и меньшевизма.

36. Первая революция в России: причины, характер, итоги и значение.

37. Формирование многопартийной системы в России.

38. Зарождение российского парламентаризма.

39. Аграрная реформа П.А.Столыпина.

40. Первая мировая война: характер, причины, предпосылки и цели противников. Антанта и Четвертной союз.

41. Нарастание социальных противоречий в России в условиях Первой мировой войны. Февральская буржуазно-демократическая революция: причины и решение вопроса о власти.

42. Октябрьская революция: характер, причины победы большевиков, последствия и значение.

43. Гражданская война: причины, расстановка борющихся сил, этапы войны и ее итоги. Политика «военного коммунизма».

44. Новая экономическая политика: сущность, достижения, причины ее свертывания.

45. Становление и сущность власти Советов. Образование СССР.

46. Формирование и основные черты командно-административной системы в СССР.

47. Создание тоталитарного режима и культа личности в СССР: причины и последствия.

48. Индустриализация и коллективизация в СССР. Экономическое развитие страны в годы первых пятилеток.

49. Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны.

50. Вторая мировая война: характер, причины и цели противоборствующих сторон. Оккупация европейских стран гитлеровской Германией.

51. Начальный этап Великой Отечественной войны. Причины отступления советских войск.

52. Перелом в ходе Великой Отечественной войны, ее последующие этапы. Причины и цена Победы советского народа.

53. Послевоенное устройство мира. Развязывание «холодной войны».

54. Хрущевская «оттепель», попытки реформирования внутрипартийной жизни и системы управления экономикой.

55.Эпоха «застоя». Нарастание трудностей в экономике, политической и духовной жизни советского общества (1970-е – середина 1980-х гг.).

56. «Перестройка» М. С. Горбачева – попытка совершенствования социализма, причины ее неудач.

57. Внешняя политика СССР в послевоенную эпоху.

58. Общегосударственный кризис начала 90-х гг. ХХ в. Распад Советского Союза.

59. Становление, развитие и совершенствование новой российской государственности. Внутренняя и внешняя политика Российской Федерации в конце ХХ – начале ХХI в.

60. Основное содержание и особенности мирового развития в современную эпоху.

 

4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

 

4.1. Методическое описание процедуры оценивания подготовки к контрольным вопросам и заданиям

Важная роль в освоении дисциплины «История» является подготовка студентов к практическим занятиям, где контрольные вопросы и задания определяют основное их содержание.

На занятиях организуется проведение студенческих чтений, научно-практических семинаров, дискуссий, круглых столов, которые проходят в форме диалога, посвященного разбору конкретных докладов и сообщений, актуальных вопросов мировой и отечественной истории. Данные формы занятий проводятся с демонстрацией аудио и видео- материалов и презентаций по соответствующим темам.

Уровень подготовки к контрольным вопросам и заданиям проводится в соответствии с табл. 2 данного фонда оценочных.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.