Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Теория экономического роста.

Экономический рост – это долгосрочная тенденция увеличения реального ВВП.

Показатели экономического роста:

1. Абсолютный прирост ВВП –разность между объемом ВВП текущего года с объемом ВВП предыдущего года:

g = Y1 – YO,

где

o g –абсолютный прирост ВВП;

o Y1ВВП текущего года;

o YOВВВ предыдущего года.

2. Темпприроста ВВП – это выраженное в процентах отношение прироста ВВП, произведенного в данном году, к объему ВВП предыдущего года. Например, если реальный ВВП составлял 200 млрд. долл. в позапрошлом году и 210 млрд. долл. в прошлом, то темп прироста ВВП будет равен: (210-200):200х100%=5%

3. Среднегодовой темп прироста ВВП представляет собой среднюю геометрическую темпов прироста за определенное количество лет:

,

где

o ga– среднегодовой темп прироста ВВП;

o YtВВП за несколько лет;

o YOВВВ базового периода.

Типы экономического роста:

1. интенсивныйтип экономического роста - увеличение ВВП за счёт качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности;

2. экстенсивныйтип экономического роста – увеличение ВВП за счёт количественного увеличения использования ресурсов; в производство вовлекаются имеющиеся в стране, но ещё неиспользованные ресурсы;

3. смешанный (реальный) тип экономического роста –увеличение производственных мощностей в результате увеличения количества используемых факторов производства и совершенствования техники и технологии.

Факторы интенсивного типа экономического роста:

o научно-технический прогресс (НТП);

o повышение капиталовооружённости труда;

o повышение квалификации и образовательного уровня работников (человеческий капитал);



o рациональное распределение ограниченных ресурсов (капитал и рабочая сила переходят из менее эффективных отраслей в более эффективные);

o проявление эффекта масштаба производства (укрупнение производства повышает его эффективность).

Рассмотрим по отдельности каждый из этих факторов:

1. Научно-технический прогресс (НТП). НТП оказывает воздействие на все факторы производства (производительность труда в сельском хозяйстве, высокотехнологичные средства производства).

Таблица 2.1.

Технические нововведения в мировой экономике

За период с 1789 по 2013 гг.

Период подъема (повышательная фаза) Период спада (понижательная фаза) Технические нововведения
1789 – 1814 гг. 1814 – 1849 гг. Паровой двигатель, ткацкий станок, технология переработки угля и железа
1849 – 1873 гг. 1873 – 1896 гг. Пароход, железная дорога, телеграф, цемент
1896 – 1920 гг. 1920 – 1940 гг. Химия, автомобиль, алюминий, электрификация
1940 – 1965 гг. 1965 – 1985 гг. Пластмассы,телевидение, ядерная энергетика, электроника
1985 – 2010гг. 2010 – .... гг. Компъютеризация и т.д.

2.Капиталовооруженность - это средняя стоимость основного производственного капитала, приходящаяся на одного занятого в хозяйственной деятельности.

3. Человеческий капитал – оценка воплощенной в индивидууме потенциальной способности приносить доход. Человеческий капитал включает врожденные способности и таланты, а также образование и приобретенную квалификацию.

4. Эффект масштаба – снижение удельных затрат на выпуск продукции при укрупнении производства, определяет нелинейность зависимости затрат от объёма выпуска; характерен для обрабатывающей промышленности.

Факторы экстенсивного типа экономического роста - отражают зависимость между объемом выпуска продукции и количеством ресурсов, используемых в экономике (затратами факторов производства), т.е. описывает производ­ственная функция, показывающая максимальный объем выпуска, который мо­жет быть получен с помощью наиболее эффективного использования имею­щихся в экономике ресурсов.

Экономический рост ≠ экономическое развитие. Экономический рост является лишь одной из составляющих процесса экономического развития. В процессе экономического развития экономика проходит не только фазы роста, но и фазы спада, которые могут сопровождаться как относительным, так и абсолютным падением объёмов производства.

Экономическое развитие = экономический рост + спад.

Термин «развитие» в менее богатых странах мира означает, что эти страны вынуждены решать в период роста следующие задачи:

1) создание промышленности (индустриализация);

2) развитие городов и переселение в них значительной части сельского населения (урбанизация);

3) повышение культурного и образовательного уровня населения;

4) создание экономической инфраструктуры;

5) развитие хозяйственных механизмов страны;

6) формирование среднего класса в лице предпринимателей;

7) создание системы правовой защиты бизнеса.

Первые три проблемы в России уже решены. Решение остальных четырёх в нашей стране происходит очень медленно.

«Порочный круг бедности или слаборазвитости» стран.

1. низкий уровень капиталовооруженности труда =>

2. низкий уровень производительности труда =>

3. низкий уровень доходов =>

4. низкая склонность к сбережениям =>

5. низкий уровень накопления капитала =>

6. обгоняющий рост численности занятых в производстве по сравнению с ростом капитала.

Проблема состоит в том, что низкий доход не позволяет осуществлять сбережения, а, следовательно, инвестиции в масштабах, необходимых для развития производства, увеличения доходов. В итоге бедность порождает бедность. Чтобы вырваться из этого круга бедности, необходимы внешние или внутренние источники инвестиций в экономику.

«ЗОЛОТОЕ правило Фелпса» - оптимальная норма накопления обеспечивает равновесный экономический рост с максимальным уровнем потребления.

На рост экономического потенциала и уровня жизни населения суще­ственное воздействие может оказать экономическая политика государства. С помощью экономической политики государство может вли­ять на величину физического и человеческого капитала. Поэтому, государство должно проводить следующую политику:

o стимулировать внутренние инвестиции и сбережения;

o стимулировать инвестиции из-за границы;

o стимулировать образование;

o стимулировать исследования и разработки;

o защищать права собственности и обеспечивать политическую ста­бильность;

o стимулировать свободную торговлю;

o контролировать рост населения.

Контрольные вопросы и задания к теме:

1. Выберите правильный ответ.

Классическое понимание экономического цикла – это:

o промежуток времени между двумя одинаковыми состояниями экономики;

o последовательное прохождение экономики через фазы: кризис (спад), депрессия, оживление, подъем;

o последовательное прохождение экономики через фазы: пик, кризис (спад), депрессия, оживление, подъем;

o последовательное прохождение экономики через фазы: кризис (спад), депрессия, дно, оживление и подъем.

2. Кто из перечисленных теоретиков является основоположником теории больших циклов:

o С. Кузнец;

o Д. Китчин;

o К. Жугляр;

o Н. Кондратьев.

3. Как взаимосвязаны между собой большие циклы Н. Кондратьева и средние циклы?

4. Перечислите волны больших циклов Кондратьева.

5. Выберите правильный ответ. По продолжительности циклы Н. Кондратьева длятся:

а) 2- 4 года;

б) 7-12 лет;

в) 15 – 20 лет;

г) 45 – 55 лет.

6. Как вы думаете, почему характер фазы большого цикла, на которую приходятся средние циклы, не может не отражаться на ходе средних циклов?

7. Чем обусловлено мнение Н. Кондратьева о том, что в «период понижательных волн большого цикла закономерно преобладают годы депрессий, а в период повышательных волн большого цикла – годы подъемов»? Ответ поясните, опираясь на данные Шпитгофа.

8. В основе причин циклов Тоффлера лежит:

а) смена общественно-экономических формаций;

б) появление и внедрение в производство новых технологий;

в) моральный износ основного капитала;

г) изменения в товарных запасах.

9.Кто в нашей стране считается безработным?

10. Как вы думаете, почему число официально зарегистрированных безработных в органах службы занятости меньше реального числа безработных?

11. Почему правительство не собирается пересматривать планы по увеличению размеров пособий по безработице?

12. Изучите самостоятельно положение дел на АвтоВАЗе и обсудите в группе, сколько работников уволит только один АвтоВАЗ в условиях современного экономического кризиса? Какие меры принимаются правительством для урегулирования проблемы занятости сотрудников данного предприятия? Насколько они продуктивны?

13. Какие специалисты будут наиболее востребованы в стране в ближайшие годы?

14.Что стоит предпринять россиянам ради сохранения места работы, основываясь на опыте европейских стран?

15. У представителей каких профессий самые высокие шансы потерять работу в условиях современного экономического кризиса и почему?

16. Какую роль на сокращении безработицы сыграют технологические изменения?

17. Какие методы борьбы с безработицей необходимо совершить, чтобы снизить ее уровень?

18. Какое из следующих событий приведет к увеличению уровня безработицы:

o рост населения без изменения численности рабочей силы;

o увеличение в одинаковой пропорции численности рабочей силы и числа безработных;

o увеличение численности рабочей силы без изменения числа занятых;

o увеличение числа занятых без изменения числа безработных.

19. Напишите эссе на тему: «Экономика полной занятости всегда должна для производства одного товара поступиться производством другого товара». (Пол Самуэльсон)

20. В чем суть инфляции как экономического явления?

21. Правильно ли утверждение, что чрезмерное увеличение денег в обращение является причиной инфляции? Перечислите причины инфляции.

22. Проанализируйте показатели расчета уровня инфляции.

23. Что представляет собой инфляционная спираль? Опишите механизм инфляционной спирали.

24. Цены за 4 года выросли в 64 раза. На сколько процентов выросла инфляция?

25. Верно ли, что результатом инфляции издержек может быть снижение объема выпуска и уровня цен. Ответ обоснуйте.

26. Оцените среднегодовую инфляцию, если за 4 года цены выросли в 16 раз.

27. Объясните специфику инфляции спроса и предложения в России.

28. Каковы социально-экономические последствия инфляции? Кто выигрывает или проигрывает от инфляции?

29. Выведите экономико-математическую взаимосвязь между безработицей и инфляцией, опираясь на закон Оукена. Постройте кривую Филлипса.

30. Сформулируйте понятие экономического роста. Самостоятельно выведите показатели экономического роста.

31. Рассчитайте темп роста экономики, если потребительская корзина подорожала на 40%, а ВВП в текущих ценах на 75%.

32. Перечислите факторы экономического роста.Какие типы экономического роста вы знаете?

33. Что общего и в чем различие между понятиями «экономический рост» и «экономическое развитие».

34. Обсудите факторы, которые могут тормозить или способствовать экономическому росту.

35. Какова взаимосвязь между порочным кругом слаборазвитости стран и «золотым правилом Фелпса»?

36. Какую экономическую политику необходимо проводить, если экономика развивается с запасом капитала меньшим, чем по правилу Фелпса?

37. Перечислите положения теории экономического роста: Ростоу,Гэлбрейта,Тоффлера.

38. Сформулируйте государственную политику по достижению экономического роста.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.