Теория экономического роста. Экономический рост – это долгосрочная тенденция увеличения реального ВВП.
Показатели экономического роста:
1. Абсолютный прирост ВВП –разность между объемом ВВП текущего года с объемом ВВП предыдущего года:
g = Y1 – YO,
где
o g –абсолютный прирост ВВП;
o Y1 –ВВП текущего года;
o YO –ВВВ предыдущего года.
2. Темпприроста ВВП – это выраженное в процентах отношение прироста ВВП, произведенного в данном году, к объему ВВП предыдущего года. Например, если реальный ВВП составлял 200 млрд. долл. в позапрошлом году и 210 млрд. долл. в прошлом, то темп прироста ВВП будет равен: (210-200):200х100%=5%
3. Среднегодовой темп прироста ВВП представляет собой среднюю геометрическую темпов прироста за определенное количество лет:
,
где
o ga– среднегодовой темп прироста ВВП;
o Yt –ВВП за несколько лет;
o YO–ВВВ базового периода.
Типы экономического роста:
1. интенсивныйтип экономического роста - увеличение ВВП за счёт качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности;
2. экстенсивныйтип экономического роста – увеличение ВВП за счёт количественного увеличения использования ресурсов; в производство вовлекаются имеющиеся в стране, но ещё неиспользованные ресурсы;
3. смешанный (реальный) тип экономического роста –увеличение производственных мощностей в результате увеличения количества используемых факторов производства и совершенствования техники и технологии.
Факторы интенсивного типа экономического роста:
o научно-технический прогресс (НТП);
o повышение капиталовооружённости труда;
o повышение квалификации и образовательного уровня работников (человеческий капитал);
o рациональное распределение ограниченных ресурсов (капитал и рабочая сила переходят из менее эффективных отраслей в более эффективные);
o проявление эффекта масштаба производства (укрупнение производства повышает его эффективность).
Рассмотрим по отдельности каждый из этих факторов:
1. Научно-технический прогресс (НТП). НТП оказывает воздействие на все факторы производства (производительность труда в сельском хозяйстве, высокотехнологичные средства производства).
Таблица 2.1.
Технические нововведения в мировой экономике
За период с 1789 по 2013 гг.
Период подъема (повышательная фаза)
| Период спада
(понижательная фаза)
| Технические
нововведения
| 1789 – 1814 гг.
| 1814 – 1849 гг.
| Паровой двигатель, ткацкий станок, технология переработки угля и железа
| 1849 – 1873 гг.
| 1873 – 1896 гг.
| Пароход, железная дорога, телеграф, цемент
| 1896 – 1920 гг.
| 1920 – 1940 гг.
| Химия, автомобиль, алюминий, электрификация
| 1940 – 1965 гг.
| 1965 – 1985 гг.
| Пластмассы,телевидение, ядерная энергетика, электроника
| 1985 – 2010гг.
| 2010 – .... гг.
| Компъютеризация и т.д.
| 2.Капиталовооруженность - это средняя стоимость основного производственного капитала, приходящаяся на одного занятого в хозяйственной деятельности.
3. Человеческий капитал – оценка воплощенной в индивидууме потенциальной способности приносить доход. Человеческий капитал включает врожденные способности и таланты, а также образование и приобретенную квалификацию.
4. Эффект масштаба – снижение удельных затрат на выпуск продукции при укрупнении производства, определяет нелинейность зависимости затрат от объёма выпуска; характерен для обрабатывающей промышленности.
Факторы экстенсивного типа экономического роста - отражают зависимость между объемом выпуска продукции и количеством ресурсов, используемых в экономике (затратами факторов производства), т.е. описывает производственная функция, показывающая максимальный объем выпуска, который может быть получен с помощью наиболее эффективного использования имеющихся в экономике ресурсов.
Экономический рост ≠ экономическое развитие. Экономический рост является лишь одной из составляющих процесса экономического развития. В процессе экономического развития экономика проходит не только фазы роста, но и фазы спада, которые могут сопровождаться как относительным, так и абсолютным падением объёмов производства.
Экономическое развитие = экономический рост + спад.
Термин «развитие» в менее богатых странах мира означает, что эти страны вынуждены решать в период роста следующие задачи:
1) создание промышленности (индустриализация);
2) развитие городов и переселение в них значительной части сельского населения (урбанизация);
3) повышение культурного и образовательного уровня населения;
4) создание экономической инфраструктуры;
5) развитие хозяйственных механизмов страны;
6) формирование среднего класса в лице предпринимателей;
7) создание системы правовой защиты бизнеса.
Первые три проблемы в России уже решены. Решение остальных четырёх в нашей стране происходит очень медленно.
«Порочный круг бедности или слаборазвитости» стран.
1. низкий уровень капиталовооруженности труда =>
2. низкий уровень производительности труда =>
3. низкий уровень доходов =>
4. низкая склонность к сбережениям =>
5. низкий уровень накопления капитала =>
6. обгоняющий рост численности занятых в производстве по сравнению с ростом капитала.
Проблема состоит в том, что низкий доход не позволяет осуществлять сбережения, а, следовательно, инвестиции в масштабах, необходимых для развития производства, увеличения доходов. В итоге бедность порождает бедность. Чтобы вырваться из этого круга бедности, необходимы внешние или внутренние источники инвестиций в экономику.
«ЗОЛОТОЕ правило Фелпса» - оптимальная норма накопления обеспечивает равновесный экономический рост с максимальным уровнем потребления.
На рост экономического потенциала и уровня жизни населения существенное воздействие может оказать экономическая политика государства. С помощью экономической политики государство может влиять на величину физического и человеческого капитала. Поэтому, государство должно проводить следующую политику:
o стимулировать внутренние инвестиции и сбережения;
o стимулировать инвестиции из-за границы;
o стимулировать образование;
o стимулировать исследования и разработки;
o защищать права собственности и обеспечивать политическую стабильность;
o стимулировать свободную торговлю;
o контролировать рост населения.
Контрольные вопросы и задания к теме:
1. Выберите правильный ответ.
Классическое понимание экономического цикла – это:
o промежуток времени между двумя одинаковыми состояниями экономики;
o последовательное прохождение экономики через фазы: кризис (спад), депрессия, оживление, подъем;
o последовательное прохождение экономики через фазы: пик, кризис (спад), депрессия, оживление, подъем;
o последовательное прохождение экономики через фазы: кризис (спад), депрессия, дно, оживление и подъем.
2. Кто из перечисленных теоретиков является основоположником теории больших циклов:
o С. Кузнец;
o Д. Китчин;
o К. Жугляр;
o Н. Кондратьев.
3. Как взаимосвязаны между собой большие циклы Н. Кондратьева и средние циклы?
4. Перечислите волны больших циклов Кондратьева.
5. Выберите правильный ответ. По продолжительности циклы Н. Кондратьева длятся:
а) 2- 4 года;
б) 7-12 лет;
в) 15 – 20 лет;
г) 45 – 55 лет.
6. Как вы думаете, почему характер фазы большого цикла, на которую приходятся средние циклы, не может не отражаться на ходе средних циклов?
7. Чем обусловлено мнение Н. Кондратьева о том, что в «период понижательных волн большого цикла закономерно преобладают годы депрессий, а в период повышательных волн большого цикла – годы подъемов»? Ответ поясните, опираясь на данные Шпитгофа.
8. В основе причин циклов Тоффлера лежит:
а) смена общественно-экономических формаций;
б) появление и внедрение в производство новых технологий;
в) моральный износ основного капитала;
г) изменения в товарных запасах.
9.Кто в нашей стране считается безработным?
10. Как вы думаете, почему число официально зарегистрированных безработных в органах службы занятости меньше реального числа безработных?
11. Почему правительство не собирается пересматривать планы по увеличению размеров пособий по безработице?
12. Изучите самостоятельно положение дел на АвтоВАЗе и обсудите в группе, сколько работников уволит только один АвтоВАЗ в условиях современного экономического кризиса? Какие меры принимаются правительством для урегулирования проблемы занятости сотрудников данного предприятия? Насколько они продуктивны?
13. Какие специалисты будут наиболее востребованы в стране в ближайшие годы?
14.Что стоит предпринять россиянам ради сохранения места работы, основываясь на опыте европейских стран?
15. У представителей каких профессий самые высокие шансы потерять работу в условиях современного экономического кризиса и почему?
16. Какую роль на сокращении безработицы сыграют технологические изменения?
17. Какие методы борьбы с безработицей необходимо совершить, чтобы снизить ее уровень?
18. Какое из следующих событий приведет к увеличению уровня безработицы:
o рост населения без изменения численности рабочей силы;
o увеличение в одинаковой пропорции численности рабочей силы и числа безработных;
o увеличение численности рабочей силы без изменения числа занятых;
o увеличение числа занятых без изменения числа безработных.
19. Напишите эссе на тему: «Экономика полной занятости всегда должна для производства одного товара поступиться производством другого товара». (Пол Самуэльсон)
20. В чем суть инфляции как экономического явления?
21. Правильно ли утверждение, что чрезмерное увеличение денег в обращение является причиной инфляции? Перечислите причины инфляции.
22. Проанализируйте показатели расчета уровня инфляции.
23. Что представляет собой инфляционная спираль? Опишите механизм инфляционной спирали.
24. Цены за 4 года выросли в 64 раза. На сколько процентов выросла инфляция?
25. Верно ли, что результатом инфляции издержек может быть снижение объема выпуска и уровня цен. Ответ обоснуйте.
26. Оцените среднегодовую инфляцию, если за 4 года цены выросли в 16 раз.
27. Объясните специфику инфляции спроса и предложения в России.
28. Каковы социально-экономические последствия инфляции? Кто выигрывает или проигрывает от инфляции?
29. Выведите экономико-математическую взаимосвязь между безработицей и инфляцией, опираясь на закон Оукена. Постройте кривую Филлипса.
30. Сформулируйте понятие экономического роста. Самостоятельно выведите показатели экономического роста.
31. Рассчитайте темп роста экономики, если потребительская корзина подорожала на 40%, а ВВП в текущих ценах на 75%.
32. Перечислите факторы экономического роста.Какие типы экономического роста вы знаете?
33. Что общего и в чем различие между понятиями «экономический рост» и «экономическое развитие».
34. Обсудите факторы, которые могут тормозить или способствовать экономическому росту.
35. Какова взаимосвязь между порочным кругом слаборазвитости стран и «золотым правилом Фелпса»?
36. Какую экономическую политику необходимо проводить, если экономика развивается с запасом капитала меньшим, чем по правилу Фелпса?
37. Перечислите положения теории экономического роста: Ростоу,Гэлбрейта,Тоффлера.
38. Сформулируйте государственную политику по достижению экономического роста.
|