Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными

 

Если после однородных придаточных предложений стоит обобщающее слово с предшествующим вводным словом или словосочетанием, то перед последним ставится запятая и тире, а после него - запятая: Она выслушала его доводы, и, когда он стал говорить, что война принесла перемены, что его присутствие причинит заботы и нарушит привычки, что он тревожится за нее, - словом, все, что ему приходило на ум, - глаза старухи устремились на него.

Между однородными придаточными предложениями, соединенными повторяющимсясоединительным или разделительным союзом, запятая не ставится: Чудилось, будто корчуют сразу весь лес и выдираемые из земли корни и сама земля стонут и вопят от боли.

(Первый союз исоединяет два придаточных предложения, второй - два однородных подлежащих корни и земля, третий - два однородных сказуемых стонут и вопят.

[ ] , (будто ) и (О и О О и О).

При повторяющихся сочинительных союзах запятая между соподчиненными придаточными предложениями ставится: Возвращаясь домой, она вспоминала,как они встретились, и как друзья помогли им подружиться, и как она старалась спасти его, когда он попал в беду.

Союзы ли... или рассматриваются как повторяющиеся: Налево все небо над горизонтом было залито багровым заревом, и трудно было понять, былли то где-нибудь пожар, или же собиралась всходить луна.

Между придаточными предложениями с последовательным подчинением запятая ставится на общем основании: Боброву вспоминались читанные им в каком-то журнале стихи, в которых поэт говорит своей милой, что они не будут клясться друг другу, потому что клятвы оскорбили бы их доверчивую и горячую любовь.



Русская пунктуация, согласно замечанию одного из самых тонких ее исследователей Н.С. Валгиной, "имеет четкое назначение - передать читающему смысл написанного таким, каким он воспроизводится пишущим". Вот почему она уже по самому определению своему субъективна, а потому - и в этом ее принципиальное отличие от орфографии - в большинстве случаев с необходимостью вариативна. И помнить об этом, изучая систему пунктуационных правил, совершенно необходимо: ведь, по словам А.П. Чехова, "в художественном произведении знаки зачастую играют роль нот, и выучиться им по учебнику нельзя; нужны чутье и опыт".

В рассказе А. Каневского "О пользе знаков препинания" говорится о том, как "человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в космосе, на Земле или даже в собственной квартире. Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал - так он совсем разучился мыслить и дошел до точки. Берегите знаки препинания!"

143. Перепишите предложения, расставив недостающие знаки препинания; объясните наличие или отсутствие запятой на стыке подчинительных союзов.

1. Я стал наконец надеяться что когда Гез очнется - если только он сможет очнуться - я сумею заставить его искупить дикую выходку в которой он едва ли не раскаивается уже теперь (Грин). 2. Я думаю что если бы мне дать одну тысячную часть этих загубленных денег я построил бы дом и основал неплохое хозяйство (Грин). 3. Я спал долго потому что когда проснулся была уже ночь (Гарш.). 4. Слепой знал что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно то с кустов посыплется роса (Кор.). 5. Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух (М. Г.). 6. Каждый из нас понимает что где бы человек ни сражался за свободу он сражается за нее и для нас (Пауст.).

144. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу каждого предложения. Составьте схемы.

 

1. Кутузов писал что русские не отступили ни на шаг что французы потеряли гораздо более нашего что он доносит второпях с поля сражения не успев еще собрать последних сведений.

2. В самых лучших дружеских отношениях лесть и похвала необходимы как подмазка необходима для колес чтобы они ехали. 3. Они (Синцов и Маша) приехали в квартиру Машиной матери на Усачевке где так недавно прожили двое суток по дороге в Симферополь и куда вернулись теперь с таким чувством словно прожили не пять дней а пять лет. 4. Серпилин смотрел на артиллеристов соображая может ли быть правдой то что он только что слышал.

5. Ночь была так черна что в первые минуты пока глаза не притерпелись после света к темноте приходилось ощупью отыскивать дорогу. 6. Когда их работа кончена и мокрая сеть вновь лежит на носовой площадке баркаса я вижу что все дно застлано живой еще шевелящейся рыбой. 7. Мне кажется что если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет он также был бы неуловим. 8. Даша заметила что когда вслед за звонком в столовой появлялся Рощин Катя сразу не поворачивала к нему головы а минуточку медлила. 9. Хорошо известно что если спортсмен регулярно не тренируется то хороших результатов он не достигнет.

Тестовые задания

 

1. В каком случае придаточное предложение соединяется с главным при помощи союзного слова?

а) Я знаю, что мужество вас не покинет.

б) Он не отвечал на звонки лишь потому, что не слышал их.

в) Если поезд опоздает, то я не смогу встретить друга.

г) Кто не видал Венеции в апреле, тому едва ли знакома вся несказанная прелесть этого волшебного города.

 

2. В каком случае придаточное предложение соединяется с главным при помощи союзного слова?

а) Поразил тон, каким все это было сказано.

б) Он употребил все свое красноречие, дабы отвратить Акулину от ее намерения.

в) Теперь, по-видимому, никого нет дома, так как никто не выходит на лай собак.

г) Уж раз мы начали говорить, то лучше договорить все до конца.

 

3. В каких случаях придаточное предложение соединяется с главным при помощи союза?

а) Какими бы фальшивыми идеями ни прикрывались хищные эгоисты, они для меня не люди.

б) Мы встретились в городе, где жили наши друзья.

в) Он сделал еще одно движение, чтобы остановить нарушителя.

г) Даже удивительно, откуда у Анфисы берутся такие мысли.

 

4. В каком случае слово что является союзным словом?

а) У Чарльза Диккенса спросите, что было в Лондоне тогда.

б) И на этой земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил.

в) И старый пес, ложась у ваших ног, вздохнет о том, что тоже одинок.

г) Ничего, голубка Эвридика, что у нас студеная зима.

 

5. В каком случае слово как является союзным словом?

а) Шифер на крыше от пекла крошился и стрелял этим крошевом, как стреляют и подпрыгивают орехи на раскаленной сковородке.

б) Мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима.

в) А вы на земле проживете, как черви слепые живут.

г) Хочешь знать, как все это было?

 

6. В каком случае слово когда является союзным словом?

а) Когда же свеча последняя догорит, смущенно — я умираю — он говорит.

б) Когда шуршат в овраге лопухи и никнет гроздь рябины желто-красной, слагаю я веселые стихи.

в) Никому не было известно, когда он вернется.

г) Когда ехали обратно, в загородном саду уже играла музыка.

 

7. Какую функцию выполняет в предложении союзное слово который?

Комната, в которую вступил Иван Иванович, была совершенно пуста.

а) дополнения

б) определения

в) обстоятельства

г) сказуемого

 

8. Какую функцию выполняет в предложении союзное слово который?

Они поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочитали друг у друга в глазах.

а) дополнения

б) определения

в) обстоятельства

г) подлежащего

 

9. В каком предложении союзное слово который является дополнением?

а) Это такой человек, который своего не упустит.

б) Который год это продолжается — трудно вспомнить.

в) Площадка, на которой мы должны были биться, изображала почти правильный круг.

г) Такими жалкими оказались сапожники, которых Нехлюдов увидел работающими в окне одного подвала.

 

10. В каком предложении выделенное союзное слово является подлежащим?

а) А знаете, какую бы глупость он сделал?

б) От жизни той, что бушевала здесь, от крови той, что здесь рекой лилась, что уцелело, что дошло до нас?

в) Кто знает, чей голос пройдет сквозь столетья.

г) Да объясните мне, как ее похитил Казбич?

145.Быстро прочитывая грамматические формулировки, отмечайте знаком “+” в пустом квадрате справа лишь те утверждения, которые являются истинными.

Утверждения +
1. Сложноподчинённое предложение состоит из двух простых предложений  
2. В состав сложноподчинённого предложения входят главное предложение и одно или несколько придаточных.  
3. Простые предложения в составе сложноподчинённого всегда равноправны.  
4. Придаточное предложение с главным связано сочинительной или подчинительной связью.  
5. В роли средств связи в сложноподчинённом предложении выступают подчинительные союзы или союзные слова.  
6. Союзные слова отвечают на вопросы и выполняют синтаксическую роль.  
7. Придаточные в сложноподчинённом предложении в зависимости от значения делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные.  
8. Вид придаточного предложения определяют по союзу или союзному слову.  
9. Вид придаточного предложения определяют по вопросу, поставленному от главного предложения.  
10. Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой, а в устной речи паузой.  
11. В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными могут быть такие типы подчинения: однородное, параллельное и последовательное.  
12. В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными могут быть такие типы подчинения: сочинительное, подчинительное и бессоюзное.  

Ключ к заданию: 2, 5, 6, 7, 9, 10, 11

146.Расставьте знаки препинания. Дайте общую характеристику предложениям.

  1. Отцы и деды Макара отвоевали у тайги кусок промерзшей землицы и хотя угрюмая чаща все еще стояла кругом враждебною стеной они унывали.
  2. Макару казалось что он идет на него но звон все удалялся и по мере того как его переливы доносились все тише и тише в сердце Макара вступало тупое отчаяние.
  3. Ветка лиственницы сдернула шапку с головы Алешки но тому некогда было подымать ее Макар уже настигал его с яростным криком.
  4. Лицо старого тойона было доброе и когда у Макара становилось слишком уже тяжело на сердце он смотрел на это лицо и ему становилось легче.
  5. Он стал перечислять свои работы и хотя он помнил каждый удар топора, и каждую срубленную жердь, и каждую борозду но он прибавлял целые тысячи жердей, и сотни возов дров, и сотни бревен, и сотни пудов посева.

Проверьте свою работу, проанализируйте расстановку знаков препинания:

  1. Отцы и деды Макара отвоевали у тайги кусок промерзшей землицы, и, хотя угрюмая чаща все еще стояла кругом враждебною стеной, они унывали.
  2. Макару казалось, что он идет на него, но звон все удалялся, и, по мере того как его переливы доносились все тише и тише, в сердце Макара вступало тупое отчаяние.
  3. Ветка лиственницы сдернула шапку с головы Алешки, но тому некогда было подымать ее: Макар уже настигал его с яростным криком.
  4. Лицо старого тойона было доброе, и, когда у Макара становилось слишком уже тяжело на сердце, он смотрел на это лицо, и ему становилось легче.
  5. Он стал перечислять свои работы, и хотя он помнил каждый удар топора, и каждую срубленную жердь, и каждую борозду, но он прибавлял целые тысячи жердей, и сотни возов дров, и сотни бревен, и сотни пудов посева.

147. Расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений.

  1. Мы кое-как приладили эти приспособления наша труба закрывалась снаружи и каждый раз для этого приходилось взбираться на плоскую крышу юрты.
  2. Я знал что скоро веселый огонь станет смолкать пламя лениво и томно потянется по раскаленному дереву потом останется только куча углей и по ним, нашептывая что-то, побегут огненные змейки.
  3. Цербер уселся против камелька установился на огонь и сидит неподвижно, точно белое изваяние по временам только он поворачивает ко мне голову и в умных глазах собаки я читаю благодарность и ласку.
  4. Я выпустил Цербера и пока он неистовствовал и заливался на своем обычном сторожевом посту на крыше я выглянул из сеней.
  5. Теперь я уже знаю привычный бродяга обманывал себя уверяя что он доволен своим спокойным существованием, своим домком, и коровкой, и бычком по третьему году, и оказываемым ему уважением.

Проверьте свою работу:

  1. Мы кое-как приладили эти приспособления, наша труба закрывалась снаружи, и каждый раз для этого приходилось взбираться на плоскую крышу юрты.
  2. Я знал, что скоро веселый огонь станет смолкать; пламя лениво и томно потянется по раскаленному дереву, потом останется только куча углей и по ним, нашептывая что-то, побегут огненные змейки.
  3. Цербер уселся против камелька, установился на огонь и сидит неподвижно, точно белое изваяние; по временам только он поворачивает ко мне голову, и в умных глазах собаки я читаю благодарность и ласку.
  4. Я выпустил Цербера, и, пока он неистовствовал и заливался на своем обычном сторожевом посту на крыше, я выглянул из сеней.
  5. Теперь я уже знаю: привычный бродяга обманывал себя, уверяя, что он доволен своим спокойным существованием, своим домком, и коровкой, и бычком по третьему году, и оказываемым ему уважением.

148. Распределите в колонки номера предложений с разными видами подчинения.

Последовательное подчинение Однородное соподчинение Параллельное подчинение
     

 

  1. Когда поезд проходил мимо Бреста, шёл такой пушистый снег, что ничего нельзя было разобрать.
  2. Он поймёт, потому что он способен понять всё, что выражено логично и просто.
  3. Охотники в один голос все говорят, что перед рассветом бывает особенно темно, что в полночь в лесу бывает самое тёмное время.
  4. В комнате было темно, так как окно было заперто ставнями, а лампа едва горела.
  5. Когда я вбежал в ворота, под которыми было очень темно, уже никого не было.
  6. Мы хорошо знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, ещё можно найти свежие лесные цветы.
  7. Пока он говорил, я заметил, что русский язык доставлял ему большое удовольствие.
  8. Когда останавливаются ночью часы в спальне и перестаёт стучать маятник, это будит сонного.
  9. Известно, что если музыкант долго не подходит к инструменту, то пальцы его теряют гибкость.
  10. Рано утром, когда в комнатах стояла тишина, осторожно вышел он в гостиную, которая была залита ярким солнечным светом.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.