Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Средства и способы связи предложений в тексте

 

Смысловая и грамматическая связность частей текста достигается при помощи различных средств связи. Разграничиваются лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте.

 

Лексические средства связи Примеры
слова одной тематической группы: Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозыдостигают 60 градусов. Снег лежит до июня. И еще в апреле случаются метели.
лексические повторы (повторы слов и словосочетаний), в том числе повторы ключевых слов, употребление однокоренных слов: Мы долго обсуждали прочитанную книгу. В этой книге было то, чего мы ждали. И наши ожидания оказались не напрасными.
синонимы и синонимические замены (в том числе контекстуальные синонимы, синонимические и описательные обороты и родо-видовые обозначения): Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А.С. Пушкина. Великому русскомупоэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.
антонимы(в том числе контекстуальные):   Недруг поддакивает. Другспорит.
слова и словосочетания со значением логических связейпредложений и резюмирующие слова типа вот почему, поэтому, из этого следует, подведем итог, в заключение и т. п.: Морская вода содержит много соли. Вот почему она не пригодна для приготовления пищи.
описательные обороты: Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей.
Морфологические средства связи Примеры
союзы, союзные слова и частицы в начале предложений: За окном шумит дождь.Зато в доме тепло и уютно.
личные местоимения: А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Онворкует диким голубком.
указательные местоимения (такой, тот, этот): Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такиезвёзды бывают только осенью.
местоимённые наречия(там, так, тогда и др.): Слевавиднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно.
единство временных форм глаголов-сказуемх: Ночь наступила неожиданно. Стало темно. На небе загорелись звезды.
использование степеней сравненияприлагательных и наречий: Мы оказались над облаками. Выше уже ничего не было.

 



синтаксические средства связи Примеры
синтаксический параллелизм - одинаковый порядок слови одинаковая морфологическая оформленность членов предложений: Юность — время надежд. Зрелость — пора свершений.
парцелляция (деление) конструкций, изъятие из предложения какой-либо части и оформление ее (после точки) в виде самостоятельного неполного предложения: Любить Родину — значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело.
неполные предложения: - Знаете, о чем мы спорили? - О литературе, музыке, живописи.
вводные слова и предложения, обращения, риторические вопросы: Можно ли забыть землю, на которой ты вырос?
прямой и обратный порядок слов: Я приду вечером. Приду я, чтобы наконец увидеть тебя.

Помимо отмеченных, в тексте также могут использоваться семантические и ассоциативные связи частей: Вечер наступал, уже садилось солнце, а духота не уменьшалась. Ефрем изнемогал и едва слушал Кузьму. (А. П. Чехов)

Внимание!

1. Указанные средства связи не являются обязательными для всех текстов. Их использование зависит от содержания текста, особенностей авторского стиля, формы повествования и т. п.

2. Связь предложений в тексте может быть не только контактной, но и дистантной

(т. е. связываться могут и удаленные друг от друга предложения).

3. Не следует путать связь между отдельными предложениями в тексте со связью между частями сложного предложения.

 

Смысловые и грамматические средства связи предложений в тексте являются основой для разграничения двух основных видов (способов) связи предложений в тексте:цепного и параллельного.

Цепная (последовательная) связь отражает последовательное развитие мысли, действия, события. В текстах с такой связью каждое новое предложение соотносится со словами и словосочетаниями предшествующего предложения; предложения как бы сцепляются между собой.

Наконец мы увидели море. Оно было огромным и очень спокойным. Но это спокойствие было обманчивым.

Средствами цепной связи обычно являются повтор, синонимические замены, местоимения, союзы, семантические соответствия и ассоциации.

 

При параллельной связи предложения не связываются между собой, а сопоставляются или противопоставляются. Параллельная связь основывается на параллельных, т. е. одинаковых или похожих по структуре, предложениях, в которых обычно употребляются одинаковые по времени и виду глаголы-сказуемые.

Во многих текстах с параллельной связью первое предложение становится «данным» для всех последующих, которые конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении.

Леса оздоровляют землю. Они не только исполинские лаборатории, дающие кислород. Они поглощают пыль и ядовитые газы. Их справедливо называют «легкими земли».

Основными средствами параллельной связи являются: синтаксический параллелизм, вводные слова (во-первых, во-вторых, наконец), наречия места и времени (справа, слева, там, сначала и т. п.).

149. Прочитайте текст. Какие средства связи предложений (лексические, морфологические и синтаксические) используются в данном тексте?

 

На дюнах

 

Я живу в маленьком доме на дюнах.

Все Рижское взморье в снегу. Он все время слетает с высоких сосен длинными прядями и рассыпается в пыль. Слетает он от ветра и от того, что по соснам прыгают белки. Когда очень тихо, то слышно, как они шелушат сосновые шишки.

Дом стоит у самого моря. Чтобы увидеть море, нужно зайти за калитку и немного пройти по протоптанной в снегу тропинке мимо заколоченной дачи. На окнах этой дачи еще с лета остались занавески. Они шевелятся от слабого ветра. Должно быть, ветер проникает сквозь незаметные щели в пустую дачу, но издали кажется, что кто-то их поднимает и осторожно следит за тобой.

Море не замерзло. Снег лежит до самой кромки воды. На нем видны следы зайцев. Когда на море подымается волна, то слышен не шум прибоя, а хрустенье льда и шорох оседающего снега. Балтика зимой пустынна и угрюма. (Ю. В. Бондарев)

 

150. Расположите предложения в нужном порядке. Запишите получившиеся тексты. Подчеркните те языковые средства, которые служат для связи предложений.

 

I. 1) Едва взглянешь на памятник, стоящий на площади, прекрасный среди зимней белизны, и глаз не можешь отвести от одинокой и гордой этой фигуры. 2) В Одессе на бульваре стоит памятник Пушкину. 3) Он установлен так, что профиль поэта виден на фоне двойной пылающей синевы: моря и неба.

II. 1) Осень, светлая и тихая, приходила к нам так мирно и спокойно, что, казалось, конца не будет ясным дням. 2) В этой прозрачной голубизне можно было различить самый отдаленный курган в степи, на открытой и просторной равнине желтого жнивья. 3) Она делала небо чистым и кротким, дали нежно-голубыми и глубокими.

III. 1) Поднимается солнце выше — меняется ее цвет, в ход идут более нежные пастельные тона. 2) То, что она самая чистая, самая прозрачная, почти дистиллированная, общеизвестно. 3) Бесчисленны ее оттенки. 4) Подул сильнее — седые гребни расчертили эту синь пенными полосами. 5) Я не знал: вода эта в своей километровой толще и самая красивая. 6) Тихим летним утром в тени берега вода иссиня-густая и сочная. 7) Вода Байкала! 8) Подул ветерок — кто-то добавил в озеро синевы.

 

151. Спишите. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу средства связи предложений в тексте, выбрав из справочного материала. Обоснуйте свой выбор.

 

В Университете Константинополя Кирилл преподавал недолго. (...) этот философ, который был знатоком греческого, еврейского, арабского, латинского и славянского языков, был направлен в Болгарию с просветительской миссией. (...) оказалось, что просвещать славян невозможно без книг на их родном языке. (...) Кирилл начал составлять славянскую азбуку. (По В. Д. Янченко)

 

Справочный материал: вскоре, потом, затем; однако, но, а; поэтому, потому, следовательно.

 

152. Определите способ связи предложений в тексте (цепная или параллельная). Подчеркните средства связи предложений одной чертой, надпишите их названия, воспользовавшись справочным материалом.

 

1) Более полувека назад вышло в свет первое издание всемирно известного «Словаря русского языка» С. И. Ожегова. Наверное, нет такого человека в нашей стране, который ни разу в жизни не обращался к этому справочнику. Более того, словарь стал настольным пособием для тех, кому дорог и кому нужен русский язык. Этот замечательный справочник, созданный великим лексикографом XX века Сергеем Ивановичем Ожеговым, намного пережил своего творца и составителя. (По В. Д. Янченко)

Справочный материал: личное местоимение, указательное местоимение, повтор слова, синоним, вводное слово.

 

2) Родиной самого первого алфавитного письма была Древняя Финикия. Затем в эпоху Античности буквенно-звуковое письмо, изобретенное древними финикийцами, было воспринято греками. Считается, что древние греки позаимствовали письменность у финикийцев, несколько изменив и дополнив их алфавит новыми буквами. При этом если в алфавите финикийцев было 22 буквы, то в греческом их стало 24. (По В. Д. Янченко)

Справочный материал: слова одной тематической группы, наречие времени, однокоренные слова, указательное местоимение, повтор слова.

 

153. Определите способ связи предложений в тексте (цепная или параллельная). Приведите доказательства.

 

1) Среди первых минералов, открытых человеком, было золото. Оно очень быстро стало символом могущества: чем больше этого металла было в сокровищнице вождя или владыки, тем выше был их авторитет. Золото не только окружало монархов в этом мире, но и сопровождало в мир иной. Достаточно вспомнить гробницу Тутанхамона, в которой было найдено множество прекрасных золотых изделий. Но больше всего поражал сам саркофаг, изготовленный из единого блока золота весом 110 кг.

2) Дачу мы снимали у города, много лет подряд.

Простой серый дощатый дом под ржавой железной крышей. Лесенка с нижнего балкона сходит прямо в сирень. Столбы качелей; старая скамья под огромной ивой еле видна — так густо кругом. В высоком плетне — калитка на дорогу. Если встать лицом к Оке, влево — грядки, за ними — малина, смородина и крыжовник, за домом — крокетная площадка.

ТИПЫ РЕЧИ

 

ТИПЫ РЕЧИ   ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА АВТОРА КОМПОЗИЦИОННАЯ СХЕМА
Повествование (что произошло?) Пришёл, увидел, победил.   сообщить о последовательности действий или событий. Используются глаголы. Несколько кадров 1. Экспозиция 2. Завязка 3. Развитие действия 4. Кульминация 5. Развязка
Описание (какой?) указать признаки предмета, лица, места, состояния. Используются прилагательные. 1 кадр   От общего впечатления к деталям.
Рассуждение(почему?) обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события.   Говорится о причинах и следствиях, событиях и явлениях, онаших представлениях оних, оценках, чувствах. – о том, что нельзя сфотографировать. 1. Тезис (мысль, которая доказывается) → 2. аргументы (доказательства, примеры) → 3. выводы.  

 

 

Пример описания.

На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза — из литого стекла (по А. Куприну).

 

Пример повествования.

Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (по А. Толстому).

 

Пример рассуждения.

Имя Гвидон («Сказка о царе Салтане») явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона («Сказка о золотом петушке»). Все прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д'АНТОНА, в котором действуют и «славный король Гвидон» и «король Дадон», ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.

 

Порядок рассуждения можно представить в следующем виде:

 

ТЕЗИС→ АРГУМЕНТЫ И ПРИМЕРЫ→ ВЫВОД

 

В речевой практике разные типы речи часто сочетаются друг с другом, и в этом случае их описывают, отмечая ведущий тип речи и элементы других типов речи (например, «рассуждение с элементами описания»).

 

При определении типа речи учитываютя :

Определите типы речи в следующих текстах:

1.Окраска опенка осеннего желтовато-серая. Она может быть и грязно-коричневой, а к середине шляпки — более темной. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к основанию серая, иногда коричневая.

 

2. Стакан геркулесовых хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, доведите до кипения. Затем добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на слабом огне при помешивании15—20 минут. Потом добавьте сливочного масла по вкусу.

3.Имена двух соперников Руслана — Рогдая и Фарлафа — отнюдь не художественная фантазия молодого Пушкина. Их автор взял, вероятно, из многотомной «Истории государства Российского» Карамзина. Карамзин, описывая богатырские пиры князя Владимира, говорит о знаменитом Рахдае, который, воюя, «расширил пределы государства на западе». Что касается Фарлафа, то это имя Карамзин упоминает, описывая княжение Вещего Олега. Фарлаф был одним из бояр этого князя.

 

4. Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сертуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка (А. Пушкин).

 

5. Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины (Н. Гоголь).

Тест

1. Прочитать предложения. Выполнить задания, ответить на вопросы.

1). Книга – это могучее оружие: без нее я был бы немым или косноязычным, я не мог бы сказать юному сердцу и сотой доли того, что ему надо сказать и что я говорю.

2). Школа – это прежде всего книга.

3). Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека.

4). Одной из истин моей педагогической веры является безграничная вера в воспитательную силу книги.

5). Воспитание – прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения.

(В.А.Сухомлинский)

Вопросы и задания

 

1. Подумайте, в какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст. Текст запишите, озаглавьте.

2. Определите тему и основную мысль текста. Подумайте, можно ли основную мысль выразить предложением из текста или ее нужно сформулировать.

Тема ________________________________________________

Идея ________________________________________________

 

3. Определите способ связи предложений в тексте. Приведите доказательства.

Стили речи

Название стиля: научный публицистический официально- деловой художественный разговорный
Функция сообщение научных сведений, научное объяснение фактов сообщение + воздействие сообщение изображение и воздействие общение
Сфера употребления официальная обстановка общественно- экономические, политические, культурные отношения законодательство, делопроизводство художественная литература, мемуары бытовые отношения, частные письма, записки
Жанры научная статья, доклад, учебная, научно - популярная литература статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление, доклад законы, приказы, постановления, акты, справки, инструкции, деловые бумаги роман, повесть, рассказ, драма, стихи диалог, письма
Характерные черты логичность, объективность, точность, отвлеченность, обобщенность логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, общедоступность точность, неличный характер, стандартизован- ность образность, эмоциональность, конкретность эмоциональность, образность, конкретность, простота, непринужден- ность, неподготовлен- ность речи
Особенности стиля (лексические, синтаксические) термины, однозначные слова, повтор ключевых слов, прямой порядок слов, преобладание неопределенно- личных и безличных предложений, обилие сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов общенаучная терминология, разговорные и просторечные слова, фразеологизмы, использование однородных членов, вводных слов и предложений, сложных синтаксических конструкций официально- деловая лексика, устойчивые, стандартизи- рованные обороты речи, используются осложненные простые предложения широкое использование всех видов лексики и различных синтаксических конструкций слова, имеющие разговорную окраску. Ограничена абстрактная, иноязычная, книжная лексика, терминология. Порядок слов свободный, неполные, вопросительные, побудительные предложения, редкое употребление причастных и деепричастных оборотов
Наиболее характерные средства выразительности отсутствуют эпитеты, метафоры, сравнения, риторические фигуры. Эмоциональные средства сочетаются со строгой логичностью, доказатель- ностью, смысловым выделением наиболее важных слов отсутствуют широкое использование тропов и фигур речи сравнения, фразеологизмы, эмоционально- окрашенная лексика

 

154.Определите,о каком стиле речи говорится во второй части стихотворения.

Нужно ясно понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать -
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявленье на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила дилемма, -
Нужно стили речи знать!

Поделиться впечатленьем
Если с другом захочу,
То ему, без промедленья,
По мобиле позвоню:
«Ну, привет! Я тут скучаю.
Приходи-ка на чаёк!
Поболтать с тобой мечтаю.
Дивный нынче вечерок!
Нет, не болен,- просто скука!
Если хочешь, то хандра!
Мне молчать - ох, это мука!
Сплетен хватит до утра!»

155. Попробуйте определить, о каких стилях речи говорится в приведенных текстах:

1. Стиль логичный, объективный,
В нём – прямое слов значенье.
Применять нам эффективно
В описании явленья.

Образности в стиле нет,
Тропы – не в участии.
В центре не один предмет,
А общее понятие.

Можем мы всегда узнать
Стиль сухой, немного скучный.
«Термин!» - стоит лишь сказать, -
Перед нами стиль -…

2. Господа судьи, господа присяжные заседатели!
Вам предстоит произнести приговор.
По делу, что вынесли на суд ваш кто? – Обыватели,
Назвав подсудимого категорично «вор!»
Однако! Подсудимый, допустим, что виноват
И заслуживает (допустим мы) наказания.
Однако! Признаем, что как-то уж слабоват
Набор улик и свидетельские показания!
Нам задача судебной власти очень даже ясна:
Справедливый суд ради блага людей!
Преступивший чрез закон отвечает сполна!
Пусть будет наказан злодей!
Однако! Перед нами другой подсудимый,
Перед нами имеющий претензию человек
Считаться лицом развитым, что явно немнимо,
Лицом, неспособным на кражу, затем на побег.
Напряжённое внимание к судебному следствию,
Пытливый взор, ум, совесть, умение
Помогут достойно отнестись к данному бедствию,
Оценить справедливо это недоразумение!

3. Документ в законную силу вступает. В установленном порядке оформлен кредит.
Банк гарантию предоставляет.
Приговор обжалованию не подлежит.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.