Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Модуль 1. Проектная культура образовательной организации (18 час.)

Государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

 

Авторы курса:

 

Губанова Е.В., к.п.н., профессор

Федоров А.М., к.п.н., профессор

Зеленова Л.П., к.э.н., доцент

Кац А.М., доцент

Тафинцева В.Н., к.э.н., доцент

 

Утверждено на заседании кафедры

экономики образования

Протокол № ________ от ______________

Зав.кафедрой______________________

 

 

Москва

 

Структура учебной программы повышения квалификации

«Аналитическая деятельность в образовательной организации»

 

1. Введение.

 

1.1. Актуальность заявленной Учебной программы определяется перспективами развития системы образования столичного мегаполиса, сформулированными в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Государственной программе города Москвы на среднесрочный период 2012-2016 гг. «Столичное образование».

В этих условиях на характер динамики и качество развития образовательной организации, как важнейшего социокультурного института столичного мегаполиса, оказывают определяющее влияние:

повышение роли человеческого капитала в становлении инновационной способности социально-экономических процессов;

ориентация образования на ценности инновационной экономики, основанной на знаниях;

становление новых общественных отношений, возникающих в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование;



формирование нового правового поля и новых финансово-экономических механизмов развития образования;

ориентация образовательных организаций на потребителя образовательных услуг, развитие института договорных отношений в образовании;

переход образовательных организаций на новые Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования;

формирование новых организационно-педагогических и организационно-экономических условий развития образовательной организации;

позиционирование образовательной организации на рынке образовательных услуг;

развитие демократических форм управления образовательной организацией (управляющие советы, публичные отчеты руководителей);

становление образовательных комплексов и совершенствование форм и методов управления ими на основе программно-целевого подхода;

институционализация в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» педагогической экспертизы в сфере образования.

Кардинальные изменения происходят в содержании управленческой культуры руководителя образовательной организации, а также в технологиях его управленческой деятельности, важнейшим компонентом которой выступает аналитическая деятельность.

В настоящее время аналитическая деятельность рассматривается как:

важнейшая функция управления образовательной организацией, направленная на изучение состояния и прогнозирование тенденций ее развития;

управленческий инструмент для изменения, перевода образовательной организации в качественно новое состояние, адекватное актуальным запросам модернизируемой системы образования на основе компетентностного подхода.

Таким образом, анализ является средством раскрытия наиболее емких источников роста качества и повышения эффектив­ности жизнедеятельности и развития образовательной организации в целом, отдельных ее составляющих. Это важный инструмент повышения качества управления организацией.

 

1.2. Новизна заявленной Учебной программы определяется теоретической и практической значимостью решения проблемы развития аналитической культуры руководителя образовательной организации на основе компетентностного подхода.

Впервые в практике повышения квалификации руководителей образовательных организаций предлагается курс, ориентированный на развитие у слушателей профессиональных компетенций, связанных с комплексным анализом социально-экономических и организационно-педагогических условий развития образовательной организации в условиях перемен.

 

1.3. Предмет изучения – аналитическая деятельность руководителя образовательной организации в условиях модернизации образования столичного мегаполиса как многоаспектный процесс:

анализа социокультурных и социально-педагогических условий функционирования и развития образовательной организации, ее позиционирования на рынке образовательных услуг;

анализа социально-экономических и организационно-педагогических условий и механизмов обеспечения жизнедеятельности и развития образовательной организации;

анализа социального заказа, достижений и конкурентных преимуществ образовательной организации на рынке образовательных услуг;

анализа реализуемого образовательного процесса;

анализа процесса управления инновациями в образовательной организации;

анализа собственной управленческой деятельности менеджера образования.

 

1.4. Концептуальная идея Учебной программы заключается в обучении слушателей содержанию, формам, методам и технологиям комплексной аналитической деятельности в образовательной организации.

 

1.5. Цели и задачи Учебной программы:

· формирование у слушателей базовых теоретических и практических знаний и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления аналитической деятельности в образовательной организации;

· развитие интереса к аналитической деятельности в образовательной организации и творческого подхода при ее выполнении;

· формирование знаний и умений пользования современного инструментария проведения аналитической деятельности в образовательной организации.

1.6. Категория работников образования, на которых рассчитана Учебная программа: руководители образовательных организаций; заместители руководителей образовательных организаций; резерв руководителей образовательных организаций.

 

1.7. Продолжительность обучения – 72 часа.

 

Структурно-содержательные компоненты (разделы)

Учебной программы.

2.1. Базовая часть.

 

2.1.1. Раздел 1. Основы государственной политики и законодательства Российской Федерации в области образования (6 часов).

 

В результате освоения раздела обучающийся должен:

знать:

ведущие направления государственной политики Российской Федерации в области образования;

изменения законодательства Российской Федерации в области образования;

уметь: актуализировать свою профессиональную деятельность в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации в области образования.

 

ВСТАВКА – РУК-4, модуль 6. Основы законодательства Российской Федерации в области (доц. Кац А.М.). Объём модуля – 6 часов

 

2.2. Профильная часть.

 

2.2.1. Раздел 2. Предметно – методическая деятельность.

 

В результате освоения раздела обучающийся должен:

знать:

· цели, задачи, структуру, содержание, формы и методы организации аналитической деятельности в образовательной организации;

· современные тенденции развития аналитической деятельности в образовании;

· современные методики и технологии аналитической деятельности, обеспечивающие эффективное управление образовательной организацией в условиях перемен;

· требования к аналитической культуре менеджера образовательной организации;

· требования к организации аналитической деятельности в образовательной организации;

уметь:

· разрабатывать систему аналитической деятельности в образовательной организации;

· выбирать адекватные поставленным целям и задачам формы, методы и средства аналитической деятельности;

· использовать данные, полученные в результате аналитической деятельности, при разработке стратегий развития образовательной организации, проектировании программы развития и образовательных программ образовательной организации, а также в процессе оперативного управления.

 

Модуль 1. Проектная культура образовательной организации (18 час.)

Тема 1. Стратегический менеджмент и инновационное развитие образовательных систем и организаций. Программно-целевое управление развитием образования (Лекция, 4 часа).

 

Понятие программно-целевого управления. Программно-целевое управление образованием в Российской Федерации. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Приоритетный национальный проект «Образование». Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (КПМО). Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012 – 2016 гг.) «Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")».

Особенности программно-целевого управления образовательной организацией (образовательным комплексом). Принципы программно-целевого управления образовательной организацией (образовательным комплексом).

 

Тема 2. Сущность и функции проектного менеджмента (Лекция, 4 часа)

Сущность и функции проектного менеджмента. Сущностная характеристика проекта как процесса и системы: инновационность, конкретная цель и результат, определенная продолжительность выполнения (начало, конец), ограничения по ресурсам, участие разнообразных специалистов, командная работа. Основные признаки проекта. Основные понятия: “проект”, “управление проектом”. Общее и специфическое. Этапы управления проектом: инициация проекта, планирование, выполнение, контроль, закрытие проекта. Связь проекта с изменениями: технологий, окружающей среды организации, с людьми. Сферы применения проектов: коммерческие, некоммерческие проекты. Сроки проектов: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные проекты. Критерии успеха проекта: связь с ресурсами организации, жизненным циклом, философией и культурой организации.

Управление изменениями в проекте: мониторинг изменения внешней среды проекта; прогнозирование изменений и оценка их влияния на проект; разработка стратегии и планов защиты проекта от рисков и воздействия внешней среды; определение необходимых изменений; контроль изменений и проверка эффективности достижения целей посредством осуществленных изменений.

Методы управления проектом. Метод определения целей проекта. Метод сетевого планирования и управления. Методы планирования затрат. Контроль затрат. Методы управления риском. Методы управления конфликтами. Методы управления изменениями. Методы управления контрактами. Методы управления ресурсами. Методы организации управления проектами.

«Дорожная карта» управления проектом.

Педагогический проект как инструмент инновационного развития социально-педагогической системы.

Инновационный проект: сущность, виды и содержание. Сущность и принципы управления инновационным проектом Порядок разработки инновационного проекта. Управление реализацией инновационным проектом.

Проектная культура образовательной организации. Проектная культура менеджера образования.

 

Тема 3. Технология проектной деятельности и управления реализацией проекта (10 часов, практические занятия)

 

Технологии проектной деятельности и оценки инновационности проекта. Проектное управление как технология управления развитием субъекта в процессе творческого решения проблем с учетом его контекстного окружения.

Условия управления инновационным развитием образовательного учреждения. SWOT-анализ. Содержание понятия. Структура и алгоритм проведения.

Сравнительный анализ возможных сценариев реализации проекта в рамках системы.

Алгоритм управления реализацией проекта. Функции менеджмента инноваций. Функции субъекта управления: прогнозирования, планирования, организации, регулирования, координации, стимулирования, контроля. Функции объекта управления: выделение инновационного процесса в проект; организация инновационного процесса; организация продвижения инноваций в образовательной среде и ее диффузии.

Этапы процесса организации инновационного менеджмента в образовательной организации: определение цели управления инновацией; выбор стратегии менеджмента инновации; определение приемов управления инновацией; разработка программы управления инновацией; организация работ по выполнению программы; контроль за выполнением намеченной программы; анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией; корректировка приемов менеджмента инновации.

Типология проектов в образовательных системах и организациях. Проект как грантовая заявка. Форма грантовой заявки. Правила написания грантовой заявки. Инновационный проект педагога в процедуре аттестации. Проект и экспериментальная работа образовательного учреждения. Проект в учебной деятельности учащихся. Формирование ключевых компетентностей учащихся в проектной деятельности.

Программа стратегического развития образовательного учреждения как инновационный проект. инструмент обоснования инвестиций в развитие ОУ.

Структура программы развития школы: титульный лист, резюме бизнес-плана, основная информация об образовательной организации и образовательной отрасли, анализ рынка образовательных услуг и деятельности основных конкурентов (партнеров), содержание образовательной услуги, уровень ее востребованности, производственный план, ценообразование, организационный план, оперативный план-график реализации бизнес-плана, финансовый план.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.