Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ.

ВОПРОСЫ:

1. Почему стили получили название «функциональных»?

2. Какие функции выполняет язык?

3. Чем объясняется закрепленность слов за определенным стилем речи?

4. Чем характеризуется тот или иной функциональный стиль?

 

Понятие СТИЛЯ

Взависимости от целей и задач про­цесса общения используются различные языковые средства. В результате создаются своеобразные разно­видности единого литературного языка — функциональные стили, т. е. исторически сложившиеся и социально осознанные системы речевых средств, используемые в той или иной сфере общения и соотносимые с той или иной сферой профессиональной деятель­ности.

Слово «стиль» происходит от греческого stylus — так древние греки называли заостренную палочку, стержень для писания на восковых дощечках. Слово «стиль», обозначавшее вначале палочку для письма, в дальнейшем приобрело значение «почерк», а позднее еще более расширилось и стало означать манеру, способ, особен­ности речи.

Стили языка получили название функциональных потому, что они выполняют важнейшие функции, являясь средством общения, сообщения определенной информации и воздействия на слушателя или читателя.

Язык полифункционален — он выполняет, как уже указывалось, несколько функций, формирующих несколько основных разновид­ностей языка, несколько функциональных стилей. Используя эти стили, язык оказывается способным выразить сложную научную мысль, глубокую философскую мудрость, точно и строго сфор­мулировать законы, превратиться в поэтические строфы или отобразить в эпопее многоплановую жизнь народа. Функции и функциональные стили обусловливают стилистическую гибкость языка, многообразные возможности выражения мысли.



Каждая функция языка определяет ту или иную манеру изло­жения — точную, объективную, конкретно-изобразительную, информативно-деловую. В соответствии с этим каждый функциональ­ный стиль выбирает из литературного языка те слова и выражения, те формы и конструкции, которые могут наилучшим образом выполнить внутреннюю задачу данного стиля.

Современному русскому литературному языку присущи книжные функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой, которые используются преимущественно в письменной форме речи, — и разговорный, применяющийся главным образом в устной форме речи.

Многие ученые в качестве функционального стиля выделяют еще и художественный (художественно-беллетристический), т. е. язык художественной литературы. Однако эта точка зрения весьма спорна: писатели в своих произведениях используют все много­образие языковых средств, поэтому художественная речь не пред­ставляет собой систему однородных языковых явлений — напротив, она лишена какой бы то ни было стилистической замкнутости, ее специфика зависит от особенностей индивидуально-авторского стиля. По мнению В.В. Виноградова, «понятие стиля в применении к языку художественной литературы наполняется иным содер­жанием, чем, например, в отношении стилей делового или кан­целярского и даже стилей публицистического и научного. Язык художественной литературы не вполне соотносителен с другими стилями, типами или разновидностями книжно-литературной и народно-разговорной речи. Он использует их, включает их в себя, но в своеобразных комбинациях и в функционально преобразо­ванном виде».

Стили литературного языка чаще всего сопоставляются на ос­нове анализа их лексического состава, так как именно в лексике заметнее всего проявляется их различие.

Закрепленность слов за определенным стилем речи объясняется тем, что лексическое значение многих слов помимо предметно-логического содержания имеет и эмоционально-стилистическую окраску. Например, слова мать, мама, мамочка, мамуля, ма имеют одно и то же значение, но различаются стилистически, поэтому используются в разных стилях: слово мать — преимущественно в официально-деловом, а остальные слова — в разговорно-обиходном стиле. Синонимы врун — лжец, плакаться — сетовать, нехватка — дефицит, большущий — гигантский отличаются друг от друга не по смыслу, а по стилистической окраске: первые слова каждой пары употребляются в разговорно-обиходной, а вторые — в научно-попу­лярной, публицистической, официально-деловой речи.

Помимо понятия и стилистической окраски каждое слово способно выражать чувства человека, а также оценку им различных явлений действительности.

В языке существуют две группы эмоционально-экспрессивной лексики: слова с положительной и отрицательной оценками. Так, слова отличный, прекрасный, превосходный, чудесный употребляются с положительной, а слова скверный, гадкий, безобразный, против­ный — с отрицательной оценкой.

В зависимости от эмоционально-экспрессивной оценки слово относится к определенному стилю речи. Эмоционально-экспрес­сивная лексика наиболее полно представлена в разговорной речи, отличающейся живостью и меткостью изложения, а также в пуб­лицистическом стиле. Однако в научном и официально-деловом стилях речи эмоционально окрашенные слова, как правило, не­уместны. В разговорной речи употребляется преимущественно разговорная лексика — она не нарушает общепринятых норм литературной речи, однако ей свойственна известная свобода. На­пример, слова читалка, препод, шпора вместо читальный зал, преподаватель, шпаргалка вполне допустимы в разговорной речи, но неуместны при официально-деловом общении.

Разговорные слова противопоставлены книжной лексике.

Обычно тот или иной функциональный стиль характеризуется специфическими особенностями, которые, в свою очередь, созда­ются и набором определенных языковых единиц, и специфичной речевой системностью данного стиля. Однако нередко та или иная стилевая особенность оказывается присущей одновременно не­скольким стилям. Например, точность называют особенностью научного, делового, а иногда и других стилей.

Каждый функциональный стиль представляет собой сложную систему, которая охватывает все языковые уровни: произношение слов, морфологические средства, лексико-фразеологический состав речи и синтаксические конструкции. Рассмотрим функциональные стили русского языка более подробно.

 

Лекция №4

Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

ВОПРОСЫ:

1. Что называется стилем?

2. Какие особенности присущи научному стилю?

3. Какие сферы человеческой деятельности обслуживает научный стиль?

4. Что такое дефиниция?

5. Как можно различить термины, терминированные слова, номенклатуру?

6. Каковы морфологические особенности научного стиля?

7. Каковы синтаксические особенности научного стиля?

8. Каковы лексические особенности научного стиля?

Научный стиль

Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей литературного языка, которым присущ ряд общих условий функционирования и языко­вых особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, нормированность речи.

Возникновение и развитие научного стиля связано с. развитием разных областей научного знания, разных сфер человеческой дея­тельности. На первых порах стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествования — его отделение произошло в александрийский период, когда в греческом языке начала форми­роваться строгая научная терминология, впоследствии дополненная терминами из латинского языка, ставшего интернациональным научным языком европейского средневековья. В эпоху Возрождения ученые стремились к сжатости и точности научного описания. Образцом научного языка стали труды Ньютона.

В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII в., когда стала создаваться русская научная терминология; научные труды М.В. Ломоносова и его учеников ускорили формирование научного стиля, а окончательно он сло­жился во второй половине XIX в. — в период научной деятельности крупнейших ученых того времени.

Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся незави­симо от характера самих наук (естественных, точных, гуманитарных) и жанров высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник и т. д.), что позволяет говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, Тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии, философии или истории.

Стиль научных работ определяется их содержанием и целями научного сообщения (как можно более точно и полно объяснить факты окружающей действительности, показать причинно-следст­венные связи между явлениями, выявить закономерности истори­ческого развития и т. д.). Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связей между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности выражения при сохранении насыщенности содержания.

Нередко научный стиль называют «сухим», лишенным элемен­тов эмоциональности и образности, однако зачастую в научных работах, в частности полемических, используются эмоционально-экспрессивные и изобразительные средства языка, которые (будучи, правда, дополнительным приемом) заметно выделяются на фоне чисто научного изложения и придают научной прозе дополнитель­ную убедительность. Вот, например, отрывок из научной работы известного хирурга середины XIX в. Н.И. Пирогова: «Подобно каллиграфу, который разрисовывает по бумаге сложные фигуры одним и тем же росчерком пера, умелый оператор может придать разрезу самую различную форму, величину и глубину одним и тем же взмахом ножа... Как скоро вы привели этот лоскут в плотное соприкосновение с окровавленными краями кожи, жизнь его из­меняется, он, подобно растению, пересаженному на чужую почву, вместе с новыми питательными соками получает и новые свой­ства. Он, как чужеядное растение, начинает жить за счет другого, на котором прозябает: он, как новопривитая ветка, требует, чтобы его холили и тщательно сберегали, пока он не породнится с тем местом, которое хирург назначает ему на всегдашнее пребывание».

Основная функция научного стиля — не только передача логичес­кой информации, но и доказательство ее истинности, а часто — новизны и ценности.

Функция доказательности проявляется в формальной структуре стиля. В образцах некоторых разновидностей научного стиля, на­пример математической, аргументация нередко прямо именуется доказательством.

Педагог Е.И. Кореневский, подтверждая, что доказательность — одна из важнейших функций научного стиля, критикует стиль не­которых методических сочинений: «...в них отсутствует описание пути, каким пришел автор к мысли о необходимости применять тот или иной прием в преподавании... Зачастую конкретный вопрос методики излагается у нас так, как будто бы до этого времени никто в печати и не касался его... В результате всего этого — отсутствие настоящей доказательности в методических сочинениях, что ли­шает их убедительности».

В зависимости от «чистоты» проявления основной функции научный стиль делится на три основные разновидности — три подстиля: собственно научный, научно-учебный, научно-популярный (близкий к художественному и публицистическому стилям). В лите­ратуре подстили нередко именуются стилями.

Вторичная функция научного стиля, связанная с его основной функцией, — активизация логического мышления читателя (слу­шателя). В научно-учебном подстиле эта функция приобретает первостепенное значение. Задача научно-популярного подстиля иная: заинтересовать неспециалиста научной информацией.

Научный стиль имеет разновидности в зависимости от рода науки (точнее, цикла наук). Так, физико-математическая и общест­венно-политическая разновидности научного стиля представляют собой его крайние полюсы.

Оценивая роль научного стиля русского языка, надо иметь в
виду, что он не только обслуживает отечественную научную и научно-педагогическую сферу, но и становится важным фактором международного научного общения.

Лексика

Важнейшим компонентом лексики являются термины, т. е. слова (или словосочетания), служащие обозначе­нием логически сформулированных понятий и тем самым несущие логическую информацию большого объема. Роль терминологичес­кой лексики в общей лексической системе языка неуклонно повы­шается. Научно-техническая революция вызывает перестройку понятийного аппарата многих наук и возникновение новых науч­ных отраслей, что порождает новые терминологические системы и вносит существенные изменения в уже существующие. В развитых языках около 90% лексики составляют научные и технические термины. Однако в каждой узкой отрасли науки и техники коли­чество специальных терминов не превышает 10—15%, а в узкой специальности — 150—200 единиц.

Большая часть терминов — это интернационализмы, т. е. слова, встречающиеся в ряде языков и обладающие в той или иной сте­пени фонетическим, грамматическим и семантическим сходством. Иногда научные тексты почти на 50% составлены из интернационализмов. Примеры интернационализмов (в скобках даны их английские параллели): агитировать (agitate), ретроспективно (retrospect), спидометр (speed), пуризм (риге), препарировать (prepare), феномен (phenomenon), пролонгировать (prolong), экспрессия (expres­sion), контейнер (container), конструкция (construction) и др. Полное семантическое соответствие присуще таким русско-английским параллелям, как аналог—analog, атрибутивный—attributive, астро­номия-astronomy, система—system и др.

Другим важным компонентом лексики собственно научного подстиля является общенаучная лексика,

Как упоминается в Частотном словаре общенаучной лексики (изд-во МГУ, 1970), наиболее употребительными в шести разновид­ностях научного стиля (математической, физической, химической, биологической, медицинской, геолого-географической) являются следующие слова: число, система, функция, точка, уравнение, случай, один, значение, другой, элемент, можно, процесс, множество, часть, время, вещество, величина, только, плоскость, получить, различный, определить, вода, равный и др.

Одной из особенностей употребления общенаучных слов явля­ется их многократное повторение в научном тексте, что, в отличие от художественной, в научной речи является закономерностью, стилевой приметой. Так, в трудах по теоретической механике, физике, математике наиболее употребительными глаголами являются: быть, иметь, найти, получать, обозначать, определять, следует, называться, рассматривать, требуется, представлять собой, являться и др.

Другая особенность употребления общенаучных слов — исполь­зование в научном тексте обычно только одного значения много­значного слова. Так, глагол вызывать, имеющий семь значений, употребляется только в одном значении — «возбудить, породить»; глагол занимать, имеющий шесть значений, — в значении «запол­нять собой какое-либо пространство, место»: глагол изобразить, имеющий пять значений, — в значении «представлять собой, выразить» и т. п.

Вместе с тем ряд слов (и словосочетаний) употребляется в на­учных текстах преимущественно в «служебном» значении; для них характерно «смысловое опустошение»: вид (имеется в виду...), данный (данные примеры), в количестве, в форме, путем, является, заключается, имеется, выступает в и др.

В научном стиле используется и абстрактная лексика. Вот от­рывок из научной статьи: «Русский язык — великий язык великого русского народа. Язык входит существенным слагаемым в понятие нации. Он служит главнейшим орудием культуры, основным фактором духовного развития нации, ее творчества, национального самосознания. Именно в языке полнейшим образом — и притом в осмыслении самого народа — запечатлеваются все этапы истории этого народа от отдаленнейших времен, все ступени, по которым направлялось движение его культуры. Поэтому богатое прошлое народа, интенсивное развитие его культуры — залог богатого и мощного развития самого языка данного народа. Таков именно русский язык. В его силе и богатстве нашли свое выражение дли­тельность пройденного народом исторического процесса и интен­сивность культурного развития русской нации во всем течении ее истории».

В этом тексте содержится много абстрактных существительных: фактор, развитие, творчество, самосознание, осмысление, движе­ние, выражение, длительность, интенсивность, течение и др., — употребленных в прямом (номинативном) значении.

Фразеология научного стиля характеризуется наличием составных терминов (солнечное сплетение, прямой угол, точка пересечения, точка замерзания, точка кипения, звонкие согласные, причастный оборот, сложноподчиненное предложение и т. д.), различного рода клише (состоит из... заключается в... представляет собой... приме­няется для... и т. п.).

Морфология

Яркая отличительная черта собственно научного подстиля – преобладание имен существительных. В научном тексте существительных употребляется в среднем почти в четыре раза больше, чем глаголов. Это легко объясняется номинационной направленностью научного стиля, для которого глав­ное — обозначить, описать явление. Повествование же, в котором широко используются глаголы, здесь занимает незначительное место, поэтому научный стиль по соотношению глагольной и имен-; ной лексики резко отличается от художественного, а также от делового.

Наиболее употребительными существительными среднего рода являются такие слова, обозначающие абстрактные понятия, как время, движение, условие, количество, явление, отношение, действие, свойство, образование, изменение, распределение, направление, состо­яние, влияние и др.

Научной речи присущи и особенности употребления форм числа имен существительных: конкретные существительные в единствен­ном числе часто употребляются в обобщенном значении, С другой стороны, в научном стиле немало отвлеченных, а также веществен­ных существительных, обычно не употребляющихся в форме мно­жественного числа: стоимости, частоты, температуры, величины, состояния и др.

Употребление глагола в собственно научном подстиле также имеет особенности: круг личных форм глагола сужен — совсем не употребляются формы 2-го лица ед. и мн. числа.

Особенности употребления временных форм глагола являются ярким показателем научного стиля.

В научных исторических текстах формы глаголов настоящего времени используются несколько реже, чем формы прошедшего времени, так как в этих текстах обычно повествуется о событиях прошлого, например: «Торговое огородничество возникало вокруг крупных городов и промышленных центров. Наибольшее развитие тор­говое огородничество получило в Ростовском уезде Ярославской губернии...». Однако в этих текстах одновременно употребляются и формы глаголов настоящего времени: «Из среды огородников выделяется богатая верхушка... Кроме того, образуется масса не­имущих крестьян...».

Формы прошедшего времени в текстах собственно научного подстиля очень часто приобретают отвлеченное значение, синони­мичное настоящему вневременному. Сравним описания одного и того же опыта: 1. «Если при этом чашки весов остались в равновесии (исход Р...), то фальшивой является одна из 12 отложенных монет... Если перевесила первая чашка (исход П),то либо...»; 2. «Дейст­вительно, если опыт... имеет исход Р, то фальшивой является единственная сомнительная монета... Если опыт... имеет исход П, то либо...»

Формы будущего времени также имеют в собственно научном подстиле ярко выраженный вневременной характер. Приведем примеры синонимии форм будущего и настоящего времени в одном и том же тексте: «Функцию F9 мы будем называть отрицанием дизъюнкции... Функция F10 носит название функции равнозначности».

Подобное «временное» употребление глагола специфично именно для научной речи. Свободная замена одного времени глагола другим свидетельствует о значительном ослаблении кате­гории времени глагола в научном стиле. Глаголы как бы утрачивают свою глагольность, приобретая взамен качественность, поскольку становятся выражением не действия или состояния, а свойства. Ослабление или даже опустошение значения времени глагола со­здает предпосылку для весьма интенсивного образования отгла­гольных существительных — суффиксальных и бессуффиксальных: гранение, плавление, приводнение, калибрование, намагничивание, агрегатирование, вакуумирование, кодирование, экранирование, обез­воживание, заливка, задувка, анкеровка, калибровка, стыковка, осланцовка, формировка, перемотка, подогрев, сжим, вылет, заход и др.

Преобладание имени существительного над глаголом, резкое ослабление глагольности — характерные черты морфологии собст­венно научного подстиля.

Наблюдается также использование более коротких вариантных форм, что соответствует принципу экономии языковых средств: вместо клавиша — клавиш (в значении «наконечник рычажка в разного рода механизмах»), вместо манжета — манжет (в значе­нии «кольцо для скрепления концов труб») и др.

В научных работах зачастую форма единственного числа имен существительных употребляется в значении множественного: волк — хищное животное из рода собак (называется целый класс предметов с указанием их характерных признаков ); липа начинает цвести в конце июня (конкретное существительное употреблено в собирательном, обобщающем значении); изучается форма уха, носа, глаз (слово форма употреблено вместо формы, так как оно отно­сится и к последующим существительным).

Синтаксис

В собственно научном подстиле господствует логи­ческий, книжный синтаксис. Фраза отличается грамматической и смысловой полнотой и высокой логико-инфор­мативной насыщенностью. Типичны осложненные исложные конструкции как наиболее приспособленные для концентрированного выражения мысли, авторской аргументации, связи между явлениями. Логическая определенность достигается посредством подчинительных союзов (часто причинно-следственных), градаци­онных и резюмирующих слов типа во-первых, следовательно и т. п. Предложения, как правило, повествовательные; вопросительные предложения употребляются лишь при постановке проблемы, по­лемике и т. п. Например: «Но что такое звуковой тип? С чисто физической стороны понятые звукового типа произвольно». Порядок слов также отражает логическую направленность предложения.

В целом синтаксис строг и стилистически однороден; в нем почти отсутствуют эмоциональные разговорные эллиптические конструкции.

Широко распространено простое предложение с большим коли­чеством зависимых, последовательно нанизываемых существительных в форме родительного падежа. Такая конструкция, отличающаяся компактностью и логической ясностью, обусловлена номинаци­онным характером научного стиля,, т. е. выдвижением на первый план имени существительного и ослаблением семантической роли глагола. Пример: «Попытки обобщения опыта работы в этой области свидетельствуют о том, что теоретическое содержание понятия нормы в первом приближении, как говорят математики, освоено». Следует иметь в виду, что типичное для собственно научного под-стиля нанизывание падежей считается неуместным п других стилях.

В научных текстах широко употребительны конструкции с при­частными и деепричастными оборотами, являющимися средством выделения мысли в информативно насыщенном предложении: «Для того чтобы подсчитать информацию об этом опыте, содержащуюся в другом опыте А, мы рассмотрели вспомогательный опыт В, полу­чаемый при помощи объединения в один-единственный исход целой группы исходов В, отличающихся друг от друга не больше чем на малую величину».

Вместе с тем в текстах собственно научного подстиля употреб­ляются и простые предложения, лишенные усложненности. Они выделяются своей «обычностью» на фоне книжного усложненного синтаксиса, поэтому их нередко используют для подчеркивания наиболее существенной мысли (аргумента, формулировки, вывода и т. п.), например: «Существуют два источника элементарного сигнала в узле».

Требование однозначности высказывания делает невозможными синонимические замены, особенно если это касается терминов, поэтому в собственно научном подстиле нередки повторы, счита­ющиеся нежелательными в художественной и публицистической речи (если они не несут там специальной функции), например: «Легко видеть, что с помощью простейших эквивалентных преобра­зований информацию, заданную в любом конечном алфавите, можно записать в алфавите, содержащем только две буквы. Такой алфавит мы будем называть стандартным двубуквенным, или двоичным, алфавитом».

Сложное предложение в собственно научном подстиле должно быть логически четким, поэтому усложненных конструкций не­много. Части сложных предложений стилистически однородны, разговорные синтаксические элементы в них отсутствуют. Пре­обладает союзная, чаще подчинительная, связь между частями сложного предложения. Бессоюзные сложные предложения упот­ребляются преимущественно при перечислении и классификации:

«Понятие инвариантного модального значения должно отвечать следующим условиям:

1) оно должно обнаруживаться в одной из организующих его противоположностей, в любом предложении;

2) с ним как со стержневым должны быть соотнесены вторичные виды модальных характеристик».

Особенно широко распространены в точных науках свои, «на­учные» средства связи между предложениями в составе сложного синтаксического целого, например: пусть... — тогда... Предложе­ния, начинающиеся со слова пусть, условно можно назвать пред­ложениями предположения или гипотетичности: «Пусть выполнены предпосылки предыдущей теоремы.… Тогда при любом... имеем...». Таких предложений может быть несколько: «Пусть в теории Т множество выводимых формул... Пусть выполнена как схема... Тогда множество таких К...».

Основной формой проявления научного стиля является письменная речь. Устная речь вторична, так как она основана на заранее написанном тексте. Поэтому интонация, будучи тесно связанной с логической структурой предложения, имеет подчиненный харак­тер; ей не свойственны какие-либо эмоционально-экспрессивные функции. Предложение, используемое в научном тексте, с точки зрения ритмико-интонационной структуры представляет собой стилистически нейтральную фразу с ударением на конце фразы. Сознательное устранение оттенков — смысловых и тем более эмоциональных — с целью однозначного выражения логической информации в процессе, ее развертывания естественно предполагает прямой порядок слов и их строгую фиксацию в структуре предло­жения.

Научный стиль, имеющий три подстиля и множество разно­видностей, обслуживает одну из важных сфер человеческой деятельности и общественного сознания — сферу науки, а также связанную с нею сферу обучения и просвещения.

 

ЛЕКЦИЯ №5






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.