Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ТЕМА 3. Организационная деятельность менеджера

А.Ю. Цветков

Практические занятия

по дисциплине

«Менеджмент и маркетинг»

 

для студентов 1 курса очной формы обучения

Института математики, информационных и космических технологий

 

Архангельск, 2016

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Порядок подготовки к практическим занятиям (Методические рекомендации для студентов)
Список рекомендуемой литературы
ТЕМА 1. Основные понятия менеджмента и маркетинга
ТЕМА 2. Стратегическое планирование деятельности организации
ТЕМА 3. Организационная деятельность менеджера
ТЕМА 4. Мотивация персонала и внутренний маркетинг
ТЕМА 5. Управленческий контроль
ТЕМА 6. Разработка управленческих решений

Автор-разработчик:

Александр Юрьевич Цветков,

Доцент кафедры менеджмента,

Кандидат экономических наук


ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

(Методические рекомендации для студентов)

 

Подготовка к практическим занятиям выступает важнейшим этапом эффективной работы студентов, обеспечивающим достижение высоких результатов освоения учебной дисциплины.

Практические задания по каждой теме изучаемой дисциплины разделены на три блока: А – контрольные вопросы, В – темы для самостоятельного изучения, С – практическое задание. На первом этапе подготовки необходимо изучить контрольные вопросы (А), используя список рекомендуемой литературы, на втором этапе – разобрать темы для самостоятельного изучения (В), и только после внимательного изучения теоретических основ рассматриваемой темы следует переходить к третьему этапу – выполнению практического задания (С).



Практические задания выполняются на примере конкретной компании. Студенты должны самостоятельно выбрать организацию, которая будет выступать в качестве объекта практических исследований. Ниже приводится примерный список рекомендуемых организаций, которые можно выбрать для выполнения практических заданий. Все практические задания рекомендуется выполнять на примере одной компании, поскольку результаты выполнения предыдущих заданий могут быть использованы при выполнении последующих заданий.

Примеры организаций, которые можно выбрать в качестве объекта исследований на практических занятиях:

- ПАО «Сбербанк России» и другие кредитные организации;

- ПАО «Российские железные дороги» и другие транспортные компании;

- ПАО «Газпром» и другие энергетические компании;

- ПАО «Мегафон» и другие компании, предоставляющие услуги связи;

- ФГАОУВО «Северный арктический федеральный университет имени М.В.Ломоносова»;

- организации, действующие на региональном рынке города Архангельска и Архангельской области в различных сферах (ОАО «Молоко», ТФ «Петровский» и др.);

- другие организации различных сфер деятельности.

По завершению практических занятий для сдачи ЗАЧЁТА по дисциплине «Менеджмент и маркетинг» каждому студенту необходимо подготовить и сдать преподавателю индивидуальный отчёт по выполнению практических заданий, состоящий из следующих основных разделов:

1. Краткая характеристика организации, на примере которой выполняются практические задания (полное название, нормативно-правовая основа функционирования, история, сфера деятельности, рынок сбыта, цель и задачи организации).

Далее в ОТЧЁТ включаются результаты выполнения практических заданий по всем изученным темам:

2. «Примеры реализации основных функций менеджмента» (таблица 1).

3. «SWOT-анализ и маркетинговая стратегия развития компании» (матрица SWOT-анализа и формулировка маркетинговой стратегии).

4. «Анализ организационной структуры управления».

5. «Теории мотивации».

6. «Содержание контрольных мероприятий» (Таблица 2).

7. «Типовой процесс разработки рационального решения» (Таблица 3).

Индивидуальный отчёт должен включать титульный лист, оформленный по стандарту, и тематический план отчёта (содержание), включающий семь разделов. После выполнения каждого практического задания должен быть сделан вывод, отражающий основные результаты работы. После выполнения всех практических заданий следует сделать общий вывод о проблемах и перспективах развития компании на рынке с позиции менеджера. Кроме того, необходимо указать источники, которые были использованы при выполнении практических заданий, при необходимости в тексте отчёта делать ссылки на них.

Таким образом, индивидуальный отчёт по выполнению практических заданий должен включать следующие структурные элементы:

- Титульный лист.

- Содержание.

- Основная часть, состоящая из семи разделов.

- Выводы.

- Список использованных источников.

Объём отчёта определяется необходимостью полного и качественного выполнения практических заданий и может составлять в среднем от 15 до 20 страниц.

Результаты выполнения практических заданий отражают степень освоения студентом учебной дисциплины и являются основой результирующей отметки.


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. – М.: Магистр, Инфра-М, 2014. – 576 с.

2. Котлер Ф., Армстронг Г. и др. Основы маркетинга (Principles of Marketing). – М.: Вильямс, 2015. – 752 с.

3. Котлер Ф., Келлер К. Маркетинг менеджмент. – СПб.: Питер, 2015. – 800 с.

4. Гапоненко А.Л, Савельева М.В. Теория управления: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2015. – 338 с.

5. Гапоненко А.Л. Менеджмент. – М.: Юрайт, 2014. – 400 с.

6. Дафт Р.Л. Менеджмент: учебник МВА. – СПб.: Питер, 2015. – 656 с.

7. Кравченко А.И. История менеджмента: учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2009. – 560 с.

8. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2013. – 672 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Адизес И.К. Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 264 с.

2. Адизес И.К. Стили менеджмента. Эффективные и неэффективные. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 200 с.

3. Друкер П.Ф. Идеальный руководитель. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 240 с.

4. Друкер П.Ф. Практика менеджмента. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 416 с.

5. Котлер Ф., Келлер К. Маркетинг менеджмент. – Спб.: Питер, 2015 – 800 с.

6. Михненко П.А. Теория менеджмента: учебник. – М.: Московский финансово-промышленный университет "Синергия", 2014. – 448 с.

7. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 524 с.

8. Прохоров А.П. Русская модель управления. – М.: Студии Артемия Лебедева, 2014. – 496 с.

9. Классики менеджмента: Энциклопедия / Под ред. М. Уорнера. – СПб: Питер, 2001. – 1168 с.

 

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ:

- «Менеджмент в России и за рубежом» / «Маркетинг в России и за рубежом»;

- «Российский журнал менеджмента»;

- «Маркетолог»;

- «Менеджмент сегодня»;

- «Проблемы теории и практики управления»;

- «Секрет фирмы».


ТЕМА 1. Основные понятия менеджмента и маркетинга

А – Контрольные вопросы:

1. Определение менеджмента и маркетинга: различные трактовки терминов.

2. Специфика понятий «менеджмент» и «управление». Роль менеджмента и маркетинга в повышении конкурентоспособности компании и развитии экономики.

3. Вертикальное и горизонтальное разделение управленческого труда.

4. Функции менеджмента и их взаимосвязь. Процесс маркетингового управления.

5. Специальные (дополнительные) функции менеджмента.

6. Ресурсы менеджмента: современные приоритеты.

7. Основные подходы к менеджменту: системный, процессный, ситуационный и др. Маркетинговый подход в управлении. Концепция «4Р».

8. Менеджмент как наука и как искусство.

9. Менеджер и предприниматель: соотношение понятий.

10. Профессионализация современного менеджмента и маркетинга.

11. Профессия менеджера, профессия маркетолога. Модель компетенций.

12. Особенности менеджмента в России и его исторические корни.

13. Основные проблемы современного менеджмента и маркетинга и пути их решения.

14. Национальные особенности менеджмента (американская и японская модели менеджмента).

В – Темы для самостоятельного изучения:

1. Цели и задачи менеджмента. Маркетинговое управление (концепция «4Р»).

2. Управленческие роли менеджера (по Генри Минцбергу).

3. Методы менеджмента и маркетинга.

4. Основные этапы развития менеджмента в XX веке.

С – Практическое задание «Примеры реализации основных функций менеджмента»

Планирование, организация, мотивация, контроль и координация являются основными функциями управления (менеджмента). Приведите примеры реализации каждой из функций в зависимости от специфики управленческой деятельности. Перерисуйте и заполните таблицу 1.



Таблица 1 – Примеры реализации основных функций менеджмента

Сфера деятельности Основные функции менеджмента
Планирование Организация Мотивация Контроль Координация
Магазин (пример) Регламентирование объемов поставок товаров; рабочих смен продавцов; времени поставки товаров Распределение обязанностей между консультантами; отчетность кассиров перед старшим кассиром Премии за лучшее обслуживание покупателей; профессиональный рост: стажер-продавец - ст. продавец Контроль рабочего времени и качества работы продавцов, количества товаров на складе, объемов продаж Совместная работа консультантов и кассиров; решение спорных ситуаций; оперативная связь с поставщиком
Автозавод          
Университет          
Ресторан          
Спортивный комплекс          
Выбранная вами организация (например, в которой вы работаете)          

ТЕМА 2. Стратегическое планирование деятельности организации

А – Контрольные вопросы:

1. Место функции планирования в структуре управления.

2. Планирование и прогнозирование.

3. Факторы, влияющие на развитие организации (внутренние и внешние).

4. Целеполагание в менеджменте и маркетинге. Требования к целям (SMART-принцип).

5. Стратегия организации. Маркетинговые стратегии.

6. Миссия, стратегия, цели: соотношение понятий. Примеры по компаниям.

7. Стратегия и стратегический план.

8. Стратегические, тактические и оперативные планы.

9. Механизмы реализации стратегии.

10. Оценка эффективности стратегии.

11. Цикл стратегического менеджмента в организации.

В – Темы для самостоятельного изучения:

1. Значение миссии в управлении компанией. Правила формулирования миссии организации.

2. Технология проведения SWOT-анализа организации: основные этапы.

3. Методы анализа факторов внутренней и внешней среды фирмы.

4. Классификация целей. Дерево целей. Маркетинговые цели.

5. Стратегии развития организации. Система планирования в организации.

С – Практическое задание «SWOT-анализ и маркетинговая стратегия развития компании»

Цель: сформулировать маркетинговую стратегию развития организации на основе результатов SWOT-анализа.

План выполнения задания:

1) Представить миссию организации.

2) Провести SWOT-анализ компании по всем основным этапам (определение факторов, ранжирование факторов, сопоставление факторов). Представить матрицу SWOT-анализа.

3) На основе ранжирования и сопоставления факторов внутренней и внешней среды сформулировать цели и маркетинговую стратегию развития организации. Определить тип выбранной стратегии, оценить её эффективность.


ТЕМА 3. Организационная деятельность менеджера

А – Контрольные вопросы:

1. Два значения термина «организация» в менеджменте.

2. Организация как объект менеджмента.

3. Признаки организации.

4. Другие объекты менеджмента.

5. Соотношение объекта и субъекта менеджмента.

6. Организационное проектирование. Маркетинговые структуры управления в компании.

7. Функциональная департаментализация и построение организационной иерархии.

8. Многоуровневые и плоские организационные структуры.

9. Степень централизации менеджмента.

10. Факторы внутренней среды организации и их анализ.

11. Организационные полномочия: понятие и виды.

В – Темы для самостоятельного изучения:

1. Основные этапы организационного проектирования.

2. Масштаб управляемости. Закон В. Грейкунаса. Исследования Джоан Вудворд.

3. Принципы эффективного делегирования полномочий.

4. Базовые типы организационных структур. Маркетинговые структуры.

С – Практическое задание «Анализ организационной структуры управления»

Исходные данные: схема организационной структуры управления компании, данные по особенностям принятия решений в компании, информация о миссии, стратегии и целях компании.

Задание: провести анализ организационной структуры (на примере конкретной компании) по следующему плану:

1) Определить тип организационной структуры управления (ОСУ), провести анализ её положительных и отрицательных сторон, эффективности маркетинговых служб.

2) Определить количество уровней управления (анализ ОСУ по вертикали) и департаментов (анализ ОСУ по горизонтали). Определить тип ОСУ (многоуровневая/ плоская ОСУ).

3) Определить степень централизации менеджмента (высокая/средняя/низкая/др.).

4) Проанализировать соответствие ОСУ её маркетинговой стратегии и целям.

5) Сформулировать рекомендации по изменению существующей ОСУ в целях повышения её эффективности и более полного соответствия стратегии и целям. Следует представить схему изменённой ОСУ компании, обосновать необходимость изменений и доказать её эффективность.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.