Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Школа злословия»: история и концепция

Телепрограмма «Школа злословия» начала свою историю с октября 2002 года и продолжала существование на протяжении 12 лет сначала в эфире телеканала «Культура», а после на «НТВ». Автором идеи стал теле- и кинокритик Юрий Богомолов, которого в 2002 году пригласили консультантом для создания новой телепрограммы. Именно он предложил в качестве ведущих рассмотреть кандидатуры писательниц Татьяны Толстой и Авдотьи Смирновой. В одном из интервью автор пишет: «Я вспомнил, как я обеих писательниц видел на каком-то фестивале, как они общались, как они разговаривали. У меня возникла идея, плюс такая пара, и я вспомнил название известной пьесы «Школа злословия». Идея была проста – попробовать медиаперсонажей, которые появляются, как правило, в масках, иногда произвольных, иногда нет, их от этих масок отлепить и показать лицо»[57]. По мнению Богомолова именно пишущие люди, которые умеют работать со словом и со смыслами, могли бы сделать передачу интересной. Так ведущими «Школы злословия» стали писатель, публицист Татьяна Толстая и сценарист, журналист Авдотья Смирнова.

В настоящее время программа насчитывает 431 интервью, из которых в телеэфир вышло 417. Гостями передачи становились представители различных сфер деятельности: журналисты, писатели, музыканты, актёры и режиссёры, политики и юристы, спортсмены, архитекторы, целители, учёные, министры и даже президент Советского Союза Михаил Горбачёв. Как утверждается на сайте телеканала «Культура», в эфире которого передача выходила первые 2 года, гостями «Школы злословия» становились люди, сумевшие создать себе публичный имидж. Беседуя с гостем о его интересах, занятиях и мировоззрении, ведущие ставят себе цель: вывести собеседника «за рамки стереотипа поведения, раскрыть в нем те стороны его натуры, которые, возможно, неизвестны даже ему самому»[58]. Сами ведущие считают, что их передача – это не что иное, как «психоанализ имиджа» публичных людей[59]. Своих гостей ведущие выбирали всегда сами, потому что считали, что разговор возможен только с теми людьми, которые будут интересны им.



Однако в гостевой политике передачи происходили изменения. Если в первых сезонах программы героями интервью становились известные медиаперсонажи, то к последнему программа трансформировалась в разговор с малоизвестными, но, по мнению авторов, очень интересными собеседниками. Ими становились коллекционеры, филологи, историки, искусствоведы, редакторы журналов и астрономы. Так, поменялась и сама концепция передачи: ведущие больше не «срывали маски» с известных людей, а «открывали» зрителям неизвестных. Именно это, считает Юрий Богомолов, могло стать основной причиной закрытия программы, которую руководство канала «НТВ» посчитало «нерентабельной». Таблица, приведенная В.В. Падейским[60], доказывает, что рейтинги телевизионной программы во многом зависят от популярности её участников (Приложение №2)[61]. Именно поэтому, изменение гостевой политики сказалось на рейтинге программы.

Формат передачи. Сами ведущие считают, что название программы обязывает их к определенной манере поведения, которой они и придерживаются в ходе интервью. Так, А. Смирнова в интервью журналу «Афиша» рассказывает: «Если передача называется «Школа злословия», название надо отыграть. Про всех, и про нас в том числе, злословят, но на телевидении делают вид, что якобы это не так». Смирнова считает, что гость, приходящий на интервью, так же настраивается на определенный тон беседы, знает, как называется программа и догадывается, о чем может пойти речь в интервью. «Если ему интересно и он смелый — прекрасно, мы его уже за одно это уважаем»[62].

Название и концепцию программы оправдывают и заставки, с которых программа начинается. И на телеканалах «Культура» и «НТВ» это были змеи. Идея заставки принадлежит самим ведущим. Её они комментируют так: «Формат программы таков, что чем больше мы будем сами над собой издеваться, тем менее обидно будет нашим героям»[63].

Интервью с гостем предваряет общение ведущих вне студии за чашкой чая, где они обсуждают собеседника, делятся впечатлениями или дискутируют на тему, затронутую в интервью, предваряя тем самым саму беседу. Иногда подобные вставки возникают в процессе интервью, как лирические отступления от основного сюжета. Позже создатели программы добавили в программу комментарии и самого гостя, которыми заканчивается интервью.

За время своего существования программа претерпела несколько изменений: смена канала, изменение продолжительности, смещение по времени вещания, изменение формата. Переход на канал «НТВ», по словам ведущих, позволил расширить круг гостей и приглашать собеседников не только из мира культуры. «Школа злословия» выходила на НТВ с 2004 года. На новом канале сменились декорации, стали приглашаться два гостя одновременно (творческие дуэты), а так же для большей «камерности» из студии убрали зрителей. Программа постоянно меняла хронометраж и своё положение в сетке вещания: с 52 минут (2004г.) она постепенно укоротилась до 38 (2011г.) и выходила ночью. Создатель программы Ю.Богомолов комментирует это так: «"Школа злословия" никогда и не претендовала ни на какую прибыль. Она была репутационной программой. Понятно, что программа уже довольно давно самому каналу, его руководству кажется обузой. Она недостаточно рейтинговая, оттого ее еще, наверное, и двигали по сетке вещания и задвинули за полночь. Но она является обузой и в философском смысле. Слишком много интеллектуальной субстанции у этой программы – для канала, который с утра до вечера выстреливает криминальными сериалами и сенсационными разоблачениями в сфере шоу-бизнеса»[64].

За время существования программы «Школа злословия» в эфир вышло 12 сезонов, в которых за это время ведущие успели проинтервьюировать представителей множества различных профессий. Для упрощения анализа программы, считаю нужным выделить интервью с представителями лишь некоторых из них, а именно с людьми творческих профессий – писателями и театральными деятелями, журналистами и телеведущими.

При дальнейшем анализе конкретных интервью необходимо обратить внимание на следующие пункты:

· Сезоны передач – менялась ли концепция передачи и тактика ведущих на протяжении всей истории передачи?

· Медийные гости – подтверждают ли ведущие укоренившийся образ известной личности или раскрывают его с иной стороны?

· Немедийные гости – как раскрывается образ гостя? Есть ли отличие от интервью с известной личностью?

· Подготовленность. Насколько хорошо ведущие подготовились к эфиру, насколько продуманы и глубоки вопросы?

· Ведение интервью. Поведение ведущих, этические, психологические и профессиональные аспекты, структура интервью.

Именно по такому плану будут разбираться конкретные передачи.

Так же следует уделить внимание тем интервью, которые по тем или иным причинам в эфир не вышли.

Всего в эфир не вышло 14 выпусков программы. Авдотья Смирнова разделяет их на категории: выпуски, не вышедшие из-за недовольства самих гостей (журналист Леонид Парфенов, банкир Петр Авен); выпуски, не прошедшие цензуру «сверху» (сенатор М. Маргелов, А. Поткин); и «неудачные» программы, не вышедшие по причине задействования административного ресурса (В. Сунгоркин). В дальнейшем будут подробно рассмотрены некоторые из них.

Таким образом, программа «Школа злословия» изначально планировалась в форме бинарной лекции, популярность которых сейчас растет во всех сферах подачи информации: от СМИ до школьных уроков. Передача нехарактерна для канала, пропагандирующего сериалы про полицейских: на их фоне она слишком интеллектуальна. Удачность эфира полностью зависит от умения и мастерства ведущих. В настоящее время передача имеет культурно-просветительскую направленность.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.