Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Семинар 1. Тема 1. Наука как форма духовного освоения действительности.

 

Литература к семинару.

1. Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания, 2013 год, гл. 1

2. Моисеев Н.И. Идеи естествознания в гуманитарной науке. // Человек, 1992, №2

3. Никифоров А.Л. Философия и история науки. М.: ИНФРА-М, 2014.

4. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988

5. Философия и методология науки М., 1996 С. 7-30

Задание к семинару.

Часть А)

Задание 1. Опишите роль отдельных типов экспериментов в юриспруденции.

В типологии научных экспериментов выделяют такие типы экспериментов как «мысленный эксперимент» и «социальный эксперимент».

Опишите со ссылками на источники

  • особенности эксперимента как метода научного познания;
  • существенные характеристики «мысленного эксперимента» и «социального эксперимента»;
  • приведите по одному примеру использования каждого из этих типов экспериментов в социогуманитарных науках;
  • приведите по одному примеру использования каждого из этих типов экспериментов в юриспруденции.

Результаты своих рассуждений запишите. В работе обязательны ссылки на использованные источники и нормативные акты. Задание в письменном виде сдается в день семинара.

 

Задание 2. Проанализируйте особенности языка науки.

Новые идеи знаменитого русского математика, одного из создателей неевклидовой геометрии Николая Ивановича Лобачевского были настолько непривычны, что современники не смогли понять его и правильно оценить. Его первая работа "О началах геометрии" (1829 - 1830 гг.) была представлена Советом университета в 1832 г. в Академию наук. Но даже создатель первых русских фундаментальных учебников о небесной и теоретической механике Михаил Васильевич Остроградский не понял ее значения и дал на нее отрицательный отзыв: "Автор, по-видимому, задался целью писать таким образом, чтобы его нельзя было понять. Он достиг этой цели: большая часть книги осталась столь же неизвестной для меня, как если бы я никогда не видел её ...Книга господина ректора Лобачевского опорочена ошибкой ..., она небрежно изложена и ..., следовательно, она не заслуживает внимания Академии".



Укажите, о каких особенностях научного языка можно судить на основании этого примера? Какими способами в науке можно решить проблему изложения нового сложного знания простым понятным языком? Выделите черты сходства и отличия языка юридической науки от языка естественнонаучных дисциплин.

Результаты своих рассуждений запишите. В работе обязательны ссылки на использованные источники и нормативные акты. Задание в письменном виде сдается в день семинара.

 

Задание 3. Проанализируйте роль культурного уровня в успешности профессиональной карьеры.

В 70-ые годы ХХ века в ряде стран Европы и США были проведены сравнительно-биографические исследования успешности профессиональной карьеры. Проведенные исследования показали, что на успешность карьеры влияют такие факторы, как например, полученное образование и самообразование, стремление к созданию новых технологий профессиональной деятельности, умение сотрудничать и организовывать отношения с людьми и многие другие. Однако, у всех без исключения успешных людей ученые обнаружили ярко выраженный интерес к тем или иным формам культуры и стремление к культурному саморазвитию. Великие юристы, финансисты, бизнесмены, менеджеры увлекались литературой, музыкой, театром, кино, живописью, часто сами творили. И чем сильнее было увлечение культурными произведениями, тем выше были успехи в профессиональной карьере. И наоборот, чем меньше человек увлекался произведениями культуры, тем скромнее были его успехи в профессиональной карьере.

Приведите 2 примера из истории юриспруденции, подтверждающий результаты данного исследования. Каким образом приобщение к культуре, по-Вашему, влияет на профессиональную карьеру?

Результаты своих рассуждений запишите. В работе обязательны ссылки на использованные источники и нормативные акты. Задание в письменном виде сдается в день семинара.

Задание 4. Проанализируйте значение верификации и фальсификации в юриспруденции.

Новые знания нуждаются в подтверждении их истинности или в опровержении их в ходе развития научных знаний. Для этого используются универсальные методики верификации и фальсификации.

· Найдите в открытых источниках определение этих методик, опишите их содержание.

· Приведите по 2 примера использование верификации и фальсификации в юриспруденции.

Результаты своих рассуждений запишите. В работе обязательны ссылки на использованные источники и нормативные акты. Задание в письменном виде сдается в день семинара.

 

Часть Б)

1. Укажите черты, позволяющие отделить науку от других сфер духовного освоения действительности (искусства, религии).

2. Сравните естественнонаучные и гуманитарные дисциплины. Укажите черты сходства и различия.

3. Какие функции выполняет математика по отношению к естествознанию? Укажите основные направления математизации науки? Почему разные отрасли естествознания не удается одинаково хорошо математизировать?

4. Выделите особенности общенаучных методов. В чем преимущества и недостатки каждого из общенаучных эмпирических методов.

 

Семинар 2. Тема 2. История естествознания: традиции изучения природы.

 

Литература к семинару.

1. Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания, 2013 год, гл. 2

2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М, 1980

3. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М., 1996, гл.1

4. Миронов В.В. Образы науки в современной культуре и философии. М. 1997

Задание к семинару.

Часть А)

 

Задание 1. Приведите пример того, как одно и тоже событие из истории познания природы может быть описано в разных традициях изучения истории науки.

Выберите любое событие из истории познания природы. Выбранный Вами пример должен относиться к историческому периоду до ХХ ВЕКА. Дайте его краткое описание, исходя из А) антикваристской и Б) презентистской традиций. Укажите преимущества и недостатки описания данного события в истории познания природы этих традиций.

В работе обязательны ссылки на использованные источники и нормативные акты. Задание в письменном виде сдается в день семинара.

 

Задание 2. Приведите примеры открытий, совершенных в естествознании разными учеными независимо друг от друга, или совершенных повторно.

Русский и советский ученый самоучка Константин Эдуардович Циолковский в 1880-1881 годах самостоятельно разработал кинетическую теорию газов и отправил рукопись под названием «Теория газов» в Русское физико-химическое общество в Петербург, незадолго до этого основанное химиком Дмитрием Ивановичем Менделеевым. В ответе от Менделеева говорилось о том, что кинетическая теория газов уже открыта... 25 лет назад. Но даже эта, казалось бы, неудача принесла Циолковскому известность в мире науки. В Русском физико-химическом обществе поверили в самостоятельность разработок Циолковского и пригласили его войти в состав этого общества.

Приведите один другой пример из истории познания природы повторного открытия. Как вы думаете, имеют ли такие разработки какое либо значение для науки? Аргументируйте свою позицию.

Приведите один пример открытий, совершенных в естествознании разными учеными независимо друг от друга. В чем причина такой ситуации?

Результаты своих рассуждений запишите. В работе обязательны ссылки на использованные источники. Задание в письменном виде сдается в день семинара.

 

Задание 3. Опишите историческую трансформацию образа науки, опираясь на изменение роли рисунка при изучении природы.

Выдающийся авторитет в области военно-полевой хирургии Николай Иванович Пирогов описание своих хирургических операций сопровождал рисунками. Однажды на базаре, Пирогов увидел, как мясники распиливают на части коровьи туши. Ученый обратил внимание на то, что на срезе хорошо видно расположение внутренних органов. Через некоторое время он испробовал этот способ в первом в мире Анатомическом институте. Работая на его базе, он провёл топографо-анатомические (термин предложен самим автором) разработки, приведшие к созданию нового научного направления - «скульптурной анатомии» путём проведения распилов замороженного человеческого тела в трёх направлениях. Зарисовки этих препаратов выполняли в натуральную величину несколько художников. Далее с этих рисунков изображения переносили на специальные типографские камни, а затем печатали в виде таблиц в специальных тетрадях. Было сделано 995 таких рисунков. Вместе с четырьмя тетрадями пояснительного текста они составили «Иллюстрированную топографическую анатомию распилов …» (позднее в литературе этот труд стали называть «Ледяная анатомия»).

Попробуйте на основе этого примера сформулировать связь между исторической трансформацией образа науки и ролью рисунка при изучении природы, ответив на вопросы. К какому историческому этапу развития науки относится приведенный пример? Как понимались задачи научного знания в этот период? Какие изменения произошли в понимании целей науки и места рисунка в научном познании природы в сравнении с предыдущим этапом научного познания?

Результаты своих рассуждений запишите. В работе обязательны ссылки на использованные источники. Задание в письменном виде сдается в день семинара.

 

Задание 4. Опишите особенности нормативного регулирования научной деятельности

Наука – не только система развивающегося знания, но и сфера деятельности специфического профессионального сообщества, один из социальных институтов общества. Прочтите отрывок из текста, описывающего концепцию социолога науки Р. Мертона. «Императив универсализма порождается внеличностным характером научного знания. Поскольку утверждения науки относятся к объективно существующим явлениям и взаимосвязям, то они универсальны и в том смысле, что они справедливы везде, где имеются аналогичные условия, и в том смысле, что их истинность не зависит от того, кем они высказаны. Универсализм проявляет себя в провозглашении равных прав на занятия наукой и на научную карьеру для людей любой национальности и любого общественного положения. Он обусловливает интернациональный и демократический характер науки. Императив коллективизма имеет явно директивный характер, предписывая ученому незамедлительно передавать плоды своих трудов в общее пользование. Научные открытия являются продуктом социального сотрудничества и принадлежат сообществу. Они образуют общее достояние, в котором доля индивидуального "производителя" весьма ограничена; и ему следует сообщать свои открытия другим ученым тотчас после проверки свободно и без предпочтений. "Права собственности" в науке фактически не существует. Потребность ученого как-то воспользоваться своей интеллектуальной "собственностью" удовлетворяется только через признание и уважение, которые он получает как автор открытия. Отсюда повышенное внимание к вопросам научного приоритета.

Стремление ученых к приоритету в условиях капитализма создает в науке своего рода конкурентные условия. Такая ситуация может толкать на какие-то особые действия, предпринимаемые специально, чтобы затмить соперников. Эти действия способны исказить нормальный ход исследования и соответственно его результаты. В качестве противоядия указанным побуждениям и выдвигается императив бескорыстности. Эта норма предписывает ученому строить свою деятельность так, как будто, кроме постижения истины, у него нет никаких других интересов. Требование бескорыстности есть предостережение от поступков, совершаемых ради достижения более быстрого или более широкого профессионального признания внутри науки. Для ученого недопустимо приспосабливать свою профессиональную деятельность к целям личной выгоды. Организованный скептицизм это особенность метода естественных наук, требующего по отношению к любому предмету детального объективного анализа и исключающего возможность некритического приятия. Для науки нет ничего "святого", огражденного от критического анализа. В то же время норма организованного скептицизма является и директивным требованием по отношению к ученым. Поскольку работа каждого ученого-естественника строится на результатах предшествующих исследований, умышленное или неумышленное отступление от истины является преступным по отношению к развитию науки. Отсюда следует, что никакой вклад в знание не может быть допущен без тщательной, всесторонней проверки. Норма скептицизма предписывает ученому подвергать сомнению как свои, так и чужие открытия и выступать с публичной критикой любой работы, если он обнаружил ее ошибочность. Императив организованного скептицизма создает атмосферу ответственности, институционально подкрепляет профессиональную честность ученых, предписываемую им нормой бескорыстия».

На основании текста, учебной и дополнительной литературы ответьте на следующие вопросы: Какие нормы научной деятельности выделяет Мертон? В каком виде выражаются эти нормы? На чем основана действенность этих норм? В чем их роль для деятельности отдельного ученого и функционирования всей науки? В чем отличие норм, регулирующих поведение в науке, от юридических законов?

 

Часть Б)

  1. Каковы особенности развития европейской науки в античности, Средневековье, Возрождении и Новом времени?
  2. Какие факторы влияют на формирование образа науки в каждый из исторических периодов?
  3. Какими отличительными характеристиками обладает наука в ХХ-ХХ1 веках?

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.