Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ИСКУССТВО ВАРВАРСКИХ КОРОЛЕВСТВ

ИСКУССТВО ВАРВАРСКИХ КОРОЛЕВСТВ

В IV столетии началось Великое переселение народов — вторжение племён из Северной Европы и Азии на территорию Римской им­перии. Римляне называли их варварами, как и других чужеземцев, говоривших на непонятном языке. Долгое время римлянам удава­лось сдерживать натиск варварских племён. Варвары заключали со­юзы с Римом, селились на пограничных территориях империи и даже слу­жили наёмниками в римской армии. В 395 г. Римская империя была разделена на две части: Западную и Восточную (Византию).Западная Рим­ская империя, ослабленная внутренними противоречиями, не могла проти­востоять варварам. В условиях непрерывных войн нарушались римские за­коны, сокращалась торговля, приходили в упадок города. «Смотри: дороги заняты разбойниками, моря заперты пиратами, всюду война, лагеря, крова­вые ужасы...» — писал современник тех событий. В 410 г. Рим захватили и разграбили германские племена вестготов, в 455 г. — вандалов. В 476 г. вождь германских наёмников Одоакр сместил последнего римского императора Ромула Августула и сам стал править Италией, отказавшись от император­ского титула. Западная Римская империя пала; Византии предстояло суще­ствовать ещё тысячелетие.

Наступило Средневековье — историческая эпоха, следующая за Древним миром и предшествующая Возрождению, — продолжавшееся почти десять столетий. Великое переселение народов стало одним из источников куль­туры Средних веков наравне с поздней античностью.

Прежде чем искусство Средневековья приняло самобытную и яркую фор­му, должен был пройти период становления новых идеалов и принципов. В этом процессе главную роль играло христианство. Церковь создала духов­ные предпосылки для совместного существования римлян и варваров, спло­тила средневековое общество.



Кроме христианства Средневековье восприняло от античности некото­рые художественные формы, а также ремесленные навыки. Например, приёмы строительства храма, создания мозаики, фрески и книж­ной миниатюры берут своё начало в Древнем мире. Однако использова­ние этого опыта в искусстве ранне­го Средневековья было возможно лишь там, где сохранялась культура античности, т. е. в прежних римских провинциях. На других территориях довольно долго господствовали тради­ции варваров.

ИСКУССТВО ВАРВАРСКИХ КОРОЛЕВСТВ

Мир варваров — суровый и полный опасностей — отличался от антично­го. Варвары поклонялись силам природы, огромную роль в их жизни игра­ли магические обряды. Отношение этих завоевателей к античной культуре было противоречивым. Некоторые из них принимали римские обычаи, дру­гие относились к ним враждебно. Но так или иначе, варвары испытывали восхищение перед величием и роскошью Римской империи. Многие рим­ляне в то время стали учителями и советниками варварских вождей.

Племена варваров почти непрерыв­но переезжали с места на место. По­этому их искусство того времени представлено не архитектурными сооружениями, а в основном оружи­ем, ювелирными изделиями, раз­личной утварью (многое было най­дено в древних погребениях и кладах). Варварские мастера предпо­читали яркие краски и дорогие ма­териалы — серебро, золото, драго­ценные камни. Больше ценилась не красота изделия, а материал, из ко­торого оно было выполнено.

В V—VIII вв. на территории бывшей Западной Римской им­перии возникли государства германских племён: остготов (а позднее лангобардов) — в Италии, вестготов — в Испа­нии, франков — в Галлии (совре­менных Германии и Франции), англосаксов — в Британии. Тогда же произошло обра­щение варварских племён в христианство. Всё это на­шло отражение в искусст­ве. Стали возводить камен­ные христианские храмы, в которых появились изо­бражения святых и хри­стианская символика.

Какова была церков­ная архитектура того времени, можно су­дить по описаниям современников и немногочисленным сохранившимся па­мятникам, часто перестроенным в более позднее вре­мя. Храмы складывали из массив­ных камней, для перекрытий ис­пользовали дерево. Церкви строили по образцу римских базилик.Ко­лонны в большинстве случаев заим­ствовали из античных храмов: их руины служили своеобразными карьерами для добычи строительно­го материала.

Что касается светской архитекту­ры, то сегодня приходится только догадываться, какими тогда были жилища. Их строили, как правило, из дерева, и поэтому они быстро разрушались.

Варварские государства посто­янно враждовали между собой. В ус­ловиях постоянной опасности глав­ным достоинством жилых зданий считалась их защищённость; ком­форту и уюту не придавали особо­го значения. В результате появи­лись хорошо укреплённые замки. Их возводили у слияния рек, на крутых берегах и окружали высокими насы­пями и глубокими рвами.

Король остготов Теодо'рих (493— 526 гг.), завоевавший Италию, был осторожным и умным политиком, покровительствовал римской знати и Церкви, привлекал к своему двору римских писателей и философов. Ему хотелось прослыть почитателем и наследником античной культуры, поэтому в его столице Равенне (на побережье Адриатического моря) и её окрестностях прокладывали до­роги, возводили мосты, водопрово­ды, военные укрепления, дворцы и храмы, восстанавливали разрушен­ные здания.

Король франков Хлодвиг (около 481—511 гг.) из династии Меровингов оттеснил вестготов и расширил границы своего государства, в ко­тором господствовали теперь две культуры — античная и варварская. Франкские мастера считались искус­ными ювелирами, умели хорошо обрабатывать металл.

Из архитектурных памятников, созданных франками, сохранились в основном церковные постройки. Одна из самых древних — баптис­терий (крещальня) во французском городе Пуатье. Это почти квадратное здание, сложенное из кирпича и мелкого камня. Его строители явно подражали римским образцам — карниз здания напоминает антич­ный антаблемент (балочное пере­крытие).

На франкских рельефах VII— VIII вв. изображены и христианские мученики, и причудливые, фантасти­ческие животные — эти образы от­ражали мировоззрение варваров в предшествующую эпоху и лишь не­много изменились под воздействи­ем христианской религии, превра­тившись в чертей и злых духов.

Многие франкские монастыри имели скриптории (книгописные мастерские), в которых монахи пе­реписывали древние рукописи и со­ставляли новые, как церковного, так и светского содержания. Книги в то время очень высоко ценились, поэ­тому их украшению уделяли огром­ное внимание. Рукописи помещали в оклады из слоновой кости или бла­городных металлов со вставками из драгоценных камней. В оформле­нии книг помимо сложного орна­мента часто использовали мотивы раннехристианского искусства — венки, кресты, фигурки ангелов и птиц вокруг райского дерева. Буква порой становилась частью изобра­жения: например, латинскую букву «Т» включали в сцену распятия. Ино­гда целые строчки писали буквами в виде рыб или птиц.

В Англии, Ирландии и Скандинавии, куда почти не дошла римская цивилизация, в VII—VIII вв. все ещё преобладали варварские традиции и верования.

Североевропейский орнамент со­стоял из спиралей, плетёнок, узлов, образующих бесконечное кру­жево линий. Среди узоров возникали очертания птиц, зверей, людей или демонов: например, льва, обвитого змеёй; причём лапы льва и хвост змеи незаметно пере­ходили в орнамент. Узоры были необычайно выразительны, в них как будто заключалась напряжённая и загадочная жизнь. Эти изображе­ния запечатлели восприятие приро­ды варварами, уподоблявшими мир человеку: землю — плоти, воду — крови, воздух — дыханию, огонь — теплу человеческого тела. Природа одушевлялась, а человек становился органичной частью окружавшего его мира.

Эти узоры, по представлениям варваров, обладали магическими свойствами: охраняли читателя или владельца от нечистой силы. Та­кие орнаменты часто встречают­ся на рукоятях мечей, в рукопи­сях из ирландских монастырей. На севере Европы было раз­вито искусство резьбы по кам­ню. Надписями и различными изображениями украшали большие каменные кресты, кото­рые устанавливали чаще всего на пе­репутьях. Для оформления крестов сначала использовался орнамент из виноградных лоз (это были отго­лоски христианского искусства рим­ских поселений, находившихся в Англии). Позднее в резьбе стали преобладать изображения стилизо­ванных фигурок животных и птиц, вплетённых в замысловатые узоры.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.