Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Г) Л. Карсавин, Н. Трубецкой, П. Савицкий.

К ЗАЧЕТУ

ПО КУРСУ
«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

(2 контрольная точка)

Для специальностей

080500, 080502, 080507,080501, 210300, 210302,210303,210308, 260800, 150406, 260704, 080105, 080108, 080109, 080110, 080111, 230201, 010502, 230105, 200503, 260905, 190601, 190603, 190702,190604, 150408, 140613, 100101, 260901, 260906, 260906, 071503, 071503, 040101, 070701

Тест 1.

 

1. Что представляет собой культурология:

а) отдельную автономную отрасль научного знания о культуре;

б) отдельную область научного знания, включенного в философию;

в) совокупность разрозненных знаний о культурных явлениях и объектах;

г) социологическую дисциплину о динамике развития мировой культуры.

 

2. Суммативный подход к понятию культуры определяет ее как:

а) совокупность материальных и духовных ценностей;

б) все, что создано человечеством;

в) все, что способствует нравственному развитию человека;

г) имманентный механизм человеческой деятельности.

 

3. Культура позволяет восполнить утраченное, возместить недоступное – это:

а) познавательная функция культуры; в) компенсаторная функция;

б) информативная функция; г) регулятивная функция.

 

4. Как называется состояние общества, для которого характерно отсутствие изменений в течение длительного времени в силу ориентации на повторяемость норм и приверженность традициям:

а) культурный застой; в) культурное постоянство;

б) культурный догматизм; г) культурный фундаментализм.

 

5. Как реализует себя личность в своей взаимосвязи с культурой – она выступает как:

а) носитель культурных ценностей ; в) творец культурного процесса;

б) субъект культурного творчества; г) субъект культурного воздействия.

 

6. Культура и природа – это:

а) антиподы; в) в культуре нет ничего природного;



б) культура – это часть природы; г) культура – это очеловеченная природа.

 

7. Кто из современных мыслителей выдвинул концепцию «осевого времени», обозначающего период, когда «возникли предпосылки, позволяющие человеку стать таким, как он есть»:

а) С. де Бовуар; в) М. Хайдеггер;

б) К. Ясперс;г) Ж.-П. Сартр.

 

8. Типология культуры решает следующую задачу:

а) упорядоченное описание и объяснение разнородного по составу множества объектов культуры;

б) гуманизация и внесение в человеческую деятельность осознания творческого аспекта;

в) социальная организация и упорядоченность окружающего мира;

г) характеристика конкретного общества как социокультурного образования.

 

9. С позиций европоцентризма проблема «восток-запад» рассматривалась как:

а) отставание востока от запада; в)отставание запада от востока;

б) равенство культур; г) вообще не рассматривалась.

 

10. Как называются в аналитической психологии К. Юнга врожденные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества:

а) архаизмы; в) ареалы;

б) архетипы; г) артефакты.

 

11. Кто из исследователей культуры полагал, что «культура слагается в своем целом из знания, верований, нравственности. Законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества»:

а) Л. Морган; в) О. Шпенглер;

б) Э. Тайлор; г) Б. Малиновский.

 

12. Кто явился основателем функционального метода в этнографии:

а) Ф. Боас; в) Ф. Гребнер;

б) Б. Малиновский; г) Н. Данилевский.

 

13. Как называется основной труд Й. Хейзинги, в котором он изложил собственную теорию культуры:

а) «Древнее общество»; в) «Золотая ветвь»;

б) «Человек играющий»; г) «Закат Европы».

 

14. Ученый, который считал, что язык – это код, а речь индивидуальное бытие языка – это:

а) Лотман; в) де Соссюр;

б) Шпет; г) Гадамер.

 

15. Материальный, чувственно воспринимаемый предмет, который выступает как представитель или заместитель другого предмета – это:

а) артефакт; в) знак;

б) феномен; г) явление.

 

16. Что такое социальная динамика? Найдите правильное суждение:

а) изменение культуры в пределах одной общественно-экономической формации;

б) развитие культуры в рамках одной территории;

в) революционные изменения в культуре при переходе от одной общественно-экономической формации к другой;

г) процесс изменения или модификация черт культуры во времени и пространстве.

 

17. Фактор, определивший возникновение и развитие человека с точки зрения Энгельса - это:

а) прямохождение; в) высвобождение руки;

б) орудийная деятельность; г) речь.

 

18. Как можно охарактеризовать культурную парадигму ХХ века:

а) индивидуализм; в) рационализм;

б) гуманизм; г) все перечисленное.

 

19. Как называется культура, ориентированную на особую группу людей, обладающей высокой восприимчивостью к новому, оригинально-неожиданному в искусстве, науке, философии:

а) массовая культура; в) контркультура;

б) элитарная культура; г) фольклор.

 

20. К особенностям русской духовности следует отнести:

а) русская культура способствует формированию автономии личности в обществе;

б) русская культура экстравертивна;

в) русская культура склонна к компромиссу;

г) русская культура не создает условий для формирования личностной автономии.

 

 

Тест 2

 

1. Что изучает культурология:

а) взаимоотношение культур и цивилизаций;

б) универсальные свойства, характерные для каждой культуры;

в) взаимодействие между культурами внутри одной цивилизации;

г) общее и особенное в культуре и цивилизации.

 

2. Как называется культура, противопоставляющая себя традиционной культуре и заявляющая о себе как о более передовой и прогрессивной:

а) адаптивная;в)альтернативная;

б) художественная; г) маргинальная.

 

3. Культура передает знания и опыт предшествующих поколений – это:

а) познавательная функция культуры; в) информативная функция культуры;

б) компенсаторная функция культуры; г) символическая функция культуры.

 

4. Как называется состояние общества, когда перемена в материальной культуре, материальной жизни общества опережает трансформацию нематериальной культуры:

а) культурный догматизм; в) культурная отсталость;

б) культурное запаздывание; г) культурная закостенелость.

 

5. Назовите широчайшие возможности применения объединяющего понятия «культура» к самым различным человеческим общностям:

а) расово-этническая культурная общность;

б) национально-культурная общность;

в) регионально-историческая культурная общность;

г) мировая культура.

 

6. Кто из немецких мыслителей XVIII в. считал, что культура – это мир человеческих изобретений, рождающихся в результате борьбы человека с противостоящей ему природой:

а) И. Гердер; в) Г. Гегель;

б) И. Кант; г) Ф. Шеллинг.

 

7. Назовите ученого, который выдвинул идею двух культурных типов: материнского и патриархального, автор труда «Материнское право»:

а) Д.Фрезер; в) Э. Тайлор;

б) И. Бахофен; г) Л. Морган.

 

8. Типология культуры – это:

а) результат человеческой деятельности по преобразованию природы и человека;

б) метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировки с помощью обобщенной идеализированной модели;

в) синоним социального образования, имеющего общий временной и пространственный ареал;

г) идеал прогрессивного развития общества в целом.

 

9. В настоящее время проблема «восток-запад» рассматривается как:

а) отставание востока от запада; в) отставание запада от востока;

б) равенство культур; г) культуры идут разными путями развития.

 

10. Как объяснить термин «архетип», введенный в научный оборот К. Юнгом:

а) средство межкультурной коммуникации;

б) образец для подражания;

в) древнейший образец культуры;

г) прообразы, составляющие коллективное бессознательное.

 

11. Философ, полагавший, что человек – рефлектирующее существо, которое в силу самого сосредоточения на самом себе становится способным развивать в новой сфере, сфере культуры – это:

а) Тейяр де Шарден; в) Поршнев;

Б) де Соссюр; г) Розин.

 

12. Кто из культурологов выделил культуру как предмет специального исследования и рассматривал ее как сложную систему, состоящую из трех подсистем - технологической, социальной и идеологической:

а) Б. Малиновский; в) О. Шпенглер;

б) Л. Уайт; г) Ф. Боас.

 

13. Назовите суждение, которое по своей сути совпадает с концепцией Й. Хейзинги:

а) все виды культурной деятельности есть результат труда;

б) все виды культурной деятельности есть результат самосознания человека;

в) все виды культурной деятельности суть порождения игры;

г) все виды культурной деятельности привнесены из космоса.

 

14. Ученый, который считал, что народ является творцом языка. По его мнению, язык, раз возникнув, обусловливает развитие культуры данного народа:

а) Лотман; в) Шпет;

б) Потебня; г) Библер.

 

15. Кем термин icon был предложен и разработан (другими элементами данной трихотомии являются знак-индекс и знак-символ):

а) Моррис; в) Клакхон;

б) Лотман; г) Пирс.

 

16. Состояние неподготовленного человека, попавшего в чужую культуру:

а) удивление; в) возмущение;

б) шок; г) понимание.

 

17. Что лежит в основе марксистской концепции генезиса человека и культуры:

а) труд; в) пассионарность;

б) рефлексия; г) игра.

 

18. В информационном обществе возникает:

а) класс интеллигенции; в) класс землевладельцев;

б) класс интеллектуалов; г) гуманитарная элита.

 

19. Что является основной задачей массовой культуры:

а) информирование масс; в) создать культуру, всем доступную;

б) получение прибыли; г) отвлечение населения от элитарной культуры.

 

20. Что с точки зрения славянофилов делает русскую культуру целостной и органичной:

а) срединное положение между Востоком и Западом;

б) православие;

в) рационализм;

г) изолированность от Запада.

 

Тест 3

1. Кто из европейских мыслителей написал работу «Закат Европы», ставшую одним из фундаментальных теоретических обоснований современной культурологии:

а) Ф. Ницше; в) Г. Спенсер;

б) О. Шпенглер; г) Дж. Фрезер.

 

2. Кому из мыслителей принадлежит следующее изречение: «Культура – это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом»?

а) Н. Бердяеву; в) К. Ясперсу;

б) Ф. Ницше; г) А. Тойнби.

 

3. Информационная функция культуры обеспечивает:

а) воспроизведение действительности в мышлении человека;

б) процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса;

в) практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе;

г) способность концентрировать социальный опыт множества поколений людей.

 

4. Как называется нарушение нормативного взаимодействия культуры как социального института с социальной средой, в качестве которой выступает общество:

а) дифференциация культуры; в) дихотомия культуры;

б) дискриминация культуры; г) дисфункция культуры.

 

5. Какие культурные общности изначально имеют биологическую природу и являются самыми древними, восходя к доисторическим временам:

а) национально-культурные; в) регионально-исторические;

б) расово-этнические; г) мировая культура.

 

6. Понимание культуры как «второй природы» восходит к временам:

а) античной Греции; в) Нового времени;

б) средневековья; г) современности.

 

7. Немецкий философ Ф. Ницше пришел к выводу, что культура возможна только в сочетании и равновесии двух начал. Назовите их:

а) творческое и догматическое; в) дионисийское и аполлоновское;

б) светское и религиозное; г) мужское и женское.

 

8. Модель идеального типа культуры разработал:

а) К. Маркс; в) Н. Данилевский;

б) М. Вебер; г) О. Шпенглер.

 

9. Государство восточных цивилизаций:

а) подчиняет себе индивида;

б) находит гармонию между человеком и государством;

в) интересы гражданина доминируют над интересами государства;

г) государство стоит на страже интересов каждого гражданина.

 

10. Кто из мыслителей является автором теории, согласно которой культура основана на принуждении и запрете влечений и служит двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми; человек, подавляющий свои бессознательные желания, выступает врагом культуры:

а) Г.Спенсер; в) З. Фрейд;

б) О. Шпенглер; г) Й. Хейзинга.

 

11. Какой направление в культурологии полагало, что культура есть приспособительный механизм человека к природе:

а) эволюционизм; в) структурализм;

б) функционализм; г) психологическое.

 

12. Кто из культурологов заявил: «Я впервые употребил слово «культурология» в печати 1939 г. С тех пор и до сегодняшнего дня я пользуюсь этим термином в своих учебных курсах»:

а) П. Сорокин; в) М. Мид;

б) Ю. Лотман; г) Л. Уайт.

 

13. Кто из культурологов высказал следующую мысль: «Культура возникает и развивается в игре… игра старше культуры, ибо понятие культуры… предполагает сообщество, а животные вовсе не ждали появления человека, чтобы он научил их играть»:

а) Л. Мэмфорд; в) Й. Хейзинга;

Б) Ф. Шиллер; г) Г. Гессе.

 

14. Естественные языки имеют следующие признаки:

а) не имеют автора;

б) полностью зависят от воли людей;

в) практически не подлежат изменению;

г) не подвержены ассимиляции.

 

15. Назовите мыслителя, полагавшего, что мир человеческой культуры является продуктом мыслительной деятельности людей, а символ – единственный инструмент культурного освоения действительности:

а) А. Бергсон; в) Э. Кассирер;

б) К. Ясперс; г) Ж.-П. Сартр.

 

16. Фактор культурной динамики, при котором осуществляется соединение разнородных элементов, в результате чего возникает новое культурное явление:

а) диффузия; в) интеграция;

б) синтез; г) централизация.

 

17. Автор труда «О начале человеческой истории»:

 
 

а) Розин; в) Поршнев;

б) Т. де Шарден; г) Энгельс.

 

18. Как называется эволюционное состояние биосферы, когда разумная деятельность человечества и техника становятся решающим фактором ее дальнейшего развития:

а) ноокомплекс; в) ноосфера;

б) техносфера; г) социосфера.

 

19.Концепцию элитарности культуры разрабатывал:

а) Ф. Ницше; в) А. Моль;

б) М. Фуко; г) Ч. Пирс.

 

20. Что с точки зрения славянофилов делает русскую культуру целостной и органичной:

а) срединное положение между Востоком и Западом;

б) православие;

в) рационализм;

г) изолированность от Запада.

 

Тест 4

1. В чем состоит специфика социокультурного знания:

а) носит энциклопедический характер;

б) отличается прагматическим характером;

в) ему присущи ценностные установки;

г) характеризуется дидактическими установками.

 

2. Как называется работа отечественного историка Л. Гумилева, в которой культура рассматривается как «кристаллизированная пассионарность»?

а) «Письма для поощрения гуманности»;

б) «Этногенез и биосфера Земли»;

в) «Сущность христианства»;

г) «Элементы человеческой культуры».

 

3. Познавательная функция культуры обеспечивает:

а) воспроизведение действительности в мышлении человека;

б)процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса;

в) практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе;

г) способность концентрировать социальный опыт множества поколений людей.

 

4. Назовите мыслителя, который полагал, что религия является важным фактором, обеспечивающим целостность общества:

а) Э. Дюркгейм; в) М. Вебер;

б) М. Бубер; г) В. Дильтей.

 

5. Что лежит в основе марксистской концепции генезиса человека и культуры:

а) труд; в) пассионарность;

б) рефлексия; г) игра.

 

6. Культурное действительное – это:

а) первозданная природа; в) природное, преобразованное человеком;

б) образ жизни человека; г) проявление духовной жизни.

 

7. Каким мыслителем ХIХ века было введено в понятийный аппарат гуманитарного знания противопоставление аполлонического и дионисийского начал:

а) З.Фредом; в) Н.Данилевским;

б) Ф.Ницше; г) А.Шопенгауэром.

 

8. Каким мыслителем ХIХ века было введено в понятийный аппарат гуманитарного знания противопоставление аполлонического и дионисийского начал:

а) З.Фредом; в) Н.Данилевским;

б) Ф.Ницше; г) А.Шопенгауэром.

 

9. Государство западных цивилизаций:

а) подчиняет себе индивида;

б) находит гармонию между человеком и государством;

в) интересы гражданина доминируют над интересами государства;

г) государство стоит на страже интересов каждого гражданина.

 

10. Согласно теории швейцарского ученого К. Юнга наличие духовной культуры обусловлено:

а) наличием культурной среды;

б) экологическими причинами;

в) воздействием социальных причин;

г) проявлением силы человеческого интеллекта.

 

11. Как называется труд французского мыслителя П. Тейяра де Шардена:

а) «Древнее общество»; в) «Первобытная культура»;

б) «Феномен человека»; г) «Золотая ветвь».

 

12. Кто из культурологов свои основные идеи общую концепцию культуры изложил в трех фундаментальных работах «Наука о культуре», «Эволюция культуры», «Понятие культурных систем: ключ к понимаю племен и наций»:

а) Б. Малиновский; в) М. Мид;

б) А. Радклифф-Браун; г) Л. Уайт.

 

13. Что с точки зрения Шиллера «дает человеку свободу, как в физическом, так и в моральном отношении»:

а) разум; в) игра;

б) страсть; г) созерцание.

 

14. Развитие семиотического направления в культурологии связано с именем:

а) М. Мид; в) К. Юнга;

б) З. Фрейда; г) Л. Уайта.

 

15. С каким периодом развития культуры связывал М. Петров возникновение универсально-понятийного культурного кода:

а) первобытное общество; в) культура до XVII века;

б) античность; г) культура после XVII века.

 

16. Фактор культурной динамики, для которого характерна приверженность общества неизменным традициям и резкое ограничение или запрет нововведений:

а) застой; в) консерватизм;

б) традиционализм; г) стабильность.

 

17. Ученый, который считал, что результатом эволюции должна стать «Сверхжизнь», т.е. полное окончание всех эволюционных процессов:

а) Гердер; в) Т. де Шарден;

б) Тейлор; г) Л. Уайт.

 

18. Кто из мыслителей ХХ века полагал, что человеческий разум становится мощной геологической и космической силой:

а) П. Сорокин; в) Н. Бердяев;

б) В. Вернадский; г) П. Флоренский.

 

19. Постструктурализм отрицает:

а) отношение к культуре как к тексту;

б) интерпретация текста;

в) исследование динамики, изменчивости культурных текстов;

г) универсальность новоевропейской метафизической и научной традиции.

 

20. Для русской духовности характерно:

а) склонность к компромиссу;

б) стремление к преобразованию мира;

в) стремление к совершенствованию души;

г) формирование личностной автономии.

 

Тест 5.

 

1. Как называется фиксируемый общественным сознанием простейший элемент культурного процесса, несущий какой-либо смысл или образ культуры:

а) культурный индивид; в) культурная единица;

б) культурный человек; г) культурное начало.

 

2. Преставление о культуре как игре было разработано:

а) Ю.Лотманом; в) Й. Хейзингой;

б) К. Юнгом; г) Л. Уайтом.

 

3. Коммуникативная функция культуры позволяет:

а) воспроизводить действительность в мышлении человека;

б) получать новое знание о человеке и о мире;

в) усваивать культуру посредством общения;

г) определить (регулировать) различные стороны, виды общественной и личной деятельности людей.

 

4. Как называется определенное поведение людей, отвечающее сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации:

а) дисциплина; в) порядок;

б) самоорганизация; г) подчинение.

 

5. Как называется совокупность вещественных и личностных элементов культуры, с которыми взаимодействуют социальный субъект и которые оказывают влияние на его жизнедеятельность, формируют его потребности, интересы и ценностные ориентации:

а) культурные элементы; в) культурный слой;

б) культурные средства; г) культурная среда.

 

6. Возникновение культуры как надприродного способа деятельности:

а) полностью отрицает влияние природы;

б) не исключает ее единства с природой;

в) не представляется возможным без влияния природы;

г) не происходит вне природы.

 

7. Назовите один из признаков «осевого времени», выделенный К. Ясперсом:

а) появление мировых религий; в) появление техники;

б) появление искусства; г) возникновение философии.

 

8. Модель идеального типа культуры:

а) никогда не воплощается в реальности;

б) частично воплощается в обществе;

в) полностью воплощается в обществе;

г) ее просто не существует.

 

9. Для восточных культур характерно признание принципа:

а) «чем древнее, тем вернее»;

б) « чем новее, тем лучше»;

в) допускается в некоторых сферах доминирование новаций над традициями;

г) требование активного реформирования экономики.

 

10. Как называется полное сомнений размышление, анализ собственного психического состояния:

а) саморазвитие; в) самопознание;

б) рефлексия; г) познание.

 

11. Книга «Первобытная культура» написана:

а) Э. Тайлором; в) Б. Малиновским;

б) Г. Спенсером; г) Ю. Лотманом.

 

12. Назовите представителей функционализма:

а) Ю. Лотман, М. Бахтин, М. Каган;

б) Э. Тайлор, Г. Спенсер, Дж. Фрезер, Л. Морган;

в) Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун;

г) Л. Карсавин, Н. Трубецкой, П. Савицкий.

 

13. Кто из романтиков высказал мысль о том, что «… человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет»:

а) Байрон; в) Гете;

б) Шиллер; г) Гейне.

 

14. Назовите мыслителя, полагавшего, что мир человеческой культуры является продуктом мыслительной деятельности людей, а символ – единственный инструмент культурного освоения действительности:

а) А. Бергсон; в) Э. Кассирер;

б) К. Ясперс; г) Ж.-П. Сартр.

 

15. М.К. Петров называет следующие культурные коды:

а) дописьменный, письменный, экранный;

б) личностно-именной, профессионально-именной, универсально- понятийный;

в) аграрный, индустриальный, постиндустриальный;

г) аграрный, модерн, постмодерн.

 

16. В антропологии — слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры (она поглощается и перестает существовать), национального самосознания:

а) синтез; в) инкультурация;

б) аккультурация; г) ассимиляция.

 

17. То, что с точки зрения Т. де Шардена, является ответом человека на замысел Бога:

а) мышление; в) культура;

б) рефлексия; г) созидание.

 

18. Кто из русских космистов высказал предположение, что народы получают первоначальный импульс культурно-исторического движения под влиянием Космоса:

а) Циолковский; в) Вернадский;

б) Чижевский; г) Гумилев.

 

19. Главным выразительным средством этого пласта культуры XX века является стереотип:

а) массовая; в) контркультура;

б) элитарная; г) народная.

 

20. Что Чаадаеву в его «Философическом письме» представлялось гибельным для русской культуры:

а) то, что Русь приняла православие;

б) то, что Русь не принимает протестантские ценности;

в) то, что русская культура несет мистический характер;

г) то, что экономической основой России является община.

 

Тест 6.

 

1. Кто из культурологов заявил: «Я впервые употребил слово «культурология» в печати в 1939 г. С тех пор и до сегодняшнего дня я пользуюсь этим термином в своих учебных курсах»:

а) П. Сорокин; в) М. Мид;

б) Ю. Лотман; г) Л. Уайт.

 

2. Представление о культуре как о системе символов и знаков разрабатывалось в рамках:

а) ценностного подхода; в) деятельностного подхода;

б) семиотического подхода; г) гуманистического подхода.

 

3. Регулятивная функция культуры позволяет:

а) концентрировать социальный опыт множества поколений людей;

б) определять различные стороны, виды общественной и личной деятельности людей;

в) получать новое знание о человеке и о мире;

г) сохранять процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса;

 

4. Кто из немецких просветителей полагал, что культура, будучи тесно связанной с процессом совершенствования общества, выражает качественные состояния последнего и является критерием его оценки:

а) И. Винкельман; в) Ф. Шиллер;

б) Ф. Шлегель; г) Э. Гофман.

 

5. В чем смысл социализации:

а) превращение животного в человека;

б) приобретение человеком прямой походки;

в) умение охотиться, трудиться, думать, любить;

г) превращение личности в инициативного, творческого субъекта деятельности.

 

6. Влияние природы на образ человека впервые было выражено теоретически концепцией:

а) психоанализа; в) антропологии;

б) феноменологии; г) географического детерминизма.

 

7. Кто из отечественных ученых обосновал новое понятие «культурно-исторический тип» - локальный организм, специфика которого определяется «душой» каждого народа:

а) Л. Гумилев; в) Н. Бердяев;

б) Н. Данилевский; г) П. Сорокин.

 

8. Модель типа культуры создается на основе:

а) артефакта; в) общества;

б) архетипа; г) цивилизации.

 

9. Экономическую основу восточных цивилизаций составляет:

а) частная собственность; в) личная собственность;

б) власть-собственность; г) родовая собственность.

 

10. Фрейдизм – это:

а) концепция духовного здоровья человека;

б) философское обобщение психоанализа;

в) одна из сфер культурологии;

г) духовная самокритика.

 

11. Назовите представителей эволюционизма:

а) Ю. Лотман, М. Бахтин, М. Каган;

б) Э. Тайлор, Г. Спенсер, Дж. Фрезер, Л. Морган;

в) Б. Малиновский, А Радклифф-Браун;

г) Л. Карсавин, Н. Трубецкой, П. Савицкий.

 

12. Кто из перечисленных ниже ученых объяснял все социокультурные явления через их функцию, т.е. ту роль, которую они выполняют в системе культуры:

а) Б. Малиновский; в) О. Шпенглер;

Б) Л. Уайт; г) Ф. Боас.

 

13. Кто из основоположников немецкого романтизма, развивая метафору Гераклита, осмысливает игру в качестве онтологического принципа бытия Универсума:

а) Гете; в) Шлегель;

б) Гейне; г) Гофман.

 

14. Что такое «герменевтика»:

а) искусство толкования текстов, учение о принципах их интерпретации;

б) метод познания окружающей действительности;

в) одно из направлений коллекционирования;

г) направление в социологии.

 

15. Вид знаков и знаковых систем, значение которых задаются не предметами, а соглашениями между людьми:

а) функциональные; в) конвенциональные;

б) естественные; г) вербальные.

 

16. Продолжающийся всю жизнь процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры; изучение и передача культуры от одного поколения к другим:

а) синтез; в) инкультурация;

б) аккультурация; г) ассимиляция.

 

17. Как в культурологии называются черты, общие для всех культур народов мира:

а) культурные аспекты; в) культурные различия;

б) культурный императив; г) универсалии культурные.

 

18. Постмодерн проявляет особый интерес:

а) к телесности; в) к рациональному;

б) к духовности; г) к гуманистическому.

 

19. Кто из ученых ввел понятие контркультуры как совокупности социально-культурных установок, негативно настроенных по отношению к ценностям господствующей культуры:

а) А. Кребер; в) Т. Роззак;

б) Л. Уайт; г) Э.Тайлор.

 

20. Какой тип цивилизации должна, по мнению Данилевского, создать Россия:

а) одноосновную; в) трехосновную;

б) двухосновную; г) четырехосновную.

 

Тест 7

 

1. Какой из перечисленных ниже терминов употребляется в культурологии при объяснении некоторых культурных феноменов, происходящих в периоды больших социальных потрясений:

а) корреляция; в) симплификация;

б) систематизация; г) адаптация.

 

2. Как называется подход к изучению культуры, который основывается на идее исключительности, превосходстве ценностей европейской культуры над другими:

а) европеизм; в) западничество;

б) европоцентризм г) славянофильство.

 

3. Функция социализации в культуре определяется:

а) включением индивидов в общественную жизнь;

б) усвоением культуры посредством общения;

в) объединением наций и народов в культурную общность;

г) регулированием процесса концентрации опыта множества поколений людей.

 

4. Как называется процесс углубления культурного взаимодействия между государствами, национально-культурными группами и историко-культурными областями:

а) культурная дифференциация; в) культурная интеграция;

б) культурный релятивизм; г) культурный консерватизм.

 

5. Назовите свойство, функцию личности в рамках определенной идеологии, выражающейся в обострении чувства несовершенства, социального и критического к нему отношения:

а) духовность; в) интеллигибельность;

б) интеллектуальность; г) интеллигентность.

 

6. Идея о разделении природной среды на внешнюю и внутреннюю принадлежит:

а) Ш. Л. Монтескье; в) И.И. Мечникову;

б) Ж.Э. Реклю; г) К. Марксу.

 

7. В мировой истории Ясперс выделяет следующие периоды:

а) идеальный, эстетический, этический;

б) рациональный, эмоциональный, духовный;

в) мировой, рациональный, региональный;

г) «прометеевская эпоха», эпоха великих культур древности, эпоха духовной основы человеческого бытия (осевое время), эпоха развития техники.

 

8. Идеальный тип культуры строится:

а) на усилении, заострении, логического связывания элементов, встречающихся в разных обществах и в разные эпохи;

б) на извлечении непосредственно из наблюдений;

в) на изучаемом образе культуры;

г) на исторически сложившемся укладе и традициях.

 

9. Экономическую основу западных цивилизаций составляет:

а) частная собственность; в) личная собственность;

б) власть-собственность; г) родовая собственность.

 

10. Бессознательное по Фрейду – это:

а) использование энергии в целях разума и культуры;

б) теоретическое мышление;

в) духовная самокритика;

г) безличное начало человеческой души.

 

11. Какое из ниже перечисленных направлений понимает культуру как адаптацию людей к природному окружению:

а) историзм; в) функционализм;

б) эволюционизм; г) конструктивизм.

 

12. Функционалисты отвергали понятие, свойственное эволюционизму:

а) культура; в) пережиток;

Б) система; г) функция.

 

13. Кто из мыслителей утверждал, что «Игра старше культуры, культура «возникает и развивается в игре, как игра»:

а) Л. Мэмфорд; в) Й. Хейзинга;

б) Ф. Шиллер; г) Г. Гессе.

 

14. Родоначальником философской герменевтики принято считать:

а) Г.-Г. Гадамера; в) Ч. Морриса;

б) Ю. Лотмана; г) Г. Шпета.

 

15. Что из предложенного относится к знаковым системам записи:

а) ноты; в) крест;

б) герб; г) рисунок, изображающий зверя.

 

16. Как называется процесс, который сопровождается резким ослаблением традиционных связей между важнейшими элементами культуры, что нередко приводит к распаду культуры:

а) культурное изменение; в) культурная динамика;

б) культурный кризис; г) культурный обвал.

 

17. Устойчивое регулятивное образование, которое в этом качестве утверждено, признано, оправдано членами общества, а часто даже кодифицировано:

а) нормы; в) традиции;

б) ценности; г) запреты.

 

18. Для постмодерна характерно следующее отношение к прошлой традиции:

а) принятие; в) агрессивное отторжение;

б) наследование; г) частичное принятие.

 

19. Контркультура возникает:

а) в XX веке; в) существовала всегда;

б) в XIX веке; г) в XVII веке.

 

20. Византийскую и русскую духовность роднит:

а) представление о мессианской роли государства;

б) близость к античной культуре;

в) представление о тождестве власти и носителя власти;

г) направленность на внешнее преобразование мира.

 

Тест 8.

 

1. Какие исследования могут быть отнесены к собственно культурологическим:

а) историко-культурные исследования общего профиля, исследования культуры ментальностей;

б) исследования религиозного аспекта культуры;

в) культурологические аспекты лингвистики, семиотики, искусствоведения и эстетики;

г)в которых культура представлена как целостный объект познания.

 

2. Какой подход к исследованию культуры заключен в высказывании Б. Малиновского: « В любом типе цивилизации любой обычай, материальный объект, идея и верования выполняют некоторую жизненную функцию, решают некоторую задачу, представляющую собой необходимую часть внутри действующего целого»:

а) функционалистский; в) эволюционистский;

б) психологический; г) социологический.

 

3. Стремление человека к красоте природы и человеческих отношений, к осознанию художественных произведений определяется:

а) коммуникативной функцией культуры

б) эстетической функцией культуры;

в) духовно-охранительной функцией культуры;

г) нормативной функцией культуры;

 

4. Кто из ученых полагал, что культура является универсальной категорией в исследовании общества:

а) Ф. Ницше; в) А. Тойнби;

б) О. Шпенглер; г) Р. Арон.

 

5. Как называется уровень развития личности, характеризующийся мерой освоения духовного богатства и представляющий собой совокупность образованности, самостоятельности мышления, понимания приоритета общечеловеческих ценностей, видения явлений в противоречиях и умения оценивать их, активного стремления и умения учиться и пополнять знания, творческого подхода к любому делу:

а) интеллектуальная культура; в) интеллектуальное развитие;

б) интеллектуальные достижения; г) интеллектуальный уровень.

 

6. Хозяйственно-практический аспект взаимодействия природы и культуры предполагает:

а) зависимость образа жизни человека от природных условий;

б) экологическое равновесие, охрану природы;

в) проблему здорового образа жизни;

г) экологически чистые технологии.

 

7. К. Ясперс отстаивает мысль о том, что:

а) в культуре решающим является экономический фактор;

б) в культуре решающим является духовный фактор;

в) в культуре решающим является политический фактор;

г) в культуре решающим является социальный фактор.

 

8. Основоположником теории общественно-исторических формаций является:

а) К. Маркс; в) К. Ясперс;

б) М. Вебер; г) Б. Малиновский.

 

9. Западная культура стремится к:






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.