Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Методическая разработка урока с формированием у учащихся ценностного отношения к труду у учащихся в 9 классе.

Тема: «Коллективизация и индустриализация в СССР». 9 класс.

Цели и задачи урока:

Образовательный аспект:

- подведение к пониманию причин проведения коллективизации и индустриализации;

- формирование понятий «коллективизация», «индустриализация», «пятилетка», «раскулачивание»

- Формирование представления о причинах появления стахановского движения в СССР.

- подведение к пониманию значения и итогов проведения индустриализации и коллективизации.

Воспитательный аспект:

- формирование ценностного отношения к труду

- формирование ценностного отношения к Родине

Развивающий аспект:

работа с таблицей:

- использование таблицы для сравнения экономических показателей 1-ой и 2-ой пятилетки

- делать выводы на основании данных таблицы об экономической политике государства в 30-е гг.

 

 

Этап урока Методические приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организаци-онный момент   Здравствуйте ребята, сегодня мы с Вами рассмотрим новую тему «Коллективизация и индустриализация в СССР». План урока будет таков! 1. Проверка домашнего задания. 2. Изучение нового материала: а) коллективизация и индустриализация - задачи и итоги. б) социалистическое соревнование – стахановское движение. в) итоги первой пятилетки и ее значение 3. Итоги урока. 4. Домашнее задание.  
2. Опрос Постановка вопроса     Но для начала проверим домашнее задание!   1)В каком году началась проводится новая экономическая политика? Каковы причины введения?     2) НЭП помог советской стране преодолеть последствия гражданской войны и достигнуть довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства. Почему в результате проведения политики индустриализации и коллективизации НЭП был свернут? Каковы минусы данной экономической политики?   3)Что стало главным поводом для отказа от НЭПа? 1) 1922г. Причины: I)экономические - острейший экономический кризис, который Россия переживала к концу 1920 года. Огромные потери государства за годы Первой мировой и гражданской войн, Крупная промышленность России в это время производила продукции в 7 раз меньше, чем в 1913 году, грузооборот железных дорог уменьшился в 4 раза. Велики людские потери: в боях, от ран, голода погибло не менее 10 млн. человек   II)Политическая -Тяжелая экономическая ситуация стала поводом для обострения политического недовольства режимом. Миллионы крестьян, принявших участие в гражданской войне на стороне большевиков, выражали недовольство политикой «военного коммунизма» 2)минусы НЭПа : нехватка промышленных товаров, что приводило к увеличению цен, а это, в свою очередь, тормозило рост жизненного уровня всех категорий населения. Безработица и жилищный вопрос. Аграрное перенаселение в деревне. Причины свёртывания нэпа : I. НЭП рассматривался преимущественно как временная, переходная мера. Идеи нерыночной экономики оказались очень устойчивыми. II. Обеспечивая постепенное восстановление и развитие экономики, нэп не гарантировал бескризисного её развития. Командные насильственные методы решения экономических проблем приносили медленный результат. III. Государству понадобились средства для модернизации промышленности. 3)Поводом для отказа от нэпа стал кризис хлебозаготовок 1927-1928гг.Вызванный нехваткой промышленных товаров и низкими закупочными ценами на зерно
3. Изучение новой темы 1) Задачи коллективизации и индустриализации Сжатое изложение     Постановка задания   Сжатое изложение     Постановка задания   Сжатое изложение     Постановка задания     Постановка задания     Сжатое изложение   Постановка задания     Сжатое изложение   Объяснение     Сжатое изложение   Постановка задания   Сжатое изложение   Постановка задания   Сжатое изложение     Молодцы! Вы хорошо подготовились к домашнему заданию! Теперь начинаем изучать новую тему. Запишите в тетрадь название новой темы «Коллективизация и индустриализация в СССР. Причины и итоги.»     Как вы уже сказали, страна находилась в экономическом кризисе, руководство предлагало три пути решения проблемы.     Запишите в тетрадь – Пути решения кризиса НЭПа: 1. Н.Д. Кондратьев (экономист) – рыночная экономика, стимулирование свободного предпринимательства. 2. Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, М.Л. Томский (партийные и государственные деятели) – смешанная экономика. баланс между сельским хозяйством и промышленностью, элементы частного предпринимательства в условиях господства государственной экономики. 3. И.В. Сталин – ускоренные темпы создания тяжёлой промышленности на плановой основе.   Как мы уже, ребята, поняли с Вами, Россия отставала от мировых держав по качественным показателям экономики, по производительности труда, по технической оснащенности предприятий. Элементы индустриального производства были ослаблены сначала Первой мировой, а затем гражданской войнами. Поэтому, был выбран 3-ий план, предусматривающий максимально ускоренное развитие промышленности.   Запишите в словарь – индустриализация - это процесс форсированного наращивания промышленного потенциала СССР для сокращения отставания экономики от развитых капиталистических стран, ставящей задачей - превращение СССР из преимущественно аграрной страны в ведущую индустриальную державу. Теперь запишите в тетрадь - Цели индустриализациив 30-е гг.: а) ликвидация технико-экономической отсталости страны; б) достижение экономической независимости; в) создание мощной оборонной промышленности; г) развитие базовых отраслей промышленности.   Ускоренная индустриализация требовала гигантских ресурсов. Еще в середине 20-х гг. некоторые партийные лидеры утверждали: если капиталистические страны создавали свою промышленность за счет средств, полученных от эксплуатации колоний, то социалистическую индустриализацию можно провести за счет использования «внутренней колонии» – крестьянства. Гораздо легче взять эти средства у нескольких сот крупных хозяйств, нежели иметь дело с миллионами мелких собственников. С началом индустриализации был взят курс на проведение коллективизации сельского хозяйства, задачей которой официально провозглашалось «осуществление социалистических преобразований в деревне».   Запишите в словарь – Коллективизация – это процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы) в СССР.   7 ноября 1929 г. в «Правде» появилась статья Сталина «Год великого перелома», где говорилось «о коренном переломе в развитии нашего земледелия от мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию». И действительно, вместо плугов через десять лет в СССР в колхозах появились трактора и комбайны, которые обычный землевладелец позвонить не мог. Каждый колхоз мог взять эти машины в аренду у МТС – машинно-тракторные станции, которые занимались обслуживанием и следили за состоянием машин. В конце декабря 1929 г. Сталин объявил о конце нэпа и переходе к политике «ликвидации кулачества как класса». Запишите в словарь – Раскулачивание – это процесс коллективизации, характеризующийся ликвидацией в СССР хозяйств кулаков (крупных землевладельцев) и высылка их в отдаленные районы, эта мера применялась в ответ на сопротивление крестьянства против коллективизации. К плюсам коллективизации можно отнести также централизацию производства, облегчение финансовых операций с готовой продукцией. Материально- техническая база была обновлена Что касается минусов коллективизации, то несмотря на то, что люди там объединяются в группу, достаточно часто они не разделяют труд. Каждый участник работает независимо, поэтому положительный эффект от разделения труда проявляется не полностью. В 1929 году была провозглашена первая пятилетка - Главной задачей введённой плановой экономики было наращивание экономической и военной мощи государства максимально высокими темпами, на начальном этапе это сводилось к перераспределению максимально возможного объёма ресурсов на нужды индустриализации. О первом пятилетнем плане (1 октября 1928 г. — 1 октября 1933 г. ) было заявлено на XVI конференции ВКП (б) как о комплексе тщательно продуманных и реальных задач. Запишите в словарь – Пятилетка – это пятилетний план социально – экономического развития СССР, утверждаемый съездами партии, главной задачей которой являлось осуществить преобразования за 4 года     Этот план, сразу после его утверждения V съездом Советов СССР в мае 1929 г. , дал основания для проведения государством целого ряда мер экономического, политического, организационного и идеологического характера, что возвысило индустриализацию в статус концепции, эпоху «великого перелома» . Стране предстояло развернуть строительство новых отраслей промышленности, увеличить производство всех видов продукции и приступить к выпуску новой техники. В 1930 г. было развёрнуто строительство около 1500 объектов. Был воздвигнут ряд гигантских транспортных и промышленных сооружений: Турксиб, ДнепроГЭС, металлургические заводы в Магнитогорске, Липецке и Челябинске, Новокузнецке, Норильске а также Уралмаш, тракторные заводы в Волгограде, Челябинске, Харькове, Уралвагонзавод, ГАЗ, ЗИС (современный ЗИЛ) и др. В 1935 г. открылась первая очередь Московского метрополитена общей протяжённостью 11,2 км. Особое внимание уделялось индустриализации сельского хозяйства. Благодаря развитию отечественного тракторостроения, в 1932 г. СССР отказался от ввоза тракторов из-за границы, а в 1934 г. Кировский завод в Ленинграде приступил к выпуску пропашного трактора «Универсал» , который стал первым отечественным трактором, экспортируемым за границу.    
4)Социалистическое соревнование Сжатое изложение В западных странах между производителями велась жесткая конкурентная борьба. В советской стране конкуренцию заменило социалистическое соревнование. Новым этапом в развитии социалистического соревнования стало стахановское движение, названное по имени его инициатора – шахтера одной из донбасских шахт – Алексея Стаханова. Приложение 2. Рис.2.1. Алексей Стаханов Сын крестьянина бедняка, пришел на шахту в 22 года, чтобы заработать на лошадь. Но так и остался в рабочей среде, постепенно осваивая новые приемы труда и обновлявшуюся технику. В ночь на 31 августа 1935 г., перестроив организацию труда, он за смену нарубил 102 тонны угля, в 14 раз перевыполнив дневную норму. По его имени движение за перевыполнение плановых заданий получило название стахановского. Почин Стаханова подхватили другие шахтеры, он распространился во многих отраслях промышленности. Газеты писали о все новых достижениях А. Стаханова, Н. Изотова, А. Бусыгина, Е. и М. Виноградовых и др. Заработок стахановцев составлял в 1935 г. от 700 до 2000 рублей в месяц (средняя зарплата рабочих была 150 — 200 рублей). Им в первую очередь выделяли путевки в дома отдыха, санатории, награждали орденами. В стране проводилась государственная «пропаганда труда». Труд воспринимался как творчество людей, направленное на преобразование жизни общества. Проводилось экономическое стимулирование людей. Люди не жалели своих сил, работали с энтузиазмом, превозмогали человеческие возможности ради построения «светлого будущего»,будущего для своих детей и своей страны.      
5. в) итоги первых пятилеток и их значение Сжатое изложение Постановка задания – использование таблицы для сравнения экономических показателей     Постановка задания – делать выводы на основе таблицы Сжатое изложение Теперь нам необходимо подвести итоги пятилеток. Первая пятилетка была связана со стремительной урбанизацией. Городская рабочая сила увеличилась на 12,5 миллионов человек, из которых 8,5 миллионов были мигрантами из сельской местности. В конце 1932 г. было объявлено об успешном и досрочном выполнении первой пятилетки за четыре года и три месяца. Подводя её итоги, Сталин сообщил, что тяжёлая индустрия выполнила план на 108 %. За период между 1928 г. и 1933 г. производственные основные фонды тяжёлой промышленности увеличились в 2,7 раза. Сейчас мы это с Вами увидим!     Приложение 1.Таблица 2.1. – Экономические показатели роста промышленного производства в годы первых пятилеток 1928 – 1923 и 1924-1927 гг.»   Посмотрите в таблицу 2.1. Давайте вместе с Вами выделим три вида производства, у которых был самый большой рост: 1) 1932 г. 2) 1937 г.     3) Какой вывод мы можем сделать на основании данных таблицы?     В итоге выполнения первой пятилетки были решены главные задачи нашего общества в переходный период от капитализма к социализму: 1)построение фундамента социализма; ликвидация в основном многоукладности экономики и утверждение господства социалистического сектора; 2)создание крупного социалистического производства в сельском хозяйстве, победа социалистических производственных отношений в деревне; 3)обеспечение экономической независимости и обороноспособности страны. Основной хозяйственной задачей второй пятилетки было завершение технической реконструкции народного хозяйства. План ориентировал не только на освоение новейших достижений капиталистической техники, но и на освоение новых путей развития материально-технической базы социализма – всестороннюю электрификацию, комплексную механизацию производственных процессов, широкое развитие химии. Главная цель второй пятилетки была успешно достигнута – решена труднейшая задача создания новой социалистической экономики.     1)автомобилестроение, станкостроение, электроэнергетика 2) автомобилестроение, станкостроение, электроэнергетика   3) Мощное развитие получала тяжелая промышленность, это доказательство соблюдение плана развития, предложенного Сталиным.  
6.Подведение итогов   Молодцы, Т. о., сегодня мы с вами познакомились с причинами и целями индустриализации и коллективизации, успехами первых пятилеток, а также главным, без чего бы страна не достигла таких результатов – а именно люди и их труд. В стране «царил культ труда»,труд был оценен как творчество, облагораживающее жизнь общества. Поощрение государством стахановцев дополнительно стимулировало трудящихся. Именно благодаря такой политике СССР подошел к войне с развитым военно-промышленным комплексом, который позволил сражаться и отстоять страну в годы Второй мировой войны.  

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2



Состояние учебников по Истории России за 9 класс показывает, что проблема формирования ценностного отношения к труду остаётся актуальной. Использование темы «индустриализация и коллективизация» максимально подходит для формирования ценностного отношения к труду. Но учебники не ставят перед собой такой задачи, видимо, по той причине, что авторы ставят перед собой другую задачу - показать одну из сторон медалей событий той эпохи с целью нивелировать достижения трудового народа.

Конспект урока был создан с целью сформировать ценностное отношение к труду для 9 класса. На примере данных из учебников, которые были проанализированы, был создан урок, в котором главной целью являлось показать значение труда народа для того периода. Эффективный труд у человека невозможен без проявления светлых чувств к тому месту,в котором он живёт. Поэтому формирование на уроке ценностного отношения к Родине стало сопутствующей, дополнительной задачей.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Задачи, которые ставились перед исследованием проблемы формирования ценностного отношения, были осуществлены:

В ходе первой задачи были определены особенности формирования ценностного отношения к труду как социально значимой ценности.

В ходе второй задачибыло выяснено, что в учебниках присутствует недостаточное внимание формированию ценностного отношения к труду. Труд является одной из составляющих, формирующих личность как гражданина, как активного участника экономической жизни в стране. Труд как ценность даёт ориентиры подрастающему поколению, создаёт «героев своего времени»,тех положительных примеров, которые за трудовые заслуги перед страной, пользуется непререкаемым авторитетом у всех членов общества.

Очевидно, что эти недостатки в учебниках истории – фактическое отсутствие в том числе и государственной политики, осуществляемой в Российской Федерации по «пропаганде труда», дополнительного поощрения и признания людей труда (рабочих шахт, заводов). Введение звания «Героя Труда» - это недостаточная мера: необходимо создать систему, стимулирующую улучшение качества труда, его производительность. Дополнительные надбавки, создание различных социальных программ, стимулирующих развитие рабочего класса, подъема престижа политехнических профессий.

Это является одной из важных задач – в условиях, когда необходимо диверсифицировать экономику за счет роста промышленного производства.

В ходе третьей задачи на примере данных из учебников, которые были проанализированы, был создан урок, в котором главной целью являлось показать значение труда народа для того периода.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абишева А.К. О понятии "ценность" // Вопросы философии. 2002. №3. - 139-147 с.

2. Бондаренко Т.М. Диагностика педагогического процесса в ДОУ/ Бондаренко Т.М. - Воронеж, 2010. -384 с.

3.Вагин A.A. Методика преподавания истории в средней школе. М.: Просвещение, 1968.-431 с.

4.Вазина К.Я. Воспитание целенаправленности в трудовой деятельности / Вазина К.Я. - М., 1997. 484 с.

5.Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] / Т. С. Васильева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. —74-76 с.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.