Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВТОРОГО РАЗДЕЛА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ

ПОВЕДЕНИЕ

Методические указания к практическим занятиям

и курсовому проекту

Утверждены

редакционно-издательским

советом университета

2010 год

 

Самара 2011

Составитель: Е.В. Князькина

 

УДК 69.003

 

Организационное поведение:методические указания к практическим занятиям и курсовому проекту/ сост. Е.В. Князькина; Самарск. гос. арх.-строит. ун-т. – Самара, 2011. – 44 c.

 

 

Содержание и объем методических указаний соответствуют типовой программе курса «Организационное поведение» по специальности 080705 «Менеджмент организации».

Методические указания предназначены для оказания помощи студентам 4-го курса, 7-го семестра очной и заочной формы обучения специальности 080705 «Менеджмент организации» в процессе выполнения практических работ, а также содержат рекомендации по выполнению курсового проекта по дисциплине «Организационное поведение».

lll

 

Учебное издание

 

Редактор

Технический редактор

Корректор

 

 

Подписано в печать . .10. Формат 60х84/16. Бумага офсетная.

Печать оперативная. Уч.-изд. л. ... Тираж экз.

 

 

Самарский государственный архитектурно-строительный университет.

443001 Самара, ул. Молодогвардейская, 194

 

 

Отпечатано в типографии

 

Самарский государственный

архитектурно-строительный

университет, 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………..………………....…………..5

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 1

«ЗНАЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»……..…..…………6

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 2

«СТИЛИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ»………………….……….7

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 3



«ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СТИЛЕЙ

ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ» ………………………………….....9

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 4

«ПОНЯТИЕ ГРУППЫ И ЕЁ ХАРАКТЕРИСТИКИ»…………….…..….…..10

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 5

«ВХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ОРГАНИЗАЦИЮ»………….………..…….10

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 6

«ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА»…………………………………………………..12

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 7

«ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ»…………………………………………………..….17

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 8

«ОСНОВЫ МОТИВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»……………………………………..……..18

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 9

«МОТИВЫ И СТИМУЛЫ»…………………………………………………….19

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 10

«КОНФЛИКТЫ В ПРОЦЕССЕ

ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»…………………………..……..…………..20

.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 11

«ФАКТОР СПЛОЧЕННОСТИ

В ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»………………………….….…..………22

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 12

«КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ»……………………………..….………22

СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ…………………………………..………..……………26

 

ЗАДАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ………………………………………………………….27

 

РАЗДЕЛ 1…………………………………………………………….………….27

 

РАЗДЕЛ 2…………………………………………………………….…………..30

 

РАЗДЕЛ 3……………………………………………………………………….37

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….……..44

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дисциплина «Организационное поведение» занимает особое, очень важное место в подготовке специалистов – менеджеров. Её основные задачи – обеспечить овладение студентами не только теоретическими знаниями, а также развить определенные способности, необходимые менеджеру в профессиональной деятельности – мыслетехнические, коммуникативные, рефлексивные.

В ходе изучения курса студенты получают возможность приобрести навыки проектирования профессиональной деятельности, моделирования профессиональных управленческих и поведенческих ситуаций.

В процессе изучения «Организационного поведения» и выполнения работ практического характера, студентам понадобятся знания в области таких дисциплин, как психология, социология, педагогика, менеджмент, управление персоналом. Так как все это требует системного подхода, то задания сгруппированы по определенной тематике, а курсовой проект состоит из нескольких разделов. После проведения каждых двух – трех практических занятий и выполнения соответствующих заданий предполагается проведение контрольных точек в виде выполнения студентами контрольных работ по пройденным темам.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 1

«ЗНАЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

 

Цель выполнения задания четко отражена в названии и состоит в определении роли организации в жизни каждого человека - как в статусе подчиненного, так и руководителя.

 

Задание

1. Составьте список из 5-7 организаций, о которых Вы имеете какую-либо информацию, и функционирование которых оказывает прямое либо косвенное влияние на Вашу жизнедеятельность.

2. Составьте подробное описание одной из этих организаций, наиболее близкой либо известной Вам, используя предлагаемые критерии:

а) группы покупателей, на которых ориентирован выпуск продукции либо услуг;

б) цели и вид деятельности;

в) вид выпускаемой продукции либо оказываемых услуг;

г) степень приспособления к внешней среде (адаптивная или неадаптивная структура и т.п.);

д) формальная либо неформальная, коммерческая – некоммерческая;

е) тип организации (индивидуалистская, корпоративная, эдхократическая, партисипативная);

ж) успешность функционирования на данный момент и другие.

3. Определите результаты функционирования данной организации для себя (положительные и отрицательные), для внешней среды (положительные и отрицательные), для сотрудников этой организации (положительные и отрицательные), заполнив таблицу 1.

 

 

Таблица 1 – Результаты функционирования организации «…»

Результаты функционирования организации Положительные Отрицательные
Индивидуально для Вас    
Для сотрудников этой организации    
Для внешней среды    

 

4. Проведите обсуждение результатов работы.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 2

«СТИЛИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Цель выполнения задания – развитие навыков анализа и классификации организационных стилей

Задание

1. Проведите классификацию приведенных ниже стилей организацион-ного поведения по группам «авторитарные», «демократические», «либеральные».

2. Проведите сравнительный анализ стилей, используя следующие характеристики:

а) скорость внедрения в организации;

б) эффективность;

в) возможность быстрой адаптации сотрудников к стилю;

г) возможность долгосрочного применения;

д) эффективность в кризисных условиях (как внешних, так и внутренних);

е) предоставляемая сотрудникам свобода действий;

ж) частота применения на практике в настоящее время.

Таблица 2 – Анализ стилей организационного поведения

Стили организационного поведения [5] Класси-фикационные группы Характеристики
А Б В Г Д Е Ж
Авторитарный – опирается на добровольное признание и следование исключительности статуса, имиджа, авторитета                
Бюрократический – реализует принципы и методы формальной организации                
Автократический – в его основе лежит нормативно закрепленное единоначалие, жесткое подчинение и принуждение                
Диктаторский – максимально узурпирует, жестко и централизованно реализует полномочия в действиях                
Административный – основывается на регламентации, соблюдении и контроле централизованно установленных процедур                
Анархический – основан на абсолютной децентрализации, отсутствии законов и норм                
Демократический – стремится к обеспечению равенства прав и свобод, расширению и активизации деятельности каждого                
Либеральный – опирается на приоритет свободы личности, независимости деятельности и невмешательстве руководства в дела подчиненных                
Коллегиальный – предполагает совместное принятие решений, участие в основных направления деятельности                
Корпоративный – создает, поддерживает и использует конструктивное взаимодействие индивидуальностей                
Сепаратный – поддерживает и использует потенциал разделения, сравнения, противопоставления и конкуренции                
Конформистский – изначально ориентируется на адаптивное поведение, подчинение, «подстройку»                

 

3. Проведите обсуждение результатов работы.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 3

«ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СТИЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Цель выполнения задания – закрепить навыки работы по анализу и оценке стилей организационного поведения

Задание

1. Повторите стили организационного поведения из занятия №2.

2. Перечислите типы организационной культуры, которые встречаются в различных организациях.

3. Подберите наиболее эффективный стиль организационного поведения и тип организационной культуры для приведенных ниже организаций, сначала в условиях стабильности, затем в условиях экономического кризиса:

· крупная строительная организация;

· коммерческий банк;

· государственный банк;

· высшее учебное заведение;

· малая строительная организация;

· частный завод по производству хлебобулочных изделий;

· частный магазин детских игрушек;

· туристическая фирма;

· салон – парикмахерская;

· завод по производству железобетонных изделий и конструкций.

4. Обсудите полученные результаты работы.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 4

«ПОНЯТИЕ ГРУППЫ И ЕЁ ХАРАКТЕРИСТИКИ»

Цель – развить знания в области группового поведения в организации

 

Задание

1. Дайте краткую характеристику следующим видам групп:

малая, большая, реальная, условная, лабораторная, естественная, стихийная, устойчивая, неорганизованная, организованная, формальная, неформальная, высокоразвитая, слаборазвитая.

2. Приведите примеры каждого вида группы.

3. Составьте модель наиболее эффективной, по Вашему мнению, группы для работы в отделе строительной организации в условиях стабильной экономической ситуации.

4. Перечислите факторы, влияющие на эффективность работы группы.

5. Приведите примеры положительного и отрицательного влияния сплоченности группы на результаты ее работы.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 5

«ВХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ОРГАНИЗАЦИЮ»

 

Цель – анализ и практическое применение знаний в области реализации принципов индивидуального и группового поведения

 

Задание

1. Попадая в организацию, потенциальный работник может успешно либо неуспешно пройти три фазы работы в коллективе:

а) адаптация;

б) индивидуализация;

в) интеграция.

2. Проанализируйте варианты поведения работника на этих стадиях:

· «Что хочу, то и делаю»

· «Сначала нужно все узнать, а там видно будет»

· «Ну и пусть меня не оценили, они меня ещё узнают!»

· «Я горжусь тем, что я сотрудник этой компании!»

· «Я становлюсь похожим на других в этом коллективе, но мне это даже нравится»

· «Давай я помогу тебе с заданием, у меня есть свободное время»

· «Теперь я буду работать только для себя, раз вы меня сразу не оценили»

· «Ничего не вижу, ничего не слышу»

· «Коллектив меня не понимает, но работа мне все равно нравится, придется потерпеть, вдруг кто-то уволится»

3. Определите, какие варианты поведения руководителя будут в наибольшей степени способствовать успешному прохождению работником всех трех фаз работы в коллективе:

· Часто заходит в отдел, проверить, как «новенький» работает

· Попросил одного «старожилу» понаблюдать за новичком, помочь, если что-то не получится

· Принимает участие в работе группы, не заостряя внимание на отдельных работниках – все одинаковые

· Организует групповые обсуждения для принятия сложных решений по давним проблемам, не привлекая новичков – «все равно не помогут»

· Сразу предложил новичку самостоятельно выполнить сложное задание, от успеха которого зависит премия всего коллектива

· Посадил «новенького» за стол неформального лидера – нового рабочего места пока нет

· На каждом заседании подчеркивает, что в его коллективе задерживаются только самые талантливые и ответственные работники

4. Заполните таблицу 3 по результатам оценки

5. Сделайте выводы

Таблица 3 – Работник и организация

Успешность прохожде-ния фазы Действия работника Действия руководителя
Фаза адапта-ции Фаза индиви-дуали-зации Фаза интегра-ции Фаза адапта-ции Фаза индиви-дуализа-ции Фаза интегра-ции
Успешно            
Неуспешно            

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 6

«ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА»

 

Цель – определить типы темперамента студентов и углубить понимание психологических характеристик работников в организации

 

Задание

1. Ответьте на все вопросы опросника Айзенка «да» или «нет», не пропуская ни один из них. Не следует тратить много времени на обдумывания, отвечайте то, что первое придет в голову.

2. Сравните полученные ответы с ключом. Каждое совпадение дает один балл.

3. Сумму баллов необходимо определять по трем шкалам, откладывая соответствующее значение на осях координат.

4. Определите свой тип темперамента.

 

ВОПРОСЫ

1.Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы встряхнуться, испытать возбуждение?

2. Вы часто чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые Вас понимают, могут одобрить или утешить?

3. Вы человек безобидный?

4. Вам трудно отвечать «нет» на просьбы?

5. Вы всегда обдумываете намерения, предпочитаете подождать прежде чем действовать?

6. Всегда ли сдерживаете свои обещания, даже если это Вам невыгодно?

7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Вы всегда действуете и говорите быстро, не задерживаясь для обдумывания?

9. Часто ли у Вас возникает чувство, что Вы несчастны, без достаточных на это причин?

10. Верно ли, что вы почти на все могли бы решиться на спор?

11. Желая завязать разговор с незнакомцем(кой), Вы смущаетесь и робеете?

12. Бывает ли, что разозлившись, Вы «выходите из себя»?

13. Часто Вы действуете под влиянием минутного настроения?

14. Часто ли Вы переживаете из-за того, что чего-либо не следовало бы делать или говорить?

15. Вы считаете, что книги предпочтительнее, чем встречи с людьми?

16. Верно ли, что Вас довольно легко задеть и обидеть?

17. Вы любите часто бывать в компании?

18. Бывают ли у Вас мысли, о которых совсем не хочется рассказывать даже близким?

19. Верно ли, что Вы иногда полны энергии так, что все горит в руках, а иногда окончательно вялы?

20. Считаете ли Вы, что лучше иметь поменьше приятелей, но зато особенно близких?

21. Много ли и часто Вы мечтаете?

22. Когда на Вас кричат, отвечаете тем же?

23. Часто ли Вы мучаетесь из-за чувства вины?

24. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли Вы дать волю чувствам и от души повеселиться в шумной компании?

26. Можно ли сказать, что Ваши нервы бывают часто натянуты до предела?

27. Вас считают человеком веселым и милым?

28. После того, как сделаете важное дело, часто ли Вы мысленно возвращаетесь к нему, думая, что могли бы сделать лучше?

29. Вы обычно спокойны и расслаблены, когда находитесь в компании?

30. Бывает ли, что иногда Вы сплетничаете?

31. Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?

32. Если захотите узнать о чем-нибудь, то предпочтете прочитать в книге, а не спросить у друзей, верно?

33. Бывают ли у Вас сильные сердцебиения?

34. Нравится ли Вам работа, требующая пристального и постоянного внимания?

35. Бывают ли у Вас приступы дрожи?

36. Если бы Вы знали, что сказанное Вами никогда не будет раскрыто, всегда ли высказывались, как того требует ситуация?

37. Вы не любите бывать в компаниях, где подшучивают друг над другом?

38. Вы раздражительны?

39. Вам нравится работа, требующая быстроты действия?

40. Верно ли, что Вы часто волнуетесь по поводу разных неприятностей и ужасов, которые могли бы произойти, но не случились?

41. Вы двигаетесь медленно и неторопливо?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидания или на работу?

43. Часто ли Вам снятся кошмары?

44. Вы так любите поговорить, что никогда не упустите удобный случай побеседовать с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли Вас какие-либо боли?

46. Вы почувствовали бы себя очень несчастным, если бы долго не могли видеться со своими близкими людьми?

47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?

48. Среди Ваших знакомых есть такие, которые Вам явно не нравятся?

49.Вы можете назвать себя весьма уверенным в себе человеком?

50. Обидитесь ли Вы, если кто-то критически отзовется о Ваших деловых либо личных достижениях и поступках?

51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?

52. Беспокоит ли вас чувство, что Вы чем-то хуже других?

53. Вам трудно внести оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?

56. Вы любите подшучивать над другими?

 

57. Страдаете ли Вы от бессонницы?

 

Ключ к опроснику Айзенка

Искренность: Да - 6, 24, 36; Нет - 12, 18, 30, 42, 48, 54. Эмоциональная стабильность (вертикальная ось, значение от 0 до 24): Да - 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33,35,38,40,43,45,47,50,52,55,57. Экстраверсия (горизонтальная ось, значение от 0 до 24): Да - 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56; Нет - 5, 15,20,29,32,34,37,41,51.   Отложите полученные значения на соответствующих осях, пересекающихся в точке со значением 12. Оцените полученные результаты.   Экстраверты – ориентированные на окружающий мир люди. Они активны, открыты в эмоциональных проявлениях, непосредственны, любят риск и постоянное движение. Импульсивны, проявляют гибкость в общении, легко адаптируются в любых ситуациях.   Интроверты – люди, ориентированные на явления собственного внутреннего мира. Они склонны к размышлениям и самоанализу, чаще замкнуты, социально пассивны. Лучше справляются с монотонной, требующей внимания работой, аккуратны и педантичны, более чувствительны к внешним раздражителям. Меланхолик (слабость процессов возбуждения и торможения) - легко расстраивается, тревожен, склонен рассуждать по делу и не по делу. Часто пессимистичный, довольно сдержанный, необщительный, в поведении тихий, болезненно реагирует на высказывания окружающих, касающиеся его, легко расстраивается. При неблагоприятных условиях у меланхолика повышается ранимость, замкнутость и отчуждённость.   Холерик (преобладание процесса возбуждения над торможением) - сильный, неуравновешенный, подвижный, чувствительный, беспокойный, довольно агрессивный, возбудимый, непостоянный. Часто пытается взять инициативу в свои руки, легко и быстро раздражается. Холерику характерна цикличностьповедения. Флегматик (преобладание процессов торможения) - пассивный, осмотрительный, рассудительный, доброжелательный, миролюбивый, хорошо управляемый, внушающий доверие, надежный и спокойный. Флегматик трудно переключается с одного вида деятельности на другой, тяжело приспосабливается к новой обстановке. Сангвиник (подвижность процессов и возбуждения и торможения) - общительный, контактный, коммуникабельный, разговорчивый, непринужденный в поведении, жизнерадостный. Не склонен к беспокойству, стремиться занять доминирующую позицию. У сангвиника высокая приспособляемость к условиям среды. При неблагоприятных внешних условиях и недостатках в воспитании излишняя подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, поверхностное отношение к делам и излишнюю поспешность.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 7

«ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ»

 

Цель – развитие навыков делового общения в организации и за её пределами, приобретение опыта проведения совещаний и собраний.

Задание

Выполнение задания предполагает проведение деловой игры.

Перед проведением занятия студентам необходимо вспомнить основы делового общения и взаимодействия.

 

Порядок выполнения задания

1. Студенты делятся на отдельные группы по 8-10 человек.

2. Внутри группы студенты выбирают докладчика - лидера.

3. Каждому докладчику выдается задание с темой для обсуждения, по ходу которого необходимо прийти к какому-либо конечному решению.

4. Первый этап проведения игры: в группах создается атмосфера невнимания, отсутствия интереса к проблеме.

Цель докладчика – заинтересовать коллектив, добиться выполнения задания.

5. Второй этап проведения игры – создается противоположная ситуация: все участники обсуждения заинтересованы в достижении поставленной цели и внимательны к докладчику.

6. Третий этап – обсудить и описать проблемы, с которыми может столкнуться докладчик на совещании.

7. Составить положения, которых нужно придерживаться в ходе ведения деловой беседы.

 

Темы для обсуждения

 

1. Какие ошибки в управлении в настоящее время могут привести к наихудшим последствиям в производственной организации?

2. Можно ли позволять сотруднику опаздывать на работу, если он выполняет дополнительные поручения начальника? К чему это может привести?

3. Наиболее ответственный и успешный сотрудник Вашего отдела без каких-либо объяснений решил уйти в другую организацию. Как следует отреагировать руководителю на данное решение.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 8

«ОСНОВЫ МОТИВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

Цель – закрепить теоретические знания по теме «Мотивация трудовой деятельности»

Задание

1. Опишите, в чем состоит отличие мотивов трудовой деятельности от стимулов.

2. В чем состоит сущность мотивационного процесса?

3. Какие, по Вашему мнению, существуют особенности мотивации работников предприятий промышленности и предприятий сферы услуг? Приведите примеры.

4. В чем состоят основные отличия мотивационного процесса работников в современной России в сравнении с советским периодом?

5. Приведите пример оптимального сочетания материального и нематериального стимулирования в организации. Обоснуйте ответ.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 9

«МОТИВЫ И СТИМУЛЫ»

 

Цель – углубление понимания сущности мотивационного процесса, соответствия между стимулами и мотивами.

 

Задание

1. Вспомните и перечислите мотивы, которые, по Вашему мнению, являются основополагающими в трудовой деятельности у современных работников. Проранжируйте их, заполнив соответствующий столбец таблицы 3.

2. Подберите стимулы, с помощью которых можно наиболее эффективно воздействовать на каждый мотив, заполнив второй столбец таблицы.

3. Внимательно относитесь к выполнению задания, не допускайте путаницы между понятиями «мотив» и «стимул». Например, «принадлежность» и «благосостояние» - мотивы, «возможность работы в коллективе» и «премия» - соответствующие стимулы.

Таблица 4 – Мотивы и стимулы в трудовой деятельности

№п/п Мотивы Стимулы
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 10

«КОНФЛИКТЫ В ПРОЦЕССЕ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

Цель – понимание взаимосвязи мотивационных и конфликтных процессов в ходе групповой деятельности.

Задание

В практике групповой деятельности можно встретить группы с устойчивым либо неустойчивым соотношением индивидуальной и групповой мотивации. В последних, в свою очередь, наиболее часто возникают конфликтные ситуации, способные оказать серьезное влияние на сплоченность самих групп.

1. Каждый студент самостоятельно предлагает способы предотвращения и предупреждения конфликтов, а также методы сплочения для каждого из предложенных видов групп. Определяет факторы, оказывающие влияние на возможность возникновения конфликтов.

2. Варианты решения задания студенты показывают преподавателю.

3. Разделившись на группы по 5-6 человек, студенты вырабатывают коллективные решения по каждой ситуации.

4. Проводится обсуждение результатов групповой работы: была ли достигнута объективность в ходе группового решения проблемы.

 

Таблица 5 – Исходные данные для задания № 10

Группа Характеристика вида группы
А Отношения в группе длительные, устойчивые, сформированы принципы групповой морали. В интеллектуальной и эмоциональной сферах царит атмосфера единства и поддержки. Отдельные противоречия между индивидуальными и групповыми мотивами ведут не к распаду группы, а тому, что неподходящий член группы будет исключен из этой группы, под серьезным вниманием и давлением её лидера
Б В группе установлены доверительные и доброжелательные отношения, эмоциональная поддержка возникает лишь в самых сложных ситуациях. Конкуренция среди членов группы носит конструктивный характер и способствует адаптивности по отношению к внешним процессам
В Группа сформирована относительно недавно, нет устоявшихся групповых моральных ценностей и надежности. Солидарность и единство касаются только основной деятельности группы, эмоциональная поддержка слабо проявляется и нестабильна
Г Члены группы ощущают групповую поддержку только в случае возникновения внешней угрозы, либо официально раскрываемой личной проблемы. Никаких общегрупповых ценностей нет, тем не менее, это не мешает нормально функционировать самой группе.
Д В группе часто возникают ситуации открытого выражения недовольства по отношению друг к другу. Какие-либо признаки групповой сплоченности формальны и не воспринимаются членами группы как необходимые
Е В группе существует жесткая конкуренция, в ходе которой возможно развитие неформальных отношений и склок. Тем не менее, зависимость индивидуальных достижений от общегрупповых результатов ведет к продолжительной стабильности состава группы и внешней позитивности её авторитета. Общегрупповая мораль только в крайних ситуациях ведет к сплочению и взаимоподдержке

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 11

«ФАКТОР СПЛОЧЕННОСТИ В ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

Цель – развить навыки анализа показателей групповой эффективности

 

Задание

Ниже приведены вопросы, на которые необходимо аргументировано ответить и привести примеры из практики. Основные положения записать.

1. Назовите высшие формы организации группы

2. Перечислите основные условия построения эффективной команды

3. Что такое сплоченность группы, и какие внешние и внутренние факторы оказывают влияние на усиление либо ослабление групповой сплоченности?

4. Перечислите методы группового принятия решений. Назовите их возможные недостатки

5. В каких случаях сплоченность группы ведет к позитивным, а в каких – к негативным последствиям?

6. Каким образом сплоченность может снизить эффективность групповой деятельности?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 12

«КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ»

 

Цель – развитие навыков предупреждения и решения конфликтных ситуаций и конфликтов, возникающих в процессе трудовой деятельности на предприятиях

Задание

1. Внимательно ознакомившись с предложенной ситуацией, определите конфликтную ситуацию (конфликт).

2. Определите вид конфликта, основных его участников, объект конфликта

3. Ответьте на поставленные вопросы

 

Ситуации

А) В торговой организации администратор зала Антонина переложила часть своих прямых обязанностей на подчиненных Ивана, Анну и Ольгу, в устной форме обязав их выполнять все её поручения. Никаких проявлений благодарности либо премий нет, дополнительных заданий становится все больше, руководящий тон – все жестче. Остальные сотрудники знают, что Иван, Анна и Ольга собрались писать заявления об увольнении, но категорически этого не хотят, т.к. это очень опытные и ценные работники.

Какое развитие отношений в коллективе возможно из данной ситуации?

 

Б) Бухгалтер Долгова Инна считает вполне нормальным постоянно встревать в рабочие и деловые разговоры своей начальницы – главного бухгалтера Антоновой Лидии. Такими действиями она, по-видимому, пытается показать, что много знает и старается повысить авторитет среди остальных сотрудников, которым, как и Лидии, это очень не нравиться. Так как кабинет в отделе бухгалтерии один на всех, то отношения между Инной и остальными становятся все хуже.

Как следует поступить Лидии?

 

В) В небольшой строительной организации начальник отдела МТС потребовал у директора повысить ему зарплату в связи с усложнившимися условиями работы, хотя общий рост зарплаты по предприятию произошел два месяца назад, и получил утвердительный ответ. Работники экономического отдела в лице главного экономиста также потребовали повышения, ссылаясь на увеличившиеся объемы работы, но получили отказ – ведь зарплату уже недавно повысили, да и средств в организации нет. Между отделами разгорелся серьезный конфликт.

Какие действия должен предпринять директор, чтобы не допустить проблем в деятельности организации?

 

Г) Вы – один из двух заместителей директора строительной организации, который направляет Вас на всю следующей неделе на конференцию по проблемам развития строительной индустрии в другой город. Планы у Вас были совсем другие, и скорректировать их Вы уже не успеете. Предложив поехать другому заму, получаете отказ, хотя он ничем не занят и имеет возможность посетить конференцию, результаты посещения которой могут быть очень важны для всей организации.

Как Вам следует поступить в данной ситуации?

 

Д) В связи с экономическим кризисом, вызвавшим спад производства, зарплата в промышленной организации не выплачивается уже несколько месяцев. Многие сотрудники уже уволились. Николай Иглов – специалист отдела маркетинга, не захотевший писать заявление об уходе, так как не был уверен, что найдет что-то еще, попросил руководителя выплатить ему хотя бы часть зарплаты. Получив отказ, он позже узнал, что некоторым другим сотрудникам зарплату выплачивают полностью и вовремя. Почувствовав себя оскорбленным, он начал разжигать недовольство и протесты среди членов коллектива.

В чем неправ Николай, и какие действия нужно было предпринять директору, чтобы не допустить подобной ситуации?

 

Е) В строительной организации осваивают новое оборудование. Специалист найден только один на предлагаемые условия, пришлось пойти ему на встречу и установить свободный график работы. Со временем этот специалист начал требовать повышения зарплаты, предоставления личного автомобиля, посчитав себя незаменимым в этой организации. Директору не понравилось такое поведение специалиста, но поиски другого могли занять слишком много времени.

Как следует поступить директору сейчас? Что нужно было сделать ему раньше, чтобы не допустить подобной ситуации?

 

Ж) Директор фирмы по продаже строительного оборудования решил ускорить процесс выполнения важного поручения и дал задание специалисту отдела продаж, минуя его прямого начальника. Тот уже выдал свое поручение этому специалисту. Не зная, чье задание выполнять раньше, он обратился за советом к коллеге. Позже по отделу поползли слухи о том, что начальство не может разобраться, кто за что отвечает, упал авторитет директора и начальника отдела.

Как поступить руководителям в ситуации? Что было сделано неправильно?

 

СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Целью выполнения курсовой работы по дисциплине является закрепление полученных студентом теоретических знаний в вопросах организационного поведения, то есть предполагает развитие определенных способностей, необходимых менеджеру для эффективного руководства: коммуникативных, мыслетехнических, рефлексивных. Студент также получает навыки проектирования поведения в профессиональной деятельности, а в учебной – навык представления содержания как системы с элементами и связями, что очень важно в практике организационного поведения.

Курсовая работа состоит из трех частей, которые соответствуют основным разделам дисциплины. Первая часть включает в себя два теоретических вопроса по всему курсу в соответствии с рабочей программой дисциплины. Вторая часть является практической, включает в себя несколько заданий, позволяющих студенту применить накопленные знания по основным темам дисциплины. Третья часть предполагает решение конкретных конфликтных ситуаций с позиции роли, отведенной студенту.

Курсовая работа выполняется по вариантам. Номер варианта определяется преподавателем по его усмотрению.

Для качественного выполнения работы студент должен использовать учебную и специальную литературу, периодические издания по тематике работы, собственный практический опыт. Используемая литература не должна быть устаревшей, так как организационное поведение формируется в






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.