Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Кембриджская и американская школы.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

КАФЕДРА ”ЭКОНОМИКА“

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Теория экономических учений» для студентов экономических специальностей дневной и заочной формы обучения

 

 

Ростов-на-Дону

“Теория экономических учений” является самостоятельной экономической дисциплиной. В процессе изучения курса у студентов формируются фундаментальные научные представления об экономике. Изучение концепций и теорий отдельных школ и направлений существовавших в прошлом и существующих в настоящем в экономической науке позволяет закрепить и углубить знания, полученные при изучении курса “Экономическая теория”.

Курс “Теория экономических учений” включает: основные этапы развития экономической науки; развитие экономических учений Древнего Востока, античного мира и Средневековья; эволюция экономической мысли в период зарождения рыночной экономики и предпринимательства (меркантилисты, физиократы, английская классическая школа, ранние представители социализма); формирование основных направлений современной экономической мысли (маржинализм, неоклассические школы: австрийская, лозанская, кембриджская, американская; институционализм, кейнсианство, марксизм, социал-демократизм); история современных (послевоенных) экономических теорий (господство кейнсианства, доминирование неоконсерватизма), экономическая мысль в России.

Методические рекомендации содержат 13 тем, являющихся центральными в данном курсе. Структурно методические указание состоят из:



1)учебных заданий по каждой теме, сформулированных в виде вопросов, которыми задаются необходимые аспекты изучения темы, вопросы могут быть использованы и как ориентиры для самостоятельного изучения курса, в частности, студентами заочниками, и как вопросы к семинарским занятиям;

2)контрольных вопросов по всему курсу, которые используются для зачета либо экзамена, в зависимости от учебного плана;

3)тем письменных работ, используемых и как темы для контрольных работ для студентов заочников, и как темы рефератов для студентов всех форм обучения;

4)списка литературы, содержащего учебные пособия по дисциплине, первоисточники и научные публикации по различным школам.

 

Тема 1. Экономическая мысль Древнего Востока, Древней Греции.

1.Какова связь экономических учений с экономическим строем общества?

2.В чем особенности экономической мысли Древнего Китая?

3.В чем сущность конфуцианства?

4.Концепция моистов и ее соотношение с конфуцианством.

5.Экономическая мысль в Древней Индии. Артхашастра о рабовладении, кастах, государстве.

6.Экономическая мысль в Древней Греции.

7.Платон о социально-экономическом устройстве общества, об обмене, о деньгах.

8.Аристотель об экономике и хремастике, об обмене, о деньгах, о рабовладении, о классах.

 

Тема 2. Основные направления экономической мысли в 16-17 в.в.

Меркантилизм. Физиократия.

1.Сущность первоначального накопления капитала, его источники.

2.Сущность меркантилизма. Ранний и развитой меркантилизм, чем они отличаются друг от друга? Причины перехода от денежного баланса к торговому.

3.Что понимается под протекционизмом и имеет ли он место в современных условиях?

4.Почему объектом исследования меркантилистов была сфера обращения? Какое место отводилось промышленности? Трактовка производительного и непроизводительного труда.

5.Что понимается под металлической и номиналистической теорией денег?

6.Основные принципы меркантилизма. Недостатки экономических взглядов меркантилистов.

7.В чем сущность физиократии?

8.В чем видели источник прибыли и богатства меркантилисты и

физиократы? Что они считали богатством?

9.Трактовка физиократами “чистого продукта”, производительного и непроизводительного труда, капитала, классовой структуры общества.

10.”Экономическая таблица” Ф. Кенэ.

11.Роль государства в учении физиократов и меркантилистов.

 

Тема 3. Английская классическая школа политэкономии.

Экономическое учение А. Смита и Д. Рикардо.

1.Сущность капитализма, его основные классы.

2.Структура и содержание работы А. Смита “Исследование о природе и причинах богатства народов”.

3.Что нового внес Смит в учение о разделении труда и каковы недостатки этого учения?

4.Трактовка Смитом теории трудовой стоимости. “Догма Смита”.

5.Как Смит объяснял возникновение денег, какова их роль в жизни общества?

6.Заработная плата и ее динамика в экономическом учении Смита.

7.Двоякая трактовка прибыли. Отличие смитовского учения о прибыли от учения физиократов.

8.Определение капитала, его виды и состав.

9.Что означает термин “laissez faire” и каковы, по Смиту, полезные и вредные меры государства для развития экономики страны?

10.Рикардианская теория стоимости.

11.Учение Рикардо о деньгах и кредите.

12.Теория распределения Рикардо: учение о заработной плате, прибыли, земельной ренте.

13.В чем, согласно Рикардо, суть сравнительного преимущества (выгодности) международного разделения труда.

 

Тема 4. Экономическая мысль 20-30-х годов Х1Х в.

Т.Р. Мальтус, Ж.Б. Сэй.

1.Общая характеристика экономической мысли 20-30 годов Х1Х в.

2.Социально-экономические предпосылки появления теории народонаселения Т.Р. Мальтуса.

3.Содержание закона народонаселения и его обоснование. В чем состоит относительность закона убывающего плодородия почвы?

4.Учение о факторах производства и доходах Ж.Б. Сэя.

5.Содержание “закона рынков” Ж.Б. Сэя.

 

Тема 5. Экономическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса.

1.Социально-экономическая обстановка в Европе Х1Х в. и распространение социалистических идей.

2.Трактовка К. Маркса товара и его свойств. Конкретный и абстрактный труд.

3.При каких условиях деньги превращаются в капитал?

4.Теория стоимости К. Маркса.

5.Сущность прибавочной стоимости, капитала, заработной платы в экономическом учении К. Маркса.

6.Всеобщий закон капиталистического накопления.

7.Проблемы частной собственности, классов, государства, кризисов в экономическом учении Ф. Энгельса.

 

Тема 6.Неоклассическое направление. Австрийская, лозанская,

кембриджская и американская школы.

1.Исходные положения маржинализма. Отличие маржиналистского подхода к анализу экономических категорий от традиционного.

2.Предмет исследования представителей австрийской школы. Сущность теории предельной полезности и ее отличие от теории трудовой стоимости.

3.Основные положения произведения К. Менгера “Основания политической экономии”.

4. Проблемы стоимости, цены, процента, капитала в работах Е. Бем-Баверка.

5.Суть Парето-эффективности. Ординалистская теория полезности Парето и ее отличие от кардинализма австрийской школы. Кривые безразличия.

6.Общая характеристика кембриджской школы и ее отличие от классической и австрийской.

7.Маршаллианское понимание стоимости. Теории спроса, предложения и равновесной цены. Их графическая иллюстрация.

8.Эластичность спроса и предложения.

9.Трактовка Маршаллом заработной платы, предпринимательского дохода, процента и ренты.

10.Значение разграничения краткосрочного и долгосрочного периодов в анализе экономических процессов для развития экономической мысли.

11.Исходные принципы экономического анализа и составные части экономической теории в учении Дж.Б. Кларка.

12.Теория доходов Дж.Б Кларка.

13.Содержание законов предельной полезности, специфической производительности, убывающей производительности труда и капитала.

14.Концепция “предельной производительности” и ее значение для развития экономической науки и практики.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.