Кембриджская и американская школы. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ”ЭКОНОМИКА“
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Теория экономических учений» для студентов экономических специальностей дневной и заочной формы обучения
Ростов-на-Дону
“Теория экономических учений” является самостоятельной экономической дисциплиной. В процессе изучения курса у студентов формируются фундаментальные научные представления об экономике. Изучение концепций и теорий отдельных школ и направлений существовавших в прошлом и существующих в настоящем в экономической науке позволяет закрепить и углубить знания, полученные при изучении курса “Экономическая теория”.
Курс “Теория экономических учений” включает: основные этапы развития экономической науки; развитие экономических учений Древнего Востока, античного мира и Средневековья; эволюция экономической мысли в период зарождения рыночной экономики и предпринимательства (меркантилисты, физиократы, английская классическая школа, ранние представители социализма); формирование основных направлений современной экономической мысли (маржинализм, неоклассические школы: австрийская, лозанская, кембриджская, американская; институционализм, кейнсианство, марксизм, социал-демократизм); история современных (послевоенных) экономических теорий (господство кейнсианства, доминирование неоконсерватизма), экономическая мысль в России.
Методические рекомендации содержат 13 тем, являющихся центральными в данном курсе. Структурно методические указание состоят из:
1)учебных заданий по каждой теме, сформулированных в виде вопросов, которыми задаются необходимые аспекты изучения темы, вопросы могут быть использованы и как ориентиры для самостоятельного изучения курса, в частности, студентами заочниками, и как вопросы к семинарским занятиям;
2)контрольных вопросов по всему курсу, которые используются для зачета либо экзамена, в зависимости от учебного плана;
3)тем письменных работ, используемых и как темы для контрольных работ для студентов заочников, и как темы рефератов для студентов всех форм обучения;
4)списка литературы, содержащего учебные пособия по дисциплине, первоисточники и научные публикации по различным школам.
Тема 1. Экономическая мысль Древнего Востока, Древней Греции.
1.Какова связь экономических учений с экономическим строем общества?
2.В чем особенности экономической мысли Древнего Китая?
3.В чем сущность конфуцианства?
4.Концепция моистов и ее соотношение с конфуцианством.
5.Экономическая мысль в Древней Индии. Артхашастра о рабовладении, кастах, государстве.
6.Экономическая мысль в Древней Греции.
7.Платон о социально-экономическом устройстве общества, об обмене, о деньгах.
8.Аристотель об экономике и хремастике, об обмене, о деньгах, о рабовладении, о классах.
Тема 2. Основные направления экономической мысли в 16-17 в.в.
Меркантилизм. Физиократия.
1.Сущность первоначального накопления капитала, его источники.
2.Сущность меркантилизма. Ранний и развитой меркантилизм, чем они отличаются друг от друга? Причины перехода от денежного баланса к торговому.
3.Что понимается под протекционизмом и имеет ли он место в современных условиях?
4.Почему объектом исследования меркантилистов была сфера обращения? Какое место отводилось промышленности? Трактовка производительного и непроизводительного труда.
5.Что понимается под металлической и номиналистической теорией денег?
6.Основные принципы меркантилизма. Недостатки экономических взглядов меркантилистов.
7.В чем сущность физиократии?
8.В чем видели источник прибыли и богатства меркантилисты и
физиократы? Что они считали богатством?
9.Трактовка физиократами “чистого продукта”, производительного и непроизводительного труда, капитала, классовой структуры общества.
10.”Экономическая таблица” Ф. Кенэ.
11.Роль государства в учении физиократов и меркантилистов.
Тема 3. Английская классическая школа политэкономии.
Экономическое учение А. Смита и Д. Рикардо.
1.Сущность капитализма, его основные классы.
2.Структура и содержание работы А. Смита “Исследование о природе и причинах богатства народов”.
3.Что нового внес Смит в учение о разделении труда и каковы недостатки этого учения?
4.Трактовка Смитом теории трудовой стоимости. “Догма Смита”.
5.Как Смит объяснял возникновение денег, какова их роль в жизни общества?
6.Заработная плата и ее динамика в экономическом учении Смита.
7.Двоякая трактовка прибыли. Отличие смитовского учения о прибыли от учения физиократов.
8.Определение капитала, его виды и состав.
9.Что означает термин “laissez faire” и каковы, по Смиту, полезные и вредные меры государства для развития экономики страны?
10.Рикардианская теория стоимости.
11.Учение Рикардо о деньгах и кредите.
12.Теория распределения Рикардо: учение о заработной плате, прибыли, земельной ренте.
13.В чем, согласно Рикардо, суть сравнительного преимущества (выгодности) международного разделения труда.
Тема 4. Экономическая мысль 20-30-х годов Х1Х в.
Т.Р. Мальтус, Ж.Б. Сэй.
1.Общая характеристика экономической мысли 20-30 годов Х1Х в.
2.Социально-экономические предпосылки появления теории народонаселения Т.Р. Мальтуса.
3.Содержание закона народонаселения и его обоснование. В чем состоит относительность закона убывающего плодородия почвы?
4.Учение о факторах производства и доходах Ж.Б. Сэя.
5.Содержание “закона рынков” Ж.Б. Сэя.
Тема 5. Экономическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса.
1.Социально-экономическая обстановка в Европе Х1Х в. и распространение социалистических идей.
2.Трактовка К. Маркса товара и его свойств. Конкретный и абстрактный труд.
3.При каких условиях деньги превращаются в капитал?
4.Теория стоимости К. Маркса.
5.Сущность прибавочной стоимости, капитала, заработной платы в экономическом учении К. Маркса.
6.Всеобщий закон капиталистического накопления.
7.Проблемы частной собственности, классов, государства, кризисов в экономическом учении Ф. Энгельса.
Тема 6.Неоклассическое направление. Австрийская, лозанская,
кембриджская и американская школы.
1.Исходные положения маржинализма. Отличие маржиналистского подхода к анализу экономических категорий от традиционного.
2.Предмет исследования представителей австрийской школы. Сущность теории предельной полезности и ее отличие от теории трудовой стоимости.
3.Основные положения произведения К. Менгера “Основания политической экономии”.
4. Проблемы стоимости, цены, процента, капитала в работах Е. Бем-Баверка.
5.Суть Парето-эффективности. Ординалистская теория полезности Парето и ее отличие от кардинализма австрийской школы. Кривые безразличия.
6.Общая характеристика кембриджской школы и ее отличие от классической и австрийской.
7.Маршаллианское понимание стоимости. Теории спроса, предложения и равновесной цены. Их графическая иллюстрация.
8.Эластичность спроса и предложения.
9.Трактовка Маршаллом заработной платы, предпринимательского дохода, процента и ренты.
10.Значение разграничения краткосрочного и долгосрочного периодов в анализе экономических процессов для развития экономической мысли.
11.Исходные принципы экономического анализа и составные части экономической теории в учении Дж.Б. Кларка.
12.Теория доходов Дж.Б Кларка.
13.Содержание законов предельной полезности, специфической производительности, убывающей производительности труда и капитала.
14.Концепция “предельной производительности” и ее значение для развития экономической науки и практики.
|