Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Декоративно-прикладное искусство

Архитектура

 

В древнейшую эпоху постройки на Руси, богатой лесом, производились преимущественно из дерева, и можно предполагать, что деревянное зодчество в ней стояло на значительной степени развития. С IX века, одновременно с принятием христианства, на Руси появляется каменное зодчество, принесённое греческими мастерами, которые по образцу византийских храмов строили в Киеве и других городах церкви и, кроме того, гражданские и военные сооружения. Вскоре от греческих мастеров каменное строительство перенимают и русские зодчие. В XI веке летописи приводят имена русских строителей: Коров, Милонег и др. Исконное деревянное строительство должно было уступить своё место византийскому, каменному, сохранив своё значение для гражданских построек.

Дальнейшее развитие русской архитектуры северо-восточной Руси замедляется в период господства татар (1238 - 1480). Немногие уцелевшие памятники этой эпохи свидетельствуют о крайнем упадке зодчества. Только в богатых вечевых городах, Новгороде и Пскове, менее испытавших тяжесть татарского ига, архитектура достигает значительного развития в XIV и XV веках. С конца XV века наступает для русской архитектуры новый период. Падение Константинополя должно было ещё более ослабить византийское влияние; начавшиеся с Западной Европой сношения вызвали появление знающих архитекторов-иноземцев; освобождение от ига, создание независимого государства, наконец, покорение царств прежних поработителей подняло силы народа, и это отразилось на пышном расцвете русской архитектуры в XVI и XVII веках. Призванные при Иоанне III итальянцы, Аристотель Фиораветти, Марко Руф Фрязин, Пётр Антоний, Алевиз из Милана, строили каменные дворцовые здания (дворец, казённую и Грановитую палаты), обстраивали московский Кремль стенами с башнями и воротами, возвели соборы - Успенский, Архангельский. Эти итальянцы принесли с собой технику, но не могли изменить существенно установившихся форм, ибо им вменено было при возведении построек, особенно соборов, следовать старым образцам.



Новые формы в нашем каменном зодчестве появляются несколько позднее, совершенно самостоятельно, без влияния Запада. Образцы этих новых архитектурных форм представляют в XVI веке - каменные церкви Вознесения в Коломне, Иоанна Предтечи в Дьякове, Покровский собор (Василий Блаженный) в Москве, в XVII веке - церковь Рождества в Пушниках. Это разнообразие и своеобразие форм было вызвано тем, что к каменному строительству были применены формы, выработанные к тому времени деревянным зодчеством.

Но развитие московско-русского стиля продолжалось недолго. Уже в конце XVII века, когда в Москве начинает сильно чувствоваться влияние Запада в различных сферах жизни, и при Петре I архитектура начинает испытывать западное влияние: на русские архитектурные формы накладываются под этим влиянием формы итальянского Возрождения периода барокко, и получается своеобразная смесь русских строительных приёмов с западными деталями.

В Екатерининскую эпоху постройки исполнялись в обычном барокко и ложноклассическом стиле частью иностранцами, частью русскими и не выходили за пределы заурядности.

Архитектура царствования Александра I тоже не отличается блеском. Наиболее крупные создания – это сколки с западноевропейской архитектуры.

Царствованию Николая I принадлежит характерный, так называемый казарменный стиль, отличающийся однообразными прямыми линиями и простотой орнамента - стиль тоже западноевропейского происхождения. Задавшись целью восстановить древнерусское зодчество, Николай I заботился о сохранении его памятников, об их реставрации, об их обнародовании и изучении. Эти меры принесли плоды в царствование Александра II. В области архитектуры это царствование отличается необычайной жизненностью. Вместо прежнего, скучного, холодного единообразия появилось в различных постройках часто удачное применение разнообразных стилей - византийского (Гримм, Кузьмин, Парланд), романского (Макаров, Рахау, Гримм), готического (Бернгард, Гиппиус, Бейне), ренессанса (Китнер, Шретер), Людовика XIV и XV (Рахау), арабско-мавританского (Бахман, Шапошников, Серебряков), армяно-грузинского (Гримм). С другой стороны, деятельно продолжалось и усиливалось более сознательное и верное применение форм старорусского зодчества. В последнюю четверть века в старорусском стиле возводится не только ряд церквей. Этот стиль переносится на здания общественные. Развивается не только зодчество каменное, но и деревянное.

Наша архитектурная русская школа вышла из эпохи слепого и рабского повторения того, что делали предки. ХХ век принес в архитектуру в основном стиль утилитарный, массовые застройки не давали большого разгула фантазии.

 

Живопись

 

История русской живописи резко распадается на два крупных периода. В первом периоде, продолжающемся до XVIII века, русская живопись всё время хранит характер строго религиозный и сосредоточивается почти исключительно на иконописи, которая отличается крайней неразвитостью в художественном отношении. Во втором периоде русская живопись теряет свой исключительно религиозный характер, делается светской, идёт постепенно вперёд в своём развитии и усваивает почти ту степень совершенства, какой достигла западноевропейская живопись к концу XIX века.

История древней русской живописи начинается с эпохи принятия Русью христианства, с конца X века, когда первые образцы живописного искусства были перенесены к нам из Византии. Византийский характер по преимуществу носило искусство на Руси с XI века по XV век.

Позже наряду с живописью духовной - иконописью, появилась и живопись светская, которая начинала водворять принесённый с Запада более изящный вкус, воспитанный изучением природы и антиков.

С этого времени, с конца XVII века, начинается второй период истории русской живописи, интерес которого сосредоточивается главным образом на образовании и постепенном развитии русской светской жизни. Первые твёрдые начала привития этой светской живописи положены были Петром, который решительно поставил дело усвоения западного искусства самими русскими людьми посредством путешествий за границу и своей школы.

В царствование Елизаветы стремление к роскоши и комфорту, поощряемое необычайным великолепием Двора, развилось в высших классах и что породило новые эстетические потребности. Следуя моде, занесённой с Запада, вельможи стали, наряду с портретами, заказывать плафоны и картины, из классической мифологии, для украшения своих палат. Композиции во французском вкусе стали любимым и необходимым дополнением всякого торжества. За недостатком русских, а иногда и вследствие предпочтения ко всему иностранному, всё это выполняли выписанные иностранцы.

Главными видами живописи в эту эпоху была живопись историческая и условный героический пейзаж в стиле Пуссенов и Клода Лоррена.

До половины XIX века главное течение русской живописи всё-таки шло из западноевропейского источника. По-прежнему старались подражать или французам, или итальянцам и преимущественно болонцам.

При Александре I и в начале царствования Николая I только Двор и аристократия оказывали поддержку и покровительство русской живописи. Эта поддержка и покровительство заставляли живописцев приноравливаться к вкусам покровителей. Прикрашенные портреты, холодные образа для церквей, исторические картины, аллегорические плафоны, панегирические батальные картины - вот чем были заняты русские художники, трудолюбиво создававшие свои холодные, официальные и не имевшие своего облика эклектические картины с условным сухим рисунком.

Во второй четверти XIX века число художников значительно увеличилось, интерес к живописи заметно возрос и из узкой сферы, придворной и аристократической, начал распространяться шире в обществе.

Уже давно под главным официальным течением искусства пробивалась, постепенно расширяясь, живая струя реализма и народности. Подъём национального духа, развитие самосознания, начавшееся со времени Александра I, зрелость искусства, освобождение от подражательности, в которой проходит всегда первый период существования каждого искусства, проявились в том, что живописцы стали делать попытки изображения ближайшей своей действительности, сближаться с народом.

С вступлением на престол Александра II зародившееся реально-национальное направление получило широкое развитие. Этому способствовал подъём общественного сознания, полная свобода искусства, не стесняемого теперь правительственным руководством, изменение организации художественного образования в Академии. Возрастание и расширение художественного понимания, потребностей отражается в появлении множества художественных обществ, школ, ряда частных галерей и музеев не только в столицах, но и в провинции, во введении в школьное образование рисования.

Всё это показывает, что искусство привилось на русской почве, сделалось национальным. Новое русское национальное искусство резко отличалось тем, что оно ясно и сильно отражало главные течения русской общественной жизни.

 

Музыка

 

Начало русской музыки надлежит искать в глубочайшей доисторической древности, когда музыка выражалась в песне, отождествлявшей все рода поэтического словесного и музыкального творчества. Характерной чертой мотивов старинных народных русских песен является чрезвычайная подробность и сложность музыкального ритма, богатство делений времён такта в каждом мотиве. Черта эта резко отличает русскую песню от западноевропейской и сближает первую с песнями Востока. Другой характерной чертой является трудность, с которой гармонизуется мелодия русской песни, причиной чего является то, что мелодии эти по своему строению родственны с древнегреческими гаммами. Инструментальное сопровождение являлось существенным элементом некоторых песен медленного движения и необходимой принадлежностью плясовых песен.

В своём развитии народная русская музыка прошла в различных полосах России через разные влияния. На музыке Великороссии, вследствие монгольского ига, отразилось отчасти влияние Востока, на музыке же Малороссии - влияние Польши и через её посредничество отчасти Запада, что и выразилось в той остроте ритма, которая отличает позднейшую малороссийскую мелодию от великорусской.

Со времён Петра вместе с общим распространением западной культуры начинает сказываться влияние и в области русской музыки. Первоначально пересаженная в Россию целиком (при Петре, Елизавете, Екатерине II) в виде военных оркестров, серенад и маскарадов, позднее дивертисментов и опер, западноевропейская музыка оттеснила музыку чисто русскую в сферу исключительно простого народа. Культурная же Россия начала ограничиваться чуждой музыкой. Естественным последствием этого было развитие так называемой псевдонародной музыки, созданной русскими музыкантами, воспитавшимися на западноевропейской гармонизации и мелодике и в то же время проникнутыми инстинктивным стремлением к национальной русской музыке. Таковы были Варламов, Гурилёв, Алябьев и другие с их псевдорусскими мелодиями романсов-песен, сделавшихся очень популярными, благодаря простоте и миловидности мелодики.

Современным самобытным народным направлением русская музыка обязана М.И. Глинке, который своими гениальными произведениями изменил весь строй музыкального творчества в России, создав почву для всего дальнейшего развития как в области мелодики, так - что ещё важнее - и в области гармонизации и ритмики. Толчок, данный Глинкой, был так силён, что за одно полустолетие русская музыка не только получила ярко выраженный национальный характер, но сравнялась в своём поступательном движении с музыкой Западной Европы, начавшей своё развитие на несколько веков ранее.

 

Скульптура

 

Так как в древней Руси искусство служило почти исключительно целям религиозным, а православная церковь неодобрительно относилась к изваяниям человеческих фигур, то скульптуры в настоящем смысле слова в допетровской Руси мы не находим. Слабые в художественном отношении литые небольшие кресты, складни, образа, оклады на образа, резные фигурные иконостасы да раскрашенные резные иконы, возникшие в бывших новгородских землях под влиянием Запада и лишённые всякого художественного значения, - единственные образцы зачатков древнего русского ваяния.

Пётр I, заводя флот и артиллерию, и встречая потребность в мастерах-скульпторах, нанимал иностранных литейщиков и скульпторов, у которых должны были выучиться мастерству русские. Но как при Петре, так и при его преемниках скульптурное дело было долгое время в руках иноземцев. Из первых русских скульпторов наиболее замечательны: талантливые Шубин и Козловский, работавшие в царствование Екатерины II, и скульптор Александровского времени - Б. Орловский. Они придерживались классической техники и господствовавшего в Западной Европе французского направления, но не рабски, а умея вносить и нечто самостоятельное, хотя и незначительно.

Некоторое оживление получила скульптура в царствование Николая I, который способствовал оживлению скульптуры большими правительственными заказами. Эти скульпторы Николаевского времени, стеснённые определёнными заказами, воспитанные Академией в подражательности и стремлении к внешней красоте, мало выказывали свободного творчества и робко примыкали к начинавшему пробуждаться стремлению к национальности и реализму. Но, в общем, новая скульптура менее национальна, чем новая живопись и архитектура. Лучшие её произведения, исполненные Антокольским, П. и Р. Бахами, фон-Боком, Беклемишевым, Забелло, Б. и Р. Залеманом, Лаверецким, Опекушиным, Чижёвым, Снегиревским, Гинцбургом, принадлежат к общеевропейскому типу. Только небольшие группы и статуэтки Обера, Лансере, Либериха и Шохина дают талантливые и реальные изображения, выхваченные из русской жизни.

Театр

 

Начало драматических представлений на Руси относится к царствованию Алексея Михайловича. Хотя мысль о драматических зрелищах в России осуществилась несколько ранее - около половины XVII века, когда студенты киевской духовной академии разыгрывали на площадях прологи, ходили на святках по домам с вертепами и потешали народ комическими рассказами. Но первым собственно драматическим представлением была русская "комедь": "Баба Яга, костяная нога", поставленная в 1671 году во время празднеств по случаю вступления Алексея Михайловича во вторичный брак. Это представление так понравилось царю, что он приказал Матвееву устроить в Преображенском потешную палату и выписать из-за границы актёров. Поставленные впоследствии пьесы были большей частью духовного содержания.

Пётр I, понимая общественное значение театра, приказал построить на Красной площади "комедиальную храмину". Когда столицей стал Петербург, там был построен первый театр немцем Манном. Во время Петра драматическое искусство так ценилось, что даже в Духовном Регламенте 1722 года предписано семинариям "заставлять в свободное время учеников разыгрывать нравственные комедии".

Значительного усовершенствования достиг театр в XVIII веке в царствование Елизаветы Петровны. К этому времени относится деятельность "первого русского драматурга" Сумарокова. На сцене впервые появились женщины.

Императрица Екатерина II основала народный театр в Петербурге. В 1774 году состоялся указ об учреждении в Петербурге Российского публичного театра. В 1779 году учреждено театральное училище. 12 июля 1785 года был составлен особый комитет для управления театрами. В 1783 году было окончено строительство большого каменного театра в Коломне. В Москве был выстроен в 1780 году Медоксом Петровский театр по образцу европейских. В 1824 году было устроено громадное роскошное здание Большого Театра, а вскоре после него было построено и здание Малого Театра. Публичные театры в Москве, находившиеся сначала в частных руках, в 1806 году поступили в ведение казны и стали именоваться Императорскими. Заботливое отношение к делу первых директоров Императорских театров, удачный подбор исполнителей, следовавших традициям первых русских театров, Волкова, Шумского и Дмитревского, старания лучших наших писателей произвели то, что в середине 19-го столетия русский театр достиг наибольшего процветания.

В конце XIX века в России было 172 театра. Кроме столиц, театральное дело наиболее развито было в городах: Одессе, Киеве, Харькове, Казани, Тифлисе, Ростове-на-Дону, Новочеркасске.


Декоративно-прикладное искусство

 

Особенность российского декоративного искусства – его массовость, "артельность" – оно по преимуществу анонимно, более известны фирмы, чем художники (мебельная фирма Гамбса, ювелирная фирма Карла Фаберже). Росписи, ткачество, безымянные мастера, работавшие под руководством и по проектам великих архитекторов, создали шедевры русского интерьера. В 20 веке конструктивизм вывел на авансцену искусства мастеров-изобретателей нового мира вещей, таких, как Владимир Татлин и Лазарь Лисицкий. Но сталинский режим поспешил заменить гениев ремесла государственной монополией и тиранией дефицита. Все же художественное производство России создало великие ценности во многих областях.

Многие столетия, вплоть до 20-х годов 20 века, крестьянское домашнее производство, а с 18 – 19 веков и кустарные крестьянские промыслы, насыщали деревни и города глиняной, деревянной и металлической утварью, деревянными и керамическими игрушками, набивными тканями, коврами и т.д. Особенно знаменитыми стали хохломская деревянная посуда, городецкая яркая и жизнерадостная роспись по дереву, дымковские глиняные фигурки и свистульки лукутинские лаковые шкатулки с росписью.

Замечательные промыслы сложились у народов Русского Севера, Сибири, Дальнего Востока, Кавказа; знамениты промыслы аулов Дагестана – Кубачи (обработка металла), Балхар (расписная керамика), Унцукуль (насечка серебром по дереву). Бывшие иконописные мастерские в советское время перешли на роспись шкатулок (Мстера, Палех).

Однако затем художники были подменены в области производственного специалистами, уделявшими большее внимание технологическим и экономическим аспектами в ущерб эстетике. С началом "перестройки", на фоне наплыва качественной зарубежной продукции (как массовой, так и элитарной), была остро осознана необходимость развития российского промышленного дизайна и русское декоративно-прикладное искусство получило новый толчок к развитию.

 


 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.