Ожидаемые результаты реализации программы СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………….. 3
Ожидаемые результаты реализации программы …………………………. 9
Методическое оснащение программы……………………………………… 10
«Азбука красоты» - вступительный курс программы ……………………13
Механизм контроля и отслеживания результатов …………………………….14
«Я красивый мир творю» -1 часть программы …………………………... 15
Учебно-тематический план ……………………………………………………..17
Содержание 1 части программы ………………………………………………..17
Предполагаемый результат работы …………………………………………….22
Механизм контроля и отслеживания результатов …………………………….22
«Дорогою Добра» - 2 часть программы ……………………………………..23
Учебно-тематический план ……………………………………………………..24
Содержание 2 части программы ………………………………………….…….25
Предполагаемый результат работы …………………………………….………29
Механизм контроля и отслеживания результатов ……………………….…....30
«Радужный мир» - 3 часть программы ……………………………………..31
Учебно-тематический план ………………………………………………….….33
Содержание 3 части программы ………………………………………….…....34
Предполагаемый результат работы ……………………………………….…...39
Механизм контроля и отслеживания результатов ……………………….…...39
«Звонкий голос детства» ………………………………………………….…..40
Учебно-тематический план ………………………………………………....….41
Содержание 4 части программы ………………………………………….…....43
Предполагаемый результат работы …………………………………….…...…47
Механизм контроля и отслеживания результатов ………………………..…..47
Список литературы ……………………………………………………..…….49
Приложение ……………………………………………………………….……52
Пояснительная записка
В настоящее время система общего обязательного образования для многих граждан РФ является первым, а для значительной части — важнейшим институтом социализации. Именно в школе закладываются основы для будущих социальных достижений обучающихся, формируются их личность, отношение к себе и окружающим, культурная компетентность. Совокупность этих требований отражена в Федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО).
Дополнительная образовательная программа по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников. Программа «Служу Отечеству пером» - как конкретная форма осуществления социально-педагогической деятельности выполняет следующиефункции:
· образовательную;
· социально-адаптационную;
· профориентационную;
· культурообразующую;
· культурно-досуговую.
Программа направлена на создание условий для саморазвития младших школьников, формирования у них целостного взгляда на мир, развития литературных и творческих способностей детей, свободного владения словом, языком, речью.
Актуальность программы «Служу Отечеству пером» заключается в том, что она помогает в освоении основной образовательной программы начального общего образования, соответствует познавательным интересам современного ребенка, позволяет детям не только ориентироваться во внешней информации, оценивать и различать её, но учит добывать знания самостоятельно, творчески развивая свой внутренний потенциал.
В ходе реализации программы у детей формируются ключевые компетенции, составляющие основу умения учиться:
- информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
- коммуникативная(умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
- самоорганизации(умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
- самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Программа предполагает творческое взаимодействие детей и родителей, способствует успешному вхождению ребенка в социум, а значит, отвечает интересам каждой отдельной личности и государства в целом.
Новизной программы является то, что она вводит в образовательное пространство понятие детской журналистики. Творческое ознакомление с профессией журналиста помогает лучшему вхождению младшего школьника в современный мир, его ознакомлению с различными сферами искусства: музыкой, словом, изобразительным искусством, природой, трудом, поскольку именно эта профессия имеет широкий образовательный спектр для развития любознательности, познавательных способностей и интересов ребенка. Занятия журналистикой дают возможность ребенку познакомиться со многими видами культурной деятельности людей, учат общению и дружелюбию.
Целью программы являетсяформирование нравственной системы ценностей и развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста через изучение основ детской журналистики.
Задачи:
Обучающие
· изучать основы журналистского мастерства;
· обучать написанию разножанровых текстов;
· повышать речевую грамотность;
· отрабатывать умение переводить устную речь в письменную;
· обучать восприятию красоты окружающего мира через синтез слова и образа;
· обучать основам редакторской правки;
· знакомить с основами макетирования;
· овладевать навыками работы в команде, объединённой единой целью;
· обучать этике общения
Воспитательные
· воспитывать красоту внутреннего мира ребёнка через творчество;
· воспитывать ответственность за свои слова и поступки;
· воспитывать любовь к красоте русской речи;
· воспитывать любовь к Родине
Развивающие
· развивать нравственные качества;
· развивать стремление к самосовершенствованию через собственное литературное творчество;
· развивать эмоционально-смысловое восприятие мира посредством слова;
· развивать речевую деятельность через ведение диалогов и монологов;
· формировать интерес к журналистике;
· развивать наблюдательность, внимание, воображения;
· развивать коммуникативные компетенции
Типология программы:
общеразвивающая – ориентирована на формирование целостного представления о мире, который поможет ребенку понять свое место в обществе. Формирование естественнонаучного и социально-философского мировоззрения. Формирование социального опыта и расширение информированности;
профессионально-ориентированная – знакомит с профессией журналиста, корреспондента, даёт первоначальные знания основ журналистики, практические навыки и умения работы в детском печатном издании;
коммуникативно-поведенческая – позволяет освоить социальные роли: журналиста, корреспондента, читателя, автора, корректора малой детской прессы и правильно выстроить взаимоотношения участников процесса;
организационно-деятельностная – осуществляет работу по овладению навыками самостоятельного сбора, обработки и анализа информации, учит принимать решения и доводить их до выполнения, представлять себя, свой класс, детские объединения в печатных изданиях, мероприятиях, программах.
Основополагающие принципы программы:
- личностный –готовность к самостоятельной деятельности по сбору и обработке информации, развитие самодеятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их;
- принцип творчества –формирование образного и логического мышления через понимание смысла слова и текста, развитие литературного творчества и рукотворчества через идею Добра;
- принцип ответственности –развитиеответственности за порученное дело.Воспитание чувства ответственности за написанное слово, дело. «От твоего материала зависит настроение, расширение кругозора читателей»;
- принцип справедливости– материалы должны быть правдивыми, актуальными, злободневными и общественно значимыми. «Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы поступали с вами»;
- принцип системности и последовательности – обучение в соответствии с возрастными особенностями детей. Учебный материал программы разделен на образовательные модули - от простого к сложному. Каждый материал обязательно несёт и развивает основную тему курса;
- принцип психологической комфортности –ориентация на добрую информацию и положительные эмоции.
Отличительной особенностью программы «Служу Отечеству пером» является понимание детьми того, что за каждой профессией стоит, прежде всего, ЧЕЛОВЕК и качество его труда. Поэтому, какие нравственные качества усвоит ребенок, таким он и будет в своей профессии.
Человек, в детстве усвоивший высокие понятия ДОБРА, КРАСОТЫ, СПРАВЕДЛИВОСТИ, ЧЕСТНОСТИ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ сделает их критериями обустройства своей будущей жизни.
Основой программы является всероссийская увлекательно-познавательная газета-журнал «Добрята». Издание помогает детям в выработке целостного миропонимания, учит патриотизму, гражданственности, любви к родному слову, творческому подходу к любому делу. Уникальность газеты-журнала в том, что она состоит из творческих работ детей.
Программа «Служу Отечеству пером» совместно с газетой-журналом «Добрята» дают большие возможности для раскрытия и воспитания нравственных качеств детей. Это работа с текстами, побуждающими к размышлению о добре, красоте, любви к Родине. Мыслетворчество и рукотворчество, сочетающиеся в едином процессе формирования нравственной личности, способствуют выработке профессионального подхода к любому делу. Дети могут приобретать опыт писателя, читателя, оформителя, наборщика, корректора, редактора. По окончании каждого года обучения издается сборник творческих работ обучающихся.
Программа характеризуется следующимиположениями:
- структурированность– организационно-структурная схема в общем плане определяет, в каком секторе образовательного пространства организуется деятельность, какими силами, в каком окружении, на какой базе, с кем и как выстраиваются партнерские отношения (приложение № 1);
- системность – программа представляет 5 самостоятельных этапов в процессе обучения (старшие дошкольники, учащиеся 1-4 классов) различные по видам организации деятельности, но объединённые общим содержанием. Включиться в реализацию Программы можно на любом этапе (приложение №2);
- ресурсная обеспеченность – результат объединения усилий всех сторон, заинтересованных в успешной реализации Программы (приложение № 3).
- востребованность – число участников Программы (классов, групп, отрядов, команд) постоянно увеличивается;
- эффективность – участники образовательного процесса в ходе реализации Программы (учителя, родители) отмечают положительную динамику развития учебных навыков, творческих способностей, личностных качеств детей.
При реализации контрольно-диагностического блока Программы используются педагогические технологии, рекомендованные Н.Е Щурковой, рассматривающие воспитание как вхождение ребенка вместе с педагогом в контекст современной культуры и выполняющие следующие функции:
1) обустройство жизни ребенка в школе;
2) организация предметной деятельности ребенка и ученического коллектива в целом;
3) организация духовной деятельности по осмыслению жизни.
Для более целостного и детального анализа и оценки результативности воспитательного процесса использованы показатели, предложенные Н.Е. Щурковой:
- ценностное отношение к Природе как общему дому человечества;
- ценностное отношение к нормам культурной жизни;
- представление о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле;
- жизненные позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.
Формы реализации Программы:
· праздники «Старт программы»,
· занятия журналистских групп,
· выпуск стенных газет,
· выпуск школьных газет,
· работа школьного пресс-центра,
· слёты,
· фестивали,
· экскурсии,
· родительские собрания,
· индивидуальные консультации,
· выставки,
· творческие отчеты,
· выпуск творческих альбомов «Я красивый мир творю», «Мы строим Добрый мир»,
· издание творческих сборников,
· работа с тетрадями по основам детской журналистики «Дорогою Добра» и «Радужный мир»,
· работа в блокноте юного журналиста,
· реализация проекта «Школьная газета».
В ходе реализации программы у учащихся формируются следующиеуниверсальные учебные действия:
Личностный блок
* развитие нравственных качеств детей,
* развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами;
* развитие творческих и литературных способностей;
* овладение трудовыми навыками, первоначальными конструкторскими, художественно-оформительскими навыками;
* формирование межличностных отношений;
* развитие трудового сознания, трудовой активности,
* создание индивидуальных творческих альбомов, авторских книг
Познавательный блок
* знакомство с газетными жанрами;
* овладение первоначальными оформительскими навыками;
* знакомство с произведениями писателей, сверстников на нравственные, патриотические, экологические темы;
* получение знаний о Родине, родном крае, природе родного края;
* знакомство с произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев;
* получение знаний о труде людей, профессиях, видах творчества, о красоте, культуре, культурных ценностях;
* получение знаний экологического содержания;
* работа с историческими источниками;
* проведение простейших наблюдений и опытов;
* анализ и интерпретация результатов своих наблюдений;
* выявление закономерностей
Регулятивный блок
* обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности;
* обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников;
* подготовка и презентация выставок, сообщений;
* подготовка и проведение викторин, конкурсов;
* планирование и выполнение мини-проектов;
* планирование и проведение мини-исследований
Коммуникативный блок
* организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
* обучение владению диалогической и монологической речью.
* отработка умения слушать и вступать в диалог;
* обучение постановки вопросов;
* обучение поиску и сбору информации;
* отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами;
* участие в коллективных творческих делах;
* доброжелательное сотрудничество со сверстниками и другими людьми.
Программа «Служу Отечеству пером» может реализоваться через целевые детские журналистские группы в учреждениях, как основного, так и дополнительного образования с первого по четвертый классы. Целевые группы создаются на базе уже сформированного коллектива класса или из числа детей, посещающих дополнительные занятия.
Участие детей в целевых объединениях юных журналистов не только развивает их литературные способности, но и позволяет вести активную работу по внедрению здорового образа жизни, профилактике асоциального поведения, способствует формированию активной гражданской позиции.
Занятия проводятся один раз в неделю, 34 часа в год в каждом классе. Форма обучения – групповая.
Педагогическое сопровождение программы осуществляется:
· педагогами дополнительного образования,
· учителями начальных классов.
Структура программы
Программа по основам детской журналистики«Служу Отечеству пером»является частью проекта «Мы строим Добрый мир».Целью проекта является воспитание у детей патриотизма, укрепление в детском сознании понятия добра как духовно-нравственной основы человека через системно-деятельностный подход. Обучение детей может начинаться со старшего дошкольного возраста по вступительному курсу «Азбука красоты». Дети имеют возможность продолжить свое дальнейшее обучение по основам журналистики, участвуя в программах «Мыслью строим мир» (5-7 классы, «Я во взрослый мир вхожу» (8-10 классы).
Ожидаемые результаты реализации программы
«Служу Отечеству пером»:
|