Пиши Дома Нужные Работы


ЧАСТЬ 1. ОСНОВАНИЯ И СТРУКТУРА КУЛЬТУРОЛОГИИ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ДЛЯ КУЛЬТУРОЛОГОВ

Учебное пособие для магистрантов, аспирантов

И соискателей

Издание, исправленное и дополненное

Москва 2009


УДК

ББК

Ф

 

 

Научный редактор:

доктор философских наук, проф. И.В.Малыгина

Рецензенты:

доктор философских наук, проф. О.Н.Астафьева,

доктор философских наук, проф. Н.Г.Багдасарьян

 

 

Флиер А.Я.

Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей, а так же преподавателей культурологии. 2 издание, исправленное и дополненное. – М., МГУКИ, 2009. – … с.

IBSN

 

 

Бурное развитие культурологии в последние годы вызвало к жизни целую плеяду работников культуры, науки, образования и в том числе магистрантов, аспирантов и соискателей-культурологов, а также вузовских преподавателей культурологии, не имеющих систематического культурологического образования. Предлагаемое издание призвано в какой-то мере помочь этим специалистам разобраться в сложных проблемах современной культурологической науки, систематизировать свои взгляды в избранной области, освоить основной категориально-понятийный аппарат культурологии, ее специфическую терминологию, а также познакомиться с наиболее типичными жанрами культурологических сочинений, освоиться в их специфике и проблематике.

 

 

УДК

ББК

 

IBSN © А.Я.Флиер, 2009 г.

© МГУКИ, 2009 г.

 


Содержание

 

 

Предисловие…………………………………………………………...…..…7

ЧАСТЬ 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ И СТРУКТУРА

КУЛЬТУРОЛОГИИ…………………………………………..………….10

Что такое культурология?........................................................................10

Краткая история культурологии в России………………..………..…20

Культура и история: потребность в переживании

социального опыта………………………………………………..……...26

Культурология как наука: проблема систематизации

социального опыта людей……………………………………………….34

1. Статус культурологии и ее место среди наук. Цели и предмет и

структура культурологического знания…….………………...…………34

2. Уровни научного обобщения в культурологическом знании…..…47

3. Фундаментальная культурология…………………………………...52

3.1. Социальная культурология………………………………………55

3.2. Психология культуры……………………………………….……62

3.3. Культурная семантика……………………………………………72

4. Прикладная культурология………………………………………….78

Культурология как образование: формирование культурной

компетенции личности………………………………………………..…90

ЧАСТЬ 2. ТЕЗАУРУС ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

КУЛЬТУРОЛОГИИ………………………………………………...…..123

Культура………………………………………………………...……...….125

Природа и культура……………………………………………………….133

История культуры……………………………………………...………….137

Личность и культура…………………………………………...……….…141

Общество и культура…………………………………………...…………145

Порядок культурный…………………………………………...………....147

Методологии исследования культуры……………….………..…………150

Позитивизм……………………………………………………...…..……..152

Эволюционизм……………………………………….………..…..………153

Цивилизационизм…………………………………….…………...………156

Диффузионизм………………………………………..…………...………159

Функционализм………………………………………..…………..………162

Структурализм……………………………………….…………...…….…165

Постмодерн……...……………………………………..………..…………169

Морфология культуры.................................................................................174

Гуманитарная культура……………………………...……………………179

Социальная культура……………………………...………………………180

Материальная и духовная культуры………………..……………………183

Объекты культурные …………………………….………………..…...…186

Атрибуция культурная…………………………...……………………….193

Черта культурная ………………………………………...……………….194

Форма культурная………………………………………………...……….195

Артефакт культурный………………………………………………….….199

Система культурная……………………………………………….………200

Локальные культурные образования…………………………...………..203

Конфигурация культурная……………………………………..………...205

Субкультуры……………………………………………………………… 207

Транслокальные культурные образования………………………....……209

Цивилизации……………………………………………………………….210

Хозяйственно-культурные типы……………………………...……….…212

Культурно-этнографические общности…………………………….……214

Конфессиональные общности……………………………………...…….215

Пространство культурное………………………………………...……....217

Социальная типология культуры……………………………...…...…….220

Кровнородственный тип культуры……………………………..……..…224

Этнический тип культуры……………………………………...…………226

Национальный тип культуры……………………………………..………230

Конфессиональный тип культуры……………………………………..…233

Профессиональный тип культуры………………………….………….…237

Социально-сословные типы культуры…………………...………………239

Традиционная культура………………………………...…………………243

Массовая культура……………………………………...…………………245

Исторические типы культуры……………………….……………………246

Эпохи культурно-исторические…………………….……………………250

Первобытная культура……………………………………………………253

Культура эпохи варварства……………….………………………………256

Культура аграрных цивилизаций………….…..…………………………258

Культура индустриальных обществ…………..…………….……………262

Постиндустриальная культура……………………...……………………268

Функции культуры………………………………...………………………271

Консолидация социальная………………………..………………………276

Организация социокультурная …………………..………………………278

Регуляция социокультурная …………………...…………………………282

Коммуникация социокультурная …………………..……………………288

Адаптация социокультурная …………………..…………………………292

Самоидентификация культурная ………………..……………………….295

Познание и систематизация знаний …………………..…………………298

Накопление и трансляция социального опыта ………….………………301

Воспроизводство социокультурное ……………………..………………304

Социализация и инкультурация личности …………...…………………309

Культурный инструментарий…………………………………………….313

Политика культурная.…………………..…………………………………314

Институт культурный.. …………………………………………………...317

Образование …………………………………………………………….…319

Мифология ……………………………………………………………...…326

Религия ………………………………………………………………….…329

Искусство ………………………………………………………………….331

Нормы культурные ……………………………………………………….339

Социальная адекватность ……………………………………………...…343

Культурная компетентность………………………………………...……346

Социальные притязания……………………………………………..……348

Социальная престижность ……………………………………………….350

Культурные традиции …………………………………………………….351

Ментальность………………………………………………………… …..355

Образ жизни ………………………………………………………………356

Обычаи …………………………………………………………………….359

Нравы ……………………………………………………………………...360

Опыт социокультурный…………………………………………………..361

Маркировка культурная…………………………………………………..365

Культура интимных отношений………………………………………….368

Табу………………………………………………………………………...372

Толерантность …………………………………………………………….373

Культурные ценности …………………………………………………….374

Культурная картина мира…………………………………………...….…375

Семиотика культуры………………………………………………………377

Языки культуры……………………………………………………...……380

Текст культурный ……………..…………………………………….……382

Культурные интерпретации………………………………………………384

Нарратив……………………..…………………………………….………386

Симулякр…………………………………………………………..………387

Динамика культуры (культурные процессы)……………………………388

Культурогенез …………………………………………………………….395

Саморазвитие культурное………………………………………..….……398

Культурный прогресс ………………………………………..…...………400

Дифференциация культурная…………………………………….………403

Инноватика культурная ………………………………………………..…410

Изменчивость культурная …………………………………………..……413

Диффузия культуры ………………………………………………………416

Межкультурные коммуникации………………………………….………418

Отбор культурный………………………………………………...………425

Революция культурная……………………………………………………427

Локализация культурная……………………………………….…………429

Глобализация………………………………………………………………432

Кризис культурный………………………………………………..………435

Деструкция социокультурная ……………………………………………439

Алфавитный список понятий, помещенных в Тезаурусе……….………442

ЧАСТЬ 3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПРОФИЛИ И ЖАНРЫ

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ……………………………..445

Философия культуры

Неизбежна ли культура? (Размышления о границах социальной

полезности культуры) (Философская антиутопия) …………...….……445

Постмодерн как поиск новой культуры (Статья) ……………………..459

Теория культуры

Культура: социальный опыт, его накопление и

трансляция (Статья) …………………………………………………….473

Культурная форма как продукт адаптации (Параграф диссертации)..…495

История культуры

У хорошего прошлого не бывает счастливого будущего (Выступление

на конференции)…………………………………………………………….524

Рождение храма: Опыт самоопределения человека

во времени (Эссе) …………………………………………………………..530

Женщина как культурный текст (Статья) ………………………………564

Русская культура XVIII века (Лекция) ……………………………………576

Социология культуры

Социальная стратификация культуры (Учебный текст) ….…………….603

Социальные основания массовой культуры (Статья) …………...……..626

Культура насилия (Статья) …………………………………..…………..643

Культурная прогностика

Социокультурный прогноз на XXI век (Статья) ………………………659

Культурные последствия информационной революции (Статья) …….671

Заключение …………………………………………………………………692

Рекомендуемая литература…………………………………..…………...694

Предисловие

Предлагаемая вниманию читателя книга по своему жанру, безусловно, от­носится к категории учебных пособий. Но это весьма необычное пособие, прежде всего потому, что оно рассчитано не на людей, изучающих культурологию как специальность или как общеобразовательную дисциплину (студентов, школьников, учащихся средних специальных заведений), а на специалис­тов, повышающих профессиональную квалификацию (магистрантов, ас­пирантов, соискателей), пишущих диссертационные работы по культурологии, а также на преподавателей культурологии, не имеющих базового культурологического образования. Поэтому данное посо­бие лишено традиционных ат­рибутов учебника – конт­роль­ных вопросов и ин­струментария самопроверки, не разбито на короткие тематические разделы и т.п. Это пособие для тех, кто стремится заниматься практической исследова­тель­ской работой на ниве культурологии, но еще не вполне разобрался, в чем ее научная и понятийная специфика.

Разумеется, пособие не претендует на роль компендиума всего спе­ци­ального культурологического образования. Целью и суммой задач книги яв­ляется совсем иное: введение молодых ученых в культурологию как в познавательную систему, в интеллектуальную тенденцию осмысления социальных процессов, в специфический комплекс понятийно-кате­гори­аль­но­го мышления, а также в основы культурологического понимания и переживания действительности.

Еще одной важной характеристикой книги является то, что ее автор – ис­торик по базовому образованию. Поэтому пособие представляет собой спе­цифическую попытку увидеть теорию и социологию культуры «глазами историка», осмыслить ее в динамике исторического развития человечества. С этим связано и то, что в тексте уделено меньше внимания проб­лемам фило­со­фии, семиотики, психологии и другим направлениям изучения культуры.

Пособие не преследует цель систематически обучить читателя всему комплексу исследовательских методологий и методов культурологии, хотя им­плицитно это знание «разлито» по всему тексту книги. Оно обучает тому, в чем заключается собственно культурологический взгляд на вещи, события, поступки, стереотипы сознания и поведения людей и пр. и чем этот взгляд отличается от подходов философских, социологических, лингвистических. Ина­­­че говоря, пособие вводит читателя в овладение характерным набором кри­териев научного исследования, на основании которых его грядущая работа может быть (обязана быть) квалифицирована в качестве культурологичес­кой.

С этим набором задач связана и специфическая структура пособия. Книга состоит из нескольких автономных частей, не требующих сквозного про­чтения (от первой до последней страницы разом).

Первая часть включает пять глав, написанных как систематическое изложение авторских взглядов на основные проблемные поля культурологического знания, которые, пожалуй, имеет смысл читать как целостный текст.

Вторая часть представляет собой Тезаурус – словарь-справочник, в котором уже изложенные выше систематические взгляды автора скомпонованы по другому принципу – в виде отдельных небольших статей по основным понятиям и категориям культурологии, как это принято в словарях. Обращаю вни­ма­ние на то, что понятия в Тезаурусе выстроены не по алфавиту, а по проб­лем­ным полям. Те понятия, которые следуют за выделенным, являются состав­ными частями выделенного. Поэтому читателя не должно смущать неиз­беж­ное дублирование в формулировках некоторых терминов по отношению к 1 и 3 частям, поскольку Тезаурус – это понятийно-категориальный словарь, и к не­му обращаются со специфическими целями найти необходимое объяснение того или иного понятия.

Третья часть решает совсем другие задачи: раскрыть перед молодым специалистом широкую палитру содержательных и жанровых возможностей культурологии,бес­­конечное многообразие объектов – исторических, социологических, политичес­ких и др., – которые могут стать предметом культурологического исследования, и продемонстрировать, как это делается в формах те­о­ретической или социологической статьи, аудиторной лекции, историко-фак­тологического исследования, теоретико-концептуаль­но­го модели­ро­вания, футурологического прогноза и т.п.

Первое издание настоящей книги вышло в 2000 году в издательстве «Ака­деми­ческий проект» и допечатывалось в 2002 и 2003 годах. За прошедшие годы автору приходилось слышать от коллег, что это учебное пособие является одним из наиболее понятных для студентов. Вместе с тем высказывались замечания и пожелания по доработке. С учетом этих замечаний и пожела­ний было подготовлено второе издание, исправленное и дополненное. В нем 1 глава под­верглась новому редактированию и дополнению, 2-я – существенному рас­ширению, а 3-я – почти полной перекомпоновке на базе новых материалов. Автор выражает огромную благодарность всем, кто помог в этой работе своими советами, замечаниями и пожеланиями.

 

 

ЧАСТЬ 1. ОСНОВАНИЯ И СТРУКТУРА КУЛЬТУРОЛОГИИ

Что такое культурология?

Для того, чтобы более или менее адекватно представить себе, что же изу­­­чает культурология, необходимо познакомиться с современными научными представлениями о культуре.

Жизнь людей сочетает в себе биологические процессы, происходящие в их организ­мах, с двигательной и умственной активностью, направленной на вза­имодействие с вне­ш­­ней средой. Целеориентированная активность (пре­сле­дующая осознаваемые челове­ком цели) называется деятельностью. В конечном счете, любая деятельность инициируется теми или иными интересами и потребностями человека и направлена на их удов­летворение. Но люди живут не по одиночке, а коллективами (сообществами). И удов­лет­ворение интересов и потребностей одного члена коллектива в принципе не должно нарушать интересы и мешать удовлетворению потребностей дру­гого. Иначе совместное сосуществование людей окажется практически невозможным. Ре­шая эту проб­ле­му, люди постепенно вырабатывают сложную систему «правил игры» – совокупность таких спо­со­бов удовлетворения своих индивидуальных и групповых интересов и потребностей, которые являются социально приемлемыми и допустимыми по своей социальной цене и последствиям. Подобные «правила игры» (или точнее правила коллективного общежития и взаимодействия людей) стимулируют социальную ин­теграцию членов сообщества и не наносят вре­­да их социальной консоли­ди­рованности, сни­мают накапливающиеся проти­воре­чия и напряжения в их совместном бытии, а по возможности и повышают уровень их солидарности, взаимопонимания и взаимосогласованности в деятельности. Эта система «правил игры» или «социальных конвенций» (стихийно достигаемых соглашений о порядке совместного существования и взаимодействия людей) и называется культурой.

Помимо того та степень упорядоченности мира, которая естественным образом осуществляется природой, оказывается недостаточной для человека. И, начиная, с периода верхнего палеолита, человек начал работу по искусственному упорядочиванию мира, познанию его и упорядочиванию своих знаний и миропредставлений. На основании этих искусственных порядков складывались и эволюционировали межчеловеческие отношения, происходила социаль­ная организация людей в устойчивые коллективы и регуляция взаимодействия людей в них. В конечном счете, эти искусственные порядки в деятельности и сознании и стали основными «правилами игры». Т.е. культура – это еще и порядок в мозгах и поведении человека.

Но в процессе своей жизнедеятельности люди накапливают и определенный социальный опыт. Этот опыт является своеобразным сепаратором тех «правил игры», по которым живет данное общество. Те «правила», которые ока­зываются на­и­более эффективными, универсальными, приемлемыми по своей социальной цене и последствиям, закрепляются в памяти в виде традиций, обычаев, нравов, а со временем и законов. С этих позиций культура – это и коллективная память о наиболее эффективных компонентах стратегии выживания, выработанной данным народом за его историю.

Описанные основания совместного бытия людей реально воплощаются во множестве разнообразных проявлений. Это искусственная материально-про­ст­­ран­ст­венная среда человеческого существования, «второй мир», создава­емый людьми в дополнение к первому – естественному – и насыщенный материальными и ин­фор­мационными продуктами человеческой деятельности. Это мотивация и формы поведения и взаимодействия людей между собой. Это рациональные знания об окружающем мире и образы собственной фантазии, ре­ализуемые людьми в различных интеллектуальных текстах или художествен­ных произведениях, и т.п. И все это осуществляется людьми не любыми способами, а более или менее нормированными, социально допустимыми, отобран­ными на основании длительного социального опыта существования данного сообщества. Разумеется, далеко не все и не всегда делается в полном соответствии с этими эталонными образцами и тре­бованиями. По тем или иным причинам люди, удовлетворяющие свои интересы и потребности, нарушают сложившиеся «социальные конвенции»; такое поведение обычно называется «антисоциальным» и подвергается различным санкциям со стороны сообщества (от морального неодобрения до крайних форм насилия). Таким образом, в культуре цель никогда не оправдывает средства. Средства являются допус­ти­мы­­ми, только если они культурно санкционированы (законами, религией, традициями, обычаями, господствующей моралью и т.п.).

Культура всякого сообщества складывается постепенно по мере накопления социального опыта совместной жизни и деятельности, под влиянием спе­­цифических условий места и исторической судьбы коллектива, чем обус­ло­в­ливается региональное и историческое своеобразие культуры того или иного на­рода. Ее основные функции связа­ны с решением задач по социальной орга­низации людей в их коллективной жизнедеятельности, регуляции форм этой жиз­недеятельности, практической и психологической адаптации людей в реаль­но складывающихся условиях их существования, коммуницирования (обме­на информацией) между членами сообщества, а так­же с работой механиз­мов социального воспроизводства общества и личности, т.е. трансляции сле­ду­ю­щим поколениям социального опыта совместного сосуществования дан­ного кол­лектива людей (народа, социальной груп­пы и т.п.). Таким образом, основным результатом (продуктом) куль­турных процессов является выработка и внедрение в сознание людей норм социальной адекватности жизни в данном коллективе и допустимых способов осуществления тех или иных практических или символических действий, отражающих социальный опыт данного сообщества, его исторически сложившиеся организационно-регулятивные формы, меж­поколенное наследование этих традиционных форм и норм, а также их постепенная изменчивость и обновление.

Этот описанный срез относится к области социальных реалий культуры, т.е. к сфере организационной практики социального бытия, регулируемой такими подсистемами, как хозяйственная, политическая и правовая, функционирующими, разумеется, не только как специализированные отрас­ли деятельности, но и на уровне повседневной жизни людей в виде обычаев, нравов, морали и пр.

Однако люди не только механически выполняют предписанные им нормы социального общежития и поведения, но и осмысливают их, интерпретируют, систематизируют, спорят о спо­собах их применения, переживают их или случаи их нарушения и т. п. Эти задачи решаются в рамках процессов познания, осмысления и накопления социально значимой информации, происходящих в областях философии, религии, науки и искусства, также функционирующих как на специализированном, так и на обыденном уровнях. Этот срез можно условно назвать культурой интеллектуальных рефлексий и образных интерпретаций все тех же «правил игры» коллективного существования людей. Основным продуктом, вырабатываемым этими подсистемами, являются «культурные тексты», аккумулирующие в себе теоретически обобщенный и проинтерпретированный отдельными авторами социальный опыт и выражающие его в таких феноменах как социальные ценности и идеалы. Ценности – это по существу все те же нормы социальной адекватности, но трансформированные в образы социальной престижности, причастность к которым открывает человеку доступ к большему объему и лучшему качеству различных социальных благ (т.е. средств удовлетворения интересов и потребностей, о которых речь шла с самого начала). Культура интеллектуальных рефлексий прежде всего формули­рует и задает людям эталонные образцы такого рода ценностей, типов нормативного поведения, этических принципов, нравственных идеалов и др. социально предпочитаемых способов осуществления жизнедеятельности, связанных с задачами удовлет­ворения людьми своих ма­териальных, интеллектуальных, эмоциональных, властно-рас­по­ряди­тель­ных, психико-компен­са­тор­ных, статусных и иных социальных притязаний.

И, наконец, третий срез культуры включает в себя подсистемы социальной коммуникации и трансляции социального опыта от поколения к поколению (т.е. воспроизводства обще­ства как социокультурной целостности и личности человека как адекватного члена этой целостности). Сюда относятся вербальные (словесные) и невербальные языки, которыми пользуются люди, системы письменности и книгоиздания, институты образования и воспитания, художественная культура, массовые средства информации, а также ряд подсистем, с помощью которых осуществляется накопление, хра­нение и распространение социально значимых знаний и «культурной памяти» сообщества (архивы, библиотеки, музеи, клубы и др. организации просвещения). Последние играют большую роль в процессах «окультуривания» человека, становления его как личности как члена того или иного культурного сообщества; вне этого личности не бывает, а человек вырастает просто биологическим индивидом. В этом блоке, как правило, не создаются собственные «культурные тексты» общесоциального значения, а лишь реализуются технологии внедрения такого рода «текстов» в сознание людей.

Существенная часть описанных культурных процессов происходит в сообществах более или менее стихийно в рамках обыденной коллективной жизни людей. Вместе с тем многие такие процессы организуются и регулируются сообществом целенаправленно. Инструментами такой организации и регуляции являются социальные институты – специализированные струк­­туры (государственные, общественные, частные), занимающиеся производством описанных выше «культурных текстов», их внедрением в сознание людей, а также практическим регулированием их жизнедеятельности в соответствии с ценностными нормами принятых в данном сообществе «социальных конвенций». Эта социокультурная регуляция охватывает по су­ществу все стороны жизни сообществ, и в ней принято выделять специа­лизи­рован­ные институты общеэкономической, общеполитической и об­ще­правовой сфер, а также некоторые иные, более частные. Те же институты, которые про­изводят собственно «культурные тексты» и осуществляют регуляцию в сферах интеллектуальной и духовной жизни людей – в религии, искусстве, образовании, информации и др., относящихся к областям познания и коммуницирования, накопления и трансляции опыта в его наиболее общих социальных параметрах, принято называть культурными институтами (в узком смысле слова «культурный»). Комплекс приемов и принципов управления культурными институтами со стороны государства и общества называется культурной политикой. Что же касается той части культурных норм, которые функционируют не в институциональной, а в повседневной жизни людей, то их регулятором являются культурные традиции, нравы и обычаи, исторически сложившиеся в данном сообществе. Иначе говоря, совокупность традиций, нравов и обычаев – это и есть культурная политика общества по отношению с его членам, только реализуемая не в ин­сти­туционали­зиро­ван­ной, а в обыденной сфере социального бытия.

Однако все сказанное относится главным образом к социальному (т.е. групповому, коллективному) аспекту существования культуры. Но фактичес­ким субъектом культурных процессов всегда является отдельный человек, который ведет себя не только как пассив­ный «продукт окультуривания», т.е. механический исполнитель усвоенных им культурных образцов и норм, но и как их активный интерпретатор. Человек творчески развивает культурные образцы и нормы, порождает новые культурные формы и т.п. Именно в процессе такого рода интерпретаторской и инновативной практики людей и происходят изменения в культуре – от самых микроскопических, до общей исторической эволюции. Причины подобной вариативности в исполнении культурных предписаний многообразны, но наиболее распространенной является потребность в адаптации – приспособлении людей к складывающимся природным и социальным (историческим) обстоятельствам, в которых им приходится действовать. В целях поддержания комфортного существования (и особенно состояния психологической комфортности) человек должен все время упорядочивать свои связи с окружением, приспосабливать усвоенные им культурные нормы и иде­алы к меняющимся условиям их применения. Такого рода гибкость, плас­тич­ность че­ловеческой психики, способность к сочетанию жестких нормативных установок культурной традиции с их вариативно-творческим исполнением, видимо, является необходимым свойством психологического выживания че­ловека в мире. С этой точки зрения культура пред­ставляет собой совокупность приобретенных в процессе социализации индивида пси­хо­логических черт его личности (в отличие от психических свойств, унаследованных им генетически). Таким образом, культура – это еще и главная «связующая нить» между личностью и ее социальным окружением, способ существования человека в обществе и мире.

Помимо внутренней структуры (связанной с разделением социальных функций между людьми, складывающимся в ходе их совместной жизни) культура обладает еще и имманентной динамикой. Эта динамика выражается, во-первых, в порождении новых социокультурных явлений (феноменов), изменчивости (развитии, росте, деградации и т.п.) по ходу времени уже име­ю­щихся, а также отмирании (или изменении значения, смысла, символической нагрузки) тех, что утратили свою социальную актуальность. Во-вто­рых, во взаимодействии культурных феноменов между собой в процессах их функционирования. И, в-третьих, культурная динамика проявляется в процессах объединения отдельных культурных явлений в системные (т.е. организованные, иерархизированные и т.п.) целостности и их функционировании и взаимодействии уже в качестве частей этого системного целого, а также в развитии или деградации и распаде этих культурных объединений (конфигураций). Традиционно принято делить культурную динамику на социальную, в ходе которой меняются по преимуществу лишь остро актуальные формы (продукты) социокультурного бытия людей, и историческую, в ходе которой меняются сами технологии (способы) осуществления социальной жизнедеятельности сообществ, принципы их коллективной организации и регуляции, познания и коммуникации. При этом прежние институты социального воспроизводства общества оттесняются в область приватного бытия, а их место занимают совершенно новые институты и способы трансляции социального опыта.

Все эти проблемы изучаются многими социальными и гуманитарными науками, а вопросами наиболее общего, универсального характера – формирования, существования и изменчивости культуры как целостного явления – занимается специальная отрасль знания – культурология. В отличие от социологии, изучающей наиболее общие формы коллективного сущест­вования людей, психологии, изучающей мотивацию их поведения, а также этнологии, изучающей национальные особенности их обыденного бытия, культурология исследует прежде всего культурное содержание (т.е. цен­ностно-смы­с­ловое) социальной жизни человека, тексты, в которых это содержание воплощается, и соответственно языки (как вербальные, так и невербальные), на которых это содержание передается от индивида к индиви­ду, от поколения к поколению. Культурология в целом является интегративной междисциплинарной областью знания; по некоторым определениям – интеллектуальной тенденцией познания культуры не только как предметной области, но и в значительной мере как проблемного поля смыслов коллективного человеческого существования.

Все проблемные области, рассмотренные выше, в той или иной мере относятся к сфере теории культуры. Но поскольку все явления, изучаемые культурологией, имеют какое-то историческое происхождение и, как прави­ло, подвержены историческим изменениям, в недрах культурологической науки складывается особое направление исследований, которое концентриру­ется именно на проблемах исторической динамики культуры, происхож­дения культурных феноменов, изменчивости фундаментальных принципов и технологий организации и осуществления социальной жизнедеятельности сообществ. Это направление получило название исторической культурологии.

Основная познавательная цель культурологии может быть определена как стремление увидеть и описать как прошлое и настоящее, так и вневременную сущность человеческой цивилизации как историю и сущность социальных норм коллективного человеческого бытия – форм социальной организации и ре­гуляции локальных сообществ, образов их жизни, структуры и смысловых акцентов картин мира, стереотипов сознания и поведения людей минувших эпох и современности и т.п., в отличие от «классической» истории культуры, писавшейся преимущественно как история шедевров – уникальных творений человеческого гения, всегда являвшихся более или менее очевидными исключениями из массовых и типичных норм и образцов культуры эпохи.

Это не значит, что культурология уклоняется от исследования процессов интеллектуального и художественного творчества. Но и при исследовании про­изведений искусства, философских или религиозных текстов культуролога интересуют прежде всего источники социального заказа на эти про­­изведения, их культурный контекст, степень идеологической ангажированности, общепри­нятые в то время нормы исполнения подобной деятельности, какие смыслы вкладывались в эти формы и на каких символических языках они выражались, каковы были допустимые границы интерпретаций канонических образцов, кри­терии оценки результатов и масштабы культур­ного влияния данных произведений и т.п. Культурология видит в событиях и продуктах социально-ис­то­рического бытия (включая художественные и иные произведения) прежде всего процессы и результаты реализации интересов и потребностей людей – жизнеобеспечивающих, жизнеохранных, познавательных, властных, сексуальных, психоадаптивных, прес­тижно-ста­ту­с­ных и пр. Некоторые из этих интересов су­ществуют в индивидуализированной форме (как потребность в социальной самореализации личности), другие – в групповой. Реализация групповых интересов, как правило, связана с более или менее стихийными процессами самоорганизации людей в устойчивые коллективы и выработки ими способов и правил коллективного взаимодействия и взаимопонимания.

Но этого оказывается мало. Культура в абсолютно «замороженном» состоянии (гомеостазе со средой) может существовать только в экстремальных природно-географических условиях (приарктических или экваториальных зо­нах, высокогорных районах и т.п.). В более спокойных условиях и обстоятельствах жизни «социальные конвенции» совместного бытия создаются сообществами «не навсегда». Каждому новому поколению приходится с большей или меньшей радикальностью переосмысливать, обновлять, развивать или, по край­ней мере, творчески реинтерпретировать их, вырабатывать новые эталонные образцы – «культурные тексты» (в религии, философии, искусстве, общественном сознании) и реализовывать их в уже новых исторических условиях существования, переводить их на новые более актуальные языки и коды культуры и транслировать следующим поколениям в постоянно обновляемом виде. А главное – производить все эти трансформации, сохраняя более или менее выраженную лояльность к историческому опыту и традициям своих предков.

Разумеется, степень радикальности тако­го рода трансформаций зависят от уровня развития общества и доминирую­щего вектора его существования: модернизационного или традиционного. Однако абсолютно «застыв­шие» в своей традиционности или, напротив, тотально отказывающиеся от своего культурного наследия культуры практически не встре






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.