Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 6. Средства обучения и контроля

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ВГУ»)

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Практикум по проектированию и экспертизе образовательной среды

наименование дисциплины

Пояснительная записка

Курс «Теория обучения» является продолжением (расширением знаний) курса педагогики, который читается студентам специальности 050711 –Социальная педагогика на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии. Изучение курса базируется на знаниях общей педагогики, возрастной физиологии и психологии.

Курс предполагает расширение базовых знаний, умений и способов деятельности в области теории и практики обучения.

Знания, полученные по курсу «Теория обучения», могут быть использованы студентами в качестве ориентиров в осуществлении профессиональной деятельности: выработке собственной методической системы, освоении основных методов и форм обучения, оптимизации средств обучения при работе с трудными, одаренными, педагогически запущенными подростками, с детьми, имеющими отклонения в развитии.

Задачи курса:

- освоить ключевые положения и проблематику современной дидактики;

- сформировать собственную педагогическую позицию по отношению к процессу обучения школьников;

- освоить формы и методы групповой педагогической работы в режиме оргдеятельностных семинаров, на которых научиться моделировать педагогическую реальность, научиться применять освоенные дидактические знания и способы деятельности на практике;



- приобрести навыки самостоятельного овладения знаниями, элементами научного мышления.

Предполагается использование следующих видов контроля: текущий, тематический и итоговый. Формы проверки разнообразны: опрос, тестирование, защиты творческой работы, взаимоконтроль и самоконтроль студентов.

Программа рассчитана на 95 часов, из них аудиторных занятий 76 часов, СР – 8,5 часа.

Требования к уровню подготовки студентов

У студентов должны быть сформированы следующие:

Компетенции:

компетенции компетенции компетенции

Знания

Умения

Владения [способы деятельности (или пишем навыки)]

 

Программа разработана на основе требований ФГОС по направлению 031300 – Социальная педагогика.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
лекции Семинары и пр.занятия Всего аудиторных Сам. работа
1. Дидактика как наука
2. Дидактические системы
3. Содержание образования
4. Организация процесса обучения
5. Формы и методы обучения 0,5
6. Средства обучения и контроля -
7. Творческий урок -
8. Инновационные виды обучения. Методики авторских школ
  Итого: 8,5

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. Дидактика как наука

Происхождение и развитие дидактики. Обучение и жизнь. Понятие «дидактика». «Великая дидактика». Дидактика Гербарта. Дидактика прогрессивистов. Дидактика как система.

Основные дидактические понятия. Образование. Тип образования. Обучение. Обучение и развитие. Обучение и воспитание. Обучение и творчество. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Двусторонний и личностный характер обучения.

Философские предпосылки отечественной теории обучения. Национальная идея в образовании. Идеи о смысле образования. Методологические основы образовательного процесса. Понятие и сущность образовательного процесса. (Движущие силы, противоречия и логика.) Методологическая модель образовательного процесса. Образ ученика.

Законы в обучении. Закономерности обучения. Принципы обучения: наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности, научности, связи теории с практикой. Принципы образовательного процесса: личностного целеполагания ученика, выбора индивидуальной образовательной траектории, продуктивности обучения, образовательной рефлексии.

Тема 2. Дидактические системы

Обучение на Руси. Народная педагогика. Древнерусские формы обучения. Становление отечественной дидактики. Система обучения М.В. Ломоносова. Свободная школа Л.Н. Толстого. Дидактика П.Ф. Каптерева. К.Д. Ушинский.

Советская дидактика. Система С.Т. Шацкого. Система А.С. Макаренко. Программированное обучение. Мыследеятельностное обучение. Проблемное обучение. Развивающее обучение. Отдельные дидактические направления.

Зарубежные дидактические системы. Система Сократа. Новая школа Френе. Система Монтессори. Вальдорфская школа. Современные зарубежные системы обучения.

Тема 3. Содержание образования

Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Концепции содержания образования. Понятие содержания образования. Основные теории содержания образования. Уровни представления содержания образования. Принципы построения содержания образования. Требования к содержанию образования. Базовая вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Структура общего среднего образования.

Личностно-ориентированное содержание образования. Личностный смысл содержания образования. Деятельностное содержание образования. Культурно-историческое содержание образования. Творческая составляющая личностно-ориентированного обучения.

Государственные образовательные стандарты. Базисный учебный план. Первая ступень – начальная школа. Вторая ступень – основная школа. Третья ступень – средняя (полная) общеобразовательная школа.

Образовательные программы и учебники. Конструирование образовательной программы. Знания и деятельность в образовательной программе. Учебники иучебные пособия. Структура учебника. Личностная ориентация учебника. Перспективы развития учебника.

Тема 4. Организация процесса обучения

Современные модели организации обучения. Конструирование системы занятий. Технологическая структура занятий. Технологическая карта. Тематическое планирование занятий.

Образовательное целеполагание. Таксономия целей обучения. Обучение учеников целеполаганию.

Индивидуальная образовательная траектория. Алгоритмы индивидуального образования. Рефлексия в обучении.

Тема 5. Формы и методы обучения

Формы обучения. Виды форм обучения. Индивидуальные занятия. Классно-урочная система и ее альтернативы. Лекционно-семинарская форма обучения. Групповые формы обучения. Экскурсии. Практикум. Деловая игра. Факультатив. Предметные кружки, мастерские, лаборатории. Олимпиады и конкурсы. Конференции. Консультации. Экзамен.

Методы обучения. Виды методов обучения. Эвристические методы обучения. Классификация методов обучения. Когнитивные методы. Креативные методы. Методы организации учения. Как выбирать методы обучения.

Системы занятий. Метод проектов. Эвристическое «погружение». Виды и типы творческих работ. Оценка творческих работ.

Тема 6. Средства обучения и контроля

Современные средства обучения. Классификация средств обучения. Методика применения средств обучения. Медиаобразование. Электронный учебник. Образовательный веб-сайт. Образовательные веб-квесты.

Диагностика и оценка обучения. Формы и виды контроля. Параметры образовательной диагностики. Диагностика личностных качеств учащихся. Диагностика и оценка творческой деятельности. Самооценка и оценка результатов обучения. Образовательные характеристики учеников.

Тема 7. Творческий урок

Обучение как сотворчество учителя и ученика. Разработка творческого урока. Эвристическое обучение. Открытые задания. Задания когнитивного, креативного и оргдеятельностного типов. Типы творческих уроков. Планирование творческого урока. Фрагменты планов творческих уроков. Внедрение творчества в обучение.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.